Страницы

понедельник, 29 марта 2021 г.

Куда идем?

 


                                Куда идем?



Именно так называлась небольшая статья в одном украинском интернет-издании, которую чудом согласились опубликовать хозяева этого футбольного ресурса. В русской версии сайта эта статья провисела всего двое суток, а в украинской версии, если не ошибаюсь, пару недель. 

Но и там ее тихо сняли. Это было действительно чудо, так как мои статьи и мои книги никто и нигде опубликовывать не хочет. Более того, когда они вникают в текст, то шарахаются от него, как черт от ладана.

Тогда, а это было за несколько дней перед позапрошлым чемпионатом мира по футболу, в телестудии Савика Шустера, известного международного журналиста, собралась элита украинского футбола. Шла неспешная беседа по поводу перспектив тех или иных команд на чемпионате мира. 

И вдруг, к Йожефу Сабо, ветерану украинского футбола, кто-то подошел и передал ему несколько листов бумаги. Йожеф Йожефович пару минут смотрел на эти бумаги, а потом разразился праведным гневом.

"Вы представляете, тут один пишет, что мы не туда идем! Да наша молодежка играла в финале чемпионата Европы, да мы, да мы, да мы..." - уста ветерана изрыгали гнев и возмущения в адрес автора статьи. Участники телевизионной тусовки присоединились к возмущению вопиющего со словами "кто это посмел?" или "что он себе позволяет" и т.д.

Как вы поняли, наверное, автором этой статьи, которая подняла в студии волну возмущения, был ваш покорный слуга. Меня тихо, а иногда и громко ненавидят сильные мира сего от футбола потому, что я посягнул на самое святое с их точки зрения: на их авторитет, выраженный в регалиях, званиях, ученых степенях и на их конъюнктурное благополучие.

Ведь если я окажусь прав, то зашатаются ножки их служебных кресел со всеми вытекающими. Мне иногда пеняют, что я, мол, отсиживаю свой зад и не создаю то, что могу создать. А кто мне позволит это сделать, ребята? 

Да меня сотрут в порошок, в одно мгновенье, а команду не допустят ни до каких-либо соревнований под разными предлогами. Когда я рассказывал рекотору киевского университета физкультуры о реальности создания Мастер-команды, представив ее в виде молодого саженца, который необходимо поливать, обкапывать и всячески ухаживать, ректор, влиятельный человек не только в сфере спорта, но и украинской политике, неожиданно встал из-за стола, взял кучу каких-то папок, и под предлогом спешки на совещание удалился, кинув мне на прощание одну только фразу: "А деревцо-то, можно и вырвать!". 

Эх, ребята, ребята. Мало кто из вас понимает, что борьба нового со старым это не академическая дискуссия, не праздная беседа за чашкой кофе. Это, ребята, жестокий бой не на жизнь, а на смерть.

Американского ученого, который нашел лекарство от любой онкологии со 100-процентной излечиваемостью, расстреляли из автомата в ресторане. Зашли двое и открыли огонь по столику, где сидела семья великого ученого. Не пожалели, ни жены, ни детей. Также были убиты все, кто работал с ним над изобретением.

Величайшего ученого 21 века Петра Петровича Гаряева, автора создания теории волнового генома, не стало месяц назад. Говорят, что ему помогли уйти. Ведь он у беззубых выращивал зубы, восстанавливал до идеального состояния любой орган человеческого тела, облучая его ДНК-лазером.

Три раза он создавал свои лаборатории и три раза руководство российской академии закрывало их без объяснения причин. А википедия окрестила гениального ученого, как деятеля псевдонауки.

Я бы мог вам привести еще десятки примеров, как цивилизованные дяди в супердорогих костюмах и галстуках закатывали под асфальт своих оппонентов, при этом не имея никакого отношения, ни к мафии, ни к другим уголовным структурам. Очень часто, когда кому-нибудь наступают на любимую мозоль, эта лощеная интеллигентная личность превращается в одночасье в зверя.

Что делать? Вы это хотите спросить? Делать то, что вам подсказывает логика и ваша совесть. Я - уже отрезанный ломоть, так как засветился на самых высоких уровнях со своими идеями.

Не случайно мне позвонили из Москвы и сказали, что я в черных списках федерации футбола Украины. Уверен, что и в России меня неплохо знаю, только делают вид, что меня и моих идей не существует.

Вы же нигде не засветились и не представляете угрозы для высших футбольных чинов. Делайте то, что нужно делать. А когда сделаете и молва о вас пойдет на весь мир, тогда уже остановить вас будет невозможно. Тогда и начнутся реальные, а не словесные реформы.

Извините, ребята, за длинное вступление. Просто этим хотел сказать, что ковровую дорожку новому в футболе никто стелить не будет. Старое, без боя, без смертельной схватки никогда не отдавало и не отдаст своих позиций.

Для таких людей личные звания, ученые степени и пр. намного важней судеб мирового футбола. Уверяю вас, что они даже согласятся, чтобы футбол сгинул с планеты Земля, лишь бы они остались со своими побрякушками на лацканах и со своими званиями.

Я это все испытал на своей шкуре. У меня все не выходит из головы комментарий, который я прочитал на днях. Смысл его следующий. Мол, техника это вторично, а главное в сегодняшнем футболе это скорость и физическая мощь. И это правильно - заявил автор комментария. Последнюю фразу я запомнил добуквенно.

Когда я писал эту статью, мне прислал весточку тренер команды, которую я курирую. Он сообщил, что его команда выиграла очередной турнир 8+1. Из четырех последних турниров они уступили в финале только однажды и то по-пенальти.

А теперь внимание! Последнюю игру последнего турнира они выиграли со счетом 12:0, причем в первом тайме убрали двоих своих игроков, чтобы как-то уравнять шансы, а во втором тайме убрали еще одного игрока и играли впятером против восьми соперников, но последние так и не смогли забить хотя бы один гол.

А теперь особое внимание! Ребята моего ученика по своим физическим данным значительно уступают сверстникам. В частности, прыгают с места в длину так, как прыгают ребята, которые на два года младше их. Со скоростью такая же плачевная картина и даже еще хуже.

И тем не менее, из четырех кубков взято три! Я никого и ни в коем случае не призываю плюнуть на скорость и на физические кондиции своих подопечных. Я просто вам показал, что творит техника!

Правда, вы мне можете не поверить. Но, я уже в таком возрасте, что врать мне просто неприлично. 

Эту статью я писал, когда команда только-только выходила на гектар - на большое поле - памятник идиотизму и преступной тупости высших футбольных чинов. Не должны 13-летние ребята, и даже 14-летние играть на гектаре!

Это все равно, что взрослых выпустить на поле 200 на 120. Начав играть, команда стала проигрывать и существенно. Вопрос, почему? Потому, что при таком возрасте и на таком поле главное это сила, скорость и выносливость. Выигрывает не тот, кто техничен, а тот, кто имеет физические лошадиные параметры, о чем пекутся их тренеры. Техника сейчас не в почете.

Итак, куда мы идем, ребята? Я имею в виду мировой футбол. Может быть, все нормально? Развитие футбола идет в правильном направлении и нечего тут пылить? Возможно, все возможно.

Только мне не нравится, когда футболист получает мяч у дуги штрафной, бьет по воротам, а мяч летит на три метра выше ворот. Причем ему никто не мешал бить.

Мне не нравится, когда идет адресный навес в штрафную и нападающий, которому никто не мешает, бьет головой на полтора метра выше перекладины. Мне не нравится, когда футболист принимает мяч, а последний отлетает от него на метр, и в результате мяч оказывается у соперника.

Мне не нравится когда игрок с мячом, видя, что партнеры перекрыты, не идет в персональную обводку, так как не умеет это делать и даже не делает ложный выпад, с целью выиграть для себя полметра пространства, чтобы ударить по воротам, а отдает мяч назад. Мне не нравится, когда фланговый прорыв заканчивается тупым навесом в толпу, вместо того, чтобы сделать диагональный контровой накат спайдеру.

Мне не нравится смотреть на футбол инвалидов, где 99 процентов всех игроков - одноноги. Мне не нравится, когда футболист с мячом бессилен, видя, как на него набегают сразу двое соперников. Он даже понятия не имеет, как уходить от двух соперников.

Мне не нравятся нулевые ничьи. Мне не нравится импотентность форвардов и хавбэков, которые беспомощны, поразить рамку, размерами  семь метров и тридцать два сантиметра на два метра и сорок четыре сантиметра, а говоря проще, восемь ярдов на восемь футов.

Правоногий игрок на дуге штрафной с мячом. Перед ним защитник, а правее и чуть ближе к воротам еще один защитник. Ударить по центру или в левую от вратаря часть ворот невозможно. Партнеры тоже перекрыты. Но, можно ударить в правый от вратаря угол, который почти закрыт защитником, обойти которого может только крученая траектория полета мяча.

Но, для этого, во-первых, нужно переложить мяч под нерабочую левую ногу, что бессмысленно, так как бить левой ногой мы не умеем. Но, есть другой шанс - ударить шведой и мяч точно окажется в сетке. Но, и этот удар не освоен футболистом.

Это мне не нравится. Все что, я сказал, ребята, мне очень и очень не нравится.

Этот список я могу продолжать до бесконечности. Если бы все это мне нравилось, то не было бы, ребята, этого канала. Ведь создание этого канала это крик души это отчаянная попытка, хоть что-то противопоставить современному мировому "гению" футбольных ученых, современным супертренерам, светилам от футбола, в истинности взглядов на футбол которых никто не сомневается, кроме меня и моих единомышленников.

Я много и часто думаю о футболе. Не понимаю, почему два-три часа в день это максимальная нагрузка для футболиста, а для циркового - пять-шесть часов, для артистов балета - пять-шесть часов, для метателей ножей - пять шесть часов, для пианистов - пять-шесть часов.

Может быть, футболисты физически неполноценные? Вроде бы нет. Тогда почему? Почему футбольные тренировки это, прежде всего, легкоатлетическая составляющая, а техника вторична? 

Почему футбольные тренеры плюют на персонификацию тренировочного процесса и, более того, запрещают индивидуально заниматься футболистам, особенно в академиях? Футболист это матрица мышечной памяти.

А для того, чтобы эту матрицу поддерживать на должном уровне нужно не то, что запрещать, а обязывать каждого футболиста работать индивидуально, причем программу такой работы должен утверждать тренер для каждого своего воспитанника. А мне со всех сторон жалуются, что работать индивидуально запрещено. 

И это при том, что в футбольных школах Германии тренеры дают индивидуальные задания на дом своим воспитанникам. Как же моей душе не кричать? 

Вы думаете легко смотреть,  без боли в сердце, на всю эту дремучесть наших футбольных спецов? Это мне не нравится.

Удары - главное оружие в футболе - считаются травмоопасными, оправдывая отсутствие работы над овладением ударного искусства... Мне совсем не нравится, что в футболе не развивают фотографическую память. А ведь без нее футболист полноценно играть не может, так как не может фиксировать ситуацию на поле, подняв голову на доли секунды.

Разве это футбол? Холуи от футбола кричат на всех углах, что все у современных мастеров рассчитано до сантиметра. А в реальной жизни я вижу, как подается угловой, и мяч перелетает толпу в штрафной на десять метров. На десять, ребята, на десять! Я не ошибся. Это не сантиметр, о котором говорят услужливые журналисты. Это тысячу сантиметров! Это что, случайное недоразумение?

Разве кто-то толкает того, кто исполняет подачу с углового? Нет. У исполняющего угловой гири на ногах? Нет. Тогда почему он меня, как болельщика, оскорбляет и унижает такой техникой? За что ему платят десятки тысяч долларов? 

Для футболиста футбольный Бог трехлик: это тренер, судья и болельщик. Футболист обязан относиться, как к Богу: к тренеру, судье и к болельщикам.

Футбольный Бог мертв. В этом вы можете убедиться, глядя на отношение футболистов к своему тренеру, судье и болельщикам. И это, ребята, мне не нравится.

В чем же ключ к золотой технологии подготовки футболистов и создании Мастер-команды? А он в том, чтобы найти оптимальное сочетание между легкоатлетическими данными футболиста и его техникой.

По-настоящему, это прояснится лет эдак через сто. Но уже сейчас я могу сказать с уверенностью, что техническая подготовка никогда не будет вторичной. Техника это лошадь, а легкоатлетическая подготовка это телега.

Лошадь должна тащить за собой телегу, а не наоборот. Сейчас же лошадь не тянет, и даже не толкает телегу. По щучьему велению или по велению Иванушки-дурачка, а скорее всего, по велению умников от футбольной науки и практики, телега сама едет впереди и тянет за собой технику-лошадь, которая еле стоит на ногах. И это называется прогрессом в футболе. Что делать?

Раз я критикую, значит должен и предлагать. А предложение мое озвучено в золотом, и я бы даже сказал, в бриллиантовом постулате новой футбольной идеологии, который звучит так: "Физика набирается в процессе шлифовки техники".

Тот, кто этого не понимает, может добиться успеха только за счет бабасиков, за которые он сможет купить в команду суперталантов. Другие пути к триумфу для таких закрыты. 

В чем секрет оптимальности сочетания техники и физики? - вы это хотите спросить? Здесь все просто. Обязательная программа это выведение индивидуальной техники игроков на уровень хорошо. Можно даже не стремиться к уровню "отлично".

И если вы видите, что менее техничные команды вам успешно противостоят, то только в этом случае, нужно будет усилить тренировки с помощью легкоатлетической составляющей. Но, если вы видите, что физика ребят вашей команды не уступает физике соперников, то тогда не тратьте драгоценное время и силы, а штурмуйте технический уровень "отлично".

Все это должно быть промодулировано морально-нравственным и духовным воспитанием подопечных, но о нюансах этой работы я уже говорить не буду, так как этой статье и ролику не будет конца.





среда, 24 марта 2021 г.

Ошибки в самостоятельной работе

 

                

               Ошибки в самостоятельной работе



Игорь Левицкий попросил меня высказаться на тему ошибок в индивидуальной работе. Диву даюсь, если честно. Мне казалось, что уже все темы подняты мною или намечены в плане озвучивания их.

Но, оказывается, что тем - бесконечное множество, и я этому очень и очень рад. Рад потому, что не остается белых пятен в понимании технологии подготовки футболиста, в понимании игры, в понимании, как создавать команду, как достичь уровня футбольного Мастера, чтобы не ты бегал за агентами, а они за тобой.

Итак, речь пойдет об ошибках в самостоятельной работе. Первая и системная ошибка это игнорирование стены.

Стена это тренажер, который, по своей эффективности, приближается к пушке и даже круче последней. Почему? Для функционирования пушки нужно несколько десятков мячей и человек, который будет обслуживать эту пушку. К тому же, нужно кому-то собирать мячи, которые отстреляла пушка.

Когда же мы имеем дело со стеной, то нужен всего один мяч. Тот, кто тренируется, всегда сможет настроить силу и вектор обстрела стены так, чтобы отраженный мяч летел с нужной скоростью и по нужной траектории.

Вторая ошибка - игнорирование работы по улучшению качества приема мяча с помощью уступающего движения. Стена здесь также поможет и очень эффективно в овладении этим фундаментальным техническим элементом.

Причем, нужно учиться обнулять скорость полета мяча не только когда принимаешь горизонтально летящий мяч, но и вертикально падающий или падающий по наклонной траектории. Третья ошибка заключается в следующем.

Футболист составляет план тренировок, пытаясь впихнуть в него весь технический арсенал. Это неправильно. Прежде всего, нужно составить список белых пятен в твоей технической подготовке. Составить нужно правильно и честно по отношению к самому себе.

Если будешь врать сам себе, говоря, что, ты, например, двуног или у тебя идеальный прием жестких передач или филигранная игра головой, то ничего хорошего от такой самостоятельной работы не будет.

Назвать самые распространенные белые пятна в подготовке футболистов? Без проблем.

1. Прием жестких передач с помощью уступающего движения.

2. Развитие голеностопных суставов.

3. Удар шведой (обязателен для всех фланговых игроков)

4. Дальнее и точное вбрасывание из-за боковой линии (обязательно для всех фланговых игроков)

5. Классический удар (обязателен для всех игроков центральной полосы)

6. Удар подъемом (обязателен для всех игроков нападения и полузащиты)

7. Подкаты - все три вида (обязательны для всех защитников и полузащитников)

8. Обводка или (и) противодействие ей (обязательно для всех амплуа)

9. Обводящие удары внутренней частью стопы (обязательно для нападения и полузащиты)

10. Точность и дальность диагоналей (обязательно для защиты и полузащиты)

11. Высота вертикального прыжка, как с места, так и с разбега (обязательно для всех амплуа)

12. Игра головой - подрезание мяча, остроугольный противоход, прямые удары головой и рикошетные удары от газона. Выносы мяча из штрафной.

13. Главное обманное движение

14. Одинарный переступ

15. Двойной переступ

16. Обводка на замахе

17. Проброс и оббегание соперника с разных сторон

18. Финт "под себя"

19. Прием низовых передач на скорости

20 Прием верховых передач на скорости

21. Точность коротких и средних передач

22. Исполнять все пункты, где это возможно, обеими ногами. 

Двадцать второй пункт это своеобразная вишенка на торте.

Вначале, когда начал озвучивать эти пункты, то ориентировался на действительно белые пятна. А потом понял, что весь технический арсенал, состоящий из самых важных технических элементов это огромное белое пятно в современном футболе.

А если так, то я уже не ориентировался на самые большие белые пятна в подготовке футболистов, а на главные технические элементы, составляющие основу, базис технической подготовки.

Как вы заметили, ребята, в этом списке нет ударов с лета, нет ударов головой в горизонтальном прыжке и многого другого. Еще раз повторю, что я ориентировался на технический базис футболиста, а не на весь технический его арсенал.

И вот когда ты определишься с приоритетным списком своих плохих умений, тогда нужно будет уже планировать работу над всем этим. Как?

Главная ошибка - попытка тренировать весь технический арсенал, требующий улучшения на одной тренировке. Это невозможно. А если уделять каждому нужному элементу одну-две минуты, то эффекта от такой работы не будет.

Возьмите себе за правило, работать не более, чем с семью техническими элементами. Это будет правильно. На одной индивидуальной тренировке ты работаешь с тремя техническими элементами, а на следующей - с четырьмя элементами. Таким образом, каждый из запланированных для шлифовки элементов, будет в фокусе внимания футболиста через тренировку.

Понимаю, что индивидуальные тренировки невозможны ежедневно, так как существуют игровые дни и дни тренировок с большой нагрузкой. Но, скажу крамольную вещь, с которой согласятся далеко не все.

Если будешь жалеть себя любимого, подсчитывая на калькуляторе затраченные калории, то прогресс твой будет очень медленный. Знаю, что это очень тяжело, но старайтесь выходить к стене или на площадку каждый день.

Выходить даже тогда, когда игра. Но, в день игры нагрузка минимальная, а в день тренировки - средняя. Если же есть день, когда официальной тренировки нет, то нагрузку нужно давать себе выше средней.

И самая большая, я бы даже сказал, роковая ошибка, системная ошибка многих футболистов заключается в том, что они иногда выходят на тренировку через не могу. Так делать нельзя!

Нельзя себя насиловать. Это не только бесполезно, а даже и вредно! Знаете, когда индивидуальная тренировка будет полезной? Тогда и только тогда, когда вы рветесь на нее, когда вы считаете часы и минуты до нее. Вот тогда будет точно толк!!!

Семь технических элементов, о которых я упомянул это работа на ближайших три месяца. В самом начале работы зафиксируйте точность с помощью мастерского коэффициента 0,7 или время исполнения с помощью секундомера или скорость полета мяча с помощью смартфоновского приложения. А через три месяца сравните стартовые показатели с теми, которые у вас будут спустя три месяца.

Если чувствуете, что показатели вполне удовлетворительные, берите в работу следующие семь технических элементов. Если же считаете нужным еще работать над частью технических элементов, над которыми работали три месяца, то оставьте их и дополните нужным количеством новых технических элементов. 

Но, в любом случае, количество элементов, над которыми вы работаете, не должно превышать цифру семь. Можно, в конце концов, работать и с четырьмя элементами. 

Нельзя игнорировать фотографическую память. Над этим можно работать по вечерам, сидя в кресле или на диване. Смысл прост.

Отец, мать, брат, сестра, бабушка (неважно кто) поднимает небольшую металлическую доску, расчерченную на двенадцать квадратов и покрашенную в зеленый цвет, на которой вначале развития фотографической памяти, будет всего две фишки - скажем, красная и желтая - две магнитные фишки.

Доску тебе покажут на одну секунду. Затем ты должен сказать, в каком квадрате была та или иная фишка. Скажем а1 или b2 или с3. Затем тебе будут показывать две фишки одного цвета и одну - другого. Затем все сложнее и сложнее. А в финале ты должен будешь безошибочно называть все шесть фишек одного цвета и другого цвета, которые бабушка или сестра расположили случайным образом.

Затем нужно закачать себе приложение NeuroNation и прокачивать себе каждый вечер мозги. Не забывайте о таблице Шульте. Если кто не знает, что это такое - прогуглите. Если этого не делать, то это тоже будет ошибкой. Ребята, в миллионный раз повторяю, что если вы хотите стать профессионалом с большой буквы, то прощайтесь потихоньку с соц.сетями - с бесполезной там болтовней и просмотром прикольных видео, танчиков и различных стрелялок. 

Таких видео, ребята, миллиарды, а жизнь у вас одна. И как вы эту жизнь проживете, такие и будут воспоминания перед возвращением домой.

Или вами будут гордиться дети, внуки и правнуки или... в общем, сами понимаете.

Все, ребята, в вашей власти. Главное, чтобы вы не обманывали сами себя и не жалели сами себя. А шли с бычьим упорством вперед, к достижению намеченной цели.



суббота, 20 марта 2021 г.

В тренеры только после бутс?

 


         Футбольный тренер это бывший футболист?



Дмитрий Рыбкин попросил меня высказаться по поводу реальной возможности стать профессиональным тренером, не имея игрового опыта профессионального футболиста. Боже, Боже, какая же это грустная тема!

Но, раз уж пообещал высказаться, то выскажусь. Ребята! Я обращаюсь к тем, кто сейчас играет и по завершению мечтает стать футбольным тренером. Эта информация будет для вас нелицеприятной, а иногда даже обидной, но если вы хотите не просто занести деньги и получить взамен корочку, а стать высоко профессиональным тренером, то прислушайтесь к сказанному здесь мною.

Эта информация вам стопроцентно поможет. Вначале давайте вспомним, что нужно знать футбольному тренеру для того, чтобы он не словах, а на деле мог создать высококонкурентную команду.

1. Анатомия человека – азы.

 2. Энергетическая структура человека на элементарном уровне (поля, чакры и их нематериальные производные). Золотое сечение - пропорция жизни. Эти знания нужны для того, чтобы понимать, что человек это не случайное соударение молекул, а Божье творение. Знать эти вещи это осознавать могущество человеческого Духа, что очень важно для создания команды, как духовного монолита.
 3. Психология на элементарном уровне
 4. Спортивная психология - азы
 5. Физиология – азы.
 6. Соционика  - азы.
 7. Логика - все те же азы.
 8. Эрудит-база (если хотите быть реальным, а не формальным лидером в команде) – азы ориентирования на местности, азы науки о выживании, азы культурного пакета (живопись, музыка, поэзия, литература, архитектура, история футбола, история родной страны) - знания, без которых вы никогда не станете неформальным лидером в команде.
 9. Понимание новой футбольной идеологии и ее методологической базы (на дворе – 21 век).
10. Основы этики и нравственности.
11. Нейро-лингвистическое программирование на самом элементарном уровне. Эти знания важны для формирования мотивации к самосовершенствованию футболистов.

12. Основы экстремальной медицины.
13. Основы риторики. Это знания важны для того, чтобы ни бэкать и ни мэкать, когда даешь интервью или отвечаешь на вопросы на пресс-конференции.
14. Принципиальная база тренировочного процесса - пакет принципов, являющихся каркасом планирования тренировочного процесса.
15. Научиться понимать природу сверхбыстрого межтаймового восстановления через изучение и понимание природы самых простых медитаций.
16. Изучить и пропустить через свое сознание главные постулаты новой футбольной идеологии.
17. История мирового футбола (на популярном уровне).
Эти семнадцать пунктов - не все, что должен знать тренер, но весомая часть его тренерского образования. Скажите пожалуйста, ребята, сколько вы знаете игроков, мечтающих стать футбольным тренером, которые за несколько лет до окончания своей карьеры футболиста, все свободное время посвящали изучению подобных дисциплин? 
Я таких не знаю. И не только не знаю, но и не слышал, чтобы кто-то из футболистов занимался подобным. А теперь вопрос.
Чего ждать от тренеров, которые за свою жизнь прочитали три книжки? Это в лучшем случае. Разумеется, я говорю не обо всех, а о большинстве.
Повесил футболист бутсы на гвоздь. Пришел на курсы с нужной суммой. Отшуршал тугриков, походил несколько раз на занятия, а иногда там не бывал ни разу, получил свою желанную корочку и...
И что ребята? Что дальше? Какие знания есть у такого тренера? Да, у него есть знания. Знания, когда футболистам нужно завтракать, когда обедать на сборах, когда писать и когда какать. Также такой тренер знает, как проводить тренировки: все прыгают, все бегают, все играют в двухсторонку.
У него даже есть представление о тактике. Правда оно глубоко ошибочно, но это никого не волнует. Глупость передается из поколения в поколение. Грустно.
Представьте себе, что человек закончил военную академию. Получил массу знаний, как руководить войсками, получил блестящие знания о стратегии и тактике, изучил до совершенства всю военную технику. Как вы считаете, такой офицер достоин того, чтобы командовать, например полком или дивизией?
Ответ, ребята очевиден. Но, только он не очевиден для ученых и специалистов от футбола. Они считают, что преимущество при отборе имеет не такой офицер, а рядовой, который сидит в окопах.
Ведь он знает, как рыть окопы, как смазывать оружие. Правда он не знает специфику связи между подразделениями, не знает тонкости тактических действий, не знает, как взаимодействуют стратегия и тактика, не знает характеристик орудий, танков, не знает, как организовывать тыловое обеспечение. Но, это никого не волнует.
Дело в том, что в некоторых, возможно и во всех (я этого наверняка не знаю) заведениях, где обучают тренерскому искусству, на вступительных экзаменах требуют сдачи легкоатлетических нормативов. А теперь ответьте мне, ребята, на фига попу гармонь? 
Какой воспаленный мозг придумал такое? Если я не быстро бегаю, то значит не могу стать футбольным тренером? Не хочется, ребята, ругаться матом.
А теперь отвечаю Дмитрию. Реальность того, что ты можешь стать футбольным тренером, не имея игрового опыта в качестве футболиста, очень невелика. Но, она есть.
Если занести нужную сумму нужному человеку, то, уверен, эти все проблемы будут решены в одно мгновенье. Настоящий футбольный тренер может и не знать многое из того, что я перечислил в вышеупомянутых пунктах. Но, то, что он должен иметь желание постоянно пополнять свои знания и мыслить творчески - обязательно.
У нас же, большинство тренеров имеет очень скудное образование. Это правда. Пока у нас будет такой подход к претендентам на звание футбольный тренер, такой футбол мы и будем наблюдать.
Здесь очень уместна народная мудрость: нечего не зеркало пенять, коли рожа крива.

В тренерском деле важен не только интеллект, который в дефиците у некоторых тренеров, но и эрудиция, которая в супер дефиците у большинства тренеров. Без эрудиции стать неформальным лидером в команде, стать авторитетом у ребят практически невозможно.

Тренер должен правильно отвечать на львиную долю вопросов воспитанников. И если ты, как тренер, не знаешь, как правильно ответить, то придумай пару убедительных отмазок, типа: "Извини, Петя. Я не хочу отвечать двумя словами, так как у меня сейчас мало времени. Обязательно тебе отвечу на следующей тренировке. Договорились?" - как-то так.

И придя домой, срочно гугли вопрос мальчишки и выясняй все до тонкостей. Тогда, придя на следующую тренировку, ты будешь выглядеть красавчиком. Ни один из мальчишек твоей команды не скажет, что тренер малообразованный. Вся команда будет гордится тренером, который всегда отвечает на все вопросы.

А теперь главная завершающая мысль. Если бы я был в приемной комиссии футбольной школы тренеров, то узнав, что передо мной бывший футболист, сделал бы галочку напротив фамилии такого кандидата. А галочка бы означала, что с этим парнем нужно будет поговорить особо, так как бывшие футболисты, за очень редкими исключениями,  не уделяют почти никакого внимания образованию и рассчитывают только на занесенную сумму тугриков.

Допускать такого к учебному процессу - значит сознательно хоронить свой национальный футбол. А если и допускать, то на выпускных экзаменах не взятку ждать, а три шкуры с них спускать, давая понять, что никакую корочку он не получит без реальных знаний.

Так должно быть. Остался лишь вопрос в самом образовании, которое сейчас не выдерживает никакой критики. Кто это все будет менять? Да, время поменяет все! 

В этом нет сомнений. Но, почему мы должны ждать века? Или, в лучшем случае, многие десятилетия? Почему? Чинуши от футбола своих позиций без боя не сдадут. Что делать?

Вы это хотите спросить? Брать Лигу чемпионов, брать кубок Мира, брать межконтинентальный кубок. Тогда к твоему мнению на триумфальной пресс-конференции прислушаются в верхних эшелонах власти. Вынуждены будут прислушаться.

Вот только тогда, именно тогда начнется национальный футбольный ренессанс. 

понедельник, 15 марта 2021 г.

Академическая мощь футбольных академий

 


       Академическая мощь футбольных академий




Настоящий ролик посвящен, прежде всего, футбольным тренерам и тем родителям молодых футболистов, которые надеются, что их сыновья и дочери впоследствии станут профессиональными футболистами. Знаете, как расшифровывается понятие "академичность"? Википедия говорит, что это строго научное исследование чего-либо, а затем объективное освещение такого исследования. 

Как субъективность отдельного индивида превращается в объективность знает только википедия. Но, не будем придираться к формулировкам. Я это все к тому, что если мы говорим об академии, то подразумеваем строго научный подход к обучению ребят. Ой ли!???

Этот ролик будет очень коротким, но это не означает, что он будет малозначащим. Многие люди, точнее болельщики и даже футбольные специалисты, не понимают, почему в детские и юношеские годы мы впереди планеты всей, а когда приходит время играть в молодежном формате, наши достижения куда-то испаряются, а игроки, которые еще несколько лет назад были кумирами, становятся никому не нужными.

Правда странно, что именно так происходит? А ведь этому есть объяснение. Эта причина настолько проста и понятна, настолько очевидна, так как лежит на поверхности, что начинаешь сам удивляться, почему ты это все понимаешь, в отличие от большинства академических футбольных тренеров?

Ничего объяснять не буду. Это сделает за меня мой ученик - Данияр Михрамов - тренер, который является моим единомышленником. Людей, которые мыслят абсолютно одинаково не бывает в природе.

И если мы с Данияром расходимся в каких-то вопросах, то это лишь незначительные нюансы, которые никак не влияют на единомыслие. Предлагаю и рекомендую послушать вам короткое полутораминутное видео, где мой ученик, всего за полторы минуты, как я уже сказал, доступно и четко покажет и расскажет, почему так происходит, что в детстве академии непобедимы, а ближе к молодежному возрасту становятся малозаметными на фоне других команд. 

Посмотрите это видео, где в конце увидите ссылку на его сайт. Эту ссылку вы увидите под этим роликом. Вам достаточно будет только кликнуть по ней. Там есть и еще будет много очень полезных статей в плане практического обучения ребят. Настоятельно рекомендую. 

Итак, включаю видео. Надеюсь, суть этого видео вам понятна? Грустно, не правда ли? До тех пор, пока академические спецы не поймут то, что футболист это матрица мышечной памяти, академии так будут представлять собой места концентрации ребят с максимально высокими физическими данными, и не более того.

Академии, к великому моему сожалению, не умеют трансформировать великолепную физику отобранных мальчишек в матрицу мышечной памяти. Вот почему к совершеннолетию, большинство выпускников академий никому не нужны.

Спасибо тебе Данияр за то, что ты, очень коротко и доходчиво, объяснил суть происходящего в обучении футболу на постсоветском пространстве.


пятница, 12 марта 2021 г.

Как стать профессиональным футболистом без ДЮСШ и академий

 


       Как стать профессиональным футболистом                                без ДЮСШ и академий




Айдар Муктаров попросил меня выложить ролик на эту тему. Вот его обращение ко мне: "Можно следующее видео про то, как стать футболистом в 16 лет, если до этого не занимался профессионально?? Пожалуйста ответьте. Спасибо" - вот такое обращение, такая просьба.

Это обращение меня заинтересовало. Если ответить в формате существующих традиций постсоветского футбола, то можно смело сказать, что стать профессионалом без обучения в академиях и ДЮСШ практически невозможно.

Но, есть исключение. У меня появилась классная идея. Но, эта идея сработает только тогда, когда молодой футболист будет со мной одной крови, как говорил Маугли. Такой футболист будет придерживаться намертво распорядка дня и добровольно откажется от всех прелестей окружающего мира.

Только в таком варианте можно стать профессионалом без каких-либо академий. Вначале два слова о том, почему успешно пройти просмотр 16-летнему парню невозможно.

На моем канале уже был разговор на эту тему. Какой-то практикующий тренер сказал, что слишком много чести пройти просмотр дворовому футболисту. Он, типа, нам не нужен, так как не хлебал щи с одной тарелки с нами.

Мы, мол, тут пахали, как проклятые, с нас, с семи лет, семь потов сходило, мы добились того, что стали лучшими из лучших, а тут какой-то выскочка претендует на место в команде, которое мы годами завоевывали кровью и потом. Вы понимаете, ребята, о чем идет речь?

Тренеры, тем самым говорят: нас не интересует техника кандидата в команду, нас интересует его спортивная карьера. Если он не обучался в ДЮСШ или в академиях, то он не одной с нами крови. Он - чужак, а следовательно нам не интересен. 

Есть еще и завуалированная причина неприятия таких дворовых вундеркиндов. Это личная неприязнь, основанная на элементарной зависти. А если проще, то большинство тренеров просто давит жаба, что они сами и их сверстники так и не вышли на такой уровень техники, который демонстрирует парень со двора.

Но, далеко не все тренеры - моральные уроды. Меня в молодости взял в команду киевского "Арсенала" тренер, которого не коробило от того, что я выходец из дворовой футбольной глубинки. 

Техника в академиях и ДЮСШ это, увы, плинтусный уровень, как бы они на меня не обижались и как бы ни возмущались. Ни одна академия, тем более ДЮСШ не ликвидирует одноногость футболиста, ни одна академия и ДЮСШ не ставит главных три вида удара молодым футболистам, ни одна академия и ДЮСШ не то, что не развивает кастинговое искусство у футболистов, а даже не знает, что это такое вообще!

Ни одна из академий и ДЮСШ не развивает способность фланговых футболистов вбрасывать мяч точно и далеко из-за боковой линии. Ни одна из академий и ДЮСШ не то, что не развивает у футболистов способность исполнять синхронизирующие передачи, а даже не знает, что это такое вообще! Ни одна из ДЮСШ и академий не дают знаний и опыта для овладения не таким уже и сложным, но очень эффективным искусством провокационного паса.

Вы понимаете, ребята, что этот список я могу продолжать до бесконечности, и ни один из деятелей ДЮСШ и академий не сможет и слова сказать поперек потому, что кроме физики они ничего путного предъявить не смогут. Кто-то может спросить, мол, почему я так ненавижу тренеров ДЮСШ и академий.

У меня контрвопрос: а за что их любить? Может быть за то, что запрещают ребятам тренироваться индивидуально? За их двойную мораль? 

Мне рассказывают, что за место в основе родители одного видного московского клуба платят деньги тренеру академии. "Что знают двое, то знает и свинья" - известная народная мудрость. Почему на этот факт закрывают глаза руководители московского футбола? Почему молчат рулевые российского футбола? Почему этот, с позволения сказать, тренер продолжает тренировать ребят? Почему он продолжает калечить их души?

К чему я это все говорю? Да к тому, что если ты, парень, ни одной минуты не занимался в ДЮСШ или академии, то не грусти, так как ты ничего ровным счетом не потерял. Твоя задача - преодолеть презрение к тебе тренеров и заставить их заинтересоваться твоей футбольной персоной.

И у меня есть на этот счет хорошая, как мне кажется, идея. Но, для того, дорогой мой Айдар, чтобы реализовать эту идею ты должен пахать так, как никто еще не пахал. 

Если говорить проще, то ты просто обязан иметь в своем рукаве несколько козырных тузов. Если их нет - то твоя затея изначально обречена; никто тебя смотреть не будет, а если и свершится чудо и на тебя посмотрят пару минут, то на этом все и закончится.

Ты должен понять, что ты для них - чужак, инородное тело. И если ты будешь играть даже на уровне игроков их команды, тебя стопроцентно никто в команду не возьмет.

У тебя может появиться шанс только тогда, когда ты будешь на голову сильнее их воспитанников. А если точнее - их игроков, потому, что, в большинстве случаев, воспитания в командах нет, а в некоторых даже не пахнет. Но, не хочу наступать на любимую мозоль своих оппонентов.

Ты должен выбрать три (желательно, три) козырных туза в специфике игры своего амплуа. Причем эти тузы должны быть такие, которые ты сможешь продемонстрировать на потенциальном просмотре.

Если ты вратарь, то должен продемонстрировать свою прыгучесть (заключи пари, что выпрыгнешь выше вратарей команды, куда хочешь попасть), покажи свою реакцию и, например, умение не тупо выбивать мяч в поле, а умение ловить мяч. Продемонстрируй точное вбрасывание мяча в игру рукой на тридцать метров. Если ты - центральный защитник, то покажи свой безукоризненный первый контратакующий пас в плане точности и плассируемости полета мяча, покажи свое умение исполнять удар с дальней дистанции после контрового наката, а также покажи свою непробиваемость в плане индивидуальной обводки.

Если ты вингбэк, то покажи умение исполнять точную диагональ на большое расстояние, свою выносливость и непробиваемость, а также сверхдальний вброс из-за боковой линии. Если ты - вингер - аналогично вингбэку.

Если ты спайдер - покажи умение играть с поднятой головой, а также три вида удара плюс культуру паса. Если ты - нападающий продемонстрируй игру головой, безукоризненное владение одинарным и двойным переступом, а также главным обманным движением и все три вида удара.

А теперь совет Айдару и всем, кто не имеет опыта обучения в ДЮСШ и академиях. Первое, что нужно усвоить, это то, что знать текущие дела клуба, куда ты хочешь попасть, необходимо на зубок. Плюс ты должен знать историю возникновения и спортивные успехи клуба, хотя бы за последние пять лет.

Оперируя фактами, которые знают не все работники клуба, ты произведешь впечатление, и тебе поверят, что ты не на словах, а на деле любишь клуб и живешь его заботами, надеждами и планами. А теперь второе.

Для того, чтобы добиться желаемого просмотра, необходимо проявить умеренную наглость. Она может быть проявлена в том, что ты, уважая достижения защитников или полузащитников или нападающих или вратарей, предложишь пари, что проявишь себя лучше, чем игроки команды.

Но такое пари нужно предлагать очень учтиво без заносчивого тона. Уверен в том, что эти два момента могут подвигнуть тренеров посмотреть тебя. И запомни: если ты будешь играть на уровне игроков желанной команды, то знай, что шансов у тебя ноль.

Тебе нужно показать такую игру, которая будет выделяться на фоне игры коренных игроков клуба, куда ты пришел на просмотр. Если не покажешь такую игру, то можешь даже и не дергаться.

А теперь главный вопрос: что нужно делать, чтобы показать игру, которая удивит тренеров? Отвечаю сразу: нужно пахать, пахать и еще тысячу раз пахать. Забыть про сладкое, забыть о социальных сетях, о тупом убийстве времени и всего себя посвятить футболу. Иначе никак.

Над чем конкретно нужно работать? Я уже сказал. Как построить тренировочный процесс? Думаю, что твоя одержимость и целеустремленность тебе подскажет. Врать самому себе не стоит, а нужно работать над тем, где у тебя явные провалы в технике. 

Работая именно так,  нужно параллельно выбирать для себя козырные карты, которые доводить до уровня тузов.

вторник, 9 марта 2021 г.

Провокационное проталкивание мяча

 


          Провокационное проталкивание мяча



Роберт Тихий, подписчик канала, попросил меня высказаться по поводу бега вокруг и поля и его возможной пользы для техники контроля над мячом. Отвечая, я вдруг понял, что упустил очень важную тему - полезный и эффективный технический элемент я не представил своим Подписчикам и гостям канала. Сегодня я исправлю эту ошибку.

Речь идет о техническом элементе, который неведом современному футболу. Почему я заявляю о его неизвестности? Потому, что понятие "провокационный пас" или другое название этого элемента, но с той же сутью я нигде не видел и не слышал.

Об этом молчат футбольные учебники, методички, труды футбольных ученых, высказывания футбольных тренеров и футболистов. Если кто-то из вас что-то подобное слышал, то сообщите мне. Возможно, я ошибаюсь и изобретаю велосипед, в чем я сомневаюсь.

Итак, начинаю. Вообще, бегать с мячом вокруг поля или по пересеченной местности или по аллеям или по дороге всегда было полезным мероприятием. Когда ты проталкиваешь мяч вперед, затем его догоняешь и снова проталкиваешь, то у тебя возникает определенный навык силы и частоты проталкивания для оптимально быстрого бега с мячом.

Но, то технический элемент, который я вам, ребята, с удовольствием дарю, никакого или почти никакого отношения к искусству контроля мяча на скорости не имеет. У этого элемента совсем другие задачи.

Как известно, когда ты бежишь с мячом, то твоя главная головная боль это держать мяч на поводке так, чтобы у соперника не было ни единого шанса отобрать мяч. Понятно, что если ты будешь пробрасывать мяч вперед очень часто, с максимальной величиной проброса в два метра, то мяч у тебя вряд ли кто-то отберет.

Но, такая частота проброса мяча замедляет движение футболиста с мячом. А большая величина проброса мяча увеличивает шанс его потери. Следовательно, нужно искать оптимальную величину проброса мяча. 

Тот технический элемент, который я сегодня презентую вам, ребята, направлен на то, чтобы как можно реже касаться мяча, проталкивая его на скорости вперед и... что? А теперь самое неожиданное, ... и получить возможность обыграть соперника, не обыгрывая его.

Сейчас все поймете. Еще раз повторю название этого технического элемента. Его название - провокационный пас. Знаете, что такое "провокация"? В переводе с латинского языка это вызов. Это подстрекательство к действиям, которые будут иметь тяжелые последствия.

Так трактует википедия. Провокационным пасом ты подстрекаешь соперника сделать ошибочное действие, в результате которого положение соперника усугубится.

А теперь, ребята, давайте детально разбираться, что же такое "провокационный пас". Я, кстати, о нем уже говорил, рассказывая о разрезающих передачах. Итак, ты стоишь у стартовой фишки, допустим, красной. 

До следующей красной фишки - десять метров. Представь, что вторая красная фишка это твой соперник. Стоя у стартовой фишки, ты должен сделать проброс мяча, но не просто проброс, а такой проброс, который спровоцирует соперника выброситься и попытаться выбить у тебя мяч из-под ног или вообще отобрать его у тебя.

А теперь простой вопрос: выбросится ли соперник на мяч, если ты его пробросил от себя на два метра? Разумеется, нет. А почему? Да потому, что тебе до мяча бежать два метра, а сопернику - восемь. Только дурак рванет отбирать такой мяч.

А если ты пробросишь мяч на четыре метра, то спровоцируешь ли этим рывок к мячу соперника? Уже шанс есть, но он минимальный. Так как даже плохо видящему и плохо соображающему видно, что к мячу быстрее подоспеет тот, кто его контролирует, нежели соперник.

А что, если мяч будет проброшен на четыре с половиной метра? Вот здесь уже можно реально рассчитывать на рывок неопытного соперника к мячу. Почему только неопытного? Потому, что опытный игрок заметит, хоть и призрачное, мизерное, но преимущество бегущего с мячом в расстоянии, которое у него меньше до мяча.

И это еще не все. Опытный игрок, пусть неосознанно, пусть интуитивно, но понимает, что к мячу ему нужно делать рывок из состояния покоя или даже мизерной отрицательной скорости (т.е. движения к своим воротам), а игрок с мячом уже находится в состоянии бега по направлению к мячу.

Все эти расчеты хороши тогда, когда рывковые возможности игроков из разных команд, приблизительно одинаковы. Если же их рывки кардинально разные, то вся моя арифметика тут плясать не будет. И, тем не менее, я исхожу из того, что два игрока из разных команд имеют одинаковые рывковые данные и, опираясь на это закончу свои рассуждения.

Итак, проброс на четыре с половиной метра уже может дать результат, но только, когда тебе противостоит неопытный футболист. На сколько же нужно пробросить мяч, чтобы спровоцировать рывок опытного игрока?

Такое расстояние, на мой взгляд, это 475-480 сантиметров. У игрока с мячом будет преимущество в 40-50 сантиметров, и эта разница в расстояниях до мяча настолько невелика, что и опытный игрок может быть спровоцирован.

А теперь давайте вычислим коэффициент провокации. Вы потом поймете, зачем он нужен. 475 см делим на 1000 см (это расстояние до следующей фишки или до соперника) и получаем 0,475. Округляем  и получаем коэффициент 0,48. 

Не всегда соперник будет находится от вас на расстояние десяти метров. Согласны? Как в этом случае тренировать провокационный пас? А вот здесь нам и понадобится коэффициент провокации - 0,48.

Вернемся к стартовой фишке, у который ты стоишь с мячом. Для того, чтобы ты визуально видел, в какую точку ты должен протолкнуть мяч, ее мы обозначим желтой или зеленой фишкой.

Итак, футболисту с мячом нужно пробросить мяч максимально далеко от себя, но так, чтобы его не потерять. При десятиметровой дистанции до соперника (следующая красная фишка) мяч нужно протолкнуть на 4,8 метра, согласно провокационного коэффициента 0,48.

Протолкнув мяч на это расстояние, игрок подбегает к мячу и проталкивает его до красной фишки. После второй красной фишки нужно установить следующую красную фишку. Расстояние до нее уже должно быть другим, отличающимся от десяти метров. Допустим, это будет расстояние в 15 метров.

Для того, чтобы спровоцировать соперника (третью красную фишку) на рывок к мячу, нужно определить на какую дистанцию нужно проталкивать мяч при 15 метровом расстоянии до соперника. Это определяется очень просто. 

Умножаем 15 метров на коэффициент 0,48 и получаем 7,2 метра. Именно на таком расстоянии от второй красной фишки нужно установить вторую зеленую или желтую фишку. Для полной конкретики рассчитаем еще и третий отрезок, скажем, флангового прорыва игрока с мячом.

Возьмем расстояние от третьей фишки до четвертой в двадцать метров. Тогда точку для желтой или зеленой фишки снова определим по простой формуле: умножим двадцать метров на провокационный коэффициент 0,48 и получим 9,6 метра.

При изучении этого технического элемента вы можете ограничиться, допустим, тремя озвученными мной расстояниями до воображаемого соперника. Но, я бы еще взял на вооружение расстояние в 30 метров. 

При таком расстоянии, дистанция от четвертой красной фишки до следующей желтой или зеленой будет 30* 0,48= 14,4 метра. Для фланговых футболистов такое упражнение обязательно.

Теперь настало время объяснить, почему именно так пробрасывая мяч вперед, ты потенциально обыгрываешь соперника. Думаю, что большинство догадалось. А для тех, кто не понял, скажу, что когда соперник рывком приближается к мячу, а ты его опережаешь на полметра или метр, то достаточно протолкнуть мяч еще на пяток метров и соперник окажется за спиной.

Почему это очень легко? Потому, что соперник бежит, и не на малой скорости к тебе, а ты бежишь в противоположном направлении. И когда ты касаешься мяча, проталкивая его еще дальше и продолжаешь бежать, то сопернику нужно остановиться и изменить направление бега на противоположное.

На это ему потребуется полсекунды, за которые ты и уйдешь в отрыв. Знаю, что у многих застрял в голове вопрос: а что, если соперник не выбросится? Что тогда? А ничего!

Тогда ты подхватываешь мяч и проталкиваешь его, в зависимости от местонахождения соперника. Желательно снова с провокационной пропорцией расстояний до мяча твоего и соперника.

В любом случае, приобретение навыка пробрасывания мяча на провокационное расстояние имеет безусловный плюс. И если, при дистанции в 30 метров до соперника, ты пробрасываешь мяч на 14,6 метра безуспешно в плане провокации, то зато ты бежишь свободно и быстро без проталкиваний мяча аж 14,6 метра, что ускоряет твое передвижение, допустим, по флангу.

Уверен, что любой человек, способной рационально мыслить, согласится с тем, что подобным техническим приемом полезно было бы владеть любому фланговому игроку. А если я правильно мыслю, то скажите мне на милость, когда осваивать этот технический элемент, если даже азбуку в клубах тренеры не хотят изучать? 

Где найти время на подобные футбольные эффективные хитрости, если мы постоянно бегаем вокруг поля, подобно группе здоровья 60+, прыгаем через барьерчики, подобно начинающим легкоатлетам, скачем по горизонтальным лестничкам, которые нужны, разве что танцорам, исполняющим сложные народные танцы, перебрасываемся мячом в квадратах, которые так напоминают игровую ситуацию, как вилка напоминает бутылку, наслаждаемся игрой в двухсторонке, где риск потерять мяч или сыграть неудачно в разы меньше, нежели в реальной игре, где соперник сопли вытирать тебе не будет, как и не будет жалеть твои ноги? Извините, ребята за такой длинный вопрос.

Так где найти время на презентованный мною технический прием? Мы не можем найти время на ликвидацию одноногости, на овладение ударным искусством, как и искусством подката, кастинговым искусством и многим другим полезным. Но, зато мы находим время на тренажерные залы, на занятия в смежных видах спорта.

Грустно все это, ребята. Очень грустно. Ведь по сути, вас выпускают академии или ДЮСШ не футболистами, а легкоатлетами с футбольным уклоном! Эх, как жаль, что я бессилен что-либо поменять.

Если бы Господь дал мне нужные полномочия, то первое, что бы я сделал, так это, в течение полугода подготовил бы аттестационную комиссию по аттестации аттестантов тренеров всех категорий. Затем утвердил бы программу овладения тренерами нужного объема знаний, чтобы постепенно, но уже через год начать переаттестовывать всех тренеров всех категорий. 

Затем я бы разделил обучение на две категории: высшую и низшую. Высшая это обучение Наставников, а низшая это рядовых футбольных тренеров - помощников Наставника в команде. Но, не думайте, что сдать экзамены на простого тренера будет легкой задачей.

Впрочем, извините меня, ребята. Я размечтался. Выбор, ребята, за вами. Или играть по принципу "бей - беги" или становиться настоящим футболистом.




пятница, 5 марта 2021 г.

Идеальная полуторачасовая тренировка

 


          Идеальная полуторачасовая тренировка



Роман Тарсинов попросил меня расписать идеальную тренировку, которая длится полтора часа. Мне предложен возрастной диапазон в 12-16 лет. Остановимся на возрасте детей в 13 лет.

Идеальную тренировку создать невозможно, хотя бы потому, что человек по своей сути не может принимать идеальные решения. Это подвластно только Богу. Поэтому будем говорить об эффективной тренировке.

Что, что, а эффективность тренировки я гарантировать могу. Ну что, начнем без долгих вступлений? Давайте.

1. Давайте сразу поделим длительность тренировки на минуты и будет оперировать минутами. Полуторачасовая тренировка это 90 минут. Сколько времени мы можем уделить разминке? Разминка вообще нужна? Конечно же нужна! Тогда сколько будем разминаться?

2. Длительность разминки - десять минут. Больше нет времени на разминку. Какова структура разминки? Это семь минут - суставная гимнастика. Кто не знает - прогуглите и узнаете. А три минуты это отдельная зарядка для голеностопов. Итак, десяти минут мы уже лишились. Осталось 80 минут.

3. Далее 50 м с мячом, но так, чтобы мяч не касался земли. Можно чеканить на ходу стопой коленом, плечом, головой - как угодно, но главное, чтобы мяч не касался земли или газона или паркета, в зависимости от того, где проходит тренировка. Тот, у кого мяч упал на газон, возвращаются в начало упражнения и снова перемещаются с мячом. Итак, до тех пор, пока тренер, свистком не прекратит упражнение. Это еще пять минут.

4.  Далее слаломный бег с мячом на 500 метров. В одну сторону - рабочей ногой вести мяч, а в обратную сторону - нерабочей ногой. Это еще семь-восемь минут. Возможно, десять. Кстати, хочу сказать, что хронометрировать упражнения нужно обязательно, так как время тренировки не резиновое, и чтобы идеально или, хотя бы с высоким качеством подобрать пакет упражнений на данную тренировку, необходимо знать, сколько заберет на себя время то или иное упражнение. Осталось 65 минут.

5. Ребята разбиваются на пары и работают с жестким пасом и приемом мяча с помощью уступающего движения. Т.е., задача пары - сделать максимальное количество передач и приемов, скажем, за одну минуту, работая на определенном расстоянии друг от друга и имея перед собой линии, отделяющие футболистов от запрещенной зоны. Если мяч при приеме выскочит в запрещенную зону, то ее нужно вначале вернуть в зону приема и пас, и только потом сделать передачу. Таких серий должно быть сделано за десять минут не менее пяти. Остается 55 минут.

6. Работа со скакалкой -  три минуты.

7. Отдых - две минуты. Остается 50 минут.

8. Передачи на векторную точность. Снова работаем в парах. Между игроками пары - створ, в который должны они попадать. За минуту показать максимальное количество попаданий. Все передачи - низовые. За десять минут сделать минимум пять минутных серий. Остается 40 минут. 

9. Кастинговая точность - снова работа в парах. Сделать пас плассером или хотя бы просто передачу по воздуху, но так, чтобы мяч приземлялся в заданной точке. Каждый из пары должен сделать около тридцати исполнений такого паса. Такая работа должна вложиться в десять минут. Остается полчаса.

10. Можно сделать двухминутный перерыв, сделав в течение его необходимые указания или познакомив ребят с интересной информацией.

12. Чеканка мяча головой - три минуты. Остается 25 минут.

13. Работа с ударами. Прием жесткой передачи от пушки с помощью уступающего движения с последующим ударом в рамку подъемом в заданный квадрат, обозначенный натянутыми в рамке веревками. Пять минут.

14. Работа с ударами. То же самое, но удар внутренней частью стопы (нужно обойти ударом вертикальный шест). Пять минут.

15. Работа с ударами. То же самое, но удар шведой с обхождением мячом вертикального шеста. Еще пять минут. Если нет пушки, то жесткие передачи делает тренер или кто-то из игроков. Остается десять минут.

16. Игра три в три навылет. Еще десять минут. 

Конец тренировки. Вот расписывал я эту тренировку и поймал себя на мысли о том, что полтора часа для 13-летнего парня это очень мало. Уже пора переходить на двухчасовые тренировки.

Что касается перерывов, то они должны происходить по свистку тренера, который видит состояние мальчишек и понимает, что пора отдохнуть хотя бы несколько минут. Жестких указаний по времени перерыва быть не может, так как упражнения на разных тренировках могут быть и бывают разные по интенсивности, энергоемкости и т.д.

И еще, дорогой мой Роман. Ты должен понимать, что тренировочный процесс должен опираться на принципиальную базу. У меня где-то есть ролик, посвященный новым принципам тренировочного процесса. Их больше двух десятков.

И если ты будешь придерживаться этих принципов, то никогда не скатишься на тропинку бесполезности и вредности. Тренировочный процесс это бездонная тема, которую исчерпать невозможно. Поэтому, ограничиваюсь исполнением твоей просьбы.

Те упражнения, которые я рекомендовал в этой тренировке просто обрекают ее на эффективность. Еще  нужно говорить о вариативности структурирования тренировки, о вариативности самого пакета упражнений, подготовленного к данной тренировке, а также обязательно нужно говорить о влиянии игры команды в прошедшем матче на структуру тренировки, о персонификации тренировочного процесса и т.д.

Нет, нет, пора заканчивать, иначе этому ролику не будет конца.

понедельник, 1 марта 2021 г.

Вариативность амплуальных стоек футбольной команды

 


              Вариативность амплуальных стоек                                       футбольной команды

 


Начну с неожиданного. Да, ребята, все так заинтересовались футбольными задачами, все так воодушевились, что аж никто мне не прислал ни одного видео игры, либо своей команды, либо команды, которая является любимой для футболиста.

Так что, нарезать мне видео нет возможности для создания футбольных задач, так как видео мне никто не прислал. Грустно. Но, ничего, переживем и это.

Придется мне находить старые видео и нарезать их. Когда это все будет - не знаю, так как сейчас очень много работы по написанию книги, да и статьи тоже поджимают.

Теперь два слова о таблице Шульте. Мой хороший знакомый, программист Антон, написал программу, где можно без проблем тренироваться с таблицей Шульте. Ссылку на мой гугл-диск, где расположена эта таблица будет под каждым видео, начиная с этого. В папке "bin" вы найдете файл Shulte Table.exe. Кликаете по нему и запускаете программу.

Программа простая, надежная и очень удобная. Там можно меня, как величину цифр в клетках, так и количество рядов и столбцов. А как только нажмете на цифру 1 сразу же запускается таймер, который считает секунды до тысячных долей. Рекомендую.

И еще. Подписчик Ильфат прислал мне древнюю книгу "Футбол"(1948 год) написанную Товаровским М.Д. и попросил высказаться о ней. Если честно, то я даже не хотел ее открывать. Но, так как парень попросил, обманывать его не захотел и, все же, открыл книгу.

Как я предполагал, книга давно устарела, в плане понимания игры, но в плане техники отдельно взятого футболиста ей нет цены! Таких книг сейчас нет, а польза от нее есть определенная, можете мне поверить. Так что, настоятельно рекомендую ознакомиться с ней тем, у кого есть проблемы с обработкой мяча и работы с мячом в целом.

Теперь, когда меня будут спрашивать, какие футбольные книги мне читать, буду отправлять к ссылкам под видео, где есть три книги, одна из которых моя. Также будет полезно знакомиться с содержанием других моих книг. 

А теперь перехожу к содержанию этой статьи и ролика. Извините за очень длинное вступление.

С такой информацией, как вариативность амплуальных стоек футбольной команды, вы, дорогие мои Подписчики и гости канала, не познакомитесь нигде: ни в футбольных книгах, ни в статьях футбольных спецов и журналистов, ни в каких-либо интервью, ни в диссертациях и рефератах футбольных ученых. Ее вы можете почерпнуть только на ресурсах вашего покорного слуги - на моем блоге и на моем ютуб-канале.

Почему? Потому, что современный футбол еще не вырос из своих детсадовских штанишек со шлейками. Можно сколько угодно кричать: "Я взрослый, я взрослый", но положение вещей от этого не изменится.

Знаете, чем отличается мышление ребенка от мышления взрослого человека, которое впоследствии выражается в принятых решениях? Ребенок, очень часто, мыслит иррационально, эмоционально, мало обращая внимания на самую элементарную логику.

Взрослый же человек старается мыслить и действовать на основании логики, рационально, ориентируясь на опыт в смежных сферах деятельности. Знаете, почему современный футбол пробуксовывает в своем развитии?

Знаете, почему за последние 50-60 лет баскетбол повысил свою результативность в двое, а в футболе, как были нулевые ничьи, так и остались? Знаете, почему современный футбол одноног и безударен? Знаете, почему успешную индивидуальную обводку, особенно на постсоветском пространстве нужно искать днем с огнем и не найдешь?

Потому, что за рулем футбольной машины, кстати сказать, очень классного агрегата, классного механизма, в виде прекрасных полей, замечательных залов, тренажерных комплексов, восстановительных мероприятий и т.д., сидит ребенок! За рулем футбольной современной машины сидит ребенок!

Как только взрослый посадит этого ребенка на пассажирское сиденье, а сам сядет за руль, все в футболе, волшебным образом изменится. В течение десяти лет, могу дать стопроцентную гарантию, нулевые ничьи исчезнут из футбольной статистики, как капли росы на солнце.

Кто такой взрослый? Вы это у меня хотите спросить? Это футбольная философия, основанная на логике, рациональном мышлении и элементарном здравомыслии. И до тех пор, пока глупость будет править бал в современном футболе, мы так и будет давить на акселератор, намертво упершись бампером в скалу.

Настоящий материал посвящен, прежде всего, футбольным тренерам. Извините, дорогие мои футболисты за то, что сразу не предупредил. Но, думаю, что и вам будет полезно познакомиться с настоящей информацией.

Речь пойдет о так называемых тактических схемах. Я уже много раз говорил и еще раз скажу, пользуясь случаем, что никакого, абсолютно никакого отношения эти схемы не имеют к тактике. Тактика - инструмент реализации стратегического решения.

А схема, которая, априори, статична, не может быть  тактикой в принципе. Тактика предусматривает определенные действия. С бумажкой, где нарисована та или иная, так называемая, тактическая схема, можно, в лучшем случае, сходить в отхожее место, но никак не помочь в решении стратегического замысла.

Еще и еще раз повторяю, что тактика без стратегии существовать не может в принципе! Что же такое современные так называемые тактические схемы? 

Я уже неоднократно отвечал на этот вопрос. Это не что иное, как амплуальная стойка команды, которая подобна стойке бойца, вышедшего на поединок с соперником.

Стойки у бойца бывают разные: нейтральные, оборонительные или атакующие. Это закон сражения, закон противостояния, и футбол здесь - не исключение.

Меня всегда умиляли, умиляют и будут умилять заявления о том, что та или иная тактическая схема самая классная, самая эффективная. Вы выходите на игру в атакующей стойке, не зная, что в атакующей стойке выходит и соперник.

А в результате начала схватки выяснилось, что атака соперника оказалось намного мощнее атаки вашей команды. Что делать в этой ситуации? Оставаться в той же стойке или поменять атакующую стойку на оборонительную?

По-моему, логично последнее. Как вы считаете? Тогда почему никто в футбольном мире не говорит о динамичности веера амплуальных стоек команды? Почему никто не говорит о вариативности этих стоек? 

У вас в кустах лежит рогатка, копье и автомат. Вы знаете, что с минуты на минуту на поляну выйдет ваш враг, так как вы договорились о выяснении отношений.

Подумав о том, что вражина выйдет с голыми руками, вы решаете подстраховаться и взять с собой рогатку. Взяв ее с собой и выйдя на поляну, вы в ужасе обнаруживаете врага с калашом в руках!

Что вы будете делать? Начнете бой с рогаткой против калаша или  нырнете в кусты, чтобы уравнять шансы, взяв вместо рогатки свой калаш? Неужели останетесь с рогаткой?

Я понимаю, что любое сравнение хромает. Но, в приведенном мною примере есть логика. Если вы видите, что, начав бой, в отличие от моего примера, когда еще до боя все становится ясным, ваша стойка, как бойца, оказывается не эффективной, то только глупец не поменяет свою бойцовскую стойку на более эффективную.

Но, наши высшие мировые футбольные умы с этим не согласны. Они, с упорством, достойным другого применения, на всех углах кричат о том, что эффективна та или иная тактическая схема, подразумевая, что она должна использоваться на протяжении всего матча.

Ни один футбольный специалист, ни один футбольный ученый, ни один практикующий футбольный тренер не говорит о стартовой амплуальной стойке. Если твоя команда вышла с четырьмя нападающими, а ее, как тузик тряпку рвет на куски соперник, не выпуская с твоей половины поля, то неужели до конца игры так и будешь упорствовать в своей глупости и держать на поле четырех нападающих?

Или все же, оставишь только двоих, заменив двух других защитниками или одним защитником и одним полузащитником? Может быть, я не логично рассуждаю? Мне кажется, что логично.

А вот что касается профессиональных взглядов современных футбольных тренеров, то они очень напоминают ментальность ребенка, которому понравилась игрушка. То, что она сломана или может нанести ему травму, его не интересует. Для него главное - что она ему нравится.

В этом я вижу иррациональность мышления современных футбольных спецов. Стартовая амплуальная стойка команды может не меняться в течение всего матча только в двух случаях.

Первое. Это когда ты правильно оценил потенциал соперника или даже переоценил. Второе. Это когда ты не в состоянии признать собственную ошибку на старте игры и продолжаешь упорствовать в своей глупости.

Есть еще одна причина - не проявлять консервативность в отношении выбранной на игру амплуальной стойки. Это тот случай, когда план на игру выполнен и даже перевыполнен, и есть смысл проверить команду, используя принципиально другую амплуальную стойку для наигрывания тех или иных стратегических решений и их тактического инструментария.

Например. Команда ведет в счете 4:0 и окончательный результат игры ясен самому тупому. В этом варианте, тренер, возможно, захочет проверить контратакующие способности команды, оставив в составе двух нападающих, укрепив оборону защитниками и откатившись в глухую оборону.

Хочу сказать еще два слова об универсальности игроков в современном футболе и о тотальном футболе. Я много слышу от игроков и от журналистов, что тот или иной игрок может играть только на одной позиции и совершенно беспомощен на другой.

О чем это говорит? Это говорит, прежде всего, о том, что универсальность такого игрока нулевая.

А если так, то о тотальном футболе, когда нападающий может уйти в оборону а правый вингер может поменяться местами с левым вингбэком, можно забыть на долгое время. Думаю, что это забытье продлится не менее ста лет, к великому моему сожалению.

Представь, что, по тем или иным причинам, ты, как главный тренер команды, использовал все возможные замены в матче. Больше менять игроков ты не имеешь права.

У тебя на поле три нападающих, а тебе нужен, как воздух, еще один защитник. Что ты будешь делать? Разве что, курить бамбук. В такой ситуации, легко вопрос решается за счет универсальности. 

Т.е., нападающий уходит в оборону и выполняет там функцию защитника. Нет ничего проще. Но, для этого "простого" решения нужно что? Что нужно для этого, ребята? 

Правильно, нужна универсальность игроков, которой даже не пахнет. У нас правый защитник не может играть левого. А о взаимозаменяемости в линиях команды можно только мечтать, за редкими исключениями.

Скакание по горизонтальным лестничкам на тренировках и прыжки через барьерчики, равно, как и дурачество в квадратиках не решали, не решают и никогда не решат проблему универсальности игроков команды. Уж извините за прямоту и горечь правды.

В завершение этой статьи и ролика хочу сказать следующее. Знаю, что не всем нравится моя категоричность и более, чем вызывающий характер моей критики современного футбола.

Извините меня ребята за это, но другим я не буду. Мне все равно, как на меня смотрят: как на критикана, как на простого болтуна, как на дилетанта или еще как.

Я высказываюсь о футболе так, как вижу ситуацию в современных футбольных реалиях, как мне подсказывает логика, здравый смысл и моя совесть. И помогают мне утвердиться в правильности моих взглядов многочисленные благодарности, которые я получаю не только от футболистов, но и от тренеров - тех тренеров, которые не зашорены существующими тренерскими догматами.

Я делал, делаю и буду делать все, чтобы футбол в этом мире стал лучше. А если это кому-то не нравится, то это не мои проблемы. Я честен перед своими Подписчиками и гостями канала.