Передача мяча в футболе
Подписчик "Footmans" попросил меня, как можно подробнее рассказать о передаче мяча. Выполняю его просьбу.
Мне вот только странно слышать, как не только автор просьбы, но и много других ребят обращаются ко мне с просьбами рассказать о том или ином моменте в футболе. У всех этих ребят есть команды, в которых есть тренеры, и которые обязаны удовлетворять любопытство своих подопечных. Например.
Автор просьбы о передачах просит рассказать, в частности, о приеме мяча в недодачу. А почему твой тренер не расскажет тебе об этом? Или вы, ребята, боитесь спрашивать?
Если боитесь, то ваши отношения с тренером плохи. Ведь тренер должен быть для вас учителем во всем, и не только в футболе. Скажу так: если тренер избегает ответов на вопросы, то лучше его оставить в покое. Это, как минимум.
А как максимум, ищите другого тренера, который ни одного вашего вопроса не оставит без ответа. Итак, начнем с приема мяча в недодачу. Это, правда, не передача, а прием, но раз уж автор просьбы конкретизировал этот момент, то придется ответить.
Прием мяча в недодачу. Название, как мне кажется имеет следующие корни.
Кто-то когда-то сделал партнеру сопливую передачу. Он, как бы дал мяч партнеру с помощью паса, но из-за сопливости последнего мяч был не додан, т.е. не имел нужной скорости, чтобы можно было сказать о полноценной передаче мяча.
Так как мяч, из-за малой скорости полета не дошел до партнера, т.е. был не додан, то адресату передачи пришлось сделать рывок навстречу мячу, чтобы его принять, т.е. принять недоданный мяч или принять в недодачу. Прием мяча в недодачу это движение адресата передачи навстречу летящему мячу.
Но, принимать мяч в недодачу совсем не означает, что речь идет о сопливой передаче. Принимают мяч в недодачу для того, чтобы получить пространство, получить несколько десятых секунды, чтобы можно было развернуться и эффективно действовать против находящегося за спиной защитника соперника.
Озвучу несколько важнейших моментов, касающихся передачи мяча в футболе.
1. Мяч летит быстрее, нежели бежит футболист. Эту мысль причисляют к творчеству Лобановского, но думаю, что еще до него эта простая истина была известна любому здравомыслящему тренеру и футболисту.
Удивительно, но эту очевидную аксиому, почему-то, многие забывают, начиная возить соперника и забывая о том, что партнеры, часто неприкрытые партнеры умоляют о передаче, но самовлюбленный технарь оказывается слепо-глухонемым.
Передача это скальпель в руках команды, который нужно применять, видя, как соперник, сконцентрировавшись на одном малом участке поля, наделал в своей обороне много дыр. Высокая культура паса плюс высокая культура приема мяча плюс умение быстро и правильно читать игру делает ворота соперника беззащитными.
Да, да, вы не ослышались. При таких параметрах атакующей команды, защищающаяся сторона однозначно обречена даже при полной ударной импотенции нападающей команды.
Но, это не означает, что воспевая передачу мяча, ваш покорный слуга пренебрегает ударным искусством. Ответьте на простой вопрос: где вероятность попадания мяча в рамку ворот соперника больше - после пяти передач и приемов мяча с завершающим ударом с близкой дистанции или после одного единственного удара со средней или дальней дистанции?
Для тех, кто дружит с теорией вероятностей абсолютно ясно, что второй вариант более вероятен. Но, оставим за скобками суперэффективность ударной стратегии. Мы сейчас говорим о передачах.
2. Передавать мяч, как и принимать его необходимо одинаково успешно обеими ногами. Иногда просто нет времени и пространства, чтобы подстраиваться рабочей ногой для исполнения передачи. Жрецам одноногой футбольной идеологии рекомендую пропустить мимо ушей сказанное в этом пункте, чтобы не расстраиваться.
3. Точность передач это не игровая лотерея, а кропотливый труд на индивидуальных тренировках, так как на официальных тренировках вы ощутите трескучий мороз со стороны ваших тренеров. Делать точную передачу это все равно, что метателю ножей попадать в мишень. А последние, как известно, пашут ежедневно по 4-6 часов.
Они - не сумасшедшие. Они прекрасно знают, что мышечная память требует адских усилий и целеустремленности. Аналогично и в футболе. А вы, ребята горемычные, думаете, что отбегав два часа официальной тренировки четыре раза в неделю, будете уметь все на футбольном поле. Не будете!
Впрочем, это не моя забота. Хотите стать такими футболистами, чтобы в сиянии ваших успехов померкла слава Месси и Рональдо? Нет проблем. Нужно только одержать маленькую победу - Победу над собственной Ленью!
Кому-то снег мешает тренироваться, у кого-то слишком много домашней работы по школе, кто-то впадает в уныние от тренерских пинков. Это все пыль...
Без аскезы, без жертвенности, без суровой самодисциплины вы никогда ничего не добьетесь существенного. Возможно, даже будете играть в постсоветской премьер-лиге, но это не уровень. Во всяком случае, для меня.
Занимайтесь ребята кастинговым искусством (попаданием в определенную точку поля). Как вы можете делать точные диагонали, если вы их не тренируете? Несколько попыток за одну тренировку? Это смешно.
Для того, чтобы ваши диагонали были точными, нужно каждый день делать несколько десятков диагоналей на определенное расстояние. А с учетом того, что нужно уметь делать точные диагонали, хотя бы на три разные дистанции, то количество попыток возрастет до 90. Чувствуете?
А удары? А подкаты? А удары головой? А точные и дальние вбрасывания из-за боковой? А индивидуальные обводки? А блокировки обводок? А уход от набегающих соперников?
А ведь все это требует многократных повторений. Теперь вы понимаете, что официальная тренировка это общий игровой тонус и не более того? Никто, никакой дядя вам не поставит удар или точный пас без вашей кропотливой ежедневной работы!
Один футбольный блоггер, обучающий подписчиков с помощью своих видео, на днях сказал, что для высокого уровня удара, навеса и т.д. Я чуть не подавился, когда услышал слово "навес".
Ребята, вы знаете, что такое "навес"? Сам термин говорит против себя. Навес это не пас, так как последний требует точности, т.е., исходной точки паса и точки поля, где партнер должен принять этот пас. Навес это посыл мяча в толпу. Навес априори безадресный.
Как оказалось, культуру навеса можно развивать. Но, такие термины нужно выжигать из футбольного лексикона каленым железом. До тех пор, пока тренеры будут пользоваться этим термином мы будем наблюдать на футбольных полях унылую и убогую игру.
Вершина искусства паса это не просто точный пас. Это умение исполнять провокационный пас, о чем я уже говорил и повторяться не буду. Виды передач и способы их исполнять я здесь тоже перечислять не буду - слишком много уже сказано. На канале достаточно информации на этот счет.
Просто мне не хочется озвучиваемую тему превращать в аудиокнигу. Есть обычные передачи на большую дистанцию, есть передачи плассером, есть передачи пяткой и передачи в одно касание.
Каждый вид передач требует большого объема расшифровки. Футболисты должны стремиться к тому, чтобы передачи были как можно жестче, так как это дает адресату передачи время на обработку и принятие решения.
По проценту жестких передач можно судить об игровом потенциале команды. Но, жесткие передачи невозможны без их приема, иначе какой в них смысл, если мяч будет отлетать от партнера, которому сделана передача?
Еще раз хочу повторить главную мысль: передача подобна скальпелю, и ее можно разрезать оборону в любом месте и самым неожиданным образом. Главное - выполнить эту передачу ювелирно, филигранно.
А мы в тренажерных залах рельеф качаем, бегаем в бронежилетах играем в низкоэффективных двухсторонках. В завершение, здесь это очень кстати, вспомнил игру своей молодости.
Сборная нашего полка играла на первенство армии с приехавшими на наше поле гостями - футболистами из другого полка и дивизии. Когда команды вышли на поле, то мне хотелось под землю провалиться от мелкоты нашей команды.
Самый высокий игрок у нас был 175, а самый тяжелый - 69 кг. Напротив нас стояло одиннадцать шкафов, которые были на полголовы выше и существенно тяжелее моих партнеров.
Приветствуя соперников моя команда хором пропищала что-то своими тонкими голосками. Со стороны же соперников мы услышали много басовых и баритональных звуков. В общем, если оценивать внешне две команды, то это явно предвещало избиение моей команды. Внешне мы были явно мальчиками для битья.
Матч закончился со счетом 10: 4 в пользу моей команды. Еще тогда полвека назад я убедился в том, что техника в футболе определяющая, чтобы кто бы ни говорил. Это мое мнение, которое я никому не навязываю.
Заканчиваю, иначе никогда не закончу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий