Страницы

понедельник, 12 февраля 2024 г.

Главный страх тренера

 


                     Главный страх тренера



Страху футболиста я посвятил два ролика. Они называются "Страх футболиста" и "Главный страх футболиста". Мне было что сказать, чтобы исполнительское мастерство игроков было лучше.

А что с тренерами? Я далек от мысли, чтобы считать тренеров совершенными в своем ремесле. У тренеров, как и у футболистов много профессиональных проблем.

Но, есть ли у них, у футбольных тренеров страхи? Можете не сомневаться, что есть. Этих страхов, как и у футболистов, очень много, и это нормально для любого человека, а не только для тренера.

Я в этом ролике остановлюсь на двух страхах, которые заслуживают внимания в первую очередь. Первый страх лежит на поверхности, но его стараются не замечать.

Это страх белой вороны. Дело в том, что любой тренер - представитель системы, которая устанавливает свои законы в футбольной индустрии. Если промышленность выпускает барьерчики, то ими, так или иначе, но пользуются все или почти все.

Если промышленность выпускает горизонтальные лестнички, то ими, так или иначе, но пользуются все или почти все. Это касается резиночек, мячей на резиночках и прочих предметов или тренажеров.

Все эти предметы составляют сердцевину того, что использует на тренировках футбольный тренер. Допустим, что тренер, будучи не глупым человеком, заметил, что стандартные тренировки, которые, как близнецы-братья, похожи друг на друга практически во всех футбольных клубах, мало эффективны.

Он заметил, что на тренировках доминирует легкоатлетическая составляющая, которая поглощает львиную долю времени тренировки, не оставляя достаточного времени на работу над техникой. Пытаясь пойти по пути тех тренеров, которые не кланяются легкой атлетике, а предпочитают работу с мячом, наш тренер также решил почти все тренировочное время посвящать квадратам, игровым упражнениям и двухсторонке.

Но и эти попытки повысить эффективность тренировок ни к чему не привели. Работа с мячом есть, передачи и прием мяча есть, удары по воротам есть, а техника, как была убогой у футболистов, так и осталась.

Разве что, улучшилась сыгранность игроков. Когда же тренер, понимая, что и этот путь, более прогрессивный, как ему казалось, мало что поменял, понял, что нужно применить такие изменения, которых нет ни в одном футбольном клубе мира.

И тут наш тренер, если не впал в ступор, то очень растерялся. Его объял страх. Это первый и всеобщий тренерский страх. О нем не говорят, но он присутствует, в той или иной степени, у большинства тренеров.

Кстати, есть тренеры, которых, уверен, меньшинство, не ощущающие никаких страхов вообще.

Как правило, это люди, которые делают то, что делают все, и у них в голове никаких поползновений, в плане ревизии существующего тренировочного процесса, не возникает. Такие, как правило, считают, что тренерские успехи зависят от талантов их воспитанников.

Поэтому, считая, что они все делают правильно, они не могут понять, почему их команда не прогрессирует, почему проигрыши не покидают строчку их команды в турнирных таблицах. Как правило, большинство таких тренеров кричат на подопечных благим матом, во время игры и после нее, угрожают изгнанием из команды и даже, иногда прибегают к рукоприкладству.

С такими тренерами, сталкиваешься очень часто, как очно, так и заочно, когда о них рассказывают знакомые тренеры, футболисты и родители обучающихся молодых футболистов.

У таких тренеров, как я уже сказал, нет никаких профессиональных страхов и быть не может в принципе. Большинство же тренеров испытывают профессиональный страх, связанный с боязнью стать белой вороной, о чем я уже сказал.

Подумайте сами. Тренер решил радикально поменять структуру тренировочного процесса, решившись на эксперимент. А результат такого эксперимента оказался плачевным. 

Хозяин клуба, узнав об ухудшении турнирных показателей команды и о том, что тренер радикально поменял характер тренировок, потребовал от этого тренера отчета. Вряд ли такой вызов на ковер будет для тренера позитивным.

Скорее всего, хозяин предложит ему продолжить работу только до окончания действия контракта. Другими словами, тренеру придется искать работу, и не факт, что он найдет себе работу с достойной оплатой.

Как вы думаете, такая перспектива будет ли вызывать страх у тренера, который стоит на перепутье - идти в русле общепризнанности или пойти своей дорогой, будучи уверенным в своей правоте? Конечно, будет.

Вот почему мы днем с огнем не можем найти реформаторов в тренерской среде. Я никого не осуждаю. Когда такой страх побеждает в сознании тренера, это логично. 

Иногда тренеры, пораженные таким страхом, признаются об этом, пусть приватно, но признаются.

Но, есть другой страх, о котором, ни приватно, ни как-то по-другому не признаются. Этот страх поражает меньшинство тренеров. Это думающие тренеры. Это категория тренеров, которых я считаю самыми продвинутыми, даже под одеялом не признаются сами себе в этом страхе.

Возможно, я ошибаюсь, но думаю именно так. Что это за страх? Это страх, не справиться с проблемой минимизации простоев, при увеличении доли технической составляющей тренировки.

Как я уже сказал, это думающие тренеры. А если так, то они прекрасно понимают отстойность и убогость современной стандартной тренировки. Почему тренировки сейчас отстойны и убоги? Потому, что техника сейчас не в почете.

Когда же наши думающие тренеры начинают размышлять о тренировочном процессе, где техника будет доминировать, то сталкиваются со страшной проблемой. Некоторые ее считают непреодолимой.

В современной тренировке простоев практически нет. Точнее, они есть, но их не так много, как, по мнению думающих тренеров, может возникнуть, когда вместо легкой атлетики футболисты займутся техническими упражнениями.

Что сейчас? Все бегут вокруг поля - простоев нет. Все делятся на квадраты и пинают там мячики - простоев нет. Все игроки делятся на, скажем, две группы, каждой из которых предложено исполнить свое игровое упражнение - снова нет простоев.

Наконец, двухсторонка. Все делятся на две команды и знаменитая двухсторонка также обходит стороной какие то ни было простои. В такой тренировке все идеально!

Вот почему такие тренировки общепризнаны. Вот почему у тренеров не болит голова насчет простоев. Мои оппоненты, конечно же, начнут возмущаться и говорить, что работа с мячом не может быть бесполезной.

Соглашусь. Любая работа с мячом приносит пользу. Вопрос лишь в величине этой пользы. Бесполезная работа тоже приносит пользу. Правда эта польза имеет нулевое значение.

Я уже не раз говорил о бесполезности двухсторонки. Скажу еще раз. Корона с моей головы не спадет.

Каждый из игроков, в процессе двухсторонки, десять-пятнадцать раз получит мяч, столько же сделает передач, несколько раз выбросит мяч из-за боковой, возможно, один раз пойдет в обводку, один-два раза будет противостоять ей и, если повезет, ударит один-два раза по воротам, как правило, одним способом - полуподъемом. Другими словами, мышечная память исполнения базовой техники футболиста горько плачет в сторонке.

Туфта это все - ваша двухсторонка. В официальной игре ты никогда не пойдешь на те риски, на которые ты ходишь на тренировочной игре. Какая альтернатива двухсторонке - фрагментарное моделирование игры.

Я об этом также, как и многое другое, повторял не раз и обосновывал не раз. Но, сегодня речь не об этом. Представьте, что думающий тренер решил попрощаться со стандартными тренировками.

Он понимает, что ему нужно шлифовать классический удар, удар подъемом, удар шведой, обводящий удар внутренней частью стопы, удар полуподъемом, который востребован только при ударе со стандартов и удар щекой. Каждый игрок при этом должен сделать на тренировке, минимум тридцать ударов каждой ногой. 

Как это все организовать? Как организовать шлифовку замыкания прострелов? Как организовать шлифовку игры головой? Как организовать работу над диагоналями, в плане их точности и дальности? 

Как учить подкатам и как это организовать? Как обучать ребят выверенным по силе передачам, которые я называю квазипараллельными? 

Как научить ребят держать мяч на поводке? Как научить ребят определять критическое расстояние до соперника, чтобы финты были эффективными, а противостояние им успешным?

Как отшлифовать командные технические элементы, такие, как стенка или как три вида контровых накатов? Как научить ребят бить на противоходе?

Как научить ребят главному обманному движению, без которого уверенно чувствовать себя на футбольном поле с быстрыми и грубыми соперниками невозможно?

Как научить ребят поднимать голову перед приемом мяча? Как научить ребят, принимать мяч в недодачу, когда тебе в затылок дышит соперник?

Как научить ребят слепому одноногому переступу, благодаря которому, находясь спиной к воротам соперника и ощущая дыхание защитника тебе в затылок, можно беспрепятственно развернуться и нанести удар по воротам? 

Как научить ребят двигаться по диагонали, когда тебе противостоит соперник? Как научить ребят правильно бороться на втором этаже? Как научить ребят общаться на поле без криков, не прощаясь с последними, а дополняя их?

Как шлифовать с ребятами стандарты в виде штрафных, вариантов которых должно быть не менее пяти? Мне продолжать?

А ведь этом списку нет конца, а если и есть, то не так скоро, как может показаться. Я ведь ничего не сказал о главных финтах об игровых принципах, которые должны быть в голове каждого игрока и которые нужно уметь реалилзовывать.

Для того, чтобы это все организовать, у тренера должно быть понимание того, что если тренировка происходит на футбольном поле, то, помимо, стационарных ворот, по боковым линиям должны быть установелны еще четыре вратарские рамки, мобильные и разборные, разумеется. Также у тренера должно быть понимание того, что ни о каком прогрессе не может быть и речи, если команда на тренировке использует двадцать-тридцать мячей.

Мячей должно быть, минимум, двести. Также, у тренера должно быть понимание того, что футбольное поле должно делиться на станции - как проявленные конкретным сеточным экранированием, так и полупроявленные.

А теперь самое главное, что кладет подавляющее большинство тренеров на лопатки. Это переход футболистов от станции к станции таким образом, чтобы простои были минимальными, и чтобы тренировочный процесс охватывал максимум технической базы футболиста.

Также тренер должен понимать, что если он не будет использовать на тренировках специальные футбольные тренажеры, то это резко снизит эффективность тренировок. И в завершение вишенка на торте главной тренерской проблемы - сомнение в том, что хозяин клуба пойдет на дополнительные финансовые издержки, выраженные в экранированиях, большом количестве мячей, за которыми должен ухаживать дополнительный сотрудник.

И не факт, что он один справится с установкой и демонтажем ворот и сеток экранирования, собиранием мячей в конце тренировки и контролем их  внутрикамерного давления перед началом тренировки, с расстановкой и выносом тренажеров. Скорее всего с такой работой могут справиться не менее двух человек.

Задача тренера - не труситься от страха, что от тебя избавятся, а суметь обосновать, суметь доказать хозяину, что его вложения окупятся сторицей.

А я ведь ни одного слова не сказал о том, что после очередного матча, выяснилось, что у Иванова проблемы с приемом мяча, у Петренко - с точностью диагоналей, а у Сидорова - с противостоянием обводке. У Иванишвили - катастрофа с ударным мастерством, а у Неймана - с умением держать мяч на поводке.

Все это можно ликвидировать, как на официальной тренировке, так и с помощью домашнего задания, которое возможно при наличии у футболиста вне клуба своей индивидуальной площадки, где должна присутствовать стена. Тут возникает еще одна проблема работы над ошибками, в плане сочетания усилий на домашней и официальной тренировке.

Я вам озвучил, дорогие мои, в лучше случае, половину того, что хотел сказать. Но, и этого, думаю, достаточно, чтобы вы понимали, почему даже думающие тренеры не рвутся стать реформаторами.

Их страхи я вижу и понимаю. Я не знаю, как время будет ломать через колено консерватизм и догматизм. Но, то, что это будет - у меня нет сомнений. Извините за длинное повествование.


Комментариев нет:

Отправить комментарий