Страницы

четверг, 6 июня 2024 г.

 


              Тренерское образование в футболе



Я не буду говорить, из какой страны мне прислали эту историю, чтобы не подставлять тренера. Вы думаете, что риск кого-то подвести нулевой? Вы думаете, что никто из системы не заходит ко мне на канал? 

Ошибаетесь! Как-то, зашел я в одно из подразделений футбольного клуба киевского "Динамо". Я искал какого-то тренера или специалиста - уже не помню кого. Зашел в одну из комнат и увидел двух стариков, сидевших у компьютера.

Разговорились. Оказывается, что задача этих сотрудников клуба - мониторить все, что касается футбола и фиксировать ту информацию, которая может быть полезна для клуба. И вдруг, они мне открывают на своем мониторе мой сайт и с ухмылкой начинают мне рассказывать о том, что какой-то чудак говорит о новшествах в футболе, что, мол, он ничего в футболе не понимает и т.д.

Я тут же, без обиняков, заявил им, что это мой сайт и это мои мысли. От такой неожиданности и такого конфуза они замолчали, отвернувшись от меня и упершись в экран, будто что-то там изучают.

Я много раз по жизни узнавал, что ко мне на огонек, правда тайно, по-трусливому, заходят не только известные тренеры, но и высокие чиновники. Не удивлюсь тому, что футбольные спецы из других стран также наведываются ко мне.

 Поэтому я не рискну даже косвенно подставить своего ученика-тренера. А история, которую я хочу рассказать, следующая. Мой тренер-ученик решил получить категорию для получения права тренировать, как детей, так и юношей.

Для успешного завершения учебы, ему было предложено сделать доклад об интенсивности тренировок детей, возрастом 8-10 лет. Этот тренер обратился ко мне с просьбой наставить его, как говорится, на путь истинный, чтобы достойно выйти из этого испытания.

Я дал ему необходимые советы и рассказал, как тезисно раскрыть эту тему. Какого же было его удивление, когда его заставили переделать презентацию, указав на то, что их не интересуют общие подходы к решению этого вопроса, а конкретные цифры, озвученные в списке книг, предложенных для изучения.

Какими же убогими нужно быть, чтобы не понимать, что никакие цифры не раскроют эту тему. Сейчас попробую объяснить почему. Мое объяснение и обоснование собственных взглядов на эту тему очень важно, чтобы увидеть пропасть между логикой, здравым смыслом и нормативными документами, разработанными современными и не очень футбольными спецами.

Итак, начнем. От моего ученика потребовали дать конкретные цифры, которые объективно опишут интенсивность тренировок детей указанного возраста. Другими словами, дети должны тренироваться столько-то раз в неделю при продолжительности тренировки в столько-то минут.

При этом на тренировке должно быть столько-то пауз и столько-то упражнений допустимой интенсивности. Логика в таком подходе есть, но она настолько убога, что ее даже опровергать не хочется, но придется, для того, чтобы вы, дорогие мои подписчики и гости канала, знали, что есть и другой, альтернативный взгляд на эту тему.

Давайте, для начала, представим себе два десятка мальчишек указанного возраста. Одна такая группа обучается в рядовом ДЮСШ, другая - в футбольной академии, третья - в любительском футбольной клубе, четвертая - в футбольной секции при общеобразовательной школе.

Требования к ребятам такого возраста в разных обучающих структурах различное. Самые высокие требования, разумеется, в академиях. Сейчас мы говорим о физике ребят.

Следовательно, для одного уровня физических данных мальчишек, норма интенсивности тренировок будет одна, а для другого уровня - совсем другая. Вы что-то слышали о том, какая существует градация уровней физических данных ребят, претендующих на обучение в той или иной футбольной школе?

Как вы думаете, сколько раз в неделю должны тренироваться такие мальцы? Исходя из разных источников требования к частоте недельных тренировок находится в пределах от трех до пяти тренировок. В этом есть логика?

Конечно же есть! Есть хотя бы потому, что в процессе обучения детей, развивается мышечная память исполнения тех или иных движений, исполнения того или другого технического элемента. Поэтому, если тренироваться раз в неделю, то никакого толку от такой учебы не будет.

Как вы думаете, какие есть жесткие требования к частоте недельных тренировок для любительского уровня в Англии? Подумайте пожалуйста. Ну что, что-то надумали?

А теперь давайте сверим ваши мысли, ваши предположения с реальным положением вещей в этой стране. Мне позвоил знакомый из Англии и с возмущением проинформировал о том, что у них категорически запрещено тренировать десятилеток чаще, нежели раз в неделю.

Он, на общественных началах, стал тренировать детишек на любительском уровне, и его строго предупредили, чтобы получасовые тренировки были не чаще раза в неделю. Ничего не понимающие в футболе родители, безропотно глотают эту информацию, соглашаясь с таким графиком тренировок.

Более того, длительность такой одной-единственной тренировки в неделю не должна превышать тридцать минут, как я вам уже сказал! Как вам это, ребята?

Это яркое проявление перестраховки местных чиновников. Мол, не дай Бог, с кем-то из детей будет плохо, и им придется отвечать в судах за повышенную интенсивность и частоту тренировок.

Эта информация не из ресурсов каких-то, а прямо из рук жителя Англии. Но, оставим в стороне проблемы туманного альбиона и вернемся к своим баранам.

Итак, для того, чтобы, более-менее достойно, решить поставленную задачку, нам необходимо определить все неизвестные нашего уравнения, для того, чтобы впоследствии его решить.

Первое неизвестное. Количество тренировок в неделю. Какое минимальное количество тренировок в неделю никто не знает. Таких исследований никто не проводил. В этом я уверен абсолютно. Впоследствии вы, дорогие мои, поймете, почему.

Возможно, двух тренировок достаточно, чтобы мышечная память не увядала? А какое количество тренировок в неделю гарантирует рост мышечной памяти при изучении какого-то конкретного технического элемента? Это темный лес. Уверен, что и здесь никто никаких исследований не проводил.

Два слова об исследованиях в футболе. Не знаю, как для вас, а для меня это звучит очень смешно и грустно одновременно. Ведь на исследования чего-либо необходимо выделить какие-то средства.

Вы верите в то, что футбольные чиновники отрежут ломоть от своего финансового торта в пользу развития футбола? Правда, смешно? Поехали далььше.

Второе неизвестное. Это длительность тренировки. Для того, чтобы иметь объективную картинку в этом вопросе, нужны исследования, которыми даже не пахнет.

Кто-то считает, что тренировка должна быть сорок минут, кто-то - полчаса, а кто-то - час. А почему не час и десять минут? Вы такую цифру слышали? Что, нет? А разве доказано, что такая длительность тренировки вредит детям?

Третье неизвестное. Это количество пауз в тренировке. Исследований ноль, поэтому говорить об этом бесполезно, а разные умничанья спецов, присвоивших себе ученые степени и написавшие различные книжки - авторитет лишь для наивных людей. 

Четвертое неизвестное. Это длительность пауз и их вариативность в течении одной тренировки. Исследования есть? Нет. Что касается мнения, каких-то "авторитетных" спецов, то пусть они свое мнение закрепляют для сдачи экзаменов на получение той или иной тренерской категории.

Больше ни на что эти мнения не годятся. Поехали дальше.

Пятое неизвестное. Уровень физиологического потенциала ребенка. Как вы думаете, этот момент учитывается в опусах спецов, написавших на эту тему различные книжки? Официально утверждена ли градация этих уровней в футбольной науке и методологии? Ответ вы знаете.

А теперь вопрос. Вы слышали от кого-нибудь, когда-нибудь, чтобы уравнение с пятью неизвестными было решено? И какой-то спец будет при этом настаивать на каких-то конкретных цифрах в сегменте интенсивности тренировок для деток 8-10 лет?

Такой спец или дебил или негодяй. Другого здесь не дано. Возможно, вы как-то по-другому оцените таких специалистов, но у меня только лишь такой выбор из двух характеристик.

А ведь я далеко не все неизвестные озвучил. А они, эти неизвестные, еще не озвученные, являются ключевыми при работе с такими детками.

Самое главное неизвестное - это удовольствие, которое ребенок получает в процессе тренировки. Точнее, не удовольствие, а уровень такого удовольствия.

Ведь если удовольствие от тренировки будет нулевым или чуть-чуть больше нуля, то ребенок может и не захотеть идти на следующую тренировку. А это может означать только одно - тренерский провал, тренерскую катастрофу.

И нечего тут на зеркало пенять, коли рожа крива. Это не ребенок плох, которому футбол не интересен. Это плох тренер, который не смог зажечь глаза у мальца, не смог посеять в душе ребенка искорку радости от обращения с мячом и одногодками.

Все пять неизвестных, о которых я говорил, точнее выявление которых ломаного гроша не стоят по сравнению с удовольствием, получаемым ребенком на тренировке. Это удивительно, но главная задача тренера - реализация самого короткого библейского стиха, который звучит так: "Всегда радуйтесь!".

Если на тренировке тренер добивается того, что ребенок, с первых минут тренировки и до ее конца ощущает радость в душе, то этот тренер - лучший тренер в мире!

А теперь пакет вопросов, который будут подсказкой для тренера, работающими с малолетками.

1. Будет ли ребенок радоваться, если он будет стоять и слушать бесконечные наставления и объяснения тренера?

2. Будет ли радоваться ребенок, если он на тренировке одну минуту будет бегать, перемещаться, а пять минут стоять?

3. Будет ли ребенок радоваться, если на него кричат?

4. Будет ли ребенок радоваться, если ему будут указывать на его не самую совершенную физиологию? 

5. Будет ли ребенок в восторге, если ему будут указывать на его проблемы с быстротой мышления, с его плохой реакцией и т.д.?

6. Будет ли ребенок счастлив, если с ним будут говорить на повышенных тонах?

7. Будет ли ребенок находится в состоянии радости, если большинство игр и упражнений на тренировке окажутся скушными и неинтересными?

Как вы думаете, ребята, все эти пункты будут способствовать тому, чтобы ребенок еще раз захотел придти на тренировку?

А мне тут самоутвержденные проходимцы от футбольной науки будут рассказывать о каких-то конкретных цифрах, зафиксированных в их книгах?

Знаете, как отреагировали эти горе-спецы на все рассуждения, с которыми вы только что ознакомились? Знаете как? Они сказали: "Это очень странно".

На этом и хочу закончить свои мысли по поводу профессионализма тех, кто обучает тренеров. Причем, когда я говорю о профессионализме, то не имею в виду профессию, а имею в виду слово "профессионал". 

Буду заканчивать, больше не могу. Не могу потому, что когда сталкиваюсь в своих статьях и роликах с работами современных футбольных спецов, то кроме чувства брезгливости у меня других чувств не возникает. 

Пойду, хотя бы вымою руки с мылом, что ли. Конечно же, я мог бы взять список современной обучающей литературы с известными фамилиями и поведать миру об их идеях, причем поведать так, чтобы всем стало понятно, кто писал эти книги.

Но, мне не хочется тратить время на этих деятелей. Если кто-то заинтересован в подобной работе с моей стороны - дайте знать и, самое главное, профинансируйте мне подобную работу, так как я дорожу своим временем и не буду тратить его на пустое место.




 


Комментариев нет:

Отправить комментарий