Страницы

понедельник, 15 июля 2024 г.

                         


                        Молчание тренера



Ребята, вы смотрели фильм "Молчание ягнят"? От этого фильма веет ужасом, подобным тому, когда мы моделируем ситуацию молчания тренера у бровки на протяжении 90 минут.

Правда, жуткая картина? Игроки ведут игру, периодически посматривая на тренера, ожидая от него либо указаний с помощью крика, либо многоэтажных матов с помощью того же крика. Иногда тренерские упреки обходятся без матов. 

На тренера периодически оборачиваются, а он молчит. "Все предыдущие матчи он кричал, матюкался, а сегодня молчит. Это явно не к добру.

Видимо, после матча будет стружку снимать. Это как же нужно разгневаться, чтобы даже слов не найти? Что-то мне страшно выходить с поля".

Так может подумать любой футболист. Такой шок, возникающий у футболистов, вполне возможен, но только тогда, когда они не в курсе, почему молчит тренер.

Если же тренер, еще до игры, скажет, что будет молчать, то такое его поведение, хоть и будет непривычным и дискомфортным, но зато понятным и не вызывающим паники. Дискомфорт будет заключаться в том, что футболист, подсознательно, всегда ожидает подсказки от тренера в сложной ситуации.

А когда нужно ориентироваться только на свой ум, на свое понимание игры, то это вызывает напряженность, скованность и нервозность, что будет вызывать неизбежные ошибки. Может быть, тренерам нужно не молчать, а постоянно руководить игрой в режиме крика и повышенного тона?

Тогда вопрос. А как ты, мил человек, научишь футболиста мыслить на поле самостоятельно? Как ты его научишь понимать игру? Как ты сформируешь у игрока инстинкт быстрого принятия решений, без оглядки на тренера? Как? 

Есть другие способы? Есть другие методы? Очень сомневаюсь.

Не знаю, какие  чувства у вас, ребята, вызвали мои мысли, насчет молчания тренера у бровки. Но, я твердо знаю, что молчание тренера это безальтернативный путь реального и серьезного подъема игровых кондиций, как отдельных игроков, так и команды в целом.

Если вы будете чесны сами перед собой, то не можете не признать, что все или почти все предстартовые указания тренера на игру растворяются в игровых реалиях матча сразу после стартового свистка судьи. Знаете, почему?

Потому, что реального уровня игровых кондиций игроков не хватает для того, чтобы нивелировать специфику игры конкретной команды-соперницы, и воплощать на футбольном поле тренерские указания на данную игру. Что происходит на самом деле?

А на самом деле происходит то, что команда, столкнувшись с неожиданностями на поле, связанными со специфичностью игры соперника, все свои силы тратит на то, чтобы приспособиться к игре оппонента, вместо того, чтобы с первых минут навязать ему свою игру. Процесс приспособляемости к игре соперника вызывает хаос.

Иногда этот хаос перечеркивает все планы тренера, а иногда лишь вносит частичный диссонанс в игру. Я вас сейчас удивлю, но уверен в том, что команде высокого класса тренер во время игры вообще не нужен.

Функция тренера - заменить вовремя нужного игрока, если он еще не совсем восстановился после травмы или заменить игрока из-за получения им травмы на поле на такого игрока, который бы не ухудшил игру, а возможно даже улучшил. Больше никакой нужды в тренере во время игры нет.

Если игроки твоей команды хорошо читают и понимают игру, то им не нужно указывать на необходимость перевода игры на противоположный фланг, нет причин орать с бровки о том, чтобы дать сопернику пространство для атаки и получить таким образом шанс на быструю контратаку. Умному футболисту не нужно рассказывать о гидропринципе, о том, что партнер с мячом должен быть обеспечен кровь из носа, как минимум, двумя предложениями партнеров в свободных зонах или рывками для получения мяча в разрез или проникающими передачами.

Грамотным футболистам не нужно рассказывать о необходимости обстрела ворот соперника с разных дистанций и синхронными при этом набеганиями, с целью добить мяч. Только молчание тренера позволит настроить мозги футболиста на постоянный самоконтроль в плане полезности команде в любой момент и в любой точке футбольного поля.

Знаю, что 99,999% тренеров со мной не согласятся, но я твердо уверен в том, что молчание тренера в течение 90 минут игры это высший пилотаж, мастерство наивысшего уровня футбольного тренера. 

Подведем небольшие итоги. Молчание тренера во время игры это:

1. повышение ответственности игрока за результат матча. Молчание исключает долю тренера в ответственности за  данную игру. Только игроки несут полную ответственность и уже не могут сказать, что тренер там подсказал не так, а там подсказал не тому или выбил из колеи своими криками правого вингера.

2. возможность и необходимость углублять понимание игры каждым игроком команды.

3. повышение доверия друг ко другу, так как любая антипатия или холодность в отношениях неизбежно повлияет на результат игры.

4. повышение роли капитана команды, который не формально, а реально должен руководить игрой, вплоть до изменения тактических инструментов, с целью достижения стратегических установок тренера.

5. высвобождение времени и внимания тренера для наблюдения за командой во время игры, без отрыва для выкрикивания указаний, для проявления эмоций, для постоянного руководства игрой. Именно в таком формате тренер может непредвзято и максимально объективно посмотреть на игру воспитанников и увидеть то, что нельзя увидеть во время перманентного ора с бровки, бесконечных указаний, криков,  пиханий игрокам и т.д.

Молчание у бровки тренера возможно только тогда, когда тренер, после каждой игры проводит подробнейший анализ действий команды в целом и отдельных игроков в частности, редактируя видео игры, когда результатом такого анализа будет корректировка планирования последующих тренировок и контроль домашних заданий воспитанникам, без которых индивидуальный рост футболистов невозможен.

Знаю, что говорю все это для одного, максимум, двух тренеров. Но, для меня в этом никакой трагедии нет, так как я понимаю, на каком этапе развития находится современный футбол.




Комментариев нет:

Отправить комментарий