Тренерский функционал
Обращаюсь к футбольным тренерам, как начинающим, так и с большим опытом. Чтобы не гневить Бога скажу так. Уверен на 99,999%, что информация, которую вы сегодня услышите в этом ролике и статье, ни на каких курсах, ни на каких кафедрах и школах вам не давали.
А если так, то рекомендую сосредоточиться, так как информация важная для каждого из вас, если вы, конечно, стремитесь повысить свой профессионализм и соответственно, повысить показатели того, что вы создаете - вашей команды. Если кто-то ожидает для себя извлечь пользу от этой темы, как футболисту, то можете не прослушивать этот ролик.
Но, зная, что многие из футболистов, в последствии примут решение стать тренерами, рекомендую таким ребятам прослушать этот ролик. Важность этого ролика трудно переоценить. Итак, начнем.
Какая главная функция тренера? Нет, давайте начнем с другого. Давайте перечислим функции тренера.
Я буду перечислять эти функции не в порядке приоритета а в случайном порядке. Итак, первая функция - повышение уровня специальной физической подготовки до такого уровня, когда игроки команды выдерживают не только быстрый темп игры на протяжении двух таймов, не только применение на протяжении матча несколько раз коллективного отбора, но и игру в двух дополнительных таймах с высокими физическими кондициями.
Вторая функция тренера - вывести всех игроков команды на уровень, когда ими освоена техническая база футболиста. Сейчас стопроцентно всеми игроками одной команды техническая база не освоена. Ну нет такой команды в природе. На расшифровку физически нет времени.
Третья функция тренера - сделать всех без исключения игроков команды двуногими.
Четвертая функция - вывести понимание игры воспитанников на такой уровень, когда отсутствие тренерских указаний не приведет к понижению игровых кондиций команды.
Пятая функция - кристаллизация командного духа до уровня монолита.
Ничего расшифровывать не буду, так как подобная работа приведет к написанию очередной книги, что не входит в мои планы. Попытаюсь тезисно и максимально лаконично высказаться на озвучиваемую тему.
Итак, функции тренера мы перечислили. А что же такое функционал?
А функционал, ребята, это функция от существующих пяти функций. Другими словами, действия тренера зависят от результатов его работы по всему вееру его деятельности.
Например. Если тренер не уделяет внимание или мало уделяет внимания технике, то сканируя свою деятельность, он непременно придет к выводу о том, что в дальнейшей работе нужно сделать акцент на технику.
Почему я поднял эту тему? Сейчас поймете. Мой ученик-тренер спросил у меня о моей рекции на следующий момент.
Своим воспитанникам он предлагал забить мяч в ворота по воздуху с линии штрафной площадки. Казалось бы, простое дело, но далеко не все его могли выполнить.
Одному из своих воспитанников тренер сказал, что тот получит вознаграждение в случае успешного прохождения теста. Если же он провалит тест, то вся его команда будет наказана.
Парень, к удивлению его тренера, успешно выполнил тест и ни разу не промахнулся.
Можно ли считать психотерапевтическим воздействием на игрока озвученные условия прохождения теста? - мне был задан вопрос подобного смысла, если я его правильно понял. Вопрос можно было бы озвучить и по-другому. Например.
Можно ли считать психологическим тестом проведение подобного мероприятия? - возможно смысл вопроса был именно таким. Для меня неважно, какой именно был смысл в этом вопросе, и позже вы поймете, почему.
Кстати, учеником этого тренера мне уже трудно назвать. Скорее, он - мой коллега с большим опытом создания команды, в отличие от меня, того, кто команду хоть и создавал много раз, но лишь теоретически с редкими практическими экспериментами, всегда, к моему счастью, подтверждавшими мои теоретические изыскания.
Итак, почему для меня неважен смысл заданного мне вопроса. Дело в том, что в этом вопросе я увидел целый пласт огромнейшей работы футбольного тренера, который либо игнорируется на корню, как говорят, либо выполняется частично и несознательно или, что точнее, интуитивно, либо не выполняется по причине того, что подобную работу и ее значимость не видят в упор.
Для тех, кто не понял, почему некоторые тренеры подобную работу, о которой я еще не сказал ни одного слова, игнорируют на корню, скажу так. Эти некоторые тренеры воспринимают взаимоотношения между тренером и игроками по принципу "Я - начальник, ты - дурак".
Пласт огромнейшей работы, о которой я только что упомянул, это психотерапевтическое воздействие тренера на игроков с целью кристаллизации командного духа команды, с целью, если хотите, очищения внутрикомандной атмосферы до состояния, подобного воздуху в высокогорье, если вы меня понимаете.
Сплетни, интриги, подстрекания, провокации, хитрости и откровенное вранье засоряют внутрикомандную атмосферу до уровня крутого смога в мегаполисе. Занимаясь, без малого четверть века, футбольной аналитикой и наукой, я только сейчас понял, что, помимо всего прочего, тренер просто обязан быть психотерапевтом хотя бы на базовом уровне.
Знаю, как отреагируют мои реальные и потенциальные оппоненты на только что озвученную мысль. "Уймись, кабинентный мечтатель! В командах всегда были, есть и будут интриги, сплетни, вранье, нарушения спортивного режима, подстрекательство и прочее" - вот так отреагируют они.
Разве они не правы? Конечно же правы! Но, одно дело - говорить о титанических усилиях по очистке авгиевых конюшен, а другое дело - начинать их чистить, несмотря на мегагалактический масштаб такой работы.
Как вы считаете, сплетни и наговоры в команде это хорошо? Нарушения спортивного режима это хорошо? Интриги в команде и стукачество это хорошо? Закамуфлированная и дурно пахнущая борьба за место в основе среди футболистов это хорошо?
Только негодяй ответит утвердительно. Тогда почему работа по предотвращению всего этого не ведется? Она невозможна? Мол, это искоренить нельзя?
Да, это трудно искоренить, но можно. На худой конец, довести подобные явления до минимума. Но, для этого нужно что-то делать! А не просто болтать языком.
У нас, хотя бы в одной команде на планете Земля, подобная работа ведется? Очень и очень сомневаюсь. Если в командах не работают над техникой, то что уже говорить о подобной работе. Грустно, очень грустно.
Итак, я пришел к выводу, что один из серьезнейших сегментов деятельности тренера это психотерапевтическая работа. Понятно, что в формате современного футбола об этом говорить смешно.
Но, когда наступят времена, где команда будет рассматриваться не как собрание игроков, играющих в одинаковой форме, а как духовная сообщность, которую Наставник будет пытаться кристаллизировать до уровня духовного монолита, тогда и будет востребована тренерская ипостась, как психотерапевта.
Вот так и получается, что знакомый тренер обращается ко мне с вопросом, а в результате, этим вопросом выводит меня на новое понимание тренерской деятельности. Что бы я без вас делал, ребята...
Я точно бы не вышел на тот уровень понимания футбола, которого сумел достичь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий