Страницы

воскресенье, 15 декабря 2024 г.

 




Диссертации в футболе ретро





Эта статья была написана 29 мая 2010 года. Вы думаете, что фундамент футбола это его футбольная наука? Вы правильно думаете.

Но, тут есть нюанс. Так должно быть, а не так есть. Что есть? Такое впечателние, что стоишь не на прочной опоре, дающей возможность подпрыгнуть к звездам, а стоишь на клубке змей.

Современная футбольная наука это не опора для думающего тренера. Это что-то другое. Думаю, что мало ошибусь, если скажу, что это что-то ядовитое.

Впрочем, судите сами. Эта статья была написана почти полтора десятилетия назад, но ничего не поменялось и вряд ли поменяется в ближайшие десятилетия. 

А теперь перейду непосредственно к тексту статьи написанной в 2010 году. Вот этот текст.

Судя по электронному архиву, на сайте государственной библиотеки диссертации в футболе пишут только футбольные тренеры, защищая работы по педагогике. Среди 15 работ 1999-2005 гг. в электронной библиотеке диссертаций всего 3 посвящены взрослым спортсменам. Вначале их перечислю:

- “Соревновательная деятельность квалифицированных футболистов "равнинных" команд в условиях климата среднегорья”;

- “Система рейтинга при проведении личного первенства в командных видах спорта без изменений структуры игры (На примере мини-футбола)”;

- “Динамика психофизической подготовленности футболистов высокой квалификации в годичном цикле тренировки”.

Самое большое внимание уделяется подготовке юных футболистов. Это и система питания - “Физиологическое обоснование коррекции нутриционного статуса юных футболистов”, и система отдыха - “Методика использования нетрадиционных средств восстановления в подготовке юных футболистов”, и специальные методики тренировки – “Методика контроля и совершенствования антиципирующих способностей юных вратарей в футболе”, “Методика начального обучения технике владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции у юных футболистов 7-10 лет”, “Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации на основе блочно-модульного проектирования”, “Координационные способности юных футболистов: диагностика, структура, онтогенез” и др.

Эти и подобные им диссертации пишут, не только российские и украинские, но и другие постсоветские футбольные специалисты. Разницы в подходах к написанию диссертаций практически никакой.

О каких подходах я говорю? О подходах судите сами, уважаемый Читатель. Мне же хочется остановиться на некоторых моментах, удержаться от комментария которых очень трудно.

Физиологическое обоснование коррекции нутриционного статуса юных футболистов” – как высоконаучно, а для простого смертного – заумно и совсем непонятно, звучит название диссертации. Согласны?

Вы знаете, что такое «нутриционный статус»? Это пищевой статус, а попросту говоря рацион питания футболиста.

Если не выпендриваться, а писать нормальным человеческим языком, то название диссертации будет выглядеть так: «Физиологическое обоснование коррекции рациона питания юных футболистов». Уже лучше, не правда ли?

Но, это не все. Волна словоблудия захлестнула нас настолько, что мы иногда не понимаем, что говорим или пишем. За примером далеко ходить не нужно.

Как расшифровать словосочетание из  рассматриваемого названия диссертации «физиологическое обоснование»? Бредовость этого словосочетания я поначалу не понял, а просто почувствовал печенкой, как говорят.

Наконец, до меня дошло. «Физиологическое обоснование» это ни что иное, как «последний довод» или «удар в торец», или еще проще «удар по морде», или «размазывание по стенке». Вообщем, физическое воздействие. Или я неправ?

Обоснование может быть логическим или поспешным, или ошибочным, но никак не физиологическим. Слово «обоснование», как мне кажется, вообще не требует сопутствующих слов. Суть этого слова - приведение аргументов на основании логики и здравого смысла.

Если убрать и это недоразумение, то название диссертации будет таким: «Обоснование коррекции рациона питания юных футболистов». Не знаю, как Вам, а мне такая формулировка вполне понятна и прозрачна.

Мне не хотелось бы, чтобы у Вас, уважаемый Читатель, сложилось мнение, будто автор этих строк занимается буквоедством и пытается всячески «уколоть» автора диссертации. Это не так.

Искусственное и, нередко, карикатурное придание научности своей диссертации с помощью применения научных терминов и научных, с точки зрения автора, словосочетаний, говорит, увы, о том, что диссертации пишут ради диссертации.

Буду рад, если ошибаюсь. Не обижайтесь на меня господа носители ученых званий и степеней. Ценность Ваших работ, как мне кажется, определяется не степенью нафаршированности работ научными терминами, непонятными или малопонятными большинству, а востребованностью Ваших идей и выводов в практической деятельности.

Что же касается званий и финансового статуса, приобретаемых после успешной защиты, то меня это не интересует и никогда не интересовало. “Методика начального обучения технике владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции у юных футболистов 7-10 лет” – знаете, что это такое?

Это методика обучения  техническим приемам неудобной ногой. Не буду проводить анализ названию этой диссертации, хотя и здесь есть что сказать.
Остановлюсь на другом.


С пяти лет я бил по футбольному мячу обеими ногами под присмотром брата, а впоследствии и другого Учителя. И твердо знаю то, что умение приходит благодаря упорным ежедневным тренировкам. Не буду критиковать вышеуказанную работу, с которой  не знаком.

Скажу только лишь одно. Одноногость футболистов – острейшая проблема, которую решать, похоже, никто и не собирается. Один из видных тренеров сказал по этому поводу так: «если он не умеет бить левой ногой, то никогда и не научится».

Вам все ясно?  Буду рад, если только что упомянутая диссертация изменит положение в футболе, в чем я очень сомневаюсь. Реальная жизнь показывает, увы, что футбольная наука живет своей жизнью, а футбольные практики – своей.

И последнее. “Методика контроля и совершенствования антиципирующих способностей юных вратарей в футболе”. Антиципация это предвосхищение. Вы все поняли? 

Это методика, позволяющая вратарю знать о намерениях соперника, владеющего мячом, до того, как последний произведет удар по воротам.
Вы много видите, как вратари угадывают направление удара по воротам, произведенного с 11-метровой отметки?  Не часто, согласны?  Какой вывод? Сделайте его сами.

Неоднократно рассказывал своим визави о методике, позволяющей развить у вратаря способность угадывать направление удара в  девяти случаях из десяти, а иногда и со стопроцентным результатом. Их реакция – отторжение, нежелание даже проверить декларируемый эффект.

А знаете, почему игнорируют? Потому, что, в случае подтверждения моих цифр, это ставит с ног на голову их взгляды на футбол. А это уже недопустимо. И плевать им на то, что это тормозит развитие футбола.

Главное для таких людей – их место в футболе, а не его развитие. Можно было бы остановиться и на других диссертациях, но смысла в этом не вижу. Задача, которую я поставил перед собой, приступая к написанию статьи, показать, что главное в диссертации – помощь практикам, а не жонглирование глубоко научными терминами.

Хочется верить, что скоро наступят времена, когда целью диссертации будет указывание практикам оптимального пути для достижения необходимых результатов, а не достижения личного статуса в футболе. Не исключаю того, что неправ. Но, на сегодняшний день, я так думаю. А Вы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий