воскресенье, 12 ноября 2017 г.

Йохан Кройф



Йохан Кройф




Этот футболист стал олицетворением тотального футбола - понятия, которое родилось в середине 70-х годов прошлого столетия. Его еще называли "Летучим Голландцем". 

Кройф достоин того, чтобы о нем не забывали, периодически вспоминали о его деятельности в футболе, как в качестве футболиста, так и в качестве футбольного тренера. И дело совсем не в том, что он достоин памяти о себе только лишь потому, что бы обладателем трех золотых мячей.

Этот человек смотрел на футбол так, что на его взгляды на футбол стоит обратить внимание. Как бы там ни было, но с логикой Йохан дружил. Это без всяких сомнений.

Я не намерен в этой небольшой статье описывать и перечислять все его достоинства, звания, награды. Статья не об этом. Хочу показать этого выдающегося футболиста и тренера сквозь призму его же высказываний и мыслей.

Голая статистика мало что скажет. Разве что, уберет всякие сомнения в том, что этот спортсмен был выдающимся. Его же мысли о футболе, сделают портрет более живым и естественным. В подобной работе мне помог один из моих учеников - Анатолий, который живо интересуется историей футбола, который смотрит на футбольную историю не как на собрание мертвых цифр и фактов, а как на живой организм, где, сквозь мысли, заявления и поступки тех или иных футболистов и футбольных тренеров можно выявлять тенденции развития мирового футбола в тот или иной период.

Приведу несколько цитат Йохана. Первая цитата: "Некоторые люди любят балансировать мячом в воздухе, и по-настоящему считают, что это здорово. Но в это же время защитники противника успевают вернуться назад. Таким людям место в цирке" - что тут сказать?

Абсолютно с ним согласен. Любая эффектная манипуляция с мячом, которая притормозила атаку, хотя бы, на несколько десятых секунды, это уже вред, это резкое уменьшение остроты атаки, вплоть до ее срыва. Понты, направленные на самолюбование, это инородное тело для командной игры, даже если они приятны взору болельщиков.

Не понты нужны в атаке, а действия, которые максимально ускоряют атакующие действия команды. Я уже говорил и еще много раз скажу о том, что контратака должна быть не только неожиданной, но и молниеносной, подобно удару ножа. 

Если ты можешь принять мяч, обработать его и передать партнеру, но в то же время, можешь этот пас сделать в одно касание, то обязан сделать его в одно касание! Ускорять атаку нужно всеми возможными и невозможными способами. В этом суть футбола.

Вторая цитата: "Игроки, которые хоть и не являются лидерами, но пытаются ими быть, всегда кричат на партнеров за ошибки. Истинные лидеры знают, что таких ошибок не избежать" - снова согласен во всем, но с одной оговоркой.

Публичная порка футболиста тренером или футболиста футболистом это моветон (дурной тон). Крик одного футболиста на другого во время игры не так безобиден, как может показаться. Мало того, что этот крик выводит из состояния психологического равновесия кричащего и того, на кого кричат; он еще и деструктивно влияет на психологическую устойчивость команды в целом. Вот почему я постоянно говорю о том, что споры с судьей это прямой вред команде, даже несмотря на то, что он (вред) явно не просматривается.

Йохан, в этой цитате, говорит о том, что не стоит кричать на партнера, так как подобных ошибок нельзя избежать. Все правильно. Но. На партнера, тем более публично, категорически нельзя кричать!! Причем, независимо от того, можно или нельзя избежать подобной ошибки.

Третья цитата: "Выживание в первом раунде турнира никогда не было моей целью. Лучше быть в одной группе с Бразилией, Аргентиной и Германией. Представьте, после первого раунда уже минус два соперника. Идеально!" - ничего подобного я не слышал. Браво, Йохан!

Эта фраза однозначно говорит о том, что Кройф всегда был нацелен на победу в турнире, а не на участие, на борьбу, на выход из группы и прочую хрень. Ведь как просто и как мудро: вышел из группы смерти победителем - значит уже убрал с дороги парочку серьезных соперников, обеспечив себе в четвертьфинале, полуфинале и т.д. игру с более легким соперником.

Четвертая цитата: "Это ужасно, когда талант молодежи оценивают на основе компьютерной статистики. Если бы такое практиковали в мое время, я бы не подошел Аяксу. Я ведь мог ударить мяч левой ногой на 15, правой – на 20 метров максимум. Моя техника и тактическая грамотность не могут быть идентифицированы техникой" - и в этом есть логика. 

Что важнее: умение обходить соперника "один в один" или его атлетические данные? Что важнее: скорость бега или умение давать сверхточные  диагонали? Решайте сами. В этом вопросе, я безоговорочно на стороне Кройфа.

Пятая цитата: "Качество футбольной команды не имеет ничего общего с суммой качеств лучших игроков. Единственное, что имеет значение, — то как все игроки функционируют вместе, в команде" - вспомните знаменитую фразу Лобановского: "Я не создаю команду звезд. Я создаю команду-звезду". Важны обещкомандные кондиции, а не сумма кондиций отдельных футболистов. Еще не факт, что несколько суперзвезд, купленных хозяином клуба, найдут между собой общий язык.

История футбола знает не один подобный случай, когда на ветер были выброшены десятки миллионов долларов именно по этой причине. Дорогие игроки есть, а игры - нет!

Шестая цитата: "В целом я не люблю сегодняшний футбол" - а за что его любить? За грубость? Или за отсутствие элементарной технической подготовки? Может быть, за тотальное нарушение спортивного режима? Наверное, за провокацию судей умышленной инсценировкой нарушения правил соперником? Возможно, за то, что клубные футбольные традиции уходят в прошлое, а взамен их появились базарные трансфертные традиции? 

И здесь я с Кройфом согласен. Но, все же, был, есть и буду оптимистом, считая, что мы находимся в преддверии рассвета на горизонте мирового футбола.

Седьмая цитата: "Игроки сейчас могут хорошо бить по воротам только тогда, когда шнурки их правильно завязаны. Я в свое время бил по вратам, не обращая внимания на обувь, и внешней стороной стопы, да вообще с обеих ног. Другими словами, я раз в шесть был лучше, нежели современные игроки" - что, нескромно? Да, нескромно, но зато правдиво.

Кройф бил с обеих ног разными частями стопы. Сейчас же одной ногой бьют далеко не все, а те, которые бьют, понятия не имеют, как точно и сильно бить внешней частью стопы. А откуда взяться этому умен
ию, если не тренируемся, а через барьерчики прыгаем?

Восьмая цитата: "Часто много заслуженных бывших или нынешних футболистов и тренеров спрашивают, назовите свою символическую сборную в истории футбола. И все начинают называть лучших игроков на своей позиции в истории. Вот ,что я вам скажу, по такому принципу вы соберете лучших игроков из игроков на своих амплуа, но никак не лучшую команду в истории футбола" - браво Кройф! Браво!!!

Хорошо, что в мировом футболе есть специалисты, которые высказываются аналогично тому, что говорит Ваш покорный слуга. Представляю, как это неприятно для моих оппонентов. Ведь называя меня сумасшедшим, придется этот ярлык надеть и на Йохана Кройфа, Брайана Клафа и других, пусть немногочисленных, но футбольных специалистов с мировым именем.

Часто Йохан критиковал Месси за то, что он, порой, транжирит свой талант и не работает по максимуму. Я не раз говорил то же самое. Причем, Кройф это видел изнутри, работая с командой, а я это вижу со стороны болельщика. Аналогично и с Криштиану Роналду. 

Я неоднократно говорил о том, что моя тренерская палка не раз бы посетила спину и Лионеля и Криштиану за то, что они играют и тренируются в полсилы (если бы, конечно, они играли в одной команде, где ее тренировал бы Ваш покорный слуга).

24 марта 2016 года не стало Йохана Кройфа - олицетворения тотального футбола второй половины двадцатого столетия. И не его вина в том, что, не успев родиться, тотальный футбол тут же умер. О причинах я уже писал, и, думаю, что еще не раз скажу об этом.

Светлая память человеку, который всей душой любил футбол, а не себя драгоценного в футболе!


Комментариев нет:

Отправить комментарий