воскресенье, 1 января 2023 г.

Не сушите мозги, а сушите тело

 


                Не сушите мозги, а сушите тело



Эта тема родилась в процессе записи ролика, посвященного тактическому мышлению. В том ролике был такой перечень всякого разного, какой меня подвиг к написанию этой статьи и записи ролика.

Там многократно повторялась фраза - "кто может, а кто не может". Мол, футболисту, обладающему тактическим мышлением или пространственно временным ориентированием, необходимо знать, кто из футболистов может, а кто не может: принять передачу, сыграть в стенку, открыться в свободной зоне, пойти на добивание и т.д.

И такими мыслями живет современный футбол! Это не просто плохо. Это ужасно!

Из-за того, что современный футбол это футбол, где никто никого ничему не обучает, за редкими исключениями, футболист, перед тем, как произвести какое-то действие на футбольном поле, должен иметь в голове профессиональное досье на каждого своего партнера плюс, очень желательно, профессиональное досье на каждого соперника. Мол, Иванов не умеет принимать жесткие передачи, но хорошо бьет по воротам, а Петров очень туго соображает, но хорош в отборе мяча, Сидоров же очень смекалист, но имеет малую скорость и т.д. и т.д. и т.д.

Аналогично и с досье на соперников, если таковые будут в голове у игрока с мячом. До какого же маразма должен был дойти мировой футбол, чтобы вместо эффективных действий на поле, игрок должен часть своего бесценного игрового времени тратить на то, чтобы перебирать в голове свою библиотеку с папками партнеров, соперников и оценкой потенциала того или иного игрока в той или иной игровой ситуации.

В этом, господа оппоненты, вы видите прогресс в футболе? Мало того, что никто и нигде на этой планете не занимается развитием скорости мышления на футбольном поле, так еще на эти закисшие и заскорузлые мозги, не обижайтесь дорогие мои футболисты, это шуточное преувеличение, еще и ложится дополнительная нагрузка в виде анализа игры каждого из футболистов, находящихся в зоне оперативного контроля футболиста с мячом.

Знаете, что нужно делать, господа тренеры и футболисты, чтобы подобных проблем у вас не было? Чтобы не думать, примет ли мяч Иванов или нет? Ударит ли точно Сидоров головой по воротам или нет? Перехватит мяч Козлов или останется на месте?

Ответ уже есть во всех этих вопросах. Название этого ролика и статьи считаю достаточно удачным: не сушите, ребята, мозги, а сушите тело! Если Иванов пашет на тренировках, причем не только на официальных, то он умеет и мяч принять и ударить головой и удачно сыграет в стенку.

Зачем игроку с мячом думать об Иванове, если он все или почти все умеет? Тренеры, говоря о том, что нужно учитывать специфику игровых кондиций каждого футболиста, сами свидетельствуют о том, что их подопечные мало что умеют и обучение в команде на нуле.

Часто можно слышать фразы от тренеров такого рода: "Зачем ты ему отдаешь мяч под левую ногу? Он ведь не умеет бить левой ногой!". Так и хочется сказать: а ты на что, парень? Или в обязанности тренера не входит обучение футболистов технике?

Игрок с мячом, конечно же это в идеале, должен действовать так и думать так, что его партнеры не только готовы к любым его действиям, но и уже просчитали все потенциальные решения и готовы к их реализации. Понятно, что это в идеале.

Но, почему бы не двигаться к нему? Ведь каждый шаг добавляет игровых кондиций команде, а следовательно и успехов в турнирах. Да, сейчас вы возможно, плететесь в хвосте таблицы, но завтра можете уверенно взойти к середине таблицы.  А через год, возможно, услышите в своих ушах звон медалей чемпионата. Там и до чемпионства рукой подать.

Если ничего не делать, то ничего и не будет. Запомните, ребята! Если игроки вашей команды не работают индивидуально, если официальные тренировки похожи друг на друга, как близнецы-братья, и не просто похожи друг на друга, а похожи на стандартные тренировки подавляющего большинства команд, то игровой потенциал вашей команды ограничивается способностями ее игроков. Выше собственной головы вы не прыгните.

Если вы торчите в середине таблицы чемпионата, то призовых мест вам не видать, как своих ушей. Если вы в хвосте таблицы, то ваш удел - бороться за место под солнцем, т.е. бороться, чтобы не вылететь в более низкую лигу. На другое способностей ваших игроков не хватит.

И ничто не поменяет эту картину до тех пор, пока тренер не начнет относиться к тренировкам творчески, пока его игроки не начнут работать индивидуально. У меня есть ученик, который в 16 лет не знал, как с помощью одного движения ловить мяч на подъем стопы или, как минимум, опускать его на газон так, чтобы он при этом ни разу не скакнул, посланный вратарем на 60 метров и падающий с высоты 30 метров.

После одной объясняющей фразы и одного, присланного ему мной видео, он стал это делать без проблем. А ведь я даже не обучал его очно. Если бы был рядом, то он уже за пять минут делал бы этот технический элемент безукоризненно. Обучать игроков нужно, господа тренеры, а не менять тех, кто не умеет на тех, кто умеет.

Умеющие не бесконечны. А игроки со средними способностями могут вывести команду на самый высокий уровень, если их обучают. Было бы желание у тренера обучать.

Ведь даже медведи могут на мотоциклах кататься. А футболисту освоить удар шведой - это как два пальца... В общем, вы понимаете.

Пословица во все века была, есть и будет актуальна: без труда не вытащить рыбку из пруда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий