среда, 18 августа 2021 г.

Для тренеров и для родителей

 


                 Для тренеров и для родителей




Этот ролик и статья - моя реакция на вторую часть "Футбол 21 века...", которую выложил Данияр, мой ученик, у себя на канале. Рекомендую настоятельно посмотреть этот ролик прежде, чем ознакомитесь с содержанием этой моей статьи. Ссылку вы найдете под этим видео.

Почему я решил прокомментировать эту вторую часть? Потому, что в ней затронута очень важная, но невостребованная в современном футболе тема. Особенно она не востребована в тренерских подходах к тренировочному процессу на постсоветском пространстве. Что я имею в виду?

Сейчас все расскажу. Речь идет о биологическом возрасте футболиста. Это касается возрастного диапазона от пяти лет до молодежного возраста.

Данияр отметил, что в детском, юношеском и даже в молодежном возрасте футбольные команды постсоветского пространства дают бой и даже побеждают представителей европейского футбола. Но, когда речь идет о более зрелом возрасте, все успехи куда-то исчезают. Они исчезают, как роса на солнце. Почему?

Ответ на этот вопрос прозвучал из уст автора ролика не так четко, как хотелось бы. Он сказал все верно, но не посчитал нужным аргументировать очевидные вещи.

На самом деле, эти очевидные вещи очевидны далеко не всем. Уверен, что большинство прослушавших и просмотревших ролик Данияра, вторую часть, не смогут четко ответить на вопрос: почему мы сдуваемся, когда возраст переваливает за 19 лет?

Можете ответить? Я посчитал своим долгом детально рассмотреть аргументацию того, что говорил в своем ролике Данияр. Главной иллюстрацией того, что я скажу, будет график, на который вы можете посмотреть уже сейчас.



Давайте детально в нем разберемся. Почему я вообще затеял выложить детальную аргументацию того, что сказал Данияр? Все это для того, чтобы тренеры и, самое главное, родители не опускали руки, когда их ребенок делает тестовые прыжки с места на двадцать сантиметров ближе, нежели требует норма или пробегают тридцатку на полсекунды медленнее норматива.

Содержание этого ролика также очень полезна для футболистов, так как повышает мотивацию, дает возможность разобраться в том, о чем никто не говорит.

Сразу скажу, что все эти тесты на физику не будут стоить и выеденного яйца, когда ребенок достигнет возраста в 19 лет и даже в 17 лет. Но, обо всем по порядку.

Внимательно смотрим на приведенные графики. Давайте постепенно вникать в суть темы. Для начала рассмотрим графики желтого цвета, т.е. графики, которые отображают физические кондиции футболистов.

На оси t отображается время, на оси f отображаются физические данные молодых футболистов. Также на вертикальной оси отображается уровень технической подготовки футболистов во временном диапазоне от пяти до двадцати лет.

Итак, начнем с физики - это желтые графики. Цифрой 1 обозначены показатели ребят, биологический возраст которых старше, чем фактический возраст. Эти ребята, в подавляющем большинстве представляют те или иные академии.

Цифрой два обозначены показатели ребят, биологический возраст которых младше фактического. Такие ребята представляют рядовые клубы, любительские команды и т.д. У этих ребят, как правило, тестовые показатели прыжка с места и времени пробега тридцати метров ниже нормы.

А у первых тестовые показатели, как вы поняли, лучше нормы. Обратите внимание на две желтых линии - под цифрой 1 и под цифрой 2. Как вы видите, начальный уровень физики у отобранных в академии футболистов намного выше остальных.

А дальше происходит приблизительно то, что отображают две указанные мною линии. По мере взросления ребят, разница между физическими показателями, хоть и постепенно, но уменьшается.

Разумеется, что линия 1 ближе к горизонтали, так как ребята в начале футбольного пути уже были намного мощнее и быстрее своих сверстников и расти им особо некуда. Вот почему их физический прогресс не так явно заметен, как у ребят со скромными физическими данными, о чем говорит диаграмма два.

Обратите внимание на то, как две обсуждаемые линии сходятся в точке А. Это условная точка пересечения. Так как физика обеих групп уравнивается лишь приблизительно, но уже этого достаточно, чтобы говорить о точке пересечения.

Итак точка пересечения, как видно по проекции на временную ось, это 18-20 лет, возможно семнадцать. Таких исследования не вел никто, к великому сожалению. Поехали дальше. Давайте познакомимся с красными линиями.

На вертикальной оси отображается уровень техники. Обратите внимание на то, что линия 1 начинается с более высокой точки, нежели линия 2. Почему? Потому, что, как правило, те, кто мощнее, выносливее, быстрее имеют склонность к более высокому изначальному техническому уровню.

Как вы заметили красная линия один более пологая, нежели линия 2. Почему? Сейчас отвечу. Для начала мысленно проведите вертикаль посередине между вертикальной осью и точкой С. Что вы увидите?

Вы увидите, что и по физике и по технике ребята 1 превосходят ребят 2. А если просуммировать и физику и технику, то превосходство получается подавляющим. Вот почему игроки академий забивают голы десятками, когда играют со своими физически более скромными соперниками.

Так почему же красная линия 1 более пологая, нежели линия 2? Все здесь, ребята просто. Тренеры, видя явное физическое превосходство своих воспитанников, мало уделяют времени техническому сегменту, делаю ставку на физику. Ничего удивительного, что красная линия 1 - пологая.

Вы хотите спросить, почему красная линия 2 более крутая? И здесь все просто. Для того, чтобы противостоять физически мощным и выносливым, и быстрым соперникам, приходится делать ставку на технику. Техника это та соломинка, держась за которую можно хоть как-то соперничать с более мощными соперниками.

К великому сожалению, так поступают очень редко. Но! Так должны поступать все тренеры, если они поняли, о чем идет речь. Итак, более слабые делают ставку на технику. И поэтому их график технического роста более крутой.

А теперь давайте посмотрим на точку пересечения двух красных линий. Т.е. это та точка, где технический потенциал слабых и сильных становится равным. Казалось бы, что и результаты должны быть непредсказуемыми. Но, обратите внимание на желтые линии которые пересекаются с вертикалью, проведенной через точку пересечения красных линий.

Вы видите, что разница между физическими данными двух групп футболистов все еще существует. Она эта разница, эта дельта обозначена буквой В. Получается, что при равных уровнях техники сильные все равно бьют слабых. Бьют без всяких вариантов. Но, что происходит дальше?

Да, совсем забыл сказать, что точка пересечения красных линий это 14-15 лет. Точный возраст определить трудно. Ведь подобной работой не занимался никто, еще раз хочу это повторить.

А дальше начинают происходить чудеса. С возрастом, появляется техническая дельта в пользу слабых, а физическая дельта  начинает исчезать. И чем ближе к точке А, тем более явно проявляется превосходство слабых.

Слабые это условное название группы футболистов, тренеры которых, с самых ранних лет делали ставку не на физику, а на технику. В точке А превосходство слабых уже очевидно. Вот почему герои детских и юношеских побед становятся мальчиками для битья для тех, кто сделал ставку на технику.

И до тех пор, пока мы будем тупить, гоняясь за победами в раннем возрасте за счет физики, до тех пор постсоветский футбол будет на обочине мирового футбола. Спасибо тебе огромное, Данияр за то, что поднял тему биологического возраста.

Я - не практикующий тренер, и поэтому подобную тему я вряд ли бы раскрыл. Но, меня радует тот момент, который работает многими тысячелетиями: ученик всегда превосходит своего учителя, если первый жаден к учебе, а второй отдает все, что может отдать ученику.

Извините, ребята за сложную тему, так как пришлось напрягать мозги и максимально быть сосредоточенным. Но, если вы слушали внимательно, то польза от этой темы очевидна для всех.



Комментариев нет:

Отправить комментарий