воскресенье, 30 января 2022 г.

Вечная стратегия

 


                           Вечная стратегия




Эта тема родилась в процессе опубликования двух статей и роликов, посвященных решению, так называемой легкой задачки, если помните. Общаясь с вами, продумывая ваши комментарии, я вдруг пришел к простому, логичному и, как мне показалось, очевидному выводу: матчевая стратегия, зимой и летом, осенью и весной, в дождь и в зной, в начале чемпионата и в его конце, равно, как и на протяжении всего турнира, на чемпионате области, как и на чемпионате мира, всегда должна быть одна и та же!

Знаете, ребята, мне не хочется вновь поднимать тему стратегии и тактики в футболе, так как об этом я сказал не один раз, и даже не десять, а значительно больше. Но, все же придется, хоть и лаконично, хоть и частично, но вспомнить эту тему.

Для того, чтобы успешно сыграть в предстоящем матче, тренер обязан задать себе вопрос: как победить? Варианты ответов могут быть самые разные.

Знаю, какой вопрос мне хотят задать мои оппоненты. Почему ты считаешь, что если не задать себе этот вопрос, то игра не будет успешной? Я угадал?

Да, этот вопрос моих оппонентов имеет право на существование. И действительно, практически все игроки всех команд, практически во всех странах, за редчайшими исключениями, выходят на поле, не имея на вооружении какую-то конкретную тренерскую стратегию на игру.

Теперь уже я хочу спросить: а с чем они выходят на игру? С пустой головой? Нет, нет, они проинструктированы тренером и знают, что им делать на поле.

Какие же инструкции получают футболисты перед игрой? Типовая инструкция выглядит приблизительно так: "Завтра сложная игра. Играем вторым номером.  В защите играем четыре плюс один. Опорником будет Вася. После перехвата мяча сопли не жевать, а сразу искать Колю или Петю, которые сразу же рывком должны себя предлагать. Коля и Петя, вы слышали? Хорошо. В защите играть аккуратно, не выбрасывайтесь. Держите дистанцию. Клим!

Мне надоели твои передачи назад. Чтобы выигрывать, нужно идти вперед, а не назад. В нашей штрафной не грубить. Если судья назначит пенальти, то можем и не отыграться - они очень техничны и быстры. Делайте подсказы, помогайте друг другу. Издалека не бейте - бесполезно. У нас с ударами беда. Если быстрой контратака не получилась, то тогда делайте акцент на фланги. Чем больше сделаем навесов - тем лучше - больше вероятность, что ударим точно головой или подберем отскочивший мяч. Перед выходом на поле, возможно, еще что-то добавлю. Сегодня все - всем отдыхать. Не опаздывать завтра на автобус". 

Такая инструкция за день до игры -  вещь, не очень частая. Обычно подобным образом инструктируют футболистов непосредственно перед игрой.

Думаю, что подобные инструкции можно нередко услышать в раздевалках стадионов. А теперь внимание, вопрос. Если я близок к истине, то скажите мне на милость, где здесь, в этом инструктаже просматривается идея, которая приведет команду к успеху?

Думаю, что вряд ли кто-то ее выявит. Такие инструктажи похожи друг на друга, как близнецы-братья от игры к игре. А если так, то никакими задумками на матч команды похвастаться не могут.

Играть первым или вторым номером это не задумка, а попытка перехитрить соперника. Но, соперник-то не глуп, и прекрасно понимает, что означает отказ соперника от борьбы в центре и его решение, встречать значительно ниже центральной линии.

В таких случаях, атакующая команда оставляет в центре троих и не забывает об ударах со средних дистанций. Задумка играть от обороны расшифрована на первых минутах, а если так, то команда продолжает игру, не имея никакого плана в отношении этого конкретного соперника.

Если команда решает играть первым номером, что видно по ее активности, то насыщенная оборона плюс элементы коллективного отбора лишат эффект от игры первым номером также с первых минут.

Сразу скажу, что противостояние современных команд мне напоминает гонку на время двух лодок без весел. Кому как повезет, кого быстрее подхватит ветер, а кого течение. В общем, лотерея. Это, конечно, в том случае, если игровой потенциал обеих команд приблизительно одинаков.

Именно поэтому львиная доля выигрышей объясняется преимуществом в классе. И даже это не всегда срабатывает, о чем говорят, пусть не такие уж и частые, но сенсации.

А серьезных стратегических решений, которые были бы расшифрованы соперником не сразу или вообще не расшифрованы я не видел или почти не видел. Дорогие мои ребята! Если кто-то из вас услышит или прочитает или увидит интервью, где будут такие слова, как "стратегия на игру" - скажите мне. Сбросьте ссылку. Буду признателен.

За всю свою некороткую жизнь я ни разу не слышал таких слов. Ребята, запомните на всю вашу дальнейшую жизнь. Если имеет место противостояние, противоборство, и не обязательно это будет футбол, то сразу же востребованным становятся такие понятия, как стратегия и тактика.

Здесь уместно повторить историю величайшей победы Александра Македонского, войско которого было в десять раз меньше по своей численности, нежели войско Дария. И тем не менее, благодаря удачно выбранной стратегии и тактике, которая гениально обслужила стратегическое решение, огромное войско Дария перестало существовать, а Македонский вписал свое имя золотыми буквами в аналы военного искусства. 

Стратегия это тот маяк, на который должна держать курс лодка, а ее весла это тактическое решение стратегической задумки. Если у тренера есть стратегическое решение на матч и подобран правильно тактический инструментарий, то это уже 50% успеха.

Стратегических решений на матч может быть много. Но, думая о доминанте ударного искусства в футболе, думая об этом, я пришел к простому и очень важному, как мне показалось, выводу.

Ударная доминанта в футболе должна стопроцентно проявляться и в стратегических решениях тренера. Я не знаю ничего более эффективного в футболе, нежели удары, как с добиванием, так и без него.

Учитывая все это, я понял, что в футболе должны доминировать три стратегических решения:

1. Обстрел ворот соперника со средних дистанций

2. Обстрел ворот соперника с дальних дистанций

3. Обстрел ворот соперника со средних и дальних дистанций 

С кем бы твоя команда ни играла, в каком бы турнире не участвовала, всегда, перед каждым матчем должна быть утверждена тренером одна из озвученных трех стратегических задумок.

Разумеется, что каждая из этих стратегий должна быть реализована за счет правильных тактических решений, о которых мы здесь говорить не будем, иначе, этой статье и ролику не будет конца. Моя задача - озвучить свое твердое убеждение в этом плане.

Доказывать его очень сложно, так как нужно доказывать, что удар эффективнее паса или навеса в штрафную. Почему в современном футболе существуют безударные таймы? 

Да, да, в современном футболе, хоть и не часто, но можно встретить эту ужасающую статистику, когда за тайм не произведено ни одного удара в рамку ворот соперника, а иногда вообще ни одного удара!

Лично для меня такая статистика это шок, это то, что заставляет шарить по карманам в поисках успокоительных таблеток. Но, в то же время, такая ситуация для современного футбола абсолютно нормальна.

Ведь во всем мире серьезно, командно никто не занимается ударным искусством и различными тактическими решениями, которые бы обслуживали подобные игровые предпочтения. Я думаю, что для большинства тренеров, вопрос о расшифровке таких тактических решений выльется в немую сцену.

А что может вообще сказать современный тренер в этом плане, если он не то, что не видел, но и не слышал о доминанте ударного искусства в футболе. Большинство тренеров понятия не имеют, что это такое. Вот почему я веду этот канал, вот почему я хочу, чтобы как можно больше футбольных тренеров начали думать самостоятельно и перестали молиться различным кумирам, авторитетам и футбольным пророкам, забыли о стереотипах, банальностях и прочих, набивших оскомину штампах в футболе.

Что может показать балерина в фигурном катании, если она никогда не одевала на ноги коньки? Что могут показать в формате доминанты ударного искусства команды, игроки которых бьют по воротам, причем ради развлечения, как правило после тренировки по 10-15 раз? 

Причем удары производятся любимым способом. О пяти основных видах ударов даже речь не идет. Грустно все это. Но, в то же время, я уверен абсолютно, что рано или поздно, но вечная стратегия ударной доминанты займет свое доминирующее положение и не отдаст его никому до тех пор, пока существуют нынешние правила, пока размеры ворот такие, какие есть сейчас.

А прогнозировать, что будет с футболом через сто, двести, пятьсот лет - дело неблагодарное и глупое. Если хотя бы один  тренер задумается над содержанием этого ролика и статьи, то свою задачу буду считать выполненной.


Комментариев нет:

Отправить комментарий