пятница, 14 января 2022 г.

Дурная голова ногам покоя не дает

 


             Дурная голова ногам покоя не дает




Подписчик канала Vasilie Gutu попросил меня о следующем. Вот его комментарий: "Здравствуйте, сделать пожалуйста ролик на тему: как экономично играть чтобы продержатся два тайма на высокой интенсивности.". Вначале я хотел отмахнуться от этой просьбы, но потом понял, что мои мысли на этот счет будут полезны многим.

Те же, кто критично относится к моим мыслям и высказываниям, возможно, хотя бы задумаются. Я раскрою эту тему, потому, что на уровне национальных ТОП-клубов, да и чего греха таить, на уровне ТОП-клубов Европы вижу ужасающее непонимание того, как энергетически экономно вести игру.

Я бы за глупые метания по полю наказывал бы игроков. Это говорит о том, что такие игроки не понимают игру или понимают ее очень плохо. Ну да ладно. С чего-то да начну эту тему.

Начну с очевидного факта. В одной из игр Барсы и Атлетико, где-то на сороковой секунде матча, буквально на двух сотках собралось 17 игроков из двух команд! Этот пример я привожу уже не первый раз.

Вы можете себе такое представить? В прямоугольнике 10 на 20 метров собрались все полевые игроки обеих команд кроме трех! Если бы мне такое сказали, то я бы не поверил. Ведь уровень команд ТОПовый!!! Топовый, ребята, топовый!

Но, против фактов не попрешь. Я зафиксировал это в одном из своих роликов. Вопрос. Это нормально? Что, ребятам нужно порезвиться в начале матча? Слишком много энергии имеют?

Можно и порезвиться, но иногда это печально заканчивается. Вся правая сторона одной команды и левая сторона другой, т.е. одна продольная половина поля была пуста. И это уровень ТОП-команд? 

Если бы это была игра Газмяс со своим дублирующим составом, то это было бы нормально и не вызвало бы никакой реакции. Но, это ведь команды, которые составляют визитную карточку мирового футбола!

Короче. Так играть нельзя. Неважно, имеют или не имеют футболисты лошадиное здоровье. Кто знает, может быть в конце игры, когда потребуются контратакующие рывки, спурты нападающих, сил уже не хватит.

Играть нужно разумно. В это понятие входит и рациональная экономия сил во время игры. В примере, который я вам привел, как минимум девять футболистов покинули зоны своей амплуальной ответственности.

Во-первых, кто им дал право покидать свои амплуальные зоны? Во-вторых, кто им дал право транжирить свою энергию, подчиняясь колхозному инстинкту? Т.е., там где мяч - там и мы. 

Пусть не обижаются на меня футболисты этих ТОП-команд, но нельзя уподобляться мухам, которые слетаются на чьи-то продукты жизнедеятельности!

Другой пример. Уверен, что каждый из вас тысячи раз видел эту картинку. Мяч у защитников, которые начинают атакую своей команды. Нападающий соперника летит, сломя голову, к защитнику с мячом, не обращая никакого внимания на то, что слева и справа от обладателя мяча расположены его свободные партнеры по обороне.

Видели такое? Я думаю, что видели, и не один десяток раз. Обладатель мяча, разумеется, отдает мяч партнеру слева или справа, чтобы не входить в столкновение с агрессивным нападающим. Что делает нападающий после паса налево или направо?

Он бежит к тому игроку, которому передан мяч. Тот игрок с мячом, видя приближение нападающего, отдает мяч, скажем, вратарю, нападающий бежит к вратарю, который посылает мяч к центру поля или защитнику на фланг. 

Хочу обратиться с вопросом к такому нападающему. Тебе, парень, делать нечего? Ты что, утром не пробежал своих законных пять километров, а еще лучше семь? Кому нужна твоя показная активность? 

Ты бы лучше с такой прытью возвращался в оборону после потери мяча командой или с такой прытью открывался в свободных зонах, или с такой прытью догонял бы соперника после своей ошибки, приведшей к потере мяча. Подобные действия нападающего, которые я описал - тупость и глупость одновременно.

И не только это. Это еще и пыль в глаза тренеру; мол, посмотри на мою активность и достойно ее оцени.

Набегать на защитника имеет смысл тогда и только тогда, когда партнеры набегают на партнеров обладателя мяча, отсекая ему возможные короткие передачи. Это называется коллективный отбор.

Но, набегать на соперника с мячом, когда недалеко от него находится свободный его партнер - это  осознанно пренебрегать энергосберегающим принципом. Зачем рывком предлагать себя  на левом фланге партнеру с мячом, который находится спиной к тебе и намерен сделать передачу на правый фланг, вместо того, чтобы просто бежать к штрафной соперника, ближе к левому флангу? 

Зачем бежать на фланг, если твой вингер уже встречает соперника, а его страхует вингбэк? Они что, вдвоем не разберутся с атакующим соперником? А может быть лучше не создавать толпу на фланге, а посмотреть возможный пас соперника с мячом и перекрыть этот пас?

Неужели для этого нужно иметь много мозгов? Это задачка уровня ДЮСШ.

Знаете, на что слетаются мухи? На мед и еще кое на что менее сладкое и менее приятное, о чем я уже упомянул. Не нужно направлять свои стопы туда, где находится мяч.

Не нужно следовать колхозному инстинкту. Пусть меня простят колхозники, но под колхозным инстинктом я подразумеваю бездумную игру плинтусного уровня, когда каждый из игроков считает своим долгом лично побороться за мяч или помочь партнеру, несмотря на то, что там уже пятеро других партнеров.

И еще. Не нужно демонстрировать тренеру свою активность, появляясь на всех участках поля. Кстати, для многих тренеров это положительный момент. Мол, данный игрок - великий трудяга, помогающий партнерам не всех участках футбольного поля.

Еще и километраж подсчитывают, подтверждая трудолюбие футболиста.

А то, что этот чудак, часто оставляет свою амплуальную зону ответственности, что может привести к драматическому финалу, никого не волнует. Всегда, ребята, держите под контролем зону вашей амплуальной ответственности, и покидайте ее тогда, когда это остро необходимо по тем или иным причинам.

Каждый раз, когда вы движетесь в том или ином направлении, задавайте себе один и тот же вопрос: по какой причине я направил свои стопы туда? Этот вопрос и ответ на него будет гарантией энергетически экономного стиля вашей игры, чего я вам искренне желаю.

Учитесь ребята думать самостоятельно. Когда я вижу играющую команду, которой у кромки поля руководит орущий во все горло тренер, то понимаю, что 70 процентов игроков этой команды мертвеют на глазах.

У них нет никаких перспектив хотя бы потому, что они в каждом моменте игры, развешивают свои уши, крутят своими ушными раковинами так, чтобы улавливать каждое слово тренера, забывая о том, что когда-то он промолчит, будучи отвлеченным коллегами или друзьями и т.д. А подсказка вам нужна прямо сейчас. Ведь самостоятельно мыслить вы не умеете!

Кричащий у кромки поля тренер это могильщик, как перспектив отдельных игроков, так и команды в целом. Грамотный, мудрый тренер никогда не будет вынимать во время игры дирижерскую палочку. Все, что нужно сказать, он скажет во время командного анализа игры в присутствии всех игроков.

Также он будет говорить на теоретических занятиях, разбирая очередные игровые нарезки. А вот на игре свое слово должны сказать полевые игроки и вратарь. Знаете, почему 99, 9 % тренеров никогда не молчат во время игры?

Потому, что они либо результат ставят превыше всего, либо не анализируют игру, либо и то и другое. Лобановский, тренерский талант которого многие подняли на уровень недосягаемости, во время матча молча наблюдал за игрой, монотонно исполняя свой знаменитый маятник, сидя на тренерской скамье и качаясь корпусом, то вперед, то назад.

Для меня его молчание во время игры говорит о многом. У меня много претензий к этому тренеру. Почему у меня были претензии к нему? Хотя бы потому, что он руководил моей любимой командой. И тем не менее, признаю его незаурядный тренерский талант и тот факт, что без него не родился бы такой футбольный аналитик, как ваш покорный слуга.

В очередной раз скажу, что снимаю перед ним шляпу и заявляю, что его фраза "Я не создаю команду звезд, я создаю команду-звезду" стала путеводной звездой в моей работе. Я бесконечно благодарен Валерию Васильевичу за эту мысль. Светлая ему память.



Комментариев нет:

Отправить комментарий