Обучение футболистов
Это неожиданная и очень важная тема, особенно для тренеров. Такого я никогда никому не говорил, но понял, что пришло время, ознакомить с этой информацией не только своих учеников, но и всех тренеров, которые имеют амбиции не пасти задних, а сделать себе имя в мировом футболе.
Речь пойдет о технологии обучения футболистов основам футбольной техники. Заметьте, ребята. Я не говорю о высоком или очень высоком уровне владения футбольной техникой. Я буду говорить лишь об основах.
Согласитесь, глупо обучать кого-то тончайшим нюансам техники, если субъект обучения не владеет базовыми техническими элементами. И это касается не только игроков колхоза "Луч" или игроков второй национальной лиги. Это касается, также, игроков премьер-лиг.
Я уже приводил примеры и повторяться не буду. Просто поверьте на слово, что игроки не только премьер-лиг, но и игроки ТОП-команд Европы страдают серьезными пробелами в своей технической подготовке.
Почему это устраивает их тренеров и почему сами игроки не горят желанием устранять свои технические недоработки говорить не буду. Это не тема настоящего разговора. Я просто констатирую факт.
Начну с того, что технология подготовки футболистов, равно, как и технология создания команды не выдерживают никакой критики. О структуре современной тренировки высказываться не буду, так как я это делал неоднократно.
Если просто сказать, то это не тренировка, а ее карикатура. В этих всех тренировках я не вижу главного - обучения тренерами футболистов технике. А если так, то пусть об этих Авгиевых конюшнях говорят начинающие и великие, тупые и умные, пусть обсуждают современный тренировочный процесс самые авторитетные спецы современного футбола, но без меня.
Извините меня за грубое слово, но для меня современная традиционная тренировка, вне зависимости от того, кто ее проводит - блевотина. Другого слова я подобрать не могу.
А теперь перейду к конкретике. Несколько слов об изучении технического элемента. Допустим, что тренер обучает своих воспитанников главному обманному движению или пасу и удару шведой. Какой именно конкретный технический элемент является предметом обучения - абсолютно неважно.
Обучение должно происходить по принципу "step by step". Т.е. шаг за шагом.
Процесс обучения подразумевает пять главных шагов:
1. Объяснение предназначения разучиваемого технического элемента.
2. Демонстрация технического элемента без мяча с подробным объяснением каждого движения, с последующим повторением учениками.
3. Демонстрация технического элемента с мячом, но в очень медленном темпе, с последующим повторением учениками.
4. Демонстрация технического элемента в темпе реальной игры, с последующим повторением учениками.
5. Демонстрация технического элемента в темпе реальной игры и с противодействием, с последующим повторением учениками.
Когда все эти этапы футболист успешно проходит, то дальше вступает в силу Главный принцип поддержания игровых кондиций футболиста.
Что за принцип? У каждого технического элемента есть матрица - матрица мышечной памяти. Ключевой фундаментальный принцип поддержания игровых кондиций футболиста - это сохранение матрицы мышечной памяти, как минимум, всех базовых технических элементов.
Как этого достичь? Повторением, ребята, повторением. Многое зависит от уровня талантливости игрока. Если футболист талантлив, то повторение будет чисто символическим, но будет! Если же у футболиста талантов немного, то придется иметь значительное количество повторений, чтобы мышечная память не сдулась, как детский шарик.
А теперь перейду к важнейшей части того, что хочу сказать. Повторение это не панацея. Давайте представим вариант, что игрок... нет, не так. Давайте разберемся, что такое автоматизм.
Автоматизм в действиях игрока, это когда он не думает о том, как исполнить технический элемент, а просто его исполняет. Скажите, вы думаете о том, как правильно взять вилку или нож, приступая к поеданию приготовленного? Думаете или нет? Конечно нет! Вы это делаете автоматически.
Аналогично и футболист. Если он довел до автоматизма исполнение какого-то технического элемента, то он это делает не задумываясь о своих действиях. А теперь главный вопрос: автоматизм это вершина исполнительского мастерства или нет?
Как вы думаете? Сразу скажу, что нет. Это далеко не так. Представьте, что футболист понял, как правильно исполнять ТЭ, затем он закрепил свое умение и довел его до автоматизма. В этом случае, его исполнение близко к высокому и даже очень высокому уровню исполнения.
Но, есть и другой вариант. Футболист не совсем правильно понял, как исполняется ТЭ, закрепил свое неправильное исполнение и довел его до уровня автоматизма.
Допустим, что игрок не понял природы уступающего движения при приеме жесткой передачи. У него при приеме сильного паса мяч отскакивал от принимающей ноги на метр.
Далее он многократно повторял исполнение этого ТЭ и, в конце концов, довел его исполнение до автоматизма. Что это означает? Это означает то, что при приеме жесткой передачи он никогда не сможет принять мяч правильно, и у него мяч будет отскакивать на метр.
Да, он не будет думать, как исполнить прием, так как довел исполнение до уровня автоматизма. Но, чуда не случится. У него мяч, как отскакивал на метр при начале обучения этому приему, так и будет отскакивать на один метр. Это в лучшем случае.
Отсюда простой, но жестокий вывод: футболист может хоть десятки тысяч раз повторять любой ТЭ, но сам факт многократного повторения не улучшит качество исполнения этого ТЭ.
У нас и не только у нас техникой никто не занимается, уповая на таланты футболистов. Это тоже факт. Футболистов отбирают по степени таланта и находят таких, которых не нужно обучать, и которые интуитивно знают, как исполнять тот или иной ТЭ.
В этом кроется большая беда современного футбола. Способность обучать футболистов азам футбола у тренеров атрофируется, а иногда и полностью исчезает. Я уже не говорю о тех тренерах, которые сознательно не намерены никого обучать, а заняты лишь поиском и отбором талантливых ребят.
Тысячи трагедий для футбола мы наблюдаем ежедневно, когда смышленый мальчишка, беззаветно любящий футбол, выбрасывается за ворота клуба только лишь потому, что у него не тот рост, не тот вес или не та скорость бега.
Тренеры даже не догадываются, что выгоняют из команды будущих суперзвезд. Современный футбол еще не дорос до такого уровня, когда подавляющее большинство упражнений на физику будут выброшены в мусорное ведро и заменены на шлифовку ТЭ с многократным их повторением.
Я хочу, чтобы меня услышали. Многократное повторение это не только благо, но и страшный вред, так как создает матрицу неправильного исполнения технического элемента, доведенного до автоматизма.
Ключ к взращиванию настоящих футбольных Мастеров находится у детских тренеров, которые начинают обучать детей базовым ТЭ. Как они научат, как проконтролируют исполнение, такая будет и судьба футболиста в плане его технической подготовки.
Но, выход есть всегда и у любой команды любого возраста. Уважаемые футбольные тренеры! Если вы хотите добиться больших успехов в своем деле, хотите, чтобы ваша карьера напоминала старт ракеты, тогда вспомните о тех пяти шагах, о которых я рассказал в этой статье и в этом ролике.
Независимо от того, 13 лет ваших воспитанникам или уже 16 лет. Начните с нуля. Протестируйте всех без исключения ваших футболистов на предмет правильного исполнения базовых технических элементов.
Не закрывайте глаза на неправильное исполнение. Показывайте, как правильно ставить опорную ногу, манипулирующую ногу, как правильно держать корпус, что делать после исполнения ТЭ и т.д. И успокаивайтесь только тогда, когда убедитесь, что мальчишка понял, как правильно исполнять технический элемент.
Вы должны добиваться того, чтобы в команде, минимум 80 процентов исполняли пакет базовых ТЭ правильно. А еще лучше - 90 процентов. Понимаю, что не все ребята обучаемы.
Если вы видите, что никакого толку от обучения конкретного парня нет, то ищите тех, кто обучаем, так как наличие в команде неумех создает балласт, рождающий в игре сплошной брак. Поверьте, что если вы, сняв корону знающего тренера, начнете заниматься тем, о чем я вам только что рассказал, то успехи вашей команды пойдут в гору так, как никто от вас не ожидает.
Ключ к созданию высококонкурентной команды не в поисках и отборе талантов, а в умении обучать своих воспитанников. Так как только что высказанная мысль очень и очень важна, повторю ее еще раз. Ключ к созданию высококонкурентной команды не в поисках и отборе талантов, а в умении обучать своих воспитанников.Справедливости ради, скажу, что для создания высококонкурентной команды нужно иметь связку ключей, а то, о чем я рассказал лишь один из них.
А еще лучше иметь шеф-ключ. Для тех, кто не знает, что такое "шеф-ключ" скажу два слова о нем. Представьте, что на какой-то фирме в офисе двадцать комнат.
Для дверей каждой из комнат есть свой ключ, который подходит только к одной конкретной комнате и ни к какой другой. Т.е., у сотрудников фирмы есть двадцать разных ключей.
Но, у хозяина фирмы или у директора, в общем у самого главного начальника есть шеф-ключ, который подходит ко всем без исключения дверям. Это придумано для удобства, чтобы начальник не ходил со связкой ключей, если ему нужно проинспектировать в нерабочее время все комнаты.
Так что, у меня есть свой шеф-ключ, который открывает двери всех сегментов знаний о футболе, о которых говорят и которыми пользуются. Дело в том, что в будущем, не исключаю этого, появятся такие знания, которые вознесут футбол на невиданный уровень, но мы сейчас об этом ничего не знаем.
Мой футбольный шеф-ключ это содержание книги "Ключ к двери, ведущей...".
Комментариев нет:
Отправить комментарий