пятница, 19 мая 2023 г.

Командные игровые кондиции: правда и ложь

 


     Командные игровые кондиции: правда и ложь 



Я сейчас буду говорить вещи, крайне неприятные для молодых людей - как футболистов, так и тренеров. Болельщикам также мои мысли, которые я здесь выложу, вряд ли понравятся. 

Я уже не раз говорил, что в современному футболе команд, как таковых нет. Есть собрания талантов. Этих собраний много. Такие собрания называются футбольными клубами.

Хотите свидетельства тех, кого боготворит современный футбол? Пожалуйста. Валерий Васильевич Лобановский. Этот человек со своей командой киевского "Динамо" дважды брал кубок кубков и один раз - суперкубок Европы.

О многочисленных победах в национальном чемпионате и о многочисленных завоеваниях национального кубка я уже не говорю. Как вы думаете, можно ли кумира миллионов украинских болельщиков назвать выскочкой, дилетантом или кабинетным мечтателем, как называют меня? 

Что нет? Слава Богу. Значит, ко мнению этого человека можно прислушаться. А если так, то слушайте, что он говорил: "Я не создаю команду звезд, я создаю команду-звезду".

Я в свое время оборжался, когда, цитируя Лобановского, спрашивал у его "учеников", ныне известных тренеров и даже у патриархов украинского футбола "Почему?" Почему, черт возьми, он противопоставляет команду звезд команде- звезде?

Много раз я критиковал Валерия Васильевича за его, не просто ошибки, а грубые ошибки, но все они для меня меркнут в сиянии этой его фразы "Я не создаю команду звезд, я создаю команду-звезду". Снимал, снимаю и буду снимать перед ним шляпу за эту гениальную мысль.

Именно она стала моей путеводной звездой в аналитической работе. Уверен, что если бы я смог задать свой вопрос, на который так и не получил ответа "Почему Лобановский противопоставлял команду звезд команде-звезде?" таким тренерам, как Клопп или Моуриньо или Гвардиола, то услышал бы такое же мычание, которое я уже слышал многократно от украинских тренеров с громкими фамилиями.

Пусть простят меня фанаты этих трех тренеров за то, что я не держу их изображения в рамках у себя в квартире. Что касается темы тренеров, то хочу ее закрыть фактом, о котором говорил неоднократно. 

Допустим, возьмем самого раскрученного сейчас тренера в Европе - Гвардиолу. Сколько раз подряд он брал Лигу чемпионов? 

Ответ мне не нужен. Он нужен вам для сравнения с тем, что я сейчас озвучу. Анатолий Тарасов - хоккейный тренер выигрывал чемпионат мира пять лет подряд, затем год трагического сбоя - серебро, и потом семь лет подряд снова серия побед на чемпионате мира.

Как вам такая стабильность? Какой-нибудь футбольный тренер чем-то подобным похвалится? Болтать ребята, это не мешки ворочать. Как бы не превозносили игру "Сити" или "Баварии" или "Реала" или еще какой-нибудь команды, а об их игровых кондициях и, главное, их стабильности говорят результаты их выступлений на международной арене.

Там такая же стабильность, как хождение алкоголика, после очередной дозы, по прямой линии.

Если Лобановский делал акцент на создание команды-звезды, указывая, что не намерен идти путем других футбольных тренеров, то это ясно говорит о том, что в его времена и до него никаких команд-звезд не существовало. А о нынешнем футболе, который превратился в откровенный базар, как об эпохе создания команд, даже упоминать смешно.

И еще одно, о чем уже тысячу раз говорил. У современной футбольной науки, так называемой науки, нет определения фундаментального ключевого стержневого понятия "футбольная команда". 

Когда я слышу об игровых кондициях той или иной команды, то это ложь от первой и до последней буквы. Их никто не отслеживает и не корректирует, как следствие отслеживания.

Хотите пример? Как бы это не смущало и не раздражало футбольных тренеров, но я буду говорить об этом. И если хоть один из них задумается, то это уже будет успехом.

Ведь всем известно, что дорога в тысячу миль начинается с первого шага. Вот несколько вопросов для тренеров, которые могут осмелиться сказать, что отслеживают и улучшают игровые кондиции своей команды.

Для начала, давайте перечислим хотя бы несколько очевидных командных параметров. Для того, чтобы понять, насколько быстра команда, нужно иметь среднестатистический командный показатель скорости бега игроков на 60 метров или 70 - неважно. Какой он у вашей команды?

Для того, чтобы понять, насколько эффективно команда может противостоять тотальному прессингу, зонной обороне, насколько велик ее потенциал в плане индивидуальных обводок, необходимо знать среднестатистический показатель величины рывка игроков на двадцать метров. Почему на 20?

Да потому, что скорость набирается в течение первых двадцати метров, а дальше - равномерный бег, скорость которого никого не интересует при данном забеге. Какой он, среднестатистический рывок у вашей команды?

Справедливости ради скажу, что точных данных, где заканчивается ускорение и начинается равномерный бег никто не опубликовывает. Я подозреваю, что футбольному миру это мало интересно. А жаль. Если у кого-то есть подобные данные - сообщите, пожалуйста. Буду очень признателен.

Для того, чтобы понять, насколько оперативна команда в контратаке, необходимо знать, сколько игроков в команде владеют дальним вбросом мяча из-за боковой линии, и какой среднестатистический вброс по дальности у игроков команды. Наличие штатных вбрасывающих из-за боковой это не просто позор, а позорище.

Какой толк от тренера, который игнорирует этот сегмент мастерства футболиста? Если тренер этим не занимается, то он - первоисточник паталогических торможений развития атаки из-за вбрасывания исключительно штатными игроками. Пишу эти строки и чувствую подташнивание от этого всего... 

Найдите сами нужное слово. А я буду двигаться дальше. Если команда на что-то претендует в турнире, то она должна сканироваться тренером на предмет ударного потенциала. Практически все команды, которые вы видите на футбольных полях - импотенты в той или иной мере.

Что, грубые слова? Что, снова "обсыраю", как выразился один мой подписчик, футболистов и тренеров?  А отсутствие рамочных ударов за целую игру это, извините меня, не "обсырание" футбола? А два или три удара за всю игру это не унижение футбола? 

Эх-х-х-х, моя бы воля. А теперь, для того, чтобы мой подписчик или гость канала и блога знал, как я смотрю на элитный эшелон современного футбола, приведу образный пример, который будет понятен каждому.

Возьмите десять тысяч бомжей и соберите их в многие десятки команд. Проведите чемпионаты и определите, какие команды из них можно считать элитными по отношению к остальным. И если игру современных элитных команд считать настоящим футболом, а элитные команды футбола бомжей считать современным футболом, то вы поймете, как я смотрю на качество игры образца начала 21 века.

Осознав эту аналогию, возможно, кто-то из вас поймет, почему я не смотрю календарные игры, а только знаковые, уровня полуфиналов и финалов ЛЧ и Кубка мира, да, чуть не забыл, еще Европы. Я бы и эти матчи не смотрел.

Просто, я обязан это делать, чтобы понимать, меняется что-то в футболе или нет. Но, с игровыми кондициями я еще не закончил.

Если тренер собрание своих игроков считает командой, а не сборищем подходящих по стоимости и по своим данным игроков, то он обязан отслеживать широту игры своих воспитанников. Другими словами, он должен контролировать процент средних и дальних передач по отношению ко всем исполненным за игру передачам.

К сожалению, сейчас этот процент, как по мне, не вызывает оптимизма. Какой это процент у вашей команды? 

Среднестатистическая высота прыжка игроков вашей команды вам тоже известна? Или это ерунда? Мол, зачем заниматься этой глупостью? Ведь в футболе передачи с флангов не замыкают ударами головой, не выносят мяч из собственной штрафной после высокого прыжка и удара по мячу головой в сторону центра поля. Правда? Или выносят? Или замыкают? 

А если да, то почему это не отслеживается и этому не уделяется внимание? Впрочем, ерничать я могу сколько угодно, но ситуацию это не изменит.

А ведь я ни слова не сказал об усреднении матчевой нагрузки команды, что вообще неведомо ни тренеру любительской команды, ни Гвардиоле. Я не сказал о командной выносливости, о волевых показателях и о многом другом. Знаете, почему подавляющее большинство тренеров, прослушав этот ролик, все услышанное пропустят мимо ушей? 

Все просто. Для того, чтобы что-то менять в команде, нужно работать не только футболистам, но и в том числе тренеру. Без индивидуальных тренировок никто никогда и ничего не поменяет. В академиях запрещают тренироваться индивидуально.

Я, прожив не такую уже и короткую жизнь, приобрел немало профессий, имею опыт и знания не в одной сфере деятельности человека, но такого космического уровня идиотизма я нигде не встречал. Если в академиях запрещают тренироваться индивидуально и не корректируют частоту и интенсивность официальных тренировок с учетом индивидуальных тренировок, то почему я поверю в то, что на профессиональном уровне что-то происходит по-другому? 

Если в профессиональных командах приветствуются индивидуальные тренировки, то сообщите мне. Я буду шокирующе удивлен и обрадован. Но, в такие чудеса я никогда не поверю. 

Современный футбол это множество врЕменных собраний футболистов в местах, которые называются футбольными клубами по причине удовлетворенности футболистов теми контрактными цифрами, которые им предложили. Роналдо предложили играть в какой-то команде в Саудовской Аравии. При презентации, он перепутал эту страну с ЮАР.

Если говорить откровенно, то чихать Криштиану хотел на страну и на клуб, где ему предстоит играть. Для него главное - цифры в контракте. 

Я уже не раз говорил, что многие годы думал над тем, что же такое "идеальная футбольная команда" и пришел к выводу, что это духовный монолит. О какой духовности можно говорить, когда человеку наплевать, в какой стране ему играть? 

Криштиану, когда на него было направлено десятки телекамер, фотоаппаратов, микрофонов, не смог сосредоточиться и перепутал страну, в которой будет играть. Может быть у Роналдо амнезия, старческий склероз? Правда, смешно. А мне плакать хочется, видя все это. Ведь футбол такого позорища не достоин.

Очень хочется сказать и футболистам и тренерам: ребята, хотя бы иногда думайте о футболе, а не только о звонкой монете. Кстати, через неделю после написания этой статьи я натолкнулся на информацию о том, что Роналду будут платить за игру в арабской команде 100 миллионов евро в год плюс 100 миллионов евро по рекламным соглашениям!

Теперь вы понимаете, почему Криштиану говорит, что для него неважно, что думают об этом переходе другие люди. Вот вам и единый командный дух, вот вам и духовный монолит, вот вам и переживание за развитие футбола в своей родной стране, в виде создания собственной школы подготовки, основанной на личной футбольной философии создателя школы...

Я не осуждаю Роналду. Его поступки это его священное право. Разве он один такой? А что сделал Пеле, когда на горизонте замаячила футбольная пенсия? Ушел играть в "Космос", и не за пять копеек, а немного дороже. Аналогично и с другими известными футболистами. 

Никто из великих футболистов так и не сказал, что футбол в его годы это неправильно, что нужно было тренироваться по-другому, что это путь в никуда. Они этого не понимали? Прекрасно они все понимали. 

Им просто было наплевать на судьбы, как их национального, так и мирового футбола. Их больше волновала собственная судьба в плане финансовой конъюнктуры. Был бы очень рад, если бы ошибся в том, что только что сказал.

Из всей тренерской братии уважаю только одного человека - Брайана Клафа. Причины моих симпатий я уже озвучивал и повторяться не буду.

Мне, почему-то, кажется, что великие футболисты далекого и не очень прошлого, больше любили себя в футболе, нежели сам футбол. Вспоминаю Кройфа с его тотальным футболом. Где он, мил человек, твой тотальный футбол, если у нас двумя ногами играть не умеют, если считают, что футболист должен овладеть только игрой в формате одного амплуа?

А если игрок будет универсальным, то это, по мнению, наших современных спецов, во-первых, невозможно, а во-вторых бесполезно, так как лучше быть специалистом в одном амплуа, а не дилетантом во всех.

Современный футбол мне напоминает круглого сироту, которого любят все, давая эпизодически конфетку, но никто не хочет поставить его на ноги. Все очень заняты свои финансовыми заботами, несмотря на то, что у многих из них такие деньги, которые позволили бы прокормить тысячу семей и создать десять футбольных школ, в которых реализовать все свои футбольные мечты.

Мне грустно от того, что многие люди деньги ставят в своем сознании выше морали, выше нравственности, выше духовности, выше познания, выше, в конечном счете, любви.




Комментариев нет:

Отправить комментарий