Зона амплуальной ответственности - 2
Я не планировал выкладывать эту статью и ролик, но когда опубликовал статью и одноименный ролик "Зона амплуальной ответственности", то понял, что сказал далеко не все. Решил заполнить брешь недосказанным.
Я бы мог этого и не делать. Но, если я ничего не скажу, то кто вам об этом скажет? Пушкин? Может быть, Патрис Лумумба? Почему я позволяю себе такое ерничанье?
Да потому, что обидно за ребят, которым не могу помочь. Тысячи ребят проходят перед моими глазами за последние десятилетия, и подавляющее большинство из них достаточно талантливы, чтобы играть в премьер-лигах, но по факту, большинство из них уходят из футбола, так как не находят место в нем.
Почему не находят? Потому, что их таланты, их способности тренеры так и не раскрыли. К сожалению, тренеры ничего не раскрывают у футболистов в своем большинстве, а тасуют их.
Мол, зачем ты мне парень нужен, если твои таланты я не вижу? Возможно, они и есть, но я их не вижу.
А кто сказал, что я должен раскрывать твои таланты? Я лучше возьму в команду того, чьи таланты на поверхности. Так думает большинство тренеров.
Разве я не прав? В который раз убеждаюсь в том, что ноги растут в современном футболе из пресловутых школ тренеров.
Все беды от них. Там обучают чему угодно, только не футбольным мудростям. Ну да Бог с ними, с этими академиками от футбола.
Эта статья и ролик я выкладываю в помощь тренерам, которые, просматривая видео, хотят правильно оценить игру какого-то конкретного футболиста.
Такой анализ предсматривает выявление:
- технического уровня футболиста;
- уровня командной полезности;
- уровня амплуальной ответственности;
Я не буду останавливаться на оценке технического уровня и уровня командной полелзности - слишком много информации. Но, насчет уровня амплуальной ответственности скажу несколько слов.
Моя тренерская практика показала, что с уровнем амплуальной ответственности у футболистов просто беда. А беда потому, что на футбольном поле хозяйничает колхозный инстинкт - т.е. там, где мяч, там и все.
Там, где мед или что-то другое - там и мухи. Наблюдая все это, я часто задаю вопрос своим ученикам: что ты там забыл, если твоя ЗАО на противоположном фланге?
Ответ, как правило, всегда банальный: я хотел помочь партнерам по команде, хотел подстраховать, хотел создать превосходство, чтобы отобрать мяч. Тогда я задаю следующий вопрос.
Ты создал численное преимущество на фланге. И что? Соперник мяч выбил за боковую линию. А почему?
Потому, что завладев мяч, твоему партнеру некому было отдать мяч, кроме дыр-дыр паса, т.е. паса на сверхкороткую дистанцию. А если бы ты был в зоне, где отстоял бы от толпы, хотя бы на 15 метров, то, во-первых, мог бы получить мяч, а во-вторых, мог бы создать опасную контратаку, так как перед тобой было чисто поле. Или я неправ?
Ученик соглашается со мной, но в следующей игре все повторяется. С одним из учеников состоялся следующий эмоциональный разговор:
- твоя ЗАО это центральная полоса поля. Ты - спайдер, играешь по требованию тренера под центрфорвардом. Почему ты оказался на границе фланга и полуфланга?
- Я прибежал на помощь партнеру.
- Ну и как, помог?
- Да, помог.
- И что дальше?
- Дальше я вернулся на свое место.
- Как быстро ты это сделал? Ты еще десять секунд гулял по полуфлангу и только потом, видимо, интуитивно понял, что пора возвращаться в свою ЗАО. Ты знаешь, что в течение 15 секунд твоя команда была без управления?
У твоей команды не было диспетчера, не было дирижера. Как могут коммуницировать фланги и полуфланги твоей команды, если в центральной полосе нет связующего игрока? Что, с помощью дальних диагоналей? А твои партнеры могут исполнять дальние диагонали точно? Могут или нет?
- Вряд ли.
- Да, ты помог партнеру на определенном участке на краю поля. В то же время, ты лишил команду управления. Что тут имеет больший вес? Подумай сам. Если на фланге, куда ты прибежал, пять соперников, а твоих партнеров четверо, то как ты думаешь, с какой вероятностью соперник завладеет мячом, и что очень важно, сумеет потом развить атаку?
- Не знаю.
- Зато я знаю. Вероятность удержания мяча в ногах соперника минимальна. Так как при большой плотности игроков и при минимальном численном преимуществе удержать мяч может команда высокого уровня. А если так, то вероятность потери мяча у соперника в твоей ситуации доходит до 50 процентов. А это о чем говорит? А это говорит о том, что у твоих партнеров появится возможность уйти от бровки, сделав передачу в центральную полосу. Но, кому? Васе Пупкину?
Ведь там никого нет. Теперь ты понимаешь, почему так важно придерживаться своей ЗАО?
Ученик согласился. В следующей игре он уже покидал свою ЗАО значительно реже, и как результат, чаще получал мяч, имея реальную возможность управлять игрой, обострять ее и даже наносить удары по воротам.
На осознание своих ошибок ученик затратил четыре календарных игры своей команды. Я радовался, как ребенок, когда увидел в очередной игре, что мой воспитанник за матч всего два или три раза ушел к границе полуфланга и фланга.
На фланг он так и не забежал. Молодчина. Моя наставническая практика открыла мне глаза на те вещи, на которые я никогда бы не обратил внимания.
Не только я давал и даю знания ученикам, но и ученики, своей игрой и своими ошибками обогатили мое понимание игры, сделали его глубже. Не знаю, насколько озвученная информация поможет вам, ребята.
Но, моя задача - поделиться своим опытом и своими знаниями, а вы уже решайте сами, насколько эта информация полезна для вас.
Комментариев нет:
Отправить комментарий