воскресенье, 4 апреля 2021 г.

Прежде всего игроки, а потом схема!

 


            Прежде всего игроки, а потом схема!



 

Эту фразу я взял из комментария одного из Подписчиков канала. Он не просил меня о написании этой статьи. Поэтому имени автора этой цитаты я не называю.

Вы думаете, что это мнение лишь одного моего Подписчика? Отнюдь. Так думают практически все футбольные тренеры мира. 

А если так думать, то о тотальном футболе можно забыть и не вспоминать даже. Если вы, ребята, слышали о тотальном футболе в исполнении сборной Голландии, образца 1974 года, то знайте, что никакого тотального футбола сборная Голландии тогда не показала.

Своим выступлением на чемпионате мира 1974 года сборная Голландии показала то, что у мирового футбола появился маленький животик. Другими словами, мировой футбол забеременел идеей тотального футбола.

Тотальный футбол это, прежде всего, усреднение матчевой нагрузки игроков команды. Для тех, кто не понял, объясню. Когда устают нападающие, то уходят в оборону, а защитники занимают их место в нападении.

Когда устают хавбэки, то меняются местами или с защитниками или с нападающими. Если левый защитник кладет язык на плечо из-за бесконечных атак соперника по их правому флангу, то его заменяет правый вингбэк, а уставший левый, уходит на правый фланг обороны.

Идея, думаю, понятна. Это главная идея тотального футбола, а не попытка запутать соперника, постоянно меняя свои амплуа. Это все - глупость.

При зонной обороне, защищающейся команде по барабану, куда сместился Иванов с места левого вингера или Петров с места центрального нападающего. Усреднение матчевой нагрузки игроков команды - вот альфа и омега тотального футбола!

Ни в те далекие семидесятые, ни сейчас об усреднении никто не говорил и не говорит ни слова! А почему? А потому, что для этого игроки должны быть какими? Какими, ребята, должны быть игроки?

Правильно! Они должны быть универсальными. А для этого тренеры должны что? Должны обучать футболистов технике. Обучать так, чтобы технического арсенала футболиста хватало на все возможные и невозможные амплуа.

А что у нас делают тренеры в своем большинстве? Что угодно, только не обучают футбольной технике. "Если Иванов не умеет бить левой ногой, то уже никогда и не научится" - сказал мне как-то один  тренер. "С таким тренером, как ты - стопроцентно не научится" - подумал тогда я.

Современные тренеры подобны начальникам отдела кадров: "принял-уволил-принял-уволил". Один тренер сказал, что легче избавиться от футболиста, который что-то не умеет, нежели его обучать.

И действительно! Разве тренер это учитель? Тренер это полководец. Так думают большинство тренеров.

Тотальный футбол так и не родился. Беременность оказалась ложной. Там, где нет универсальности, о тотальном футболе можно забыть.

О чем мы можем говорить, если левый защитник не может физически играть на правом фланге, а центральный защитник на месте спайдера? Вот откуда растут ноги у общепризнанного постулата современного футбола: "Прежде всего - игроки, а потом схема".

Т.е., я его слепила из того, что было - слова известной песни. В тысячный или в миллионный раз повторяю: современный футбол сам свидетельствует против себя. 

Если в команде два нападающих, то никто третьего или четвертого готовить не будет, искусству нападающего не будет обучать. Если два нападающих в команде, то амплуальная расстановка игроков будет какой-угодно, но только с двумя нападающими.

Такая ущербность в амплуальных стойках однозначно говорит об инвалидности команды. Как видите, говорить можно об инвалидности в футболе, подразумевая не только безударных игроков.

Универсальность игроков это кошмарный сон для почти каждого современного тренера. Ведь это нужно ночами не спать, чтобы думать, как одноногих сделать двуногими, как безударных игроков сделать бомбардирами, как научить не просто выбивать мяч головой подальше от ворот, но и уметь с бильярдной точностью посылать мяч головой в любую точку ворот соперника и т.д.

Я уже не говорю о поднятой голове во время игры и прочем. Подытоживая сказанное, хочу сказать следующее: когда мы говорим, что вначале игроки, а потом схема, то тем самым мы утверждаем, что универсальностью в команде не пахнет и что никто не намерен превращать игроков в универсалов.

Современный футбол сам свидетельствует против себя. Помните? Искусство под названием футбол это огромный труд и огромная самоотдача.

Таких слов мы мало от кого услышите из тех, кто имеет отношение к тренерскому ремеслу. А жаль.

Знаю, что мне скажет подавляющее большинство тренеров. Мол, нужно снять розовые очки и не отворачиваться от горькой реальности.

Мол, нужно понимать, что если в твоей команде есть только два нападающих, а остальные в нападении намного хуже, то именно из этих реалий нужно и исходить. Да, я согласен с такой логикой. Она убедительна, но она, одновременно, лукава.

Почему лукава? Потому, что нет ответа на целую серию вопросов. Например: ты пробовал подготовить третьего нападающего? Если да, то сколько ты этим занимался и что у тебя получилось.

Если ни одного из игроков команды обучить игре в атаке невозможно, то в чем причина такого явления? Может быть это неумение обучать игроков? Может быть, причина в тренере, а не в игроках?

И еще очень важный вопрос. Проводится ли в команде перманентная селекционная работа? Другими словами, поиск кандидатов в команду не должна прекращаться ни на один день.

Но, если это есть, то каковы критерии такого отбора? Кого и как ищут тренеры? 

Если главный критерий отбора - прыжок с места, рывок или скорость футболиста, то на этом мой интерес к работе такого тренера заканчивается. Мне просто не о чем с ним говорить. 

Кстати, только что родилась идея записи ролика и написания статьи по поводу качества обучения футбольному искусству - суперважная тема, но малоинтересная для большинства современных тренеров, к сожалению.

Когда тренер говорит: прежде всего игроки, а потом схема, этим он подтверждает свое нежелание или невозможность доводить до универсализма амплуальные возможности того или иного игрока.

Другими словами, забудем об обучении и будет строить рисунок игры команды, исходя из тех игровых кондиций игроков, которые есть на данный момент. Так можно сказать только тогда, когда ты считаешь любого футболиста чурбаном, которого обучить невозможно. Т.е., если точнее, невозможно изменить его игровые кондиции с помощью индивидуального обучения.

Что, нет времени на такое обучение? А на тренажерные залы время есть? А на бассейны время есть? А на легкоатлетическую подготовку с помощью специалистов время есть? А на занятия в других секциях время есть?

Как говорится, было бы желание. Будущее футбола не в узкой специализации, а в универсальности. У меня в этом нет никаких сомнений.

Доказывать очевидное (во всяком случае, для меня) не собираюсь. Если у кого-то другое мнение -  я его приму к сведению с уважением, но никогда с ним не соглашусь. Меня с моими оппонентами рассудит только время.

К сожалению, это будут не годы и даже не десятилетия. Скорее всего, речь здесь идет о веках, увы.




Комментариев нет:

Отправить комментарий