воскресенье, 31 октября 2021 г.

Психология футболиста

 


                       Психология футболиста



Подписчик "FlaShka" попросил меня раскрыть эту тему. Точнее, высказаться на эту тему, а не ее раскрыть. Раскрыть ее невозможно ни в ролике, ни в плейлисте, ни даже на канале, где будет размещено очень много роликов.

Психология это одна из сложнейших тем, особенно в футболе. Говоря о психологии в футболе, уместно говорить о спортивной психологии. Эти две темы мало отличаются друг от друга.

Но, все же, сконцентрируемся на психологии футболиста. Что вообще такое - "психология"? Это наука о душе, о характере. Так гласит википедия.

Я бы сказал по-другому. Психология это наука о взаимоотношениях человека с окружающей реальностью и нереальностью. Почему я написал о нереальности?

Потому, что окружающая реальность имеет не только материальную, но и нематериальную природу. А то, что не имеет материальную природу можно смело называть нереальным в бытовом понимании этого слова.

Взаимоотношения человека с нематериальным миром это высший пилотаж, о котором сегодня мы говорить не будем. Но, для корректности изложения, я, все же, о таком сегменте упомянул.

Из всего спектра взаимоотношений футболиста с окружающей реальностью возьмем для рассмотрения лишь несколько сегментов, что является актуальным и полезным для любого футболиста. Но, в первую очередь  скажу несколько слов о самом начале футбольной деятельности мальчишки или девчонки.

Ребенок видит, насколько популярен футбол, насколько им восхищаются. Также ребенок осознает, что игра с мячом ему очень нравится. А если у ребенка есть заложенный Творцом соревновательный дух, то решение в сознании ребенка принято.

Он смело заявляет родителям, что хочет стать футболистом, хочет, чтобы его отдали в футбольную школу. Для такого ребенка обучение футболу это ковровая дорожка, на которую станешь, и через десять лет взойдешь на футбольный Олимп или будешь где-то неподалеку с ним.

Яркие цвета своего будущего для ребенка начинают таять, блекнуть тогда, когда он осознает, что на тренировки нужно ходить постоянно, а не тогда, когда тебе захочется, что нужно подчиняться тренеру, что не всем детям нравится, что тренировка это не увеселительная игра с мячиком, а реальный труд, когда устаешь так, что начинаешь думать о том, нужно ли тебе все это.

Если все эти моменты, с помощью хорошей работы тренера, пройдены, то дальше возникают провокационные моменты. Сверстники едят сладкое, а тебе нельзя, сверстники зависают в соц.сетях, играют в танчики и прочие стрелялки, а у тебя нет времени для этого.

Но, если у ребенка уже сформировалась любовь к футболу, то и эти моменты преодолимы. Хуже, когда ребенок ходит на тренировки не потому, что ему нравится играть с мячом или нравится футбол вообще, а потому, что так захотел папа или мама или оба родителя.

Ради любви к родителям, ребенок несет эту ношу, но со временем она становится для него неподъемной. А когда на первый план выходят разные запреты, то ребенок испытывает психологические страдания. Он становится заложником папиных или маминых хотелок.

Для чего это я все говорю? Для того, чтобы тренер, с первых шагов ребенка в футболе, пытался понять, насколько конкретный мальчишка или девчонка вписываются в формат футбола, насколько им нравится ходить на тренировки, насколько у них горят глаза, когда переодеваются и выходят в зал или на поле.

И если родители одурманены ожиданием головокружительной футбольной карьеры их чада, тренер должен или их поддержать в этом или предупредить о том, что для их ребенка футбол не интересен, и что дальнейшее занятие футболом психологически его угнетает.

Думаю, что автор просьбы хотел услышать другое. Давайте мысленно перенесемся на десять лет вперед, когда ребенок уже стал юношей или девушкой.

Что может интересовать тренера из того, что находится в голове у молодого футболиста? Что, как вы думаете? 

Во-первых, знание того, насколько игрок командный или единоличник.

Во-вторых, насколько он предан команде, своему клубу, тренеру или у него чемоданное настроение. Хочет уйти в более престижный футбольный клуб.

О таких вещах, как правило, не говорят. Футболист может клясться в вечной любви к команде и тренеру, а сам строить планы, как успешно пройти просмотр в уже намеченный клуб.

Искренность - не такая уже и часто встречающаяся черта у людей. Я это все веду к тому, что тренер, думая о перспективе своей команды, должен знать, чем дышит каждый игрок.

Ведь если тренер не в курсе, какие личные планы у каждого из футболистов, то в самый неожиданный момент он может остаться без ключевых игроков, со всеми вытекающими последствиями. Но, если он даже будет знать о личных планах игроков, то что он сможет этому противопоставить?

Как он сможет переубедить игрока, что, оставаясь в команде у него больше перспектив? А если это не так? Если мечты тренера это лишь мечты, а не реальные перспективы?

Почему игрок должен страдать из-за того, что тренер желаемое принимает за действительное? Как же сделать так, чтобы твои воспитанники не разбежались в разные стороны? А вот противоядие против этого создается еще тогда, когда ребенку семь-восемь лет, когда он уже начинает соображать.

Но, этому ни в каких тренерских школах не учат. Отсюда вывод. Если тренер возглавляет команду районного или даже городского уровня, то создать настоящую высококонкурентную команду ему никогда не удастся.

Как вы понимаете, ее растащат ТОП-клубы, если его воспитанники будут достаточно техничны. И снова я, кажется, говорю не о том.

Боже, Боже, какая же это сложная и бездонная тема. Давайте я лучше обозначу явно видимые сегменты психологии футболиста и попробую их прокомментировать.

1. Игра на команду или игра на себя любимого.

2. Общение с партнерами такое, которое создает гармоничную внутрикомандную атмосферу доброжелательности или желание сплетничать, создавать интриги, способствовать ухудшению внутрикомандной атмосферы.

3. Предрасположенность к взаимопомощи внутри команды или действия, направленные на выживание кого-то из команды, предрасположенность к созданию атмосферы в команде, когда игрок игроку волк.

4. Желание коммуницировать с тренером или замкнутость, не видя в нем друга или отца или старшего брата.

5. Желание самосовершенствоваться или почивание на лаврах, если уровень футболиста не ниже других.

6. Влияние на футболиста высоких гонораров и свалившейся с неба популярности и известности.

7. Отношение футболиста к своим фанатам и болельщикам в целом.

Вначале хотел прокомментировать каждый из пунктов, а потом понял, что это лишнее. Каждый, кто прочитал эти семь пунктов, прекрасно понимает, о чем идет речь.

Давайте остановимся на этих семи пунктах, так как сегментов психологии футболиста великое множество. А теперь представьте, что у тренера двадцать игроков в команде, и у каждого в голове эти семь пунктов разложены эксклюзивно, неповторимо, неожиданно и т.д.

Помните, я говорил о том, что, по моему глубокому убеждению, идеальная команда это духовный монолит. Монолитная структура у алмаза. Когда ему делают огранку, он превращается в бриллиант.

Малейшее затемнение в камне, малейшая внутренняя и практически незаметная трещинка, и камень забракован. А теперь давайте вернемся к футболу.

Какими же должны быть эти семь озвученных здесь сегментов психологии футболиста, чтобы командный монолит был безупречно прозрачным? И чем меньше мути, затемнений и трещин в командном камне, тем профессиональнее тренер, руководящий командой.

Заменять одного игрока другим может и робот после просмотра видео игры футболиста. Здесь много ума не нужно. Мы часто слышим такие фразы от тренеров, как например: "нам нужен левый защитник" или "у нас проблемы в средней линии, нам нужен хороший центральный полузащитник" и т.д.

Допустим, что тренер нашел всех, кого хотел. Все амплуа заняты достойными футболистами. Казалось бы, можно поздравить тренера с хорошо выполненной кадровой работой. Но.

Это "но" возникает неожиданно, прежде всего, для самого тренера. Выясняется, что футболисты в команде есть, а игры на поле - нет. Как проигрывали или, в лучшем случае играли в ничью, так все и осталось. В чем же причина?

А причина, как раз, в том, что является темой этого ролика и статьи. Создавать команду нужно, думая не о количестве граней алмаза и качестве огранки, а, прежде всего, думать о чистоте кристалла. Именно внутренняя чистота алмаза и определяет его цену.

Еще раз хочу сделать акцент на том, что ориентиром, в работе любого тренера должно быть определение команды, как духовного монолита. Определяющим параметром в команде являются не выдающаяся техника отдельных футболистов, а гармоничный внутрикомандный климат.

Понимаю, что, возможно, говорил сегодня не то, что хотел услышать автор просьбы. Нужно было бы изначально уточнить, что имел в виду Подписчик. Но, так как я этого не сделал, то сказал о том, о чем сказал. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий