вторник, 21 декабря 2021 г.

Определение таланта

 


                         Определение таланта



Иван Васильев попросил меня высказаться на тему определения футбольного таланта. Это смешная и в то же время очень серьезная тема.

Она смешная потому, что ни одна живая душа не сможет дать ответ насчет уровня таланта того или иного футболиста. Да, определить наличие таланта могут многие, даже не осознавая, как они это делают. Но, вот степень этого таланта они никогда не смогут определить.

Человеку это не дано. Могу привести пример для того, чтобы вы, ребята, хотя бы частично, но меня поняли. У нас есть два футболиста - Иванов и Петров. У них один и тот же тренер, они одного и того же года рождения, у них одно и то же футбольное амплуа. Все одинаково. Но.

Хочу познакомить вас с первым подводным камнем, затаившемся на пути определения таланта их тренером. У Иванова таланта - 70 единиц, а у Петрова - только тридцать. Но, Иванов любит футбол на двадцать единиц, а Петров - на восемьдесят.

Ни одна живая душа на планете Земля не скажет как проявит себя эта гремучая смесь, этот микс таланта и любви к футболу. В свое время я разговаривал с шахматистом, имеющим первый гроссмейстерский бал. В общем, он был в курсе жизни советской шахматной элиты.

Он мне рассказал о том, что жил-был один шахматист (не хочу называть его имя), который, как считала вся шахматная элита страны, был далеким от того, чтобы его называли талантливым. Но, вот какая оказия.

Пахал этот шахматист, как конь, как раб на галерах, как Папа Карло, по 12 часов в день! Вы усидите за шахматной доской 12 часов в день? А он не просто сидел, но и погружался с головой во все тонкости игры.

Был и другой шахматист, который, как считала все та же шахматная элита СССР, был очень талантлив. Но, вот незадача; он больше времени проводил с девицами не очень тяжелого поведения, нежели с шахматной доской. Как результат, последний так и исчез с шахматного горизонта, не добившись ничего.

Первый же, невероятный трудяга, на турнире, где собрались 12 лучших шахматистов планеты, разгромил всех, сделав только одну ничью. Так что мощнее - талант или труд? 

А если к этому добавить любовь к шахматам? Если говорить о футболе, то в каждом футболисте есть крупица таланта, крупица трудолюбия и крупица любви к футболу. Никто не знает о процентном соотношении этих трех параметров и никогда не узнает.

Можно сказать что-то конкретное, когда имеешь дело с миксом таланта, трудолюбия и любви к любимому делу? Только сумасшедший может ответить утвердительно.

Приведу несколько примеров для того, чтобы вы, дорогие мои ребята, задумались насколько глубока и непостижима тема определения таланта не только в футболе, но и в других видах человеческой деятельности. Бытует мнение, что гений это один процент таланта и 99 процентов труда.

Я склонен так же воспринимать определение гения. С трудом все понятно. А что же такое "талант"? Ребята, у вас вся жизнь впереди. И еще не один десяток раз возникнет дискуссия насчет достижений футболистов и доли таланта в этих достижениях.

Позволю себе дать вам совет. Не поддерживайте дискуссию до тех пор, пока не определитесь с понятием "талант". У каждого из нас свое понимание таланта. И если твои взгляды и взгляды собеседника на понятие "талант"  разные, то какой смысл дискутировать? 

Озвучу вам свое понимание понятия "талант". Талант это врожденные способности человека. Для обоснования своей позиции, приведу пример. Возьмите стихотворение, допустим, из трех строф и дайте его десятку людей с просьбой прочитать его, не глядя в текст и сделать это за минимальное время.

Как вы думаете, результат будет одинаковым или нет? Я твердо знаю, еще по школьным годам, что один такое стихотворение выучит за пять минут, другой за двадцать, третий за час, а четвертому потребуется попотеть два часа.

Говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всем. Я согласен с этим, хоть и не на сто процентов. Тот, кто быстрее всех запомнит стихотворение, и будет самым талантливым из тех, кто пытался его запомнить. 

Аналогично и с моторикой, динамикой, координацией. Устройте соревнование между десятком детей на предмет попадания теннисным мячиком в ствол дерева, хождения по бревну, бег с препятствиями и результат сам скажет за себя.

Талант это не что-то особенное. Это, всего-навсего, уровень способностей. Когда мы говорим, что у этого футболиста есть талант, то это означает, что у него большие способности. Когда же у футболиста средние способности, то о таланте никто не говорит.

Но, еще раз хочу подчеркнуть, что талант это уровень способностей. У каждого ребенка, у каждого футболиста есть талант, но вот уровень таланта у всех разный. Есть такие, у кого талант на уровне плинтуса, а есть такие, уровень таланта которых можно увидеть только поднимая голову.

А теперь прошу вас, сконцентрироваться и постараться вникнуть в то, о чем сейчас скажу. Талант каждого футболиста это высота установки батута. Если способности у футболиста высокие, то и батут будет установлен  высоко, если низкие, то низко.

Футболисту с большими способностями, т.е. с большим талантом достаточно чуть-чуть подпрыгнуть и уровень игры ТОП-футболиста уже достигнут. А футболисту с низким уровнем нужно много пахать, чтобы достигнуть аналогичных результатов. 

Объем проделанной работы это и есть то усилие, которое выносит прыгуна на батуте на профессиональную высоту. Никто не отрицает того, что при плинтусных способностях можно добиться получения золотого мяча. Этого никто не отрицает.

Но, ребята, это лишь теоретически. А практически получается, что у футболиста проблемы с силой воли, чтобы отказаться от жизненных соблазнов, а у его тренера нет желания работать с этим футболистом персонально. И откуда, я вас спрашиваю, возьмется прыжок нужной силы, чтобы допрыгнуть до профессионала?

Вы много знаете тренеров, которые работают с воспитанниками персонально, без соответствующего вознаграждения? Вы вообще знаете тренеров, которые отслеживали бы персональный технический рост каждого из своих воспитанников?

Не понимаете, о чем я говорю? Например, какой показатель двуногости был у Иванова в сентябре, в октябре и в ноябре. Что было с точностью диагоналей у Иванова в сентябре, октябре и т.д. Что, с процентом обводки у Иванова? Что с игрой головой? Насколько улучшилась дальность вброса из-за боковой у Иванова за последние полгода?

Я, кстати, знаю двух тренеров, (один работал в Москве, а другой в Краснодаре) которым платили огромные деньги (5000 руб. за одну тренировку), и которые работали для галочки, спустя рукава, и ничего толкового так и не дали мальчишкам, с которыми они занимались. Родители отказались от их услуг.

Приведу парочку примеров. Стрельцов - московский торпедовец, полузащитник атакующего плана, игрок с безупречным и филигранным пасом, известный в свое время, как автор неожиданных и эффектных передач пяткой.

Он тренировался так же, как и другие. Нарушал спортивный режим также, как и другие и даже больше. Но, он обладал таким видением поля, какого не было ни у кого из его партнеров. Его передачи по своей силе были выверены до грамма, а их точность - до сантиметра. И при всем при этом, он ходил по полю, а не бегал - был грузным и имел проблемы с рывком.

Его настолько опасались, что при его черепашьей скорости, к нему приставляли персонального опекуна. Так был Стрельцов талантлив или нет? Судите сами.

Сейчас хочу сказать несколько слов о таланте Месси. Но, говоря о Лионеле, скажу пару слов о Блохине. Блохин - первый обладатель золотого мяча на постсоветском пространстве. Все его знают, как ярко выраженного, я бы даже сказал, паталогически выраженного левоногого футболиста.

Я уже не один раз приводил пример, как он не смог ударить правой ногой в пустые ворота с линии вратарской площадки и повторять его не буду. Скажу только, что в личной беседе с ним произошло следующее.

Он просматривал, сидя в своем кабинете, мои бумаги. Затем поднял глаза на меня и с растерянно-удивленным лицом задал мне вопрос: "Вы что, собираетесь детей учить играть обеими ногами?". Повисла пауза. Он смотрел на меня так, будто я вознамерился посадить детей на тяжелые наркотики.

У меня же в голове, в этот момент родился вопрос: неужели этот вопрос я слышу от обладателя золотого мяча? Через несколько секунд Блохин снова опустил голову в мои бумаги и тихим голосом сказал: мне достаточно было одной ноги.

Этот человек написал книгу: "Футбол - моя жизнь". Сам факт написания такой книги с таким громким названием говорит о том, что человек любит футбол каждой своей клеточкой. Но, желания научиться играть правой ногой у него так и не возникло.

Вы не понимаете, к чему я вспомнил о Блохине, говоря о Месси? Чуть позже вас все станет ясно. 

Итак, выскажусь об игре и талантах великого футболиста, обладателя семи золотых мячей Лионеля Месси. Лионель - не мой любимчик. Мой любимчик - это Рона́лду ди Аси́с Море́йра или, говоря попроще - Рональдиньо Гаушо.

У Рональдиньо практически идеальная координация и огромный талант, который так и не был раскрыт до конца. Забегая вперед, скажу сразу, что на планете Земля нет ни одного футболиста, талант которого был бы раскрыт до конца. А причина проста - отношение к этому вопросу футбольных тренеров. Но, я еще к этому вернусь.

Справедливости ради скажу, что талант у Месси выше, нежели у Рональдиньо. Более того, его талант круче, нежели у короля футбола двадцатого века - Пеле. Для тех, кто со скепсисом смотрит на игру и таланты Пеле, скажу, что в одном из матчей премьер-лиги Бразилии, Пеле, играя за клуб Сантос, забил в ворота Ботафого восемь мячей.

Он забил не Газмясу, не сельской команде, не сборной района, а команде премьер-лиги Бразилии! Вернусь к Месси. Более талантливого футболиста, нежели Месси, более агрессивного футболиста в годы его расцвета я за всю свою некороткую жизнь не видел.

Но, не думайте, что я боготворю его игру. Его потенциал значительно выше, нежели то, что вы видите на футбольных полях в его исполнении. Почему Лионель не играет еще круче? Вы это хотите спросить? 

А кому это нужно, если он и так выше на голову своих партнеров? Тренерам такая головная боль не нужна. А теперь вернусь к Блохину. Его тренерам тоже не нужна была головная боль по выведению Олега на более высокий уровень. Ведь правой ногой он практически играть не умел.

Тренерам это было не нужно. Ведь левая нога у него была в полном порядке, а скорость для футбола - просто космическая. Он ведь сотку пробегал за десять и две десятых! Так что, никто из тренеров не парился, чтобы вывести его двуногость хотя бы на удовлетворительный уровень.

Говоря о талантах, не могу не вспомнить Криштиану Роналду. Пусть не обижаются на меня поклонники его игры, но талант у него, по моему субъективному мнению, все же, пониже, нежели у Месси. Но, работоспособность намного выше.

Ведь Роналду, для того, чтобы так же ярко сверкать на футбольных полях, как Месси, приходилось и приходится работать намного больше. Я не ясновидец, но мне иногда кажется, что у него и любовь к футболу сильнее. А что касается агрессивности, то круче Криштиану я не знаю никого.

Сумасшедшее желание забить гол, само подсказывает ему, в какую точку бежать, чтобы оказаться в нужном месте для завершения атаки.

Так как же правильно определять величину таланта? В Киеве есть такой футбольный спец, как Сабо. Он как-то сказал: "мне достаточно посмотреть на пацана, и я скажу - есть у него талант или нет".

Допустим. А что нам всем делать с твоим взглядом? Он что, передается по наследству или такому взгляду можно обучить? И кстати, Йожеф Йожефович уже не один десяток лет смотрит, а игра киевского "Динамо" как потеряла блеск с конца прошлого столетия, так этого блеска и не видно до сих пор.

Так и хочется спросить: а талант это что? Неужели бычье здоровье, сумасшедшая скорость, выносливость, и баскетбольный рост? Если нет, то почему тренеров интересуют именно эти параметры? Ответьте сами на эти вопросы.

Иван Евсичев пишет: "Александр Володин  я тоже был огорчëн данным видео, и у меня появился вытекающий вопрос: А что, все, кто играет в АПЛ, Ла лиге, Серии А и других топ лигах Европы, все поголовно талантливы, или имеют средние и более способности? Ни за что не поверю. Допустим это будет 1000 игроков. И все из них талантливы??"

Мне близка по духу такая постановка вопроса, которая сама по себе говорит: при любых способностях можно добиться очень многого. Но, реалии, дорогой Иван, в этой жизни другие.

Начиная с семи лет и заканчивая 17 годами, команда может поменяться пять раз в своем составе. И каждый раз, более сильные вытесняют более слабых. К 17 годам в командах практически не остается тех, у кого способности ниже средних. Исключения, разумеется, бывают, но таких наберется из тысячи не более двадцати, как мне кажется.

И эти двадцать, начиная с семи лет, пахали и пашут, как проклятые, компенсируя недостаток талантов своей работоспособностью и целеустремленностью. Средние способности для меня это не талант, но достаточно надежная платформа для штурма самых больших высот в футболе.

Вот почему я говорю: дайте мне двадцать пацанов со средними способностями, и у этой команды соперников не будет. В этой жизни мне уже так не повезет. Возможно, кто-то другой это сделает.

Как же мне, все-таки, ответить на главный вопрос этого ролика и статьи: как определить талант футболиста? И снова, как и в начале статьи и ролика, вынужден сказать, что не только три, но, пожалуй, четыре параметра дают такой замес, в котором сам Господь Бог с трудом разберется.

Это микс из таких понятий, как способности, трудолюбие, любовь к футболу и целеустремленность (сила воли, характер). Уравнение с этим четырьмя неизвестными человек решить не сможет никогда.

Могу сказать только одно, что если футболист ленив, бесхарактерен, больше любит себя, нежели футбол, то степень его таланта ограничится чем? Разумеется, его врожденными способностями, которым не с чем резонировать. А вот если к любым способностям добавить силу воли, любовь к футболу, трудолюбие, то результат будет обязательно.

А в прошлом ролике я говорил о таких способностях, которые не дают шанс футболисту даже на уровень первой или второй лиги, а если и дают, но не выше. Такие футболисты тоже есть. И я их видел многократно.

Уровень таланта определить невозможно. Любая оценка будет относительной. На этой грустной ноте я закрываю эту тему. Грустной потому, что не все человеку доступно, в том числе и определение величины таланта.

Мне не хочется больше затрагивать эту тонкую и очень глубокую тему. Но, если у кого-то возникнет необходимость дискутировать - милости прошу. Главное, чтобы дискуссия была корректной и доброжелательной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий