четверг, 2 декабря 2021 г.

Футбольный тренер: кто он такой?

 


            Футбольный тренер: кто он такой?



Ко мне часто обращаются детские и не только тренеры. Их вопросы однозначно говорят о том, что они не просто не владеют информацией, которой должен владеть тренер. Они вообще не знают сферу своей деятельности. Не все, конечно, но, увы, подавляющее большинство.

Ребята! Извините меня за резкость и за прямоту. Возможно, благодаря моей нулевой дипломатичности в этом вопросе, хотя бы один из тренеров задумается. А это уже будет плюсом для меня.

Ловлю себя на мысли, что большинство роликов это взгляд на один и тот же предмет, только с разных ракурсов. И все эти ракурсы позволяют увидеть этот предмет во всем цветовом его разнообразии.

Я ведь о тренере, о его образовании, о его функциональности говорил не один раз. И каждый раз меня посещают новые мысли, как бы нащупываю новый ракурс взгляда на эту тему.

Давайте вместе со мной попробуем ответить на этот, казалось бы, очень простой вопрос. Вначале о понятии "коуч". Все знают, что это тренер. Изначально этим словом называли транспортное средство, которое перевозило клиента из точки А в точку Б. Аналогично и коуч, который ведет молодого футболиста из нулевой точки мастерства в точку профессионального уровня.

Венгры такое транспортное средство называли коч. Вы не задумывались над значением слова "кучер", которое было повсеместно употребимым в 19 и ранее веке? Кучер - человек, который везет клиента из точки А в точку Б. Коуч и кучер номинально делают одно и тоже, только по-разному и в разном формате.

Вернемся от повозок к футболу. Так кто же такой тренер? Одни скажут, что это специалист, который обучает молодых футболистов футбольному ремеслу. Да, это будет правильно. 

Другие скажут, что это специалист, который создает команду и они тоже будут правы. Так в чем же основная функция тренера? В обучении молодых футболистов или в создании команды? Как вы думаете?

Кто-то недавно мне оппонировал, заявляя, что между Наставником и тренером никакой разницы нет. Я согласен - сейчас нет. Почему сейчас? Да потому, что современный футбол это сопливый мальчик в коротких штанишках.

Кстати, другой мой оппонент возражал мне в том, что, мол, современный футбол это не сопливый мальчишка а крепкий и умелый молодой человек, полный сил. Каждый из нас видит футбол по-разному.

В 1999 году я бы согласился со всеми своими оппонентами, но, после 2000 года, когда я бросил все свои дела и окунулся головой в футбол, то увидел, что современному футболу до юноши, как до Луны, а если точнее, как до соседней Галактики.

Сопли этого мальчишки я вижу за километр. Сопливость уровня взгляда на футбол я вижу, в том числе, в равнозначности понятий тренер и Наставник. Кстати, слово "Наставник" я всегда пишу с большой буквы, понимая насколько значим этот уровень.

Между понятием Наставник и тренер - пропасть, величиной в космос. Чтобы не сильно вам пудрить мозги, выскажусь максимально лаконично.

Тренер это тот специалист, который отвечает за качество проведения тренировки, за обучение отдельных футболистов, за проверку их домашних заданий и за согласование наполнения тренировок конкретным содержанием с Наставником команды.

Функции Наставника намного масштабнее. Это он планирует тренировки, исходя из складывающейся конъюнктуры текущего момента. Другими словами, он планирует тренировку такой, какая будет максимально эффективной, с учетом количества больных футболистов, с учетом выявленных ошибок в прошедших матчах, с учетом подготовки к следующему турниру.

Это он отвечает за внутрикомандную атмосферу, за уровень командного духа, за внутрикомандное духовное единство. Когда в нашем мире высшее футбольное обучение специалистов будет подразделяться на обучение тренеров и обучение Наставников, тогда мы увидим футбол в виде молодого юноши.

А сейчас пока мы видим сопли в два ручья. Скажу более того. За последний год я изменил свое отношение к современному футболу и вижу его сопливым мальчишкой в два ручья, а младенцем, которого запеленали и во рту которого торчит соска.

И для повышения своей значимости, не имея возможности двигаться из-за ограниченности своего мировоззрения в виде закутанности, он кричит что есть сил, будто от силы его крика можно судить о его зрелости. 

Я уже миллион раз говорил о том, что Наставник, а ныне просто тренер это тот специалист, который создает команду. Повторю в очередной раз. В футбольной науке и практике нет определения футбольной команды. 

Ею даже не пахнет. Поэтому и футбольной науки нет, так как  наука не может существовать без определения ключевого фундаментального понятия, с которого начинаются международные правила футбола.

А так как нет определения, т.е. нет инструментария для создания команды, то тренеры, каждый из них, поют свою песню на эту тему. Одни говорят, что команда это единый механизм, другие - единая семья, третьи - собрание единомышленников и т.д.

Определение понятия футбольной команды я слышу очень часто, но речь идет не об определении, высказанным Васей Пупкиным, купившим вчера лицензию, а о научном определении этого понятия, которого увы нет. Если кто-то не услышал, то повторю. Речь идет о научном, в третий раз повторю, научном определении понятия "футбольная команда".

Каким оно должно быть? Вы это хотите спросить? Оно должно быть таким, чтобы в нем нынешний тренер видел инструментарий для создания команды высокого игрового уровня. Даже не высокого, а наивысшего уровня - эталона команды.

А когда есть эталон, то есть и маяк на который нужно ориентироваться, есть та вершина, к подножью которой нужно найти тропинку, чтобы ее штурмовать. Если мы говорим, что команда это единая семья, то является ли такое определение инструментарием для работы тренера? 

Конечно же нет. Понятие "семья" у каждого разное. Но, допустим, что тренер правильно понимает понятие "семья". И что дальше?

Его футболисты чувствуют себя, как члены какой-то семьи. Но, родственностью разве можно обыгрывать соперников? Совершенно очевидно, что этого мало.

Поэтому такие определения, как "одна семья" или "единая семья" или "единый механизм" или еще как-то не пляшет для конкретной работы по созданию команды. Вот и выходит, что сто процентов тренеров создают то, не знают что.

Вы возмущены моей категоричностью насчет ста процентов? Да, я, пожалуй, категоричен, но единицы тренеров, которые понимают, что они создают и к чему нужно стремиться, это даже не один процент от общего количества тренеров, а его жалкие доли, что тянет только на исключение, которое лишь подтверждает правило.

Единицы из футбольных тренеров свое личное понимание понятия "футбольная команда" воплощают в практику своей работы, в результате чего у них получается довольно-таки неплохо, но дальше они двигаться не могут, так как у них нет маяка - нет научного, я еще раз хочу повторить, нет научного определения понятия "футбольная команда", без которого ни о каком супермаяке, ни о какой конечной мегацели работы тренера не может быть и речи.

Я не хочу и не буду здесь расшифровывать свой вариант понятия "футбольная команда", над которым я думал не один год. Свое определение я уже не раз давал на канале. Скажу только то, что создание команды для тренера это запущенный им процесс кристаллизации внутрикомандного единства, командного духа до уровня монолитности.

Но, это только лишь одна из граней сияющего бриллианта под названием "футбольная команда". О других гранях говорить не буду, так как статья превратится в книгу.  

Двадцать первый век не шепчет, а кричит во все горло сильным мира сего от футбола, что пора понять, что работа с командой имеет два уровня: уровень тренера и уровень Наставника. А если так, то и школы подготовки этих двух специалистов должны быть разными, так как уровень знаний того или другого несоизмеримо разнится.

И пока этого не случится, лично я буду видеть, пока жив,  две длинных сопли, свисающих из носа современного футбола. Это в лучшем случае. А в худшем - пустышку во рту. Но, пока двухуровневое образование футбольных тренеров  не просматривается на горизонте, будем исходить из того, что имеем.

Т.е., не ведая этого, современный тренер выполняет функцию и Наставника и тренера одновременно. Что это значит? 

А это значит, что он должен думать не только о планировании тренировок, об оперативной коррекции их содержания, но и о внутрикомандной атмосфере, о том, как этот внутрикомандный дух укреплять, кристаллизовывать, приближая его к духовному монолиту.

Современный тренер должен понимать, что футбольная команда это не  только взаимоотношения между игроками на поле, но и вне его. Современный тренер должен решать следующие проблемы и задачи:

1. Физическая подготовка

2. Техническая подготовка

3. Тактическая подготовка (искусство амплуального маневрирования)

4. Игровая дисциплина

5. Спортивный режим

6. Контроль и коррекция внутрикомандной атмосферы

7. Формирование селекционного фильтра, когда появляется необходимость отбирать одного из нескольких кандидатов. 

8. Организация внутрикомандного соревнования.

9. Личные беседы с футболистами и беседы с командой в формате собрания.

10. Фрагментарное моделирование игры, с учетом выявленных ошибок.

11. Оптимизация тренировочного процесса.

12. Всяческое стимулирование индивидуальной работы воспитанников.

13. Справедливая контрактная политика клуба.

Если все эти вопросы будут разрешены на высоком уровне, то такого тренера можно смело называть высоким профессионалом. Это самая скромная оценка такого тренера. 

А по факту, тренер, который решит все вопросы по одиннадцати пунктам на уровне удовлетворительно, без всяких сомнений, будет лучшим тренером на планете Земля. Я в этом уверен абсолютно.

Обратите внимание на то, что ни одного слова не говорю о результатах выступления команды. Это бессмысленно, так как результат любой игры и любого турнира это следствие работы по озвученным одиннадцати пунктам.

Мне бы следовало расшифровать все эти тринадцать пунктов, но тогда этой статье и ролику не будет конца. Для тех, кто боится цифры тринадцать, рекомендую любой из пунктов разделить на два подпункта и суеверный страх исчезнет, как роса на Солнце. 

Лучше, если я выскажусь обстоятельно полноформатно об этом в книге. А книга будет называться: "Футбольный тренер: тайна безоговорочного успеха". 

Когда я ее выложу на блоге и канале? Не знаю. Планирую все свои книги написать зимой. Помимо существующих, их будет  девять. Материал наработан и продуман. Главное - эффективность вкладываемой в книгу информации.

Запланированные футбольные книги тематической направленности это 25-40 страниц текста. Воды - ноль, а плотность информации - высокая. Над каждой книгой придется попотеть неделю - не меньше.

Первая из запланированных книг это "Принципы в футболе". Эта книга с максимальной информационной эффективностью и полезностью. Она пополнит авторскую библиотеку футбольного тренера, где уже есть такие книги, как "Вечно бриллиантовый..." и "Ключ к двери, ведущей...".

Четвертой книгой в тренерской библиотеке будет книга "Футбольный тренер: тайна безоговорочного успеха". Еще семь книг пополнят библиотеку футболиста, где уже есть семь амплуальных книг и пакет упражнений для самостоятельной работы.

Что это за семь новых книг для футболиста? Это будут книги в виде пошаговой инструкции для самосовершенствования футболистов того или иного амплуа.

Не планировал, но невольно анонсировал свою работу на зиму. Буду заканчивать, так как ролик и статья получились совсем не маленькими.





Комментариев нет:

Отправить комментарий