среда, 22 февраля 2023 г.

Яд проходных матчей

 


                         Яд проходных матчей


           Один из Подписчиков написал мне письмо. Вот его содержание: "Здравствуйте Александр, когда-то очень давно задал вопрос по поводу "концентрации на задаче". Последний вопрос здесь в переписке. Очень жду ответа..." - приношу извинения автору письма за то, что отвечаю с большим опозданием. Были причины: во-первых, война, а во-вторых, очередь выкладывания роликов.

График желания и способностей



ВОПРОС: как во время матча найти для себя максимально подходящую задачу? При этом, эта задача должна вызывать у вас сильное желание достичь цель...

Моя реакция на это послание следующая. Максимально подходящую задачу для себя нужно искать не во время матча, а еще до его начала. Вам ведь известно, с кем вы будете играть. Вы прекрасно знаете потенциал своего соперника, и для того, чтобы не попасть в зону скуки или тревоги, вам необходимо определиться с задачей на матч.

Да, забыл прокомментировать рисунок, который мне был прислан. Посмотрите на него.

Если уровень способностей мал, т.е. мало показание на горизонтальной оси, а желание велико, это показания на вертикальной оси, то мы автоматически попадаем в зону тревоги. И наоборот. Если способности велики, а желания малы, то вы попадете в зону скуки.

Для того, чтобы чувствовать себя всегда на уровне и не деградировать, необходимо себя держать в потоке, точнее не себя, а свою команду. Т.е. ваши желания должны соответствовать вашим способностям, а если точнее, то вашему игровому потенциалу.

Если будете себе держать в потоке, то регресс и деградация вам угрожать не будут. И еще. Очень важный момент.

Лучше себя держать в зоне тревоги, нежели в зоне скуки. Зона скуки это неотвратимая деградация. А вот зона тревоги это сигнал для вашей команды, что нужно подтягивать командные игровые кондиции.

Никогда не выбирайте слабых, если есть возможность сыграть с сильной командой. Проигрыш всегда учит, если есть желание учиться. А вот разгром соперника ничего, кроме почивания на лаврах, не несет.

Как вы думаете, играя с 18-летними, будучи десятилетним, я чему-то учился у них? Да, меня часто обыгрывали, перехватывали мои слабые передачи, но это была наука для меня. После таких игр, встречи с одногодками для меня были сплошной скукой.

Прокомментирую совет играть с сильными примерами. Если вы - гроссмейстер, и вам пенсионер предложил в парке на скамейке сыграть партию в шахматы, то вы понимаете, что ваше желание победить намного меньше вашего потенциала, ваших способностей. У вас в сознании скука. Согласны? 

Теперь другая ситуация. Вы - не спортсмен, но вас общественность от вашего района выставляет на бой по боксу с чемпионом мира. Ваши способности в боксе близки к нулю, а желание не опозориться есть. Вы - явно в зоне тревоги.

Думаю, что с рисунком мы разобрались. А теперь приведу парочку других примеров.

Четвертый чемпион мира по шахматам Александр Алехин (правильно, кстати, Алехин, а не Алехин) как-то ехал в поезде. В купе с ним был один мужчина. Дорога была не близкая.

Мужчина предложил сыграть Алехину, не зная, кому он предлагает поиграть. Далее, мужчина сказал, что хорошо играет в шахматы, и поэтому дает фору Алехину в виде снятого с доски ферзя.

Алехин обалдел от такой наглости, но сделал вид, что ситуация нормальная. Чемпион мира, разумеется, поддался и проиграл партию. А затем произошло для соперника чемпиона мира неожиданное.

Алехин предложил сопернику сыграть еще раз, но уже со своей стороны Алехин снял с доски своего ферзя. Попутчик Александра был очень удивлен, но согласился сыграть эту партию. Алехин разгромил соперника.

И когда попутчик чемпиона мира сдался, Алехин сказал: "Я понял! Чем меньше фигур на доске, тем легче играть". Вы поняли, ребята? Для того, чтобы у Алехина был интерес играть с попутчиком, он снял с доски ферзя. Иначе, играть вторую партию он бы не стал.

А теперь второй пример. В далекие семидесятые годы прошлого столетия я проходил мимо скамейки, где играли пенсионеры в шахматы. Двое играли, а четверо склонились над доской, комментируя ходы играющих.

Время у меня было, и я решил несколько минут посмотреть, как играют великовозрастные любители шахмат. Когда я склонился над доской, то увидел начало партии. Один из играющих взял своего коня кончиками указательного и среднего пальцев и выбросил в кусты рядом со скамейкой, давая понять сопернику, что он на голову выше его, и что разгром неизбежен.

"Какой хам" - подумал я, и у меня возникло жгучее желание, сыграть с этим наглецом. Когда партия была закончена в пользу наглеца, я попросил сыграть с ним вне очереди.

Участники шахматных баталий согласились. Мне достались белые фигуры. Прежде, чем сделать первый ход, я кончиками указательного и среднего пальца взял своего коня и выбросил в кусты.

Присутствующие ахнули и начали смеяться, приговаривая: "Ну что, Иванов, нарвался? Теперь тебе покажут, что по чем!". У меня тогда возникла тревога.

Ведь я не знал, как мое желание соотносится к моим способностям. Ведь я первый раз играл с этим человеком. Вначале я выиграл пешку, затем вторую, затем качество, после чего я понял, что выигрыш у меня в кармане, что и произошло.

Я рисковал, но, оказалось, что я попал в поток. Т.е. мои способности оказались в гармонии с моими желаниями. А теперь вернусь к футболу. Извините, но парочку примеров будут автобиографические.

Мой дворовой футбол не предвещал ничего хорошего в плане профессионального роста. Ведь способные ребята появлялись на площадке не всегда, а разных слабаков, которые изъявляли желание играть, всегда было много. Я же пропадал на площадке, чуть ли не круглосуточно.

Играть с ними "один на один" было смертной скукой, и я этого никогда не делал. Для того, чтобы попасть в поток, я начал играть один против двух "петрушек" (не в обиду будет сказано в адрес ребят, которые играли очень и очень слабо).

Иногда я попадал в поток, и такая игра мне доставляла удовольствие. Но, иногда, я настолько легко справлялся с этим двумя, что снова сталкивался со скукой.

Было несколько раз, когда я повышал ставки, чтобы попасть в поток и приглашал играть против себя одного сразу троих мальчишек. В таком варианте я потел по-взрослому. Но, если честно, такой вариант игры против троих явно попадал в зону тревоги, несмотря на то, что пару раз я выходил сухим из воды.

Игра против троих - это был вариант, когда мои желания были выше моих способностей или возможностей, и я попадал в зону тревоги. Вспоминая свое детство и юность, я сейчас понимаю, что тогда неосознанно придерживался опубликованной здесь таблицы.

Например. Если на поле выходило нечетное количество игроков, то меньше игроков всегда было в моей команде. Не воспринимайте ребята сказанное мною за хвастовство. Это факты из моей жизни, и мне не стыдно говорить об этом, так как все сказанное - чистая правда.

А теперь совет вопрошающему и всем, кто слушает или читает эти строки. Если вы знаете, что будете играть против петрушек, искусственно усложняйте для себя игру, чтобы попасть в поток.

Например. Поставьте перед собой задачу, забить первый гол в ворота соперника на первых десяти минутах игры или выиграть матч с разницей в три мяча, или выиграть матч, пропустив умышленно в свои ворота в первом тайме три гола.

Вариантов усложнения может быть сколько угодно. Один из очень сложных это победа над соперником без навесов в штрафную и прострелов, а только с помощью ударов из-за штрафной площадки соперника. Т.е. - с двадцати-сорока метров. На этот вариант, конечно, никто не пойдет, так как ударное искусство практически у всех команд плинтусного уровня.

Усложнений для своей команды можно придумать бесчисленное множество. Было бы желание. И когда вы начнете решать в игре задачки со звездочкой, тогда поймете, насколько низок технический уровень игроков вашей команды.

Тогда вы поймете, почувствуете на собственной шкуре, как говорится, насколько важно повышать технику и насколько глупо прыгать через барьерчики и скакать по горизонтальным лестничкам. Не забывайте про двуногость.

Футболист, который не владеет нерабочей ногой, хотя бы, на 60 процентов от уровня рабочей ноги - это футбольный инвалид. Футболист, который не умеет выполнять на удовлетворительно главное обманное движение - основу футбольной техники - это футбольный инвалид.

Футболист, который, старше 17 лет, и не может вбросить мяч, хотя бы на несчастные двадцать метров из-за боковой - это футбольный инвалид. Не забывайте, что рекорд по вбрасыванию из-за боковой линии - 51 метр и тридцать три сантиметра. 

Этот рекорд принадлежит Томасу Греннемарку. Согласитесь, стыдно вбрасывать мяч на тринадцать метров, когда рекорд больше 51 метра! А ведь при вбрасывании положения вне игры нет!

Почему этим не пользуются тренеры? Потому, что нам некогда. Мы прыгаем через барьерчики. Нападающий, который не владеет ударом шведой рабочей ногой - это кто угодно, но не нападающий. Он - нападающий с инвалидностью.

И еще один важный момент. Повторю заданный мне вопрос: "как во время матча найти для себя максимально подходящую задачу? При этом, эта задача должна вызывать у вас сильное желание достичь цель..." - этот вопрос для тренера. 

Что касается футболиста, то его главная задача - выполнять все указания тренера на игру. Можно ли усложнять себе задачу, как футболисту? Конечно, можно! 

Можно ставить задачу сделать за матч большее количество передач в одно касание, нежели обычно, ускоряя тем самым атакующие действия команды. Можно поставить перед собой задачу исключить ошибки при приеме мяча и т.д. Но, для того, чтобы улучшать индивидуальную игру, нужна индивидуальная тренировка 

Иначе - никак! В очередной раз повторю: из ничего - появляется только ничего! Не ожидайте манны Небесной! Творец, Вселенная, Природа - называется, как вам нравится - помогает только идущему. Ноги вам точно никто переставлять не будет. Все в ваших руках, точнее в ногах!)

В общем, работайте над свои потенциалом, ребята, если вы, конечно же, любите футбол. 


      

Комментариев нет:

Отправить комментарий