пятница, 31 марта 2023 г.

Цитата Лобановского

 


                       Цитата Лобановского


Даня Беликов попросил меня высказаться по поводу следующей цитаты Лобановского. Вот эта цитата: "Формула успеха в большом футболе тоже давно в принципе известна: жесточайший отбор выносит на гребень только тех, кто обладает способностью к колоссальной концентрации душевных и физических сил в момент наивысших испытаний." - очень показательная цитата.

Рекомендую вначале познакомиться с роликом под названием "Принцип Готама Будды", где я рассказываю о тесте смерти от Лобановского. До меня доходили слухи об обмороках, крови из носа, из ушей и прочих страхах на тренировках киевского "Динамо", но сплетни всегда останутся сплетнями.
Когда же я узнал от Бубнова о тесте смерти от Лобановского, то понял, что дыма без огня не бывает.

А теперь давайте проанализируем фразу Лобановского, упомянутую в этом ролике. Как всегда, разделю на цитаты:
"Формула успеха в большом футболе тоже давно в принципе известна:" - Неужели? - сразу приходит мысль в голову. В этой формуле, наверное, что-то о тактике, что-то о стратегии, что-то о физике, что-то о технике, что-то о волевых качествах и психологической устойчивости. И что же мы узнаем из уст Лобановского?

"жесточайший отбор выносит на гребень только тех, кто обладает способностью к колоссальной концентрации душевных и физических сил в момент наивысших испытаний." - жесточайший отбор, ребята! Ни техника, ни понимание игры, ни слаженность, ни скорость мышления на поле, ни шлифовка стандартов, ничего подобного! Только лишь жесточайший отбор.

Вот только здесь маленькая заминка. Жесточайший отбор может означать, очень тщательный отбор, а может означать отбор от слова "жестокость". Думаю, что вспоминая рассказ Бубнова о тесте смерти, приходится соглашаться со вторым вариантом.

Когда я вспоминаю о тренерских достижениях Лобановского, то у меня перед глазами перетянутая струна, на грани обрыва. Ну что же, можно идти и таким путем, не останавливаясь ни перед чем. Тогда вопрос.

В чем же секрет успеха Лобановского? Именно в этом. Странно, но наряду с вещами, которые я категорически не приемлю, Валерий Васильевич высказывал гениальнейшие вещи, которые служили в моей работе путеводной звездой.

Мой совет молодым тренерам. Никогда не идите на сделку со своей совестью. Ведь жесточайший отбор подразумевает подрыв здоровья, вплоть до инвалидности тех, кто не прошел испытание или тех, кто был достоин выбора, но не прошел его из-за супербольших нагрузок. 

Есть такая поговорка: лес рубят - щепки летят. Очень грустно, когда в качестве щепок оказываются живые люди.

Лучше придерживайтесь принципа Готама Будды. В советские времена я часто слышал: "Не согласен? Критикуй! А критикуя, предлагай".

Формула успеха, озвученная Лобановским в рассматриваемом высказывании, для меня неприемлема категорически, так как в этой, так называемой формуле успеха, даже миллиметра не оставлено для монолитности командного духа, для высокого уровня индивидуальной техники, для высокого уровня командных игровых кондиций. 

Вспоминаю, как киевское "Динамо" бежало круг почета после победы над Баварией после второго матча суперкубка. Смотрел я на этих футболистов и ужасался. Они все были очень усталыми. Нет, нет, не от игры, а от постоянных сверхнагрузок. Ни миллиметра жира не было на них.

С одной стороны, это хорошо, но с другой - везде должен быть предел. Да, та команда, образца 1975 года, могла растерзать какую-угодно команду, но за счет какого количества отсеянных футболистов, здоровье которых осталось не на самом высоком уровне, мягко говоря? 

В тот далекий 1975 год я был до слез благодарен Лобановскому, не зная, какой ценой достигался тогдашний успех. Я знаю другой путь и никогда не пойду по пути Лобановского, если мне представится такая возможность, несмотря на то, что некоторые его мысли считаю гениальными.

Какова же моя формула успеха в большом футболе? Она многоуровневая. Это:

- высочайший уровень индивидуальной техники

- физика, приобретенная футболистом на 90 процентов за счет шлифовки техники

- высокий уровень командных действий, в том числе знания языка жестов для общения с тренером и между собой

- самосовершенствование через индивидуальные тренировки

- высокий уровень монолитности командного духа

Пяти озвученных уровней вполне достаточно, хотя на самом деле их побольше. Но, я озвучил основные. Кстати, если пропустить современные команды через фильтр только что озвученных мною уровней анализа, то выяснится, что ни одна команда мира не может похвастаться соответствием ни одному из уровней формулы успеха вашего покорного слуги.

Пользуясь случаем, хочу озвучить один безоговорочный и очевидный плюс в работе талантливого украинского тренера. Это отсутствие всякого панибратства со стороны Лобановского. Это качество для тренера не определяющее, но очень важное.

И еще пользуясь случаем, хочу прокомментировать еще одну фразу Лобановского. Он как-то сказал, что ничего нового уже в футболе придумать нельзя. Сомнительное заявление. Отсутствие нового это закостенелость, а закостенелость это смерть. 

Такая логическая цепочка известна даже школьнику. Слава Богу, что после Лобановского нового в футболе столько, что никаким экскаватором не выгребешь и никакими вагонами не вывезешь. А это говорит о том, что жизнь продолжается и что творчество не имеет границ! 

Другое дело, что есть много людей, которые хотят законсервировать то, что имеется в футболе. Т.е. борьба старого и нового, причем не на жизнь, а на смерть неизбежна. Есть много людей, которые греются в лучах былых заслуг и былых достижений, но от них потихоньку начинает пахнуть болотом, тиной, а это уже не есть хорошо.

Рано или поздно, но изменения мы увидим в футболе. Если не увижу я, то поколение после меня увидит точно. Пусть эти изменения будут не гигантскими, но они все равно будут!

Но, лично я не переживаю абсолютно. Я точно знаю, что старое еще никогда не побеждало новое. Асфальт никогда не был сильнее ростков, пробивающихся сквозь него.


Комментариев нет:

Отправить комментарий