суббота, 28 октября 2023 г.

Такому тебя в ДЮСШ и академиях не научат!

 



            Такому тебя в ДЮСШ и академиях                                             не научат



Этот ролик - очередной подарок тем, кто нуждается в обучении, но не имеет возможности обучаться у меня. Сегодня речь пойдет об умении принимать решение еще до приема мяча.

Получив такое умение, ты будешь делать ошибок в игре в разы меньше. Допустим, если ты делал за игру 15 ошибок, то после обучения, будешь делать пять и даже меньше ошибок. За счет чего?

Отвечу вопросом. Какова природа подавляющего большинства ошибок? Отвечу на свой же вопрос. Главная причина - не умение принимать решение до того, как посланный тебе мяч прилетит к твоим ногам.

Большинство футболистов действует по принципу: вначале приму мяч без ошибки в обработке, а потом уже разберусь, что с ним делать. В этом есть логика. Но, логика эта гниловатая, и вот почему.

Если все свое внимание ты направляешь на обработку принимаемого мяча, то тем самым минимизируешь ошибку при приеме. Это плюс. Но, и он, этот плюс далеко не всегда является плюсом. Почему?

Да потому, что после приема мяча, футболисту необходимо время, чтобы поднять голову, сфотографировать ситуацию на поле, принять решение и только потом сделать передачу. На все это нужно время. Атака твоей команды будет тормозиться с таким подходом к технологии приема мяча.

Я уже молчу о тех случаях, которых огромное множество, когда при приеме мяча, соперник находится неподалеку. А он уж точно не будет ждать, когда ты тщательно обработаешь мяч, поднимешь голову, примешь решение и замахнешься ногой для передачи.

Все будет по-другому. Как только соперник увидит, что мяч летит к тебе, он тут же включит форсаж, подлетит к тебе, и если за секунду ты ничего не успеешь сделать, то рискуешь быть скошенным грубой ногой соперника, причем вместе с мячом.

Грубость - не редкость в современном футболе. Поэтому, у тебя есть шанс, чего я тебе не желаю, получить травму, а иногда и серьезную. В моей практике был случай, когда супертехничного игрока одной команды тренер соперника другой команды заказал своему защитнику-костолому.

Тот много не рассуждал - ударил сзади со всей силы технаря по голеностопу так, что его вынесли с поля. Костолом получил предупреждение, а технарь вооружился костылями на месяц. Такой судьбы я тебе не желаю.

Поэтому, в твоих интересах прислушаться к тому, что я сейчас начну рассказывать. В подавляющем большинстве случаев, перед приемом мяча, ты должен поднять голову, сфоткать поле и принять решение.

А когда к тебе подлетит мяч, ты, уже имея решение, сделаешь передачу: или мгновенно, с помощью передачи в одно касание, или через долю секунды, обработав мяч и только потом сделав передачу. При таком подходе, ты можешь спокойно обрабатывать мяч, с последующим пасом или сразу же делать передачу в одной касание, не беспокоясь о том, что же тебе делать с мячом.

У любого футболиста, который не поднимает голову перед приемом мяча, всегда будет волнение, так как у него нет решения, а соперник близко. Да, футболисты это не экзальтированные гимназистки, и вероятность травмы их не пугает.

Но, их точно пугает вероятность и большая, допустить ошибку в принятии решения. Если ты доведешь необходимость, поднимать голову перед приемом мяча до инстинкта, то займешь свое законное место в любой премьер-лиге любой страны.

Разумеется, при вооруженности на удовлетворительном уровне по всем остальным сегментам технического арсенала и физической подготовке. Посмотри на рисунок.






Независимо от способа обучения рассматриваемому навыку, схема во всех вариантах одна и та же. Мяч у ассистента, который расположен вверху рисунка.

Ассистент делает передачу испытуемому, который обозначен желтым кружком.  Последний, видя, что к нему начал двигаться мяч, быстро поворачивает голову налево и направо для того, чтобы увидеть состояние двух точек - С и D.

Если состояние этих точек одинаковое, то игрок делает удар в створ А. Если же их состояние разное, то мяч игроком посылается в створ В. Я озвучил саму схему упражнения.

А теперь поговорим о нюансах и вариантах этой схемы. Допустим, что точки С и D это два смарфона, на которых закачано приложение Soccer Trainer. Приложение настроено так, что через каждые три секунды экраны меняют свой цвет. Приложение настроено на два цвета - красный и зеленый.

Если игрок, увидев, что мяч уже летит к нему, и также увидев, что две точки горят красным цветом или зеленым цветом, то делает удар в створ А. Если точка С горит красным цветом, а точка D - зеленым или наоборот, то игрок бьет в створ В.

Я описал схему применения приложения Soccer Trainer в идеальном варианте. Это приложение существует только в андроиде. На айфонах вы его не найдете. Вернусь к упражнению.

Ассистента может и не быть. Если так, то ассистента нужно будет заменить отражающей поверхностью.

В качестве отражающей поверхности может быть использована стена или скамейка, положенная на землю, или два шлакоблока, приставленные один к другому так, что их суммарная длина удваивается для легкости попадания.

Т.е. игрок бьет мяч в стену, которая расположена на расстоянии от игрока, скажем семи метров. Мяч бьется о стену, а когда он начинает возвращаться к игроку, то тот быстро осматривает точки С и D, и в зависимости от их состояния, посылает мяч в нужный створ.

Я показал вам рисунок, который раскрывает принцип этого упражнения. Что касается практического его использования, то появляются нюансы. Например.

Мяч, посланный в любой из створов ударится о стену под углом, и соответственно отразиться от нее под таким же углом. Другими словами, за мячом придется бежать, что замедляет работу и делает упражнение менее эффективным.

Лучше створы размещать прямо напротив игрока, чтобы отраженный мяч был легко пойман ассистентом, либо, если такогово нет, отразился от стены под прямым углом и вернулся к игроку. Один створ - внизу. А другой створ - это квадрат метровой величины, расположенный на высоте в один метр над поверхностью.

В качестве усложнения, этот квадрат может изменять свои размеры в сторону уменьшения, кстати, как и дистанция до ассистента или отражающей поверхности.

Таким образом бегать за мячом не нужно. Это я о двух мишенях, которые находятся прямо перед аттестуемым. Если индикаторные точки слева и справа имеют одинаковое состояние - требуется удар по низу перед собой. Если разное - удар в верхний квадрат.

С этим разобрались. На практике, у игрока только один смартфон. Что делать в этом случае? 

Неужели ограничиться лишь поворотом головы только в одну сторону?
Совсем не обязательно. Можно расположиться с ассистентом или установить отражающую поверхность так, чтобы, допустим, слева был установлен смартфон с приложением, а справа была дорога, где ездять машины.

Т.е. игрок смотрит вначале на смартфон, а повернувшить направо смотрит на дорогу. Если на дороге легковая машина, то это воспринимается игроком, как зеленый свет, а если машина грузовая или спецмашина, то это воспринимается, как красный цвет.

Если в округе нет дороги, то с одной стороны игрока можно устроить движение маятника. Например, привязанная на ветке с помощью двух или трехметровой веревки литровая полиэтиленовая бутылка с водой.

Если, в момент просмотра игроком состояния маятника, он движется от игрока, в сторону стены то это воспринимается, как красный цвет, а если в сторону игрока, т.е. от стены, то это уже зеленый цвет.

Посмотрите еще на один рисунок.


Здесь вы видите три уровня сложности. Когда мяч отскакивает от стены и пересекает линию а1, то только после этого игрок оценивает состояние индикаторных точек. Когда есть ассистент, то он включает или не включает лампы С и D только тогда, когда мяч пересекает линию а1.

Да, чуть не забыл. Вместо приложения можно использовать набор из простенького пульта и четырех ламп в наборе. Такие наборы - не редкость в продаже.

Т.е. когда ассистент включает лампы, то он это может делать по-разному. Одну лампу включить, а другую - нет и наоборот. Также может включить обе лампы или вообще ничего не включать.

Уровень а2 еще более крутой. Ассистент включает лампы только тогда, когда мяч пересекает линию а2. Если ассистента нет, то игрок осматривает индикаторные точки тогда, когда мяч коснется линии а2.

Уровень а3 - самый крутой. Это упражнение я разложил на молекулы. Каждому должен быть ясен и понятен самый малый его нюанс.

Кстати, для максимальной сложности, можно использовать все четыре лампы, поставь две - по бокам и еще две - за спиной у игрока, градусов по тридцать за спиной.

Три месяца ежедневной работы или, хотя бы, через день, и ты не узнаешь себя в игре, так как будешь положительно удивлен. Вы, ребята, и после этого будете утверждать, что индивидуальные тренировки вам не нужны? 

Впрочем, решение за вами. Мое дело - преподнести полезность вам на блюдечке с голубой каемочкой, как сказал бы Остап Бендер. А ваше дело - взять эту полезность или оставить блюдечко нетронутым.







Комментариев нет:

Отправить комментарий