среда, 10 апреля 2024 г.

 



                    Искусство и наслаждение




В этом ролике и статье я никого ничему обучать не собираюсь. Убеждать тоже не намерен. Это просто мои мысли вслух.

Если честно, то мне надоело кого-то в чем-то убеждать, указывать на непростительные ошибки, наставлять, как говорится, на пусть истинный.  Если многие сотни моих роликов и статей - это попытка заставить работать на прокладывание правильной дороги в правильном направлении, на пути к успеху, то такая дорога предстала бы взору путешественника, далеко уходящая за горизонт, с каждой стороны которой красовались бы тысячи вешек в виде флажков, для четкого видения габаритов дороги, чтобы даже слепые не промахнулись.

Как слепые могут не промахнуться? Очень просто. Слепой будет слышать трепетание флажков на ветру и будет смело идти вперед, даже не прощупывая самих этих флажков своей специальной тростью.

Сегодня я хотел поговорить о футболе, как зрелище. Для чего мне это нужно? Вообще-то, я мог бы не поднимать эту тему. А поднимаю я ее для того, чтобы вы меня чуть лучше понимали.

Есть взгляд на футбол, который является массовым. Я этот уровень называю "футбол под пивко". Этот уровень нельзя красить одним цветом. В этом уровне тоже есть своя радуга.

Самый низкий подуровень это просмотр матча по телевизору, и не под пивко, а под более крепкие напитки. На этом уровне забитые мячи часто фиксируются опрокинутыми рюмками чаю.

Но, чтобы долго не сидеть на этом уровне, скажу так. Главная характеристика болельщиков этого уровня - переживать за свою команду, не обращая внимания на другие вещи. Впрочем, другие вещи такие болельщики и не замечают. Для них главное - забитые мячи их любимой командой.

Не прочь такие болельщики понаслаждаться мордобоем, короткой дракой или хотя бы одним ударом в челюсть. Для них это бальзам.

Только что описанных болельщиков очень много, но они никак не тянут на большинство. Большинство болельщиков это уже другой подуровень. Я его называю, как и весь уровень - "под пивко". Таких болельщиков действительно большинство.

Эти люди уже смотрят футбол под легкие спиртные напитки. Они уже разбираются в футбольной азбуке и в азах амплуального маневрирования. Такие болельщики получают наслаждение от командных технических элементов, то командных маневров, от высокого уровня выхода из обороны, от скорости, как атак, так и контратак, от уровня взаимопонимания игроков и многое другое.

Как вы заметили, уровень "под пивко" я показал двумя подуровнями, которых на самом деле больше, но у меня нет желания заниматься глубокой аналитикой в этом вопросе. Мне это просто неинтересно.

А есть ли другие взгляды на футбол или, скажем иначе, уровни квалификации болельщика? Да, они есть. Я точно знаю, что есть люди, для которых футбол значительно круче, нежели футбол, как зрелище под спиртные напитки или кукурузные хлопья.

Такие люди, редко смотрят футбол в компании, где огромная масса отвлекающих моментов, получая удовольствие от созерцания противостояния в одиночку. Их результат игры интересует во вторую очередь. 

В первую же очередь им интересна индивидуальная техника, психологическая устойчивость отдельных игроков и команды в целом, импровизация игроков, в связи с резко меняющимся сценарием игры. Другими словами, такие люди видят в футболе не просто игру, не просто возможность сделать ставку на ту или другую команду, а настоящее искусство.

Как вы думаете, почему в кинотеатрах каждый второй сидит с ведром кукурузных хлопьев, а в филармонии, при прослушивании симфонии очередного классика вы не увидите ни одного алкающего человека, жующего, плюющего или употребляющего прохладительные напитки?

Весь вопрос в уровне зрелища. Можно получать удовольствие от созерцания картины Ван Гога "Подсолнухи", тем более зная предысторию написания этого полотна, а можно получать удовольствие от написанного на заборе слова, начинающегося с буквы "х" и заканчивающегося на и краткое, но это слово не Хемингуэй, как вы подумали, а немного короче.

Я, правда, сомневаюсь, что от увиденного слова можно получить удовольствие, но, говорят, что такие люди есть. Ведь если кто-то пишет на заборе, значит это кому-то нужно.

Что-то меня потянуло на философские темы. Это, видимо, потому, что я нашел ответы на те вопросы, которые беспокоили меня еще двадцать лет назад. Если есть ответы на когда-то заданные вопросы, то обязательно возникнут новые.

Ведь свято место пусто не бывает. Эта формула для тех, кто не считает, что знает все о своем любимом деле. Как только в голове появится мысль о том, что знаешь все, то знай, что она, эта мысль и есть выстрел стартового пистолета, где свой забег начинает деградация.

Когда-то давно легендарный украинский тренер, мэтр, как его называли современники, сказал, что ничего нового в футболе уже придумать нельзя. У нас и не только у нас, свойственно людям творить себе кумиров, чтобы тем самым затенять свою лень и беспомощность в вопросах самосовершенствования. 

Такой кумир в украинском футболе был сотверен. Это Лобановский Валерий Васильевич.

Это его слова, насчет того, что ничего нового в футболе уже придумать нельзя. Являются ли эти его слова стартом его деградации, как тренера, решайте сами. У меня уже давно сформировался взгляд на творческий путь этого футбольного тренера.

 Нужны ли мои футбольные рассуждения вам, дорогие мои подписчики и гости канала? Не знаю, и даже узнавать не хочу.

Тот, кому подобные темы интересны, - дослушают ролик до конца, а те, кто услышав первые слова, устроит между ушными раковинами аэродинамическую трубу - тут же остановит прослушку и займется более полезными для себя вещами. Да, тут хочешь - не хочешь, а придется принести извинения за то, что на канале нет никакой стройности в плане изложения информации.

Ведь кто-то ждет описания финтов, кто-то жаждет пакеты упражнений с подробными объяснениями, кто-то комментирования игры конкретных футболистов, кто-то ждет моей реакции на действия того или иного тренера. Извините меня, ребята, но мой канал это не видеоучебник или  футбольное справочное бюро.

На канале темы возникают спонтанно и непредсказуемо. Я работаю строго системно только с учениками. 

Причем системность заключается в том, что изначально определяется стартовый уровень футболиста или тренера, а затем уже подбирается необходимая для такого уровня система обучения. А что касается контента канала, то здесь - вольному - воля, а спасенному - Рай! Есть такая пословица.

Правда, я ее интерпретирую по своему. Когда говорю "спасенному", то имею в виду спасенному от штампов и общепризнанности, спасенному от замшелых и пронафталиненных взглядов на футбол.

Так что же такое "футбол"? Это искусство или востребованное миллионами зрелище? А может быть это то и другое одновременно?

Совершенно очевидно, что зрелище - это мероприятие, предназначенное для подавляющего большинства или скажем по-другому; мероприятие предназначенное для людей с низким уровнем интеллекта и духовных потребностей.

Может ли зрелище, как таковое иметь отношение к искусству? Уверен, что - да. Цирк это искусство. А ведь цирк востребован даже теми, кто имеет утонченный характер души.

Думаю, что пришло время для метаморфозы футбола, как низкопробного зрелища, соревнования костоломов в величайшее исскусство. Наверное, я ошибаюсь, когда думаю, что такое превращение возможно в течение нескольких лет или десятилетий.

Возможно, для этого нужны столетия. Кто знает, кто знает...

Комментариев нет:

Отправить комментарий