среда, 1 января 2020 г.

Фрагментарное моделирование игры




                 Альтернатива двухсторонке




       
Один Подписчик канала попросил меня рассказать о фрагментарном моделировании игры. Так как эта просьба поступила ко мне по вайберу, т.е. в приватном порядке, то имя или ника того, кто просил, не называю.

Фрагментарное моделирование игры это обязательная составляющая тренировки будущего. Какого будущего? Не знаю. Дай Бог, чтобы это было в 21 веке. Но, я в этом очень сомневаюсь. 

Скорее всего, это произойдет в 22 веке, а может быть, и нет, но произойдет обязательно! Почему обязательно? Здесь все просто.

Дело в том, что фрагментарное моделирование игры это логический вывод из той ситуации, когда нужно решать, как ликвидировать недостатки в командной игре, во взаимодействии партнеров. Никаких других способов, кроме фрагментарного моделирования игры, не существует.

Вначале остановлюсь на расшифровке понятия "фрагментарное моделирование игры". Это создание искусственным способом, на тренировке той ситуации на поле, где игроки вашей команды пробуксовывают, ошибаются, играют не так, как необходимо. 

Приведу пример. Допустим, что при фланговых рывках вингера или вингбэка, партнеры, находясь с мячом чуть сзади и чуть в стороне, делают рвущемуся по флангу партнеру передачу.

Проблема состоит в том, что 70-80 процентов этих передач не выверены по силе. В результате, бегущему по флангу партнеру необходимо, либо останавливаться, обрабатывая мяч, либо в полушпагате дотягиваться до него. Наихудший вариант это когда мяч послан так, что бегущий по флангу партнер элементарно к нему не успевает.

Причем такие неудачные передачи делает не только один игрок, а сразу несколько. Возникает вопрос: как ликвидировать этот игровой недостаток?

Напомню, что речь идет о такой передаче, которую вы сейчас видите на рисунке. Посмотрите внимательно.



Самый сложный пас, касающийся выверенности по силе это тот, который изображен длинной стрелкой. В этом варианте, угол между линией бега и направлением паса составляет около десяти градусов или 170 градусов, смотря какой угол брать во внимание.

Не буду вам морочить голову с углами. Главное, что вы увидели, о каком пасе я веду речь. Так как же, все-таки, ликвидировать этот недостаток?

Разговорами о том, что этот недостаток - причина неаккуратности и несосредоточенности, его не исправить. Можно сколько угодно призывать футболистов к максимальной концентрации внимания, но воз будет там, где он находится, и ни на один метр вперед не сдвинется.

Есть только один способ, ликвидировать эту техническую недоработку. Это смоделировать подобный пас на тренировке. Что для этого нужно?

Три футболиста. Иванов делает передачу Петрову, и в момент начала этой передачи, Сидоров, находясь за спиной Петрова начинает рывком бег по флангу или просто по прямой.

Петров же, приняв мяч, исполняет тот пас, который изображен на рисунке. Вот вам первый пример фрагментарного моделирования игры. Мы смоделировали фрагмент игры, где один футболист бежит по флангу, а его партнер делаем ему выверенную передачу по силе.




Приведу еще один пример, и на этом остановлюсь, так как фрагментов в игре бесчисленное множество. Ваш тренер заметил, что когда мяч вылетает по низу из штрафной соперника и катится прямо на одного из игроков вашей команды, то последний, производя удар с контрового наката, а это именно контровой накат, посылает мяч, как правило, выше ворот.

Иногда, а точнее очень часто, не просто выше ворот, а намного выше ворот. Причину такого неточного удара я объяснял в одном из роликов. Там все дело в том, что при встрече мяча и бутсы, первый деформируется больше обычного, так как движения мяча и бутсы встречные.

И при этом геометрический центр мяч смещается чуть вверх. Получается, что футболист, думая, что бьет по центру мяча, на самом деле, бьет чуть ниже этого центра. В результате мяч летит под небеса.

Такие удары в игре встречаются, но не так часто. Вопрос в том, что такие удары не просто опасны, а очень опасны для вратаря соперника. Опасность заключается в том, что, помимо огромной скорости полета мяча, мяч еще и получает непредсказуемую траекторию полета за счет того, что изначальная деформация мяча при встрече с бутсой дает начало затухающему колебательному движению (сжался - разжался - сжался - разжался).

Мяч при этом может смещаться во время полета, то вправо, то влево. И блокировать такой удар вратарю неимоверно сложно, так как он не знает, в какой точке мяч пересечет линию ворот.

И если мы договорились, что такие удары для вратаря - самые опасные, то логично предположить, что эти удары неплохо было бы отрабатывать на тренировке. И не только сами удары, но двух-трехходовки, приводящие к контровому накату мяча на одного из игроков команды.

Итак, мы имеем два серьезных аргумента в пользу отрабатывания таких ударов на тренировках. Это их эпизодическое появление в игре и второе это искусственное создание условий для исполнения удара с контрового наката.

Что мы делаем на тренировках? Один футболист накатывает мяч на партнера, который и осуществляет удар по воротам. Я уже говорил о том, что для успешного исполнения удара с контрового наката, необходимо прикрывать мяч коленом.

Или если сказать по-другому, то при приближении мяча к бьющей ноге, необходимо направить бьющую ногу так, будто ты бьешь не в нижнюю часть ворот, а на метр под землю. В этом случае, есть большая вероятность, что мяч попадет в рамку ворот.

Когда начнете тренировать этот удар, то сами увидите, куда будет лететь мяч, если начнете изменять направление бьющей ноги. Можно чуть усложнить этот игровой фрагмент. Один игрок с фланга делает поперечную передачу в центр, а принимающий эту передачу, в одно касание, исполняет контровой накат третьему партнеру, который находится в центральной полосе поля, но чуть ближе к центральной линии.

Можно моделировать ситуацию, когда нужно отрабатывать все виды подкатов, когда пробивать по воротам головой, когда делать разрезающую передачу, когда исполнять персональную обводку и т.д.

Традиционная двухсторонка, которая является обязательной частью тренировки всех без исключения футбольных клубов, это для технического роста футболистов бесполезна. Я уже это объяснял и еще раз, но коротко повторю.

Любой конкретный игрок во время двухсторонки десять-пятнадцать раз принимает мяч и приблизительно столько же отдает его партнерам. Несколько раз, это в лучшем случае, бьет по воротам, несколько раз простреливает мяч вдоль ворот, несколько раз подает угловой и т.д. Разве я не прав?

Что тренирует двухсторонка? Если двухсторонка не носит специальный тематический характер, когда, например, игроки делают передачи только в одно касание, то она ничего, кроме физического тонуса и поддержания игровых кондиций на том уровне, который есть, не дает.

Смоделированные игровые ситуации позволяют повторять тот или иной технический элемент несколько десятков раз, а работа с пушкой - вообще несколько сотен раз. Но, работу с тренажерами мы в этой статье и в этом ролике обсуждать не будем.

Вы думаете, что тренеры не понимают эффективности фрагментарного моделирования игры? Они - не дураки и все прекрасно понимают. Загвоздка только в том, что такое моделирование это страшный головняк.

Ведь если в моделировании, какого-то фрагмента задействовано, скажем, трое футболистов, то что делать остальным? Можно на другой части поля задействовать еще трех-четырех футболистов, создав им другой фрагмент игры.

Но, поле не безразмерное. Что делать остальным? Как и чем их нагружать? И что делать тем, которые закончили свою работу, участвуя в том или ином смоделированном фрагменте игры? 

Такой геморрой никому не нужен. А между тем, тренеры уходят от самого эффективного способа проведения тренировок, ликвидируя тем самым недостатки, выявленные в только что сыгранном матче.

Но, я им не указ. Это их священное право, проводить тренировки так, как посчитают нужным. А мне остается лишь с грустью наблюдать за банальной структурой тренировок, похожих друг на друга, как две капли воды на всех без исключения полях мира.

Без исключения ли? Хотел бы знать, о таких исключениях, но, увы, не знаю. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий