понедельник, 27 января 2020 г.

Дремучесть футбольной науки





Футбольная наука без прикрас




       
         
 Наконец-то я, абсолютно случайно, на днях, наткнулся на то понятие в футбольной науке, которое заменяет ключевое понятие в футболе - мышечную память. Это было десять лет назад.

Я общался с патриархом украинского футбола Кожуховым Владимиром Анатольевичем. Этот футбольный специалист был свидетелем и участником постановки удара со штрафного, сравнимого с пенальти,  легендарного Виктора Серебренникова в последние годы его футбольной карьеры.

Удары Виктора со штрафного с расстояния двадцати метров, тем более, когда мяч устанавливался напротив ворот соперника, приравнивались по своей опасности к пенальти. Но, не буду подробно об этом говорить.

Кожухов был отцом родным для игроков золотого состава киевского "Динамо", взявшего в 1975 году Суперкубок Европы. Он водил, чуть ли не за руку игроков по институтам, способствуя заполнению их зачеток приличными оценками.

В общем, человек был далеко не последний в украинском футболе. Я встречался с ним дважды. Мы очень обстоятельно говорили о футбольной науке.




Однажды, речь зашла о мышечной памяти, и Владимир Анатольевич, будучи человеком прямым и бесхитростным, сказал, что в футбольной науке нет такого понятия. Я обалдел! Как это нету? - удивился я.

На что он мне ответил, что есть такое понятие, как "динамический стереотип", а о мышечной памяти футбольная наука не говорит. Кожухов - авторитетный специалист, и я ему поверил на слово, не тратя месяцы и годы на поиск в тоннах футбольной литературы и диссертаций понятия "мышечная память".

Вы не в шоке? А я в шоке, когда услышал эти слова. Другими словами, отсутствие понятия "мышечная память" в футбольной науке красноречиво говорит о том, что сама эта наука - мираж. 

Так что же это за зверь такой, - "динамический стереотип"? Это последовательность движений, характерных для исполнения того или иного технического элемента. Да, очень важно понимать, как держать корпус, как ставить опорную ногу, скажем при ударе по воротам, как выпрямлять ударную ногу и какой делать замах.

Все это замечательно, но для футбола важно не только знать, какие мышцы участвуют в исполнении технического элемента. Важны величины импульсов, которые поступают из мозга в мышечные структуры! Это важно, а не знание, как и когда сокращать нужные группы мышц.

Если бьешь сильнее, то и импульсы будут большей величины. Если слабее, то наоборот - импульсы будут меньшей амплитуды.

Дело в том, что без мышечной памяти невозможно точно бить, придавать мячу нужную траекторию, попадать мячом в определенную точку поля, пробрасывать мяч на нужную дистанцию, контролируя мяч на скорости и т.д. Оказывается, что ничего из этого футболу не нужно. Зато нужны атлеты, желательно с двумя сердцами.

Почему футбольная наука игнорирует это понятие? Я имею ввиду мышечную память. Я не знаю. Был такой фильм, как "Планета обезьян". Там речь идет о том, что обезьяны захватили планету, а люди находились на грани исчезновения.

У меня такое впечатление, что футбольную науку захватили сумасшедшие. Вы думаете, что я преувеличиваю? Возможно. Но, как быть с тем, что ключевое фундаментальное краеугольное понятие в футболе "команда" в футбольной науке не расшифровано.

Почему? Футбол начинается с футбольным правил, которые  начинаются словами: "Футбол это командная игра..." и дальше по тексту. Вы не найдете ни одной брошюры, ни одной методички, ни одной книги, где вы прочитали бы слова: "Футбольная команда - это...".

Как вы думаете, это похоже на сумасшедствие? Как по мне - похоже. Но, мне от этого не легче. И не удивляйтесь тому, что такого определения так называемая футбольная наука не имеет. Дело в том, что "команда" это понятие нематериальное, духовное.

Ведь партнера по команде пощупать можно, тренера можно, а команду - нельзя. Команда - понятие духовное. А футбольная наука, как представительница махрового материализма, в принципе не может дать определение нематериальному понятию. 

Если нет определения футбольной команды в футбольной науке, следовательно его нет и в школе тренеров, в том числе и в высшей школе тренеров. Интересно, преподаватели таких школ и курсов и академий говорят своим ученикам, что главная задача, главная функция футбольного тренера это создание футбольной команды? 

Как вы думаете, говорят или нет? А если говорят, то как определяют объект создания? Для меня это загадка. Впрочем, им с погреба видней.

В этом драма и комедия современного футбола. Тренеры, в своем подавляющем большинстве создают то, не знают что и не парятся по этому поводу. Разве это не зазеркалье? 

Настоящий футбол, футбол грядущих тысячелетий (если конечно будет существовать человечество) родится тогда, когда футбольные спецы поймут, что футбольная команда, точнее, идеальная футбольная команда это духовный монолит, образованный...

А вот где и как образованный и за счет чего - это уже совсем другая история. Каждый тренер должен иметь собственное определение идеальной футбольной команды, как инструмент для ее создания или приближения к созданию идеальной команды. Определение ради определения никому не нужно.

Я счастлив, что после многолетней работы, после долгих раздумий, я расшифровал для себя это понятие. Искренне желаю каждому тренеру иметь свое определение футбольной команды. 

Тренерская работа без определения футбольной команды напоминает мне восхождение слепого на Эверест. Не обижайтесь на меня, дорогие мои тренеры. Я говорю то, что думаю. И если моя правда кому-то не нравится - извините, но лицемерить я не умею.




Комментариев нет:

Отправить комментарий