четверг, 11 июня 2020 г.

Обучение пятилеток



Обучение пятилеток




Суперважная тема. У меня есть один единомышленник, которого мне трудно назвать учеником потому, что иногда не я его, а он меня учит уму-разуму в тонкостях футбольного искусства. Как бы то ни было, но однажды я получаю от него письмо, где он просит меня высказаться по поводу того, к чему он пришел.

Но, обо все по-порядку. Как у нас обучают пятилеток? Нет, не то. Начну с другого. С какого возраста желательно обучать деток футболу? Как вы думаете? Хотите знать мое мнение?

С того возраста, когда ребенок уже твердо стоит на ногах, т.е. с двух лет! Я могу и ошибаться, но я так думаю в настоящий момент. Вся сложность заключается в том, что никто всерьез не работал над методологией подготовки маленького футболиста с такого возраста. Да и нужно ли?

Помните выражение "он или она впитал(а) это с молоком матери"? Слышали о таком выражении? Не сомневаюсь. В идеале, маленькие футболисты должны впитывать футбольные премудрости с молоком матери. Но, так как для постижения футбольного искусства нужно уметь, как минимум, ходить на ногах, то такое обучение необходимо сдвинуть по срокам от грудного состояния до двух лет.

Как обучать ребенка, у которого словесный запас составляет не более ста слов? Придуман ли мяч для двухлетки? Увы, нет. А если и придуман, то как обучать ребенка так, чтобы не переучивать потом?

Не буду останавливаться на этой бездонной теме, так как никогда не дойду до того, о чем хочу здесь сказать. Скажу так: обучение деток с двух лет до пяти это сложнейший вопрос, который требует нестандартных подходов.

Зато наша цивилизация уже поднакопила кое-какой опыт в обучении пятилеток. К сожалению, на мой взгляд, этот опыт далек от радостного восприятия. Чему обучают пятилеток?

Как правило, ничему! И это факт. Зайдите в зал, где работают с мальцами и увидите, как там малыши бегают, прыгают, играют в различные детские игры и иногда пинают мячик. А что еще делать? - зададут мне вопрос мои оппоненты.

Как ни странно, но уже в этом возрасте можно начинать обучать детишек футболу. Просить, чтобы детишки пинали мячик это не обучение футболу. Это нечто другое.

Первый свой удар по мячу, не пинок, подчеркиваю, а удар я совершил в пять лет. Старший брат мне объяснил, как ставить ногу и как прикладывать эту ногу к мячу, чтобы получился сильный удар.

Дело было на асфальте. Я разбежался и носком своей обуви ударил не по мячу, а в асфальт прямо перед мячом. Когда ты бьешь таким образом, то нога в колене невольно складывается, и ты падаешь.

Это и случилось со мной. Тогда я разбил колено в кровь. Брат и его друг, увидев это, начали безудержно ржать. Их трясло от хохота, а я в это время рыдал. Мне было очень обидно. Брат подхватил меня на руки и отнес домой, обрабатывать рану.

Но, эта наука пошла мне на пользу. Больше я газон перед мячом не вспахивал.

Да, согласен, детей необходимо физически укреплять, развивать и готовить к дальнейшему обучению. Многие думают, что реальное обучение футболу начинается с семи лет. Ошибаетесь ребята, ошибаетесь.

Сейчас скажу крамольную вещь, неожиданную для многих. Обучение футболу в футбольных школах, равно, как и в футбольных академиях не начинается никогда!

Есть видимость обучения, а самого обучения нет! Я в этом убедился, когда видел прием диагональной передачи нападающего "Атлетико" в игре с "Барсой", когда мяч отскочил после приема от него на полтора метра, в результате чего мяч был утерян.

Знаете, почему это происходит? Потому, что футбольные школы и академии это те организации, где физически развивают ребят и где последние проявляют себя, в зависимости от данных Богом талантов.

Талантливых берут в именитые клубы, менее талантливых в более скромные команды и т.д. А кто вам сказал, что в футбольных академиях обучают приему мяча? Кто? 

Вы знаете, что в инете я так и не нашел ни одного толкового видео, где был бы показан и разложен по полочкам прием мяча с помощью уступающего движения - фундаментальный технический элемент в футболе!

О чем мы говорим? С классическим ударом вообще катастрофа! Бьют как угодно, чем угодно, но не так, как этого требует суть этого технического элемента. Все, все, все - возвращаюсь к теме, иначе вообще забуду ее и о том, что хотел сказать в этой статье и ролике.

Итак, я говорил о пятилетках. Если родители думают, что их чад обучают футболу, то они ошибаются. Там нет обучения футболу. Там есть оздоровительная группа. И слава Богу, что хоть такая есть.

Более-менее серьезно технику футбола начинают осваивать с семи лет. Чему конкретно? Приему, передаче, ведению мяча на скорости. Удару в таком возрасте не уделяют внимания и правильно делают, так как голеностоп ребенка еще слаб и не развит.

А как обучают приему, передаче, ведению мяча на скорости? Знаете, как обучают приему? Показывают, как ставить принимающую ногу и все! В основном, это все! Те детки, которых Бог поцеловал в темечко, удовлетворительно принимают мяч, а те, у кого талантов не очень много, как правило, переводятся в группу здоровья и в конечном счете покидают футбол.

Никакого серьезного обучения технике нет. Проведите эксперимент. Задайте два вопроса десяти тренерам, которые работают с семилетками. Вот эти два вопроса:
1. Сколько этапов нужно пройти ученику, чтобы овладеть любым техническим приемом?
2. До какого уровня нужно довести ученика в овладении техническим приемом, чтобы считать данный технический элемент освоенным?

Что касается первого вопроса, то я вообще не уверен, что найдется тот тренер, который расскажет об этих этапах. А их, как я считаю, пять.

1. Объяснение назначения разучиваемого технического элемента (ТЭ).
2. Объяснение всех нюансов ТЭ, постановка корпуса, ног и т.д. без мяча.
3.Исполнение ТЭ с мячом медленно.
4. Исполнение ТЭ с мячом в реальном темпе.
5. Исполнение ТЭ с сопротивлением со стороны соперника.

В ответе на второй вопрос, мне очень бы хотелось, со стороны тренера, услышать одно единственное слово - АВТОМАТИЗМ. Но, я сомневаюсь, что кто-то его озвучит. Был бы очень рад ошибиться.

А теперь парочку нюансов в обучении пятилеток. Можно ли мальцам давать знания об ударе? Конечно же нет - голеностоп малышей еще не подготовлен к большим нагрузкам. А что с игрой головой?

Вот тут все мои оппоненты во весь голос закричат: ты что, сумасшедший? Они же совсем дети! Учить их бить головой это преступление! И они будут правы. Действительно, это преступление, если применять обычный мяч.

А что, если сверхлегкий мяч? Кто-то об этом думал? Представьте, что мячик весит 50 грамм. А еще лучше - тридцать грамм. Это принесет вред мальцу? Уверен, что нет.

А если так, то почему бы не научить малыша, как правильно подставлять голову под мяч, как изменять его направление полета? Как подрезать мяч, как изменять его направление полета с помощью поворота головы? И т.д.

Я сказал что-то гениальное? Правда смешно? Тогда почему это нет ни в одной футбольной школе? Мне хочется орать, кричать и ругаться семиэтажными матами в адрес тех детских тренеров и тех, кто составляет для малышей свои убогие программы потому, что они работают для галочки, не включая свои мозги.

Главная задача у таких - заполнить тренировочное время чем-нибудь. Показать разнообразием разных упражнений свой творческий потенциал. А то, что эти упражнения или игры полезны только в плане физического развития никого не волнует.

Какой футбол в пять лет? - скажет большинство из них. Главное, чтобы малыши развивались физически. Это позиция подавляющего большинства детских футбольных специалистов. А то, что в пятилетнем возрасте уже можно заложить первые кирпичики фундамента правильного исполнения основных технических элементов никто даже задумываться не собирается.

Ладно, буду заканчивать, а то начинаю идти в разнос от безысходности и беспомощности.

Мой единомышленник, рассуждая о том, как распределять малышей по амплуа, предлагает следующий вариант:
1. Самые быстрые в нападение
2. Смекалистые - в полузащиту
3. Самого высокого - в рамку
4. Остальных в защиту

Можно и так. Но, думаю, что несколько месяцев тренировок раскроют возможности любого ребенка и подскажут тренер, где лучше играть тому или иному ребенку.

Нельзя пренебрегать желаниями детей. Особенно если эти желания высказываются с упорством. В одной мудрой книге написано, что если ты чем-то хочешь заниматься, то занимайся тем, что ты любишь, а не потому, что тебе нужно, потому, что это престижно, что это денежно, что это перспективно и т.д.

Любовь созидательна. Страх - это разрушение. Мы называем Бога Творцом и также называем его Любовью. Следовательно Любовь творит, Любовь созидает. А страх это противоположность любви. Следовательно она источник разрушения.

Если ребенок любит играть на определенном месте, то пусть играет там! А время покажет, насколько он любит играть именно там. 

 Сказал я, конечно, далеко не все. Но, мои статьи и ролики это лишь небольшие знаковые штрихи к любой теме, которую должны полноценно анализировать и наполнять новыми идеями детские тренеры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий