вторник, 19 января 2021 г.

Высшее понимание преимущества в футболе (дух волчьей стаи)

 


       Высшее понимание преимущества в футболе

                             (дух волчьей стаи)



На днях общался с одним Подписчиком, который мне пенял, что психологическая устойчивость в элитном футболе играет важную роль, чего я недооцениваю, а твержу, как попугай об автоматизме. Этот мой оппонент и прав и неправ одновременно.

Когда он говорит о преимуществе психологии над мастерством, то это правильная мысль, работающая тогда, когда есть противостояние двух сторон. Когда же речь идет о психологической устойчивости отдельно взятого футболиста и влиянии на него мастерства, то это уже совсем другая песня, и мой оппонент здесь ошибается.

Знаете, ребята, я не боюсь казаться заносчивым, категоричным и всезнающим. Это я к тому, что пишу о высшем понимании преимущества в футболе. Кто я такой, чтобы так категорично заявлять о наивысшей планке?

Дело не в том, кто я, а дело в том, что я так думаю. А если я так думаю, то так и буду говорить, что бы кто бы ни увидел за этими словами.

И вообще, разве кто-то приватизировал право на подобные высказывания? Или только определенный статус дает такое право?

Если честно, то мне глубоко наплевать на все статусы, авторитеты и прочее. Для меня важно другое. Если в моей голове возникают подобные вопросы, то я обязан искать ответ на них, иначе могу сам себя обвинить в трусости и в ожидаемом оправдании, типа "я маленький человек в футболе и не мне отвечать на подобные вопросы".

Начнем с понимания термина "преимущество" в футболе. Это многослойное понятие, которое, как микс слоев, предстает пред нами интегрированным обобщенным понятием "преимущество". 

Давайте попробуем перечислить эти слои:

- командная скорость

- командная выносливость

- амплуальная дисциплина

- ударное искусство

- культура паса и приема мяча

- контроль мяча на скорости

- домашние заготовки и стандарты

думаю, что этих семи пунктов достаточно, чтобы понять, как эти слои влияют на обобщенную оценку преимущества той или иной команды. Как вы думаете, ребята, можно ли оценить в баллах каждый из этих пунктов?

Сразу скажу, что это невозможно. Невозможно потому, что мы не знаем, как влияет в процентном соотношении тот или иной слой на суммарный итоговый результат, который называется "игровой потенциал команды".

А если в цифрах выразить каждый слой невозможно, то остается только сравнивать каждый слой с соответствующим слоем соперника и ставить, либо плюс, либо минус. Тогда, подсчитав количество минусов и плюсов мы можем вывести итоговое значение командного потенциала в виде плюса или минуса.

Но, и этот плюс или минус ни о чем не скажет.  Не скажет потому, что мы не знаем величину тех или иных плюсов или минусов. Может быть, один минус значительно больше двух плюсов или наоборот.

Картина будет очень и очень приблизительной. Но, решающим, все же будет психологическая схватка. Дух команды, дух единства и дух решимости - вот что чудесным образом ломает представление о возможном исходе матча. 

Существует знаменитая фраза "Бой выигрывается еще до его начала". Все зависит от того, насколько и как настроены игроки команды на борьбу. Я миллион раз ловил себя на том, что ошибочно представлял сценарий игры.

Например, предстоит игра немцев и испанцев. "Бой быков", "Бой титанов", "сражение века" - каких только эпитетов не придумают услужливые журналисты и комментаторы. Наконец началась игра и... что мы видим? Мы не верим своим глазам!

Немцы рвут испанцев, как тузик тряпку. Это я привел абстрактный пример. А вот вам пример из реальной жизни. Это было очень давно. На хоккейном турнире Олимпиады в Лейк-Плэсиде встретились сборная США и сборная СССР.

Это было 22 февраля 1980 года. Как соотносились игровые кондиции этих команд? Достаточно сказать, что сборная СССР это многократные чемпионы мира, Европы и Олимпийских игр, а сборная США это собрание студентов. Понимаете, студентов!

Игровые кондиции соотносились приблизительно так, как соотносится потенциал слона и моськи. Результат игры очевиден был даже для полного дилетанта. Но, произошло чудо!

Сборная СССР проиграла мальчишкам из американских университетов. Нет, это не было чудом. Я в этом уверен абсолютно. Да, советские хоккеисты были на две головы выше американских пацанов в технике, в тактике, в понимании игры, в игровом опыте.

Но, это все не сработало. Не сработало потому, что значимее всего этого оказался командный дух американцев! Они были настолько заточены психологически на победу, что другого исхода матча они не представляли себе.

А теперь представьте состояние советских хоккеистов, лучших хоккеистов планеты, соперники которых не только их не боятся, но и оказывают такое сопротивление, которого они не видели даже в матчах со сборной Чехословакии (тогда была такая страна, сейчас ее уже нет, а есть Чехия и Словакия) - своим главным соперником в борьбе за золото.

Видя все это, имея огромнейшее преимущество в игре, игроки сборной СССР, неожиданно для себя, дрогнули. Они стали ошибаться в таких ситуациях, в которых ошибок не могло быть в принципе.

Американцы же, не жалея, ни своих ног, рук, не обращая внимания на травмы и ссадины, шли вперед с упорством быка, рождая у соперника все больше и больше неуверенности в своих силах. Матч сборная СССР проиграла. Это была суперсенсация не только турнира, но и, пожалуй, последних несколько десятилетий хоккейной истории.

Таких неожиданных результатов в моей жизни было многие десятки. Я всегда считал, что если выходят друг против друга две команды, которые технически на одном уровне, то это будет настоящий бой, такая драматическая схватка, которую даже представить невозможно.

Сумасшедший ажиотаж перед такими играми это было есть и будет обычным явлением. Но, когда начинается матч, к моему ужасу, никакого боя быков не происходит, никакого противостояния титанов нет. А есть явное игровое преимущество одной из команд, которое перерастает в забитые голы.

Я раньше никак не мог понять, почему так происходит. Сейчас же мне все ясно, как Божий день. Командный дух это нечто такое, что может сокрушить любое преимущество соперника.

Как побеждает дух команды другой дух другой команды это тайна. Никому не известны эти невидимые черты превосходства одной команды и духовного увядания другой. Объективно сильная команда, вдруг, неожиданно для болельщиков да, думаю, и для самой себя, начинает нервничать, делать простые ошибки, торопиться, и в результате делать еще больше ошибок, что заканчивается, как правило, плачевно.

А теперь хочу привести вам очень яркий пример из моей жизни. До армии я работал на одной из кафедр военного училища связи в Киеве. В училище проходил турнир по настольному теннису.

Я был в команде своей кафедры. Так получилось, что мы дошли до финала и нам противостояла довольно сильная команда другой кафедры. Командная борьбы протекала на равных и все решал матч первых ракеток команд-участниц финала.

Извините, ребята, за нескромность, но я был лучшим в своей команде. Ко мне подошел один парень и сказал, что видел игру моего соперника и что все бессильны против его удара открытой ракеткой. Он, мол, бьет так, как из пушки стреляет. Мол, противодействия его ударам просто нет.

Избегай его правую сторону стола - настаивал этот парень. Если честно, то этот парень меня напугал. Когда началась игра, я старался все время играть под его закрытую ракетку.

Иногда это давали свои плоды, а иногда я ошибался. Играл я скованно и в результате, первую партию я проиграл. Перед второй партией я сказал сам себе: "да черт с ней, с этой игрой и с этим матчем - проиграю, так проиграю, зато буду играть в свою игру".

У меня сразу появилась уверенность, я задышал полной грудью и стал играть очень раскованно. Теперь я уже не боялся посылать шарик на правую сторону соперника, а стал навязывать ему свою игру.

Я не знаю и не могу знать, когда произошел психологический слом соперника. Будучи сильным игроком, он стал делать грубые ошибки. Его игра стала напоминать игру школьника, который играл в настольный теннис несколько месяцев.

При счете 15:0 в мою пользу его болельщики ушли из зала. Эту партию я выиграл не с сухим счетом, а со счетом 21:5. Исход решающей партии был уже ясен. Соперник так и не восстановился после психологического падения.

Семислойный микс важнейших параметров игровых кондиций игроков оказался не определяющим, а только лишь важным. Высшее же понимание понятия "преимущество" это супермикс из вышеупомянутого семислойного микса и высокого уровня командного духа.

Такой супермикс это своего рода ядерное оружие, которому ничего противопоставить невозможно. Причем, командный дух в этом супермиксе занимает доминантное место. Если игроки твоей команды техничны, а внутрикомандные отношения футболистов базируются на взаимном уважении, взаимовыручке и единомыслии, то такую команду обыграть невозможно.

В этом я уверен абсолютно. Какого уровня техники и командного духа нужно достичь? Если техника еще как-то поддается подсчету и фиксации достигнутого, то командный дух это понятие нематериальное, а духовное, и сделать какой-то подсчет невозможно. 

Определить какие-то уровни командного духа тоже невозможно. Разумеется, есть много уровней этого командного духа, только человеку, с его ограниченными возможностями, выявить эти уровни не представляется возможным. Как действовать тренеру в плане создания команды, как духовного монолита?

Командный дух подобен беременности. Женщина понимает, что она беременна, но она не знает, на каком конкретно уровне находится развитие ее ребенка. Что должен делать тренер? Он должен развивать духовность своих воспитанников, считая что до родов еще далеко.

Такая позиция тренера обязательно принесет успех команде. Но, успех придет только тогда, когда техника будет на одном уровне по важности с духовным воспитанием.

И последнее, о чем сегодня хочу сказать. Если в команде есть интриган, сплетник, нарушитель спортивного режима, то от него необходимо избавляться со скоростью вылетающей из бутылки шампанского пробки. Избавляться даже тогда, когда он - обладатель тысячи золотых мячей и бутс.

Вреда команде от такого футболиста намного больше, нежели пользы, хотя далеко не все это понимают. В названии этой статьи и ролика я упомянул о духе волчьей стаи.

Волки нередко нападают на жертву, которая в десять раз сильнее и мощнее их. Один удар копытом может лишить жизни волка. И тем не менее, этот факт не останавливает хищников.

Им присуще бесстрашие и единомыслие. Дух коллективного хищника позволяет им умерщвлять животное, которое, как я уже сказал, многократно превосходит волка по своим габаритам и силе.

Так бывает, что медведь, заваливший оленя, вынужден отрываться от трапезы и оставлять свой трофей волкам, так как он понимает, что свою оленью тушу он защитить не сможет. А ведь медведь это вам, ребята, не олень и не кабан.

Косолапый, одним ударом лапы ломает позвоночник оленю. И несмотря на все это волки его не боятся, а наоборот!

Дух волчьей стаи это понятие, которое нельзя непосредственно проецировать на дела футбольные. Но, команда, которая претендует на лидерские позиции в мировом футболе, должна, пусть не так ярко, пусть не тотально, но проявлять черты волчьей стаи...

Посмотрите на этот рисунок. Смотрите не спеша, всматриваясь в каждого члена стаи. Представьте,  что это не волки, а игроки какой-то одной команды. Попробуйте зафиксировать свои ощущения, когда смотрите на эту фотку, представляя перед собой другую команду.

Как ваши ощущения, ребята? Вы можете поверить, что эти волки подожмут хвосты и убегут в какой-либо ситуации? Вы можете поверить в то, что не отдельный волк, а стая уйдет от вызова и убежит, видя нарушителя их территории? 

Человека мы в расчет не берем. Когда я смотрю на эту фотку, то вижу угрозу. Явную и нешуточную угрозу. И не просто угрозу, а неотвратимость смертельной схватки с тем, кто бросит им вызов. 

Именно такие ощущения должны быть у ваших соперников не только от вашего вида, а лишь от упоминания названия вашего футбольного клуба. Для того, чтобы соперники вас боялись так, как все живое боится в лесу волков, нужно очень много работать, а тренерам проводить тщательную селекцию, чтобы в команде было, как можно меньше заячьего духа. А еще лучше, чтобы его не было вообще.

Но, селекция это уже совсем другая история.

Комментариев нет:

Отправить комментарий