суббота, 15 мая 2021 г.

Слезы по футболу 25-го века

 


            Разочарование: подкаст "Футбол 25-го века"




Вообще-то я - не очень большой любитель, комментировать высказывания современных футбольных тренеров. Во-первых, их - бесконечное множество, а во-вторых, все эти высказывания вызывают, как минимум, грусть, а как максимум, сердечную боль.

Подкаст же, который я решил прокомментировать, попал в фокус моего внимания только лишь потому, что парни замахнулись на 25 век. Я, в своих творческих фантазиях, заглядывал в 22 век, но дальше даже не пытался, так как понимал, что это уже удел, либо ясновидцев, либо самого Творца.

А тут - бах! Ни много, ни мало - сразу 25 век! Амбициозность ребят, как и любовь к футболу - налицо. Это меня очень привлекло и посеяло надежду на то, что я услышу вещи, которые будут созвучны с постулатами, аксиомами и принципами новой футбольной идеологии, автором которой является ваш покорный слуга.

Но, сталось не так, как гадалось. Те мысли, которые я услышал, если бы футбол развивался в нужном направлении и не пробуксовывал, актуальны и своевременны для конца 90-х прошлого столетия, но никак не для 25 века.

Услышанное меня разочаровало. Когда я слушал этот подкаст, моя душа плакала. Я так надеялся, что ребята выскажут мысли, которые будут актуальны и своевременны для конца 21 века. Услышать что-то о 22 веке я даже не мечтал, не говоря уже о 25-ом. 

Оказалось, что я слышу рассуждения в формате старой футбольной идеологии. Впрочем, старое и новое я сравнивать здесь не буду. Задача, которую я поставил перед собой - прокомментировать мысли авторов подкаста и показать, насколько они диссонируют или гармонируют с мыслями автора этого канала.

Начало подкаста обнадеживающее. Да, чуть не забыл. Вначале я хотел весь аудиоряд подкаста порезать на кусочки и прокомментировать каждый из них. Но, потом я отказался от этой идеи, так как не уверен, что меня не обвинят в нарушении авторских прав и несанкционированном использовании информации других авторов.

Поэтому, решил цитировать авторов канала, но не дословно, а передавать точный смысл из высказываний. Точность смысла я гарантирую, так как у меня нет мысли, кого-то оговорить, оклеветать и т.д.

Итак, я начинаю. Вот первая цитата - самое начало подкаста:

"Цель нашей работы - показать, что футбол это одно из ярчайших проявлений творчества в жизни человеческой цивилизации" - замечательная и великолепная мысль. Браво, ребята!

А дальше российский тренер рассказывает, как в РФ строится обучение в футболе: "Мы тренируем быстрого игрока. Мы тренируем отдельно быстроту. Потом мы отдельно тренируем технику. Потом мы отдельно тренируем тактику. И потом выходим на игру и хотим это соединить." - это дословная цитата, и это очень важно потому, что она - зеркало старой футбольной идеологии.

Далее российский тренер рассказывает о том, что он почерпнул на курсах "Барса-коуч", пройдя первый модуль обучения. Оказывается, что существуют каких-то восемь структур обучения, где одна из них - физика, другая -скоростно-силовая подготовка, третья - мозги и т.д. И гениальность философии Барса-коуч заключается в том, что все эти структуры должны работать вместе!

Да... поржал я от души. Так это же и коню понятно! Если это - передовая мысль футбольных ученых Барсы, то мне становится очень и очень грустно.

"Они это обосновывают науками!" - сказал Игорь. Какими науками, друг сердечный? Может быть, теми, которые до сих пор не дали определение ключевому понятию в футболе - "Футбольная команда"? Может быть теми, которые вперли в тренировочный процесс тесты Купера, которые были разработаны для военных США? Может быть, теми, которые не знают, что тактика без стратегии существовать не может? Может быть теми, которые не знают, как сформировать мотивацию к самосовершенствованию футболиста, не говоря уже о том, что это такое вообще?

Очень грустно, что вы, молодые ребята, как и ваши учители, заглядываете в рот с упоением футбольным мыслителям Европы и даже не пытаетесь мыслить критически. Хотя, кто знает, может быть, и пытаетесь.

Хави, как-то сказал, что футбол это игра пространства и времени. Я не знаю, его ли это мысль или это мысль того, кто его обучал или жил еще до него. Мне все равно. Для меня важно, что это гениальная мысль! А, как известно, все гениально просто!

Если придерживаться только этой мысли, то уже можно понять, как обучать, тренировать и играть в футбольных матчах. Интервьюер спрашивает, какая, мол, главная идея в российском футболе? 

На что тренер Локомотива честно ответил: "Кто кого перебьет, кто кого перебегает" - спасибо тренеру за честный ответ. Это и есть главная футбольная идея современного постсоветского футбола.

Этот подкаст довольно емкий, но моя задача - не комментировать каждую фразу участников беседы, а выделить те моменты в их разговоре, которые считаю значимыми.

Итак, продолжаю. Ребята говорят о том, что темп на тренировке должен быть таким, как в игре - грубая ошибка. Цель любой тренировки - качество, качество и еще тысячу раз качество исполнения, как отдельных технических элементов, так и игровых фрагментов.

Только после того, как отшлифовано то, над чем работали, тогда уже можно добавить интенсивность. Почему интенсивность тренировки не должна равняться интенсивности игры?

Если команда не тренируется ежедневно, то это бесперспективно, в плане успешной игры. А теперь представьте, что у команды каждый день игра. Что будет с игроками через неделю? А через две недели? Вам все ясно?

Грустно, что это не понимают участники подкаста. Речь может идти только о ситуативной фрагментарной интенсивности. Ребята вспомнили о Коноплянко и Ермоленко и интервьюер предположил, что у них недостаточно мозгов, чтобы принять новое понимание игры.

Есть у них и мозги и готовность понимать игру. Просто с детства понимать игру их никто не обучал. В этом проблема. Они не привыкли интенсивно ни бегать, ни прыгать, ни интенсивно мыслить на поле, что частенько было видно по их унылой и предсказуемой игре. У них просто зажирели мозги, не в обиду им будет сказано. 

Эти ребята очень способные, но не их вина, что они родились не в то время и не в том месте. Два слова о химических связях игроков. Было что-то сказано и языке общения на поле, но ни слова ребята не сказали ни о полевом языке жестов, ни о языке жестов общения тренера с игрокам во время игры.

Очень грустно, что ребята еще до этого не дотянулись. Говоря о химии взаимодействия игроков нужно еще понимать, что все это модулируется морально-нравственным воспитанием.

Ребятам невдомек, что команда это духовный монолит, одна из граней которого высокий морально-нравственный уровень. Затронули игру и взаимопонимание Хави и Иньесты.

Все правильно, но не нужно забывать, что они больше тысячи раз за матч крутили головой, без чего в современной игре обойтись невозможно. Постоянное верчение головой это и есть яркое подтверждение того, что футбол это игра пространства и времени.

Свою солидарность с Хави с высказал в статье и ролике "Трагедия одного дециметра". Причем в футболе связь между пространством и временем настолько загадочна и необычна, что не каждый ее сможет понять.

Достаточно сказать, что время очень часто определяется пространством и наоборот. Хотите пример? Пожалуйста.

Вы - нападающий и ждете передачи, находясь на дуге штрафной соперника, где в спину вам дышит центральный защитник противоборствующей команды.

Если вы примете передачу в такой ситуации, которая сложилась, то времени на обработку мяча, разворот лицом к воротам соперника у вас не будет. Казалось бы, ситуация безнадежная и бесперспективная для нападающего. 

Но. Если он сделает короткий рывок навстречу летящему к нему мячу и примет мяч в недодачу, то у него появится пространство, дистанция по отношению к опекающему его еще мгновение назад центрального защитника.

Получив пространство, нападающий выцедил из него бесценное время на обработку мяча и разворот лицом к воротам. Другими словами, нападающий создал для себя пространство, которое, в свою очередь, подарило нападающему бесценное время.

Ребята упомянули о статистике и высказали мысль, что она вторична. Абсолютно согласен. Иногда она откровенно вредна. Я уже выкладывал ролик о ТТД.

Затронули тему рондо. Долго комментировать не буду и скажу, что рондо это глупость на мой взгляд. Заключительная часть подкаста касалась в той или иной степени понятия пространства и времени.

Все крутилось вокруг понимания игры футболистами. Все это очень правильно. Молодцы ребята! Но, это не 25 век. Еще раз повторю, что это, скорее всего, девяностые прошлого века, если бы футбол развивался, а не стоял на месте.

Почему я не увидел будущего в подкасте? А как я его могу увидеть, если:

- ничего не сказано о мотивации к самосовершенствованию, без формирования которой говорить о техническом потенциале игроков команды смешно.

- ничего не сказано о футболисте, как матрице мышечной памяти

- ни одного слова не сказано о том, что же такое идеальная футбольная команда, без которой, как ориентира, как маяка в работе создать полноценную команду невозможно.

- ни одного слова не сказано в плане раскрытия взаимосвязи стратегии и тактики.

- ничего не сказано о новой футбольной идеологии, где во главе угла находится ее величество команда, а не отдельно взятый футболист.

- ни одного слова не сказано о селекционном фильтре, без которого тренерская работа - пустая трата времени.

- ни одного слова не сказано о контрактной идеологии, которая требует срочной трансформации.

- ни одного слова не сказано о КСФТО - комплексе специального футбольного тренажерного оборудования, о котором современный футбольный мир понятия не имеет, и без которого подготовить футбольного Мастера невозможно.

- ни одного слова не сказано о взаимосвязи техники и физики, без понимания которой говорить о создании команды просто смешно.

И через железобетонную стену этих девяти пунктов вы видите 25-й век? Тогда у вас рентгеновское зрение. Еще раз повторю, что футбольные мировоззренческие потуги этих ребят тянут на конец 90-х годов прошлого столетия. Именно тогда их мысли были бы передовыми.

Думаю, что этих девяти пунктов достаточно, чтобы понять, почему моя душа плакала, когда я слушал этот подкаст. Теперь я понимаю, что даже прогрессивно настроенные думающие ребята очень далеки от презентованного 25 века.

Могу ли я им помочь в их работе по приближению футбольного будущего? Конечно могу. Но, вряд ли они ко мне обратятся, так как считают свои мысли передовыми. У меня все.




Комментариев нет:

Отправить комментарий