понедельник, 21 июня 2021 г.

Величие Лобановского

 


                      Величие Лобановского



По просьбе Азамата Сакауова выскажу свое мнение по отношению к выдающемуся, а в некоторых моментах и великому футбольному тренеру Украины и СССР Валерию Васильевичу Лобановскому. Уверен, что Азамат, да и, думаю, многие другие, хотят знать мое истинное отношение к этому тренеру, а не традиционную осанну.

Мое отношение к этому тренеру это микс неприятия и восторга. Если мне зададут вопрос: Лобановский велик? То я, не задумываясь, отвечу - да, тысячу раз, да.

Но, мое понимание величия этого тренера не совпадает с пониманием его величия подавляющего большинства болельщиков и специалистов. Более того, возможно мое понимание его величия - это единственный взгляд на творчество Валерия Васильевича.

В любом случае, мнение большинства или даже подавляющего большинства никогда для меня не было и не будет авторитетом. Если все побегут вешаться, то я точно веревку и мыло покупать не буду.

Громогласие общепризнанности не заглушало и вряд ли заглушит для меня тихий голос логики и здравомыслия. А теперь конкретно.

Валерий Васильевич Лобановский - киевлянин, как и я и выпускник киевского политехнического института, как и я. Заочно мы с ним имели много общего, но никогда не встречались по жизни.

Я уже говорил о том, что Лобановский, в молодости, бывал в моем дворе и уважал и даже восхищался своим партнером по команде, который впоследствии, на короткое время, был моим персональным учителем. Имя моего учителя я уже называл и не вижу смысла повторять, так как его никто не знает.

Карьера моего учителя была настолько блистательна (не уходил с поля без двух-трех забитых мячей), насколько и была драматична и трагична для футбола.  Родители запретили юному Леониду играть в футбол и отдали его в художественную академию.

Лобановский со всей командой пришли в наш двор, чтобы уговорить родителей Леонида, но те были непреклонны. Футбол лишился суперзвезды.  Причем такой звезды, перед которой меркнут все нынешние суперзвезды. Я видел его игру своими глазами и знаю, что говорю.

Мне посчастливилось успешно играть с ним в паре против такого количества соперников, озвучивать которое я не буду, так как вы все равно не поверите.

Художником Леонид так и не стал. Он начал пить, то ли от обиды на родителей, то ли от осознания той ошибки, которую допустил, послушав родителей. Его дальнейшая судьба печальна.

Без Лобановского не было бы меня, как футбольного аналитика, не было бы этого канала. Это чистая правда.

Лобановского нет с нами. А если так, то о нем, либо хорошо, либо никак. На колоннаде его могилы написано: "Мы живы до тех пор, пока нас помнят". Посмотрите на могилу великого тренера. Я буду помнить о нем до самой своей смерти и даже после нее. 

Высказываюсь так потому, что некоторые его мысли стали путеводной звездой, маяком в моем футбольном творчестве. Лобановский это тот редкий случай, когда он не был суперзвездой, как футболист, за исключением его знаменитого "сухого листа" - поражения ворот соперника с углового крученым ударом, но, как тренер, Валерий Васильевич раскрылся во всей своей мощи.

В чем же величие Лобановского глазами подавляющего большинства? Это победа в Кубке Кубков и Суперкубке в 1975 году и победа в кубке кубков в 1986 году. Также, его величие видят в ошеломляющей победе в двух матчах над Барселоной, когда дома киевляне обыграли именитых соперников со счетом 3:0, а в Испании разгромили каталонцев с фантастическим счетом 4:0.

Тогда, на последних минутах матча, испанские болельщики встали и стоя аплодировали киевским футболистам. Также величие этого тренера видят в знаменитой системе Лобановского. 

Когда величие можно считать обоснованным? Тогда, когда тренер показывает результаты. И в этом плане подавляющее большинство не ошибается.

Я лично присутствовал на трибуне стадиона (1975 год), когда за десять минут до окончания матча с Баварией, сто двадцать тысяч болельщиков (стадион вмещал 110 тысяч, но лестницы между секторами были забиты сидящими там болельщиками) встали и Киев, до самых его окраин был оглушен ревом трибун. Никого уже не интересовало окончание игры, так как всем было понятно, что при счете в игре - 2:0 и с учетом выигрыша в Германии со счетом 1:0 исход противостояния этих команд в Суперкубке был предрешен.

Рев трибун напоминал рев древнего человека над поверженным зверем. Это было настоящее футбольное счастье! Это было то чувство, которое, в своей жизни, я испытал только однажды - тогда на стадионе. Увы, но вряд ли я еще испытаю подобное, хотя очень хочется.

Треть болельщиков плакали от счастья, не скрывая своих слез. Взрослые мужики плакали, как дети. Я вот сейчас пишу эти строки, и у меня на глаза наворачиваются слезы восхищения и благодарности Лобановскому. Этот многотысячный экстаз болельщиков просто нельзя передать словами. Это может понять только тот, кто тогда был на трибунах стадиона.

Сразу после матча я сказал сам себе: "Валера! Помимо всего, что ты еще сделаешь в футболе, свою миссию на Земле ты уже выполнил". В этом противостоянии Бавария - суперкоманда Европы, в двух матчах, не забила киевлянам ни единого гола! Это был настоящий триумф.

Лобановский велик? Да, велик, с точки зрения подавляющего большинства. Я же величие Лобановского вижу совсем в другом.

Мне обидно, что Лобановский так и не оставил после себя ни одного ученика. Ни один из потенциальных учеников Валерия Васильевича, кстати, как и его соратник Олег Базилевич (царство Небесное),  не смогли ответить на простой вопрос, касающийся знаменитого и малозаметного для многих высказывания Лобановского: "Я не создаю команду звезд. Я создаю команду-звезду.". 

А вопрос мой был очень прост: почему Лобановский противопоставлял команду звезд команде-звезде? Ответа от знаменитых, легендарных и заслуженных его воспитанников и коллег я так и не получил.

В этом высказывании Валерия Васильевича я увидел то, что, стало путеводной звездой в моем творчестве и то, что Лобановский не просто высказался, а показал дорогу развития мировому футболу. К величайшему сожалению, эту дорогу так никто из известных футбольных специалистов не увидел.

Именно эта несправедливость - слепота в отношении указующего перста Лобановского заставила меня - человека, далекого в 2000 году от футбола, бросить все и заняться расшифровкой послания Лобановского потомкам на века.

Еще раз повторю, что никто из выдающихся, легендарных и т.д. футболистов и тренеров не смог мне объяснить, почему Лобановский противопоставлял команду звезд команде-звезде. Секундомер, как вы понимаете, я не включал, но для того, чтобы расшифровать послание Лобановского мне потребовалось лет десять, вряд ли меньше.

А с 2010-12 годов мое понимание сути сказанного Лобановским только углублялось и я все больше утверждался в гениальности этого высказывания. Современный футбол даже близко не подошел к пониманию сказанного Валерием Васильевичем. Это я вижу по многочисленным интервью и футбольным книгам.

Я уже говорил вам, что сомневался в том, что испытаю еще раз такое футбольное счастье, которое испытал в 1975 году на трибуне центрального стадиона Киева. И все же, футбольное счастье еще большей силы я испытал.

Испытал тогда, когда мне открылось понимание сказанного Лобановским в упомянутой мною фразе. Возможно, только ради этого мне стоило бросать свои коммерческие и бизнесовые дела, чтобы испытать то, что я испытал.

Есть вещи в этом мире, которые намного ценнее, нежели тонны заработанных американских казначейских билетов, где на вас с легким сарказмом смотрит Франклин. Жаль, что многие этого не хотят понимать, думая, что в гробу есть карманы.

Свое понимание футбола, все то, что я увидел в бездонной фразе Лобановского, сейчас передаю своим ученикам и очень надеюсь на то, что мои наработки не канут в лету. У меня есть единомышленники, и это не может не радовать мою душу.

Пользуясь случаем, озвучу в очередной раз любимый тост Валерия Васильевича: "Жизнь каждого человека начинается с дороги и заканчивается дорогой. Так выпьем же за дорогу!". Так философски емко, глубоко и одновременно просто я бы никогда не сказал. Это мог сказать только выдающийся человек.

В древних писаниях гималайских мудрецов написано: "Когда, в своем духовном развитии, вы поднимитесь на вершину горы, продолжайте подниматься дальше". Лобановский поднялся выше всех своих современников.

Более того, он поднялся выше своих потомков. Скоро будет двадцать лет, как ушел из жизни Лобановский, но до сих пор, его не понимают. Своим оппонентам и возмущенным фанатам Валерия Васильевича, считающим, что у него есть ученики и последователи, хочу задать простой вопрос, который сегодня уже звучал: "почему ни одна живая душа не объяснила факт противопоставления Лобановским команды звезд команде-звезде???".

Для тех, кто не в курсе, напомню слова Лобановского: "Я не создаю команду звезд. Я создаю команду-звезду". Когда найдете ответ на мой вопрос, уважаемые господа оппоненты, тогда и говорите о существовании учеников Лобановского. Я таких не знаю.

Почему Лобановский не взял Лигу чемпионов, не взял Кубок Мира? Дело в том, что Лобановский не был Пророком, не был святым. Он не был идеальным человеком. Как и у всех нас, у него были свои недостатки, о которых говорить я не намерен.

Уверен на 200 процентов, что Лобановский Валерий Васильевич внес такой вклад в развитие футбола, который не то, что соизмерим с самыми крутыми тренерами мира, а просто недоступен для понимания современными футбольными специалистами. Светлая память великому тренеру!






Комментариев нет:

Отправить комментарий