суббота, 26 июня 2021 г.

Качество обучения в футболе

 


                  Качество обучения в футболе



Приношу извинения тому, кто попросил меня раскрыть эту тему. Забыл зафиксировать ник или имя. Очень правильная тема. Ведь у нас стесняются говорить о качестве обучения футболу.

У нас считается, что тренеры, имеющие лицензии, знают, как обучать и чему обучать. Реальная жизнь показывает, что все складывается в обучении с точностью до наоборот.

Некоторые спецы, заинтересованные родители и болельщики молятся на современные технологии подготовки футболистов. Кто-то считает методики, созданные еще в советские времена, единственно правильными и эффективными.

Кто-то считает двуногость футболистов глупостью, так как, мол, у человека есть опорная нога, а есть манипулирующая, и не нужно изобретать велосипед. Другие, абсолютно серьезно, считают овладение ударным искусством ошибкой, так как это самое ударное искусство травмоопасно для бьющей ноги, прежде всего для голеностопов.

Третьи настаивают на легкоатлетической и силовой подготовке, считая это доминантой подготовки футболиста. Техника, на их взгляд, вторична и не актуальна, так как возможные ошибки в игре всегда можно исправить за счет выносливости и хорошей физической подготовки.

Четвертые уповают на бассейны, акробатику и другие, далекие от футбола виды спорта. Вы думаете, что это все? Совсем нет.

Есть гении от тренерского ремесла, которые считают, что обучать технике вообще не нужно, так как если у ребенка есть талант, то он заиграет без всякого обучения. А если таланта нет, то этот ребенок никому не интересен.

Список подходов к обучению футболу продолжать? Поверьте, что я могу удвоить уже озвученный список. Но, не думаю, что это интересно.

Так о чем будем говорить сегодня? О том, каким должно быть качество обучения или о том, какое есть сейчас качество обучения? Слышу ваши энергичные ответы - и о том и о другом.

Помните визит Винни-Пуха к кролику? На вопрос, что ставить на стол - варенье или мед, медвежонок уверенно сказал, что и то и другое и побольше.

Много варенья и меда я на стол поставить не смогу, так как ограничен форматом ролика, но нарисовать портрет современного обучения футболу считаю своим долгом. И работая над этим портретом, буду высказывать свое "фэ" по тем или иным вопросам, тем самым раскрывая свою позицию на тему качества обучения исполнительскому искусству в футболе, т.е. обучения футболистов.

Итак, начнем. Что самое главное в футбольном исполнительском искусстве? Нет, начну с другого вопроса. Какова цель в футболе? Забить в ворота соперника мячей больше, нежели он забьет в твои. Правильно? Получается, что нужно уделять максимум внимания тому техническому элементу, который реализует забивание мяча в сетку ворот соперника.

А это что? Удар, пас или прием мяча? Приемом мяч не забивают. Пасом - тоже. Забивают ударом. На вопрос, что самое главное в футболе, король футбола двадцатого века Пеле ответил одним словом - удар.

Так значит удар? Не все так просто. Существовал, существует и будет существовать вечный спор: что приоритетнее - удар или пас? В вечности этого спора есть логика. 

Ведь без паса нельзя довести мяч до ударной позиции. Но, доведя мяч до ударной позиции забить мяч без удара также невозможно. Кто же прав в этом споре?

И те и другие. Говоря о пасе мы должны подразумевать и прием мяча, так как без приема мяча много передач не сделаешь. Вывод прост.

Нужно паритетно уделять внимание, как удару, так и передаче. Чему сейчас обучают тренеры? Удару обучают? Кто скажет, когда нужно начинать ставить удар ребенку? Есть какие-то наработки на этот счет?

Их нет! А откуда им взяться, если половина тренеров считает, что удар травмоопасен для голеностопов? Кто-то начинает ставить удар с 15 лет, так как в этом возрасте голеностопы уже достаточно развиты и укреплены.

А когда нужно начинать ставить удар детям? С какого возраста? С 13? С 15? А может быть уже с семи-восьми лет? Что травмоопасно? А кто сказал, что дети должны бить по стандартному мячу? 

Неужели нельзя подобрать для ударной техники облегченный мяч? Пусть даже он будет не футбольный. Главное - чтобы он был легким и круглым и приблизительно соответствовал диаметру футбольного мяча, соответствующего возрасту ребенка.

И техника будет поставлена, и травм у детей не будет. Я что, высказываю гениальные мысли? Да такие мысли может высказать даже школьник, если хорошо подумает. Когда же в современных футбольных школах и академиях ставят удар?  

Я очень сомневаюсь, что его вообще ставят, за редчайшими исключениями. Почему я так думаю? Да потому, что игрок сборной России не владеет классическим ударом. Причем, этот игрок атакующего плана.

Фамилию называть не буду. Он мне прислал видео удара, который, по его мнению, является классическим. Когда я посмотрел это видео, то увидел, что удар у него - что-то среднее между ударом подъемом и ударом полуподъемом.

Что уже говорить о менее способных ребятах. Задаю прямой вопрос ребятам, которые занимают в командах амплуа атакующего плана. Скажите пожалуйста, как часто тренер тестирует ваши удары на силу, точность и правильность исполнения?

Ответ на этот вопрос и будет приговором современному обучению ударной технике. Удар шведой это космос? причем очень далекий, для современных футболистов. А ведь я не один десяток раз говорил о том, почему этот удар суперважен для фланговых игроков.

Чтобы закончить тему ударной техники, скажу следующее. Вначале нужно ставить технику удара самым тщательным образом. И до тех пор, пока твои футболисты не будут правильно исполнять удар успокаиваться не следует.

Только потом уже нужно работать над точностью ударов и в завершение - над его силой. Только в таком порядке, и никак иначе.

Повторяю в очередной раз тем футболистам атакующего плана, у кого есть амбиции стать профессионалом высокого уровня. Если у вас не поставлены три базовых фундаментальных вида удара, то вы не представляете большой опасности для вратаря соперника. В таком случае, импотентность вашей игры очевидна. Поехали дальше.

Прием мяча с помощью уступающего движения. Это ключевой технический элемент в футболе. Без него жесткие передачи невозможны априори. Точнее, они возможны, но их прием невозможен.

Особенно это касается участка поля перед штрафной соперника. Для того, чтобы прорвать оборону соперника в центральной полосе поля, нужно, чтобы были отшлифованы до блеска, как жесткая передача, так и прием мяча с помощью уступающего движения.

Знаете, почему в играх детей до 15 лет, а возможно и старше, мяч, опускающийся с большой высоты, продолжает не один раз сказать, и никто не может опустить его на газон? Потому, что ребят мало кто учит обнулять скорость полета падающего мяча.

А ведь ничего сложного в этом нет. Просто нужно применить уступающее движение, делая равнозамедленное движение принимающей ногой. В ютубе я не нашел ни одного ролика, в котором детально объяснялась бы природа приема мяча с помощью уступающего движения.

Есть несколько роликов, но там до настоящего обучения, как до Луны. О других видах приема мяча говорить не буду, так как конца этому ролику не будет. Теперь о передачах.

Здесь немного получше, но и этот технический элемент не дотягивает до оценки удовлетворительно. Особенно это касается точности передач. Хотите себя проверить на снайперские качества в плане точности передач? 

Сделайте серию из десяти передач с расстояние в десять метров в створ, размеры которого два диаметра мяча. Результат этой серии вам скажет о многом. А диагонали это особая тема.

Поставьте своего партнера на точку, отстоящую от вашего расположения на 25 метров. Это будет короткая диагональ. Сделайте  десять попыток, попасть в круг двухметрового диаметра, в центре которого находится ваш партнер.

Это тоже вам откроет глаза на ваш игровой потенциал. Футбол это не просто беготня с двумя сердцами в груди и лошадиной скоростью. Это еще и техника. Это еще и кастинг, т.е. умение попадать в определенную точку поля с расстояния до 60 метров. 

Передача шведой это большое  белое пятно в технике современного футболиста, впрочем, как и удар шведой. А я ведь очень подробно рассказывал, почему нужно уметь делать передачи шведой и в каких случаях.

Кто-то внял моим советам? Ни один человек мне не написал, что тренировал удар и пас шведой и что из этого получилось. Ни один футболист не сказал, применял ли он пас шведой в игре. Нет, вру, один, кажется, говорил об этом.

Посмотрите рисунок.



Это пас, где скорость полета мяча синхронизируется со скоростью бега партнера, которому исполняется передача. Это когда мяч выдается партнеру на блюдечке с голубой каемочкой. Назовите мне команду, в которой тренер практикует шлифовку такой передачи. Очень сомневаюсь, что назовете.

Теперь два слова об обводке и уходе от набегающего соперника. Этот универсальный технический элемент называется главное обманное движение.

Этим приемом можно не только обводить соперника, но и освобождаться от давления не только одного, но и двух соперников. А я это все подробнейшим образом рассказывал и объяснял, что к чему.

Когда-то выкладывал ролик под названием "Главный страх футболиста", где таким страхом я называл набегание соперника. Если футболист овладел искусством освобождения от двух соперников, то когда на него будет набегать один соперник, то никакого страха у него не возникнет в принципе, так как он знает, что ему делать, когда расстояние до соперника достигнет... чего? Какой величины? 

Критического расстояния до соперника. Кроме своего канала, это понятие, пусть даже названное по-другому, я нигде не встречал. Если футболист знает, что такое "критическое расстояние до соперника", то он уже на 50 процентов успешен в обводке и в уходе от набегающего соперника.

Зная это понятие, защитник, уже на 50 процентов, успешен в блокировании обводки. Где, в какой команде об этом говорят?

Техника прыжка. Нужен ли прыжок футболисту? Правда, глупый вопрос? Ведь выпрыгивать нужно не только защищая свои ворота, но и в штрафной соперника. А ведь выпрыгивать еще нужно в борьбе на втором этаже в центральной части поля. Но, я не фанат такой борьбы, так как риска получить травму значительно больше, нежели пользы от выигрыша борьбы на втором этаже.

Уметь бороться на втором этаже нужно обязательно. Но, это касается, прежде всего обороны и нападения. Тренеры тестируют высоту прыжка своих подопечных? Какая у каждого из вас высота прыжка? Вы знаете? Сколько времени вы уделяете технике прыжка и повышению результатов прыжков?

Игра головой. И здесь снова проблема. Детям до 12 лет не ставят удар головой по понятным причинам. Но. Неужели нельзя работать с облегченным мячом? Даже 8-9 ребенку можно поставить удар с поворотом головы, скользящий удар и удар в противоход вратарю. Просто нужно работать с облегченным мячом.

Пора заканчивать это бездонную тему. А теперь скажите мне на милость: можно ли все то, о чем я здесь сказал, а сказал я здесь минимальные базисные вещи, освоить, овладеть без индивидуальных тренировок? А ведь у нас в академиях индивидуально работать запрещено.

Что будем делать со шлифовкой трех основных видов подкатов, когда скоростной проход соперника с мячом не просто ликвидируется, но и отбирается мяч, а не выбивается за боковую линию или просто в сторону?

Сложный но суперэффективный удар с контрового наката - кто-то это где-то шлифует? Уверен на 200 процентов, что нигде этим не занимаются.

Игра с поднятой головой и принятие решения еще до приема мяча. Какие упражнения используют тренеры на своих тренировках? И занимаются ли этим вообще? А подробнейшим образом рассказывал и об этом.

В очередной раз повторю: современный футбол сам свидетельствует против себя. Не важно, в каком состоянии постсоветсткий и мировой футбол в целом.

Важно осознавать, что обманывать самих себя в плане качества обучения это путь в никуда, что наш футбол это футбол в коротких штанишках, и еще очень долго нужно работать футбольным спецам, чтобы болельщики по достоинству оценили футбол не только, как игру, но и как высочайшее искусство.





Комментариев нет:

Отправить комментарий