пятница, 7 октября 2022 г.

Три гениальные фразы трех футбольных гениев 0212+

 



   Три гениальные фразы трех футбольных гениев



Вспомнив как-то гениальное высказывание Хави "Футбол это игра пространства и времени", в сознании всплыли, как по команде, словно два молодца из ларца, еще два высказывания. Проанализировав их, я понял, что этими тремя фразами можно постичь футбол на самом высоком уровне.

Для начала, давайте остановимся на высказывании одного из самых умных, я бы даже сказал, самых мудрых футболистов за все время существования футбола, Хавье́ра Эрна́ндеса Кре́уса, известного в мире футбола, как Хави.

Еще раз повторю его гениальную по глубине и лаконичности фразу: "Футбол это игра пространства и времени". Эту фразу невозможно переоценить. Она, как луч света, как свежесть морского бриза, не имеет цены. Она бесценна.

Когда я слышу, что футбол это игра пространства, то сразу в сознании всплывают ситуации, когда соперника уводят на фланг для создания свободной зоны, когда команда опускается в оборону очень низко для создания большого пространства, способствующего успешной и скоростной контратаке, когда держат дистанцию, с целью блокировки индивидуальной обводки, когда учитывают при обводке критическое расстояние до соперника, как фактор ее успешности, когда, видя перенасыщенность игроков на фланге, спайдер переводит мяч на противоположный фланг, где, как говорится, степь да степь кругом, когда исполняют провокационный пас, посылая мяч так, что расстояние до партнера на метр-полтора ближе, нежели к защитнику, который нередко клюет на эту провокацию, выбрасывается с известными последствиями, когда неопытный вратарь выходит к точке пенальти, в то время, когда мяч контролируется в 30 метрах от его ворот и заслуженно получает парашютный удар под перекладину с последующим началом игры с центра поля и т.д.

Извините меня за длинное предложение. Слово "когда" я мог бы применить еще раз пятьдесят, но и сказанного достаточно для того, чтобы понять: Хави абсолютно прав.

Когда я слышу, что футбол это игра времени, то в сознании всплывают ситуации, когда выигрывающая команда тянет время, а проигрывающая теряет хладнокровность и делает массу ошибок, отдаляя шанс сравнять счет, когда мяч принимается в недодачу, получая в качестве приза желанные 500-600 мс на обработку мяча и разворот лицом в рамке соперника, когда игра в одно касание обнуляет время на обработку мяча и делает контратаку максимально стремительной, когда игра с поднятой головой дарит футболисту несколько десятых долей секунды, а иногда и целую секунду на принятие правильного решения и минимизацию травматизма за счет бесконтактной игры, когда минимизируется время опускания в оборону за счет применения атакующей командой дальних и сверхдальних диагоналей.

Что касается характеристики футбола, как игры времени, то и здесь Хави прав на все сто процентов. Еще раз хочу сказать, что более глубокого и лаконичного определения футбола, как игры, я не встречал нигде, и сам на такое не способен. Браво Хавьер!

Анализируя фразу великого полузащитника, хочу сказать, что когда мы говорим о времени, то не имеем в виду время и ничего, кроме времени, и когда говорим о пространстве, то не имеем в виду пространство и ничего, кроме пространства. Это взаимно перетекающие понятия, а если еще точнее, то это два в одном. 

Когда мы упоминаем о времени, то подразумеваем пространство, а когда говорим о пространстве, то подразумеваем время. Высказывание Хави это воистину философское определение футбола.



А теперь несколько слов о высказывании Пеле, о котором предпочитают умалчивать, если его знают. Кто? Разумеется, современные футбольные тренеры!

Почему? Сейчас все поймете, когда услышите это высказывание. На вопрос журналиста: "Что самое главное в футболе?" - король футбола двадцатого века, без раздумий и промедления, сказал: "Удар!".

Казалось бы, мы все люди и человеки, и всем нам свойственно ошибаться, а иногда и городить такой огород, что глаза из орбит вылазят. Пеле, с такой же вероятностью, мог бы сказать "Пас" или "скорость" или "выносливость" или "индивидуальная техника". И все это было бы логичным и правильным.

Но, почему-то Эдсон Арантес де Нассименто сказал именно удар, а не то, что я перечислил потом. Почему, черт возьми, удар, а не пас или что-то другое?

Меня его ответ заинтересовал и заинтриговал. Я со всей серьезностью отнесся к словам великого футболиста хотя бы потому, что они сказаны игроком, который в одном матче, на уровне премьер-лиги, забивает восемь голов. Для тех, кто не верит - обратитесь к статистике. Пеле забил восемь мячей в одном матче "Фламенго".

Такой парень точно знает, что такое игра под названием "футбол". Если не знаешь, с чего начать, начинай с начала. Я так и сделал - обратился к международным правилам футбола.

А в этих правилах, черным по белому написано, что цель игры в футбол - забить в ворота соперников мячей больше, нежели соперник забьет в ваши ворота. Заметьте, что здесь ни слова о передачах, о выносливости, о скорости бега, о техничности, о командном духе, о тренерском профессионализме и т.д.

А теперь простейший вопрос: можно ли забивать голы, не владея ударным искусством? Можно или нет? Это вопрос на адекватность. Вы все поняли? Если нет, то продолжу свои объяснения.

Ни в одной футбольной команде мира не занимаются должным образом ударным искусством!!! Я думаю, что это заявление достойно трех восклицательных знаков.

У нас двухстороночкой занимаются, барьерчиками, горизонтальными лестничками, резиночками, квадратиками, оббеганием стоек и прочим интеллектуальным и практичным мусором. Задайте вопрос любому тренеру любого уровня: "Должен ли центральный защитник владеть ударным искусством?" и получите из ста ответов лишь один положительный ответ, но и в нем я сомневаюсь.

А ведь центральные защитники это главная ударная мощь команды при использовании контровых накатов. Здесь впору сказать, что современный футбол сошел с ума. Но, с такой оценкой я не согласен. Я хочу задать свой вопрос: "А был ли ум когда-либо у футбольных ученых и тренеров нашей цивилизации?". 

Что, очень грубо? А как мне реагировать на тех, кто игнорирует смысл футбольных правил? В правилах, для тупых сказано, что цель игры - забивать мячи в ворота соперника, а футбольные тренеры во все века делают все возможное и невозможное, чтобы не овладевать искусством забивания голов.

Назовите мне век, страну, команду, где бы тренер тестировал удары помесячно или, на худой конец, поквартально, чтобы иметь картину уровня ударной техники в команде. Назовете? Уверен, что нет.

А почему? Почему, минимум, треть времени тренировки не посвящается ударам полузащитникам и нападающим? Хотя бы им. Я уже не говорю про центральных защитников, святая обязанность которых уметь бить с контрового наката.

Почему в командах не шлифуются синхронные рывки на добивание? Может быть, это только мой воспаленный мозг придумал эффективность рывков на добивание? Может быть, это глупость? Тогда обоснуйте, и я откажусь от своих взглядов. Только обоснуйте, а не бла-бла-бла.

Один из коронованных умников в структуре киевского "Динамо" на своем юбилее заявил, что главная задача всех тренеров клуба - искать таланты по всей Украине. Он ни одного слова не сказал об обучении футболистов.

О каком обучении может идти речь, если сами тренеры "на вы" с ударным искусством. Это я очень дипломатично высказался.

Да, иногда я груб и многие болезненно воспринимают мою критику. Хочу сказать словами главного героя фильма "Ирония судьбы или с легким паром": "Я - хирург, и иногда делаю людям больно, чтобы потом им было хорошо". Но, довольно об ударах. Их значимость, после всего сказанного поймет даже умственно отсталый человек.

А если понимают, то почему игнорируют? Потому, что не знают, как организовать тренировочный процесс. А если ты не знаешь, то что делаешь? Правильно!

Сгоняешь всех футболистов в кучу, и эта куча начинает прыгать, бегать, скакать, подпрыгивать, тыкать мячиком в квадратиках и т.д. Лафа! Все тренируются, а что дает эта тренировка - никого ровным счетом не волнует.

И в заключении хочу напомнить гениальные слова Лобановского: "Я не создаю команду звезд. Я создаю команду-звезду.". Как вы ее понимаете, ребята? Я не считаю Лобановского гением, но приведенные его слова поистине гениальны.

Говорят, что у Лобановского есть ученики. Ха-ха. Если бы да ка бы. Может быть назовете мне хотя бы одного? Не знаю, почему, но Лобановский не парился с вопросом передачи своих знаний и опыта выбранному ученику или ученикам.

Я разговаривал с Блохиным, с покойным Балем, с Буряком, с Леоненко, и никто из них не ответил мне на простой вопрос: "почему в этом высказывании Лобановского он противопоставляет команду звезд команде-звезде?". А если они не знают ответа, то они стопроцентно не его ученики.



Ведь Валерий Васильевич ясно и четко сказал: "Я не создаю команду звезд, я создаю команду-звезду". Не один год я сушил мозги, чтобы понять выдающегося тренера, и, как мне кажется, я его понял. Не знаю, насколько, но понял.

Ни одна душа на этой планете не знает, что Лобановский вложил в эту фразу. Но, для меня она бесценна, так как стала моей путеводной звездой в аналитической работе. Я тоже не знаю, что вкладывал в эту фразу талантливый тренер, но то, что я увидел в ней невозможно переоценить.

Для меня сейчас абсолютно неважно, совпадает ли мое и ВВЛ понимание сказанного им. Для меня важно то, что я обнаружил в этой фразе. А то, что я обнаружил подобно ядерному взрыву по своей мощи. Но, от мысли до материализации ее долгий путь.

Поэтому та мощь, которую я увидел и которой поделился еще не ощутима. Для этого должно пройти много времени.

Знаете, чем отличается команда звезд, которых вы видите на полях Европы, от команды-звезды, которую еще никто не создал? Тем, что команда звезд это арифметическая сумма талантов, собранных в одной команде. А команда-звезда это команда, где внутрикомандные связи и внутрикомандная атмосфера и внутрикомандный дух представляют собой духовный монолит, а не сплетни, интриги, зависть и нарушения спортивного режима, что мы видим повсеместно в командах звезд.

Понимание приведенных трех фраз и принятие их сути поднимает футбольное мировоззрение тренера и футболиста на принципиально другой уровень. Буду рад, если для кого-то этот ролик и статья окажутся полезными.






Комментариев нет:

Отправить комментарий