пятница, 14 октября 2022 г.

Подготовка футболиста к сезону

 


          Подготовка футболиста к сезону




Пару месяцев назад я получил письмо от одного своего Подписчика. Вот это письмо:

"Здравствуйте Александр Иванович! Можете пожалуйста сказать, сколько месяцев или недель должна занимать подготовка к сезону, если я играю в любительском клубе? Что может включать физическая подготовка, кроме кроссов на 10 км? И за сколько недель до начала сезона нужно снижать физическую нагрузку? Заранее спасибо!" - меня не перестает удивлять и даже шокировать современный футбол.

Ведь понятие "сезон" я еще лет десять назад воспринимал нормально. Для меня это было естественное понятие. С одной стороны, это вечное понятие,  как и межсезонье - т.е. часть календарного года, когда футболисты не участвуют в  официальных играх, или почти не участвуют.

Да, это естественно и нормально. Но, когда я слышу о подготовке к сезону, меня начинает подташнивать. Впрочем, обо всем по-порядку. 

Давайте вначале разберемся, что такое "футбольный сезон" и "межсезонье". Футбольный сезон это время проведения национального чемпионата по футболу. Думаю, что с этим согласятся все. А межсезонье это то время, когда игры национального чемпионата отсутствуют. Чем отличаются эти временные отрезки года?

Физическими нагрузками. Согласны? В межсезонье их нет (время отпуска) или они не сравнимы с игровыми нагрузками сезона, когда команды с трудом восстанавливаются после сыгранных матчей. Это я озвучиваю традиционный расклад.

Цитата из письма: "Можете пожалуйста сказать, сколько месяцев или недель должна занимать подготовка к сезону, если я играю в любительском клубе?" - подготовка к сезону должна начаться на следующий день, после окончания сезона и заканчиваться за день, до начала сезона.

Для настоящего футболиста не должно существовать такого понятия, как подготовка к сезону. Я не зря называю современный тренировочный процесс авгиевыми конюшнями. В ваши головы, ребята, вложили столько дерьма, что начать мыслить по-другому для некоторых из вас просто невозможно, а для многих - очень затруднительно.

Межсезонье это величайший праздник для футболиста! Точнее,  межсезонье должно быть величайшим праздником для футболиста. А по факту это сброс игровых кондиций почти до нуля и, в лучшем случае, поддержание физической формы с помощью кроссов.

Подавляющее большинство футболистов, во время отпуска либо ничего не делают вообще, либо, это в лучшем случае, ограничиваются легкой пробежкой на несколько километров и легкой зарядкой. Но, автор письма говорит о подготовке к сезону. То, о чем я сказал это зеро, ноль, ничего для вопрошающего. Задавая свой вопрос, он намекает на то, что во время отпуска только дурак будет чем-то заниматься.

Но, к сезону нужно, все-таки, хоть как-то да подготовиться. Поэтому вопрошающий беспокоится о том, чтобы не прозевать тот срок, когда уже нужно к сезону готовиться. Думаю, что я правильно понял автора письма.

Знаете, ребята, я в полной растерянности. Чтобы полноценно ответить на вопрос, мне нужно повторить информацию доброй трети всего моего канала. У меня такое впечатление, что мой канал, либо не изучается, либо плохо понимается, либо человек не может найти время на его изучение.

Ну что же, придется кое-что повторить. Футбол, дорогой мой автор письма, это, прежде всего, мышечная память, а футболист - это, прежде всего, матрица мышечной памяти, а все остальное - от лукавого.

Если ваш покорный слуга прав, то что мне нужно делать, чтобы моя мышечная память моей индивидуальной техники не сдувалась, как детский резиновый шарик, перетянутый ниткой? Как вы думаете, ребята? Что мне нужно делать, чтобы не беспокоиться о своей личной матрице мышечной памяти собственного технического потенциала?

Неужели забыть о паузах в тренировках? Правильно, забыть, но не так, как вы себе представляете, о чем я скажу позже. А как же отпуск? Ведь для подавляющего большинства футболистов и тренеров это вполне естественный и правильный вопрос.

Да, он естественен для современного футбола, но не для меня. Для меня это стыд и позор! Если кто-то не услышал - повторю. Для меня это стыд и позор. Даже не позор, а позорище! 

Повторю мысль, которую уже не раз повторял на своем канале. А эту мысль я начну с высказывания звезды мирового масштаба исполнительского искусства игры на фортепиано или рояле - не важно. Я говорю о Святославе Рихтере - явлении двадцатого века.

Вот цитата из его интервью. "Если я не поиграю на инструменте один день, то буду восстанавливаться неделю. Если не поиграю неделю, то буду восстанавливаться месяц. Если не поиграю месяц, то рискую вообще не восстановиться" - конец цитаты. Моя бы воля, то написал бы это высказывание на воротах каждого футбольного клуба мира.

Возможно, до кого-то бы дошло. Специфика футбольного искусства заключается в том, что необходимость поддержания нужного уровня мышечной памяти исполнения всего личного технического арсенала не обсуждается. Такая необходимость постоянна до тех пор, пока бутсы не будут повешены на гвоздь.

А теперь, дорогие мои гости канала и Подписчики, сравните пожалуйста,  месячное безделье футболистов с высказыванием Рихтера. Они сочетаются? Мне кажется, что нет.

А ведь между искусством пианиста и искусством футболиста абсолютно никакой разницы нет; и там и там в основе мастерства лежит мышечная память. В случае искусства пианиста это своевременное нажатие необходимых клавиш, а в случае искусства футболиста это умение правильно манипулировать мячом и ногами, впрочем, головой тоже.

Я уже не раз высказывался на эту тему и говорил, что отпуск от любимого дела может быть только в сумасшедшем доме. Там же есть палаты с Наполеонами, с Гитлерами, со Сталиными, Македонскими и т.д. Я не удивлюсь, если, неожиданно для многих, появится палата с футболистами-отпускниками.

Это как же нужно возненавидеть официальные тренировки, чтобы во время отпуска даже не посмотреть в сторону футбольного мяча! А ведь повод ненавидеть официальные тренировки есть у многих.

Почему он есть? Все очень просто. Он есть потому, что на официальных тренировках, либо тотальное безделье, когда команда проводит показушную тренировку для публики и прессы, либо нечеловеческие нагрузки, когда тренеры гоняют футболистов на предельных нагрузках, думая, что это главное в современном футболе.

О предельных нагрузках я еще скажу, комментируя тест смерти от Лобановского. Скажу, но не сейчас. А может быть футболисты в отпуске забывают о мяче потому, что им просто в облом тренироваться? Может быть, лень матушка одолела, и хочется валяться на диване, упиваясь бездельем? Может быть, может быть.

А может быть есть и другая причина? И эта причина точно есть. Это осознание большинством футболистов того факта, что футбол это обыкновенная работа, обыкновенное ремесло. А любая работа, как известно, требует отдыха.

Вот почему большинство футболистов забили на самосовершенствование, на штурм профессиональных высот. Ведь для этого нужно не просто потеть, а выливать ведра пота на газон. Это кому-то нужно? 

Есть такая популярная мудрость. Она звучит так: если не хочешь работать - займись любимым делом, займись тем, что тебе нравится. Вы когда-нибудь от кого-нибудь слышали, чтобы фанат-филателист жаловался на то, что устает раскладывать марки по кляссерам? Слышали или нет? 

Вы слышали жалобы от фаната-альпиниста о том, что ему надоело паковать веревки и карабины перед очередным восхождением? Слышали или нет?

Все эти люди и множество тех, которых я не назвал, всем своим сердцем и душой любят то дело, которым они занимаются. И они никогда вам не скажут о том, что они устали. Никогда!

Более того! У них даже в мыслях нет такого понятия, как усталость. Тесла годами спал всего по несколько часов, укрощая молнии и изобретая способ передачи огромных объемов энергии без проводов на расстояния в тысячи километров.

Все знают Леонардо да Винчи, как гениального живописца, написавшего бесценную Джоконду. Но, далеко не все знают, что вертолеты, парашюты, подводные лодки и многое-многое другое это тоже его изобретения. Он также, как и другие одержимые люди спал всего по несколько часов в сутки, иначе перечисления его изобретений не занимали бы объем в несколько десятков страниц печатного текста.

Королев - основатель советского ракетостроения спал через день. Смешно подумать, что кто-то из этих людей сказал бы, что он устал.

А где подобные люди в футболе? Неужели на одержимость способны лишь единицы из тех футболистов, которые играли и играют в 20-21 веках? Говорят, что Роналду, когда партнеры по команде уже ложатся спать, выходит на улицу из гостиницы и делает многокилометровую пробежку.

Я сейчас не говорю, плохо или хорошо поступает Криштиану. Я говорю о том, что он - одержимый в футболе или, во всяком случае, близкий к одержимости. Кто еще? Неужели в футболе нет людей, которые готовы есть и спать на футбольном поле?

Величайший из великих хоккейный тренер Анатолий Тарасов говорил: "Настоящий хоккеист - это тот хоккеист, который спит на клюшках". Вы много знаете футболистов, которые спят на мячах? Понятно, что Тарасов высказался образно, а не буквально. Но смысл его высказывания понятен любому. Он говорил о фанатизме, об одержимости.

Мотивация к самосовершенствованию - это то, о чем я говорю постоянно. Если тренер не умеет формировать у футболиста мотивацию к самосовершенствованию, то говорить о его каких-то особых талантах не приходится. Для такого тренера путь к вершине тренерского мастерства наглухо закрыт.

Межсезонье это, еще раз повторю, праздник души для настоящего футболиста. Ведь не нужно бегать вокруг поля и прыгать через идиотские барьерчики, не нужно скакать горным козликом по горизонтальным лестничкам, не нужно убивать тренировочное время в квадратиках, не нужно тратить свои силы в бесполезном противостоянии в формате двухсторонки.

У футболиста появляется благодатное время для самосовершенствования. Футболист должен Богу молиться, благодаря его за отпуск и за межсезонье в целом, когда он может, наконец-то, заняться футболом, а не легкой атлетикой с футбольным уклоном.

Дорогие мои футболисты! Если вы любите футбол, а не себя уникального и неповторимого в футболе, то займитесь в межсезонье, особенно в отпуске, постановкой ударов и игрой головой, подкатами и диагоналями, дальностью вбрасываний из-за боковой линии и главным обманным движением, приемом жестких и сверхжестких передач с помощью уступающего движения принимающей ноги и точностью передач, финтами и дриблингом.

Двуногостью, в конце концов, займитесь!

Неужели это все у вас в порядке? Если кто-то из вас ответит утвердительно, то он просто обманывает сам себя. Впрочем, это ваше дело и ваше право.

Мне очень жаль, что у нас в команды берут быстрых, высоких, выносливых, а не тех, которые готовы спать на мячах, и которые готовы пожертвовать всеми стрелялками, соц.сетями вместе с тортами, чипсами и прочей фигней ради одного - возможности выходить на травяной газон стадиона и играть в самую сложную, самую увлекательную, самую интригующую, самую красивую, самую зрелищную и самую непредсказуемую игру в этом мире.

Именно эти ребята и девчонки, готовые спать на мячах, когда услышат, что им будет предложено уйти в отпуск, просто покрутят у виска тому, кто скажет, что это нормально и необходимо.



Комментариев нет:

Отправить комментарий