понедельник, 19 февраля 2024 г.

Где граница между тренерскими указаниями и принятием игроками собственных решений?

 


     Где граница между тренерскими указаниями и              принятием игроками собственных решений?



Ребята, вы меня извините, но я не могу не улыбаться, когда речь идет об этом. Знаете, почему во время игры, практически все тренеры кричат?

Даже не потому, что, для передачи информации на большое расстояние, нужен громкий звук и не потому, что тренеры паталогически и тотально ленивы в плане создания собственного языка жестов общения между тренером и игроками во время игры. Они кричат потому, что их указания во время игры, скажем мягко, не выполняются на сто процентов, за редкими исключениями.

Вначале, когда я работал еще в 2012 году с одной московской футбольной школой, то вслушивался в тренерские наставления перед игрой. Тренер, очень убедительно, неспешно, двигал фишками по тактической доске, рассказывая всем и каждому, что нужно делать вначале, что позже, а что никогда не делать.

Каково же было мое удивление, когда практически все тренерские указания, с первых же минут матча, ход игры растворял до полного исчезновения, как вода расстворяет сахар. Ребята! Вы мне можете верить или не верить, но в современном футболе стопроцентное исполнение всех тренерских указаний невозможно по определению!

Для того, чтобы обосновать очевидное, приходится обращаться к сравнению. Для того, чтобы уметь читать, нужно знать буквы. Для того, чтобы бегло читать, необходимо воспринимать информацию на листе бумаги целыми кластерами или, как минимум, словами.

Современный футбол - это уровень букв. Причем этот уровень очень низкий, так как далеко не все буквы известны футболистам. О словах можно даже не мечтать.

И что? Тренеры рисуют на своих тактических досках свои гениальные тактические узоры, даже не пытаясь задать самим себе простейший вопрос: "как могут исполнить все мои указания мои пацаны, если принимать и передавать мяч они толком не умеют? Как они могут завершать атаки, если у них округляются глаза при озвучивании термина "Классический удар" или "удар подъемом"? Что они умеют в ударном искусстве, если не могут отличить классику от удара подъемом? 

Как они могут реализовать коллективный отбор мяча, если понятия не имеют, как правильно исполнять три вида подката? Другими словами, я попытался вкратце показать, что никакие тренерские указания не возможно исполнить даже на половину в принципе.

А теперь о собственных решениях. Если речь идет о собственных решениях футболистов на поле, как группы футболистов, то об этом говорить не стоит, так как никаких наработок у них нет. Все подчинено указаниям тренеров.

Если же мы говорим о собственных решениях отдельно взятого футболиста, то они - сиюминутны и несистемны. На самом деле, хозяйничает на поле что бы вы думали?

На поле хозяйничают не тренерские указания и не собственные решения футболистов. Кстати, таких решений в формате команды нет и быть не может. Никто на поле не будет подчиняться отдельно взятому футолисту, тем более, его понимать без языка жестов. Да и они мало чему помогут.

Так что же хозяйничает на футбольном поле? На поле хозяйничает, как с одной, так и с другой стороны среднестатистическое понимание игры, проявляющееся в конкретных действиях конкретных футболистов.

Другими словами, Иванов имеет более глубокое понимание игры и своим конкретным решением, когда у него мяч был в ногах, он обострил ситуацию на поле в пользу своей команды. Когда же мяч оказался у Петрова, то ввиду его поверхностного понимания игры, атака была замедлена.

Что же касается Сидорова, то его мысли не имели никакого значения, так как он элементарно не смог принять мяч и потерял его, ввиду технической убогости. И еще очень важный момент.

Нельзя сравнивать тренерские указания и собственные решения футболистов. Это некорректно и глубоко ошибочно. Ведь тренер дает указания, пытаясь создать определенный рисунок игры с помощью взаимодействия своих воспитанников, а отдельно взятый футболист такой возможности не имеет.

Игрок действует спонтанно. Кстати, очень часто у футболистов возникает когнитивный диссонанс. Это когда твое решение диссонирует, т.е. не совпадает с тренерским указанием. Например.

Тренер перед игрой требовал, чтобы атака развивалась по правому флангу, так как у соперника там очень слабый защитник. Мяч у тебя в ногах и на правом фланге открывается твой партнер. Можно четко действовать в русле требований и указаний тренера.

Но, вот незадача. Ты видишь, что один угол ворот соперника абсолютно открыт, так как вратарь задержался у противоположной стойки, а до ворот тридцать метров. Что делать?

Выполнять тренерское указание или бить по воротам, тем более, что у тебя удар поставлен. Что ты выберешь? 

Если проявишь исполнительность, то потеряешь шанс забить гол, а если ударишь, то навлечешь на себя тренерский гнев в случае промаха. Я всегда говорил, говорю и буду говорить о том, что нужно развивать у игроков понимание игры, а не заставлять исполнять непонятно какие указания, которые в 99 процентах случаев не привязаны ни к каких стратегическим решениям.

Бывают очень редкие исключения, но они возникают абсолютно случайно, и тренер даже не подозревает, что озвучил стратегическую установку и пути ее тактического разрешения. В идеале, никаких тренерских указаний не должно быть.

Это архаика, это следствие непонимания природы футбола. Когда, за счет многочисленных анализов видео разных матчей на протяжении нескольких лет, игроки выйдут на определенный уровень понимания игры, то они сами будут вязать ее узор, без каких-либо указаний.

Что должен делать игрок, когда он принял решение бить по воротам, а тренер душераздирающим криком требует, что он отдал мяч партнеру налево? Возникает когнитивный диссонанс, и игроку в душе хочется сказать своему тренеру: "Слышишь чувак. Выходи на поле и играй сам и не делай из меня петрушку".

Обращаюсь к тренерам. Если вы хотите поднять игровой потенциал вашей команды, то, помимо, индивидуальных тренировок, помимо акцента на технику в официальных тренировках, забудьте про открытый рот во время игры.

Знаю, что для вас это невозможно. А если так, то и серьезный игровой подъем в вашей команде также невозможен.

Попробуйте помолчать 90 минут. А вот когда, после игры, вы нарежете видео на множество фрагментов, тогда и высказывайтесь в адрес воспитанников, как отдельно взятых игроков, так и команды в целом.

До тех пор, пока игроки не будут чувствовать свою суверенность в принятии решений, ничего толкового в команде не будет. Вы, конечно, можете меня спросить, почему этого нет ни в одной команде мира.

Отвечу вопросом. Я им разве доктор? Если не делают, значит не доросли. Пусть дальше орут, как недорезанные у бровки, ленясь заняться языком жестов, если хотят руководить игрой.

А если хотят выйти на высший уровень управления командой, то пусть решают кроссворды на скамейке во время игры. Ведь настоящей команде никакие указания не нужны. Участие тренера необходимо, причем кровно необходимо, на послематчевом анализе видео игры.

Не знаю, насколько меня поняли. Да это, по большому счету, и не важно. Слушающий услышит. Я ведь понимаю, что веду канал для единиц, о чем уже неоднократно говорил. 

Так что, мое дело - озвучить информацию, а ваше дело - принимать ее или пропустить мимо ушей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий