пятница, 29 мая 2020 г.

Тайны классического удара




Классический удар в футболе




Ввиду особой важности этой информации, вне всякой очереди, но не в плановый день публикаций, выкладываю этот материал.

Я уже не раз говорил о том, что меня в футболе уже ничем не удивишь; видел всякое. И каждый раз я ошибаюсь. Находится то, что приводит в шок.

Тема, которую я здесь хочу раскрыть, это очередной мой шок. Как мне удалось выяснить, читая футбольные книги, просматривая сотни роликов, убедился в том, что теории классического удара, как непосредственно в футбольной науке, так и в футбольной практике не существует.

Я до сих пор не могу избавиться от шока, когда выяснил, что футбольная наука всего мира, не только постсоветского пространства, не располагает расшифровкой такого фундаментального понятия в футболе, как "футбольная команда". С этого понятия начинается футбол. 

Почитайте правила и убедитесь в этом. Нет расшифровки этого понятия - нет футбольной науки. Это не я говорю. Это говорит логика.

А в реальной жизни, есть куча кандидатов наук по футболу, даже доктора есть и море разных рефератов, пособий, учебников. Другими словами, футбольная наука есть. А главное понятие не расшифровано. Разве это не шок?

Не прошел один шок, как на мою голову свалился другой шок - нет теории классического удара - главного удара в футболе; самого точного, самого сильного и самого коварного. Вы думаете, что теория никому на фиг не нужна? Главное - практика?

Я бы с этим согласился, если бы увидел правильное исполнение классического удара. Но, я такого исполнения не вижу. Главное в футболе - ударное искусство. Но, оно никого не интересует. Хотите, докажу это? Только что пришла в голову идея - действительно, докажу, но в отдельном ролике.

Кстати, этот ролик, а точнее, статью, я уже начал писать. Это ролик называется "Как овладеть ударным искусством?". Вернемся к теме.

Многие считают, что сила удара, в частности, классического, зависит от физических данных футболиста - полная чепуха. Сила удара, в первую очередь, зависит от техники удара, а потом уже от физических данных.

Отсюда простой вывод. Хочешь иметь сильный удар - работай над техникой удара. Вот о технике мы сегодня и будем говорить.

Первое. Опорная нога. При ударе классикой опорная нога должна находиться рядом с мячом. Рядом это до десяти сантиметров. Я знаю одного футбольного спеца, который является ярым сторонником того, чтобы ставить опорную ногу в 30-40 см от мяча.

Он это объясняет тем, что, мол, у бьющего футболиста должен быть рычаг, плечо, образованное дистанцией между ногами. Именно это плечо является источник силы в ударе. Отвечаю сразу - космическая глупость. К сожалению, так думает не только этот спец, а достаточно много других тренеров. Но, оставим в стороне грустную статистику и вернемся к удару.

От чего зависит сила удара классикой? Отвечаю - от величины рычага, действующего на мяч. Величина рычага это длинна ноги от шейки тазобедренного сустава до стопы. А теперь давайте сравним два удара.

Первый удар это удар Роналдо, когда он бьет штрафной в районе угла штрафной (несколько метров ближе к центру) на левом фланге. Вы видели, как он бьет? Уверен, что этот удар видел каждый.

Я не говорю об эффективности этого удара. Я говорю, прежде всего, о силе удара. Криштиану касается мяча в момент удара правой ногой полуподъемом или полущекой. Точка касания мяча у него находится, где-то, посредине между щекой и подъемом.

Если мы замерим расстояние до шейки тазобедренного сустава у него до точки стопы, участвующей в ударе, то получим определенную длину. А теперь представим удар классикой.

В этом варианте стопа выпрямляется и составляет с голенью прямую линию. Нога, в таком варианте, становится на несколько сантиметров длиннее. А если так, то и удар будет сильнее.

Для тех, кто сомневается в том, что сила удара зависит от длины ноги, представьте, что по мячу бьет не нога, а молот, подвешенный на специальной перекладине и имеющий длину ручки в один метр. Отведите молот назад до горизонтального положения, а потом отпустите.

Молот, имеющий точку вращения в виде перекладины, начнет, подобно маятнику, опускаться вниз, наберет максимальную скорость у мяча и произведет удар по мячу. Мысленно зафиксируйте скорость полета мяча при этом.

Затем поднимите перекладину, являющуюся осью вращения молота, на десять метров. Т.е., длина ручки молота уже будет в десять раз больше. Снова отведите молот в горизонтальное положение и отпустите его.

Молот снова наберет скорость, но уже значительно большую, за счет части ускорения свободного падения, и произведет удар по мячу. Вы почувствовали эту скорость? Она уже будет в разы больше, а следовательно, удар будет в разы сильнее.

Рад за тех, кто меня понял. А тем, кто не понял, уже ничем помочь не могу, извините. А теперь давайте перейдем к практике удара. Посмотрите рисунок.





Т.е., игрок разбегается под углом осевой линии поля, а в момент удара мяч уже летит в рамку, с вектором, приблизительно, равным продольной оси поля. Знаете, что происходит при таком ударе? Посмотрите следующий рисунок.


Вот приблизительно так выглядят ноги и корпус бьющего, когда на него смотришь сзади. Причем, я очень хорошо подумал об этом абстрактном футболисте, разместив его опорную ногу рядом с мячом. Обычно опорная нога отстоит от мяча на 15-25 см.

Вы не ощущаете дисгармонию в таком положении корпуса и ног бьющего? Меня лично коробит от такой картинки. Запомните, ребята! Опорная нога при классическом ударе должна быть вертикально расположена по отношению к газону. Это первое.

Второе. Вектор линии разбега, при таком ударе, должен мало отличаться от вектора полета мяча после удара. А теперь очень важный момент, о котором вы не узнаете нигде, а если и где-то узнаете, то с очень малой вероятностью.

Об этом не пишет и не говорит никто, почему-то. Говорят только о положении стопы опорной ноги. Этим и ограничиваются. Здесь имеется в виду положение стопы опорной ноги при ударе классикой.

Совершенно справедливо считается, что если ты бьешь в определенную часть ворот, то именно в эту часть ворот и должна смотреть продольная ось стопы опорной ноги. Посмотрите рисунок.




Желтый прямоугольник это стопа опорной ноги бьющего. Думаю, что здесь все понятно. Этот момент очень важен для точности удара.

Если не соблюдать это условие, то, во-первых, удар будет, хоть и незначительно, но слабее, а во-вторых, менее точен. А теперь самое главное для точного удара и сильного удара. Посмотрите очередной рисунок.





Как видите, этот рисунок не отличается от предыдущего, за исключением тонких бордовых коротких линий. Что это за линии? Это линии, соединяющие центры мячей с центром продольного размера стопы.

А теперь самое главное, самый значимый момент в классическом ударе. Внимание! Эта бордовая линия, при ударе по воротам, всегда, я тысячу раз подчеркиваю, ВСЕГДА должна быть перпендикулярна к вектору запланированного полета мяча после удара.

И последний нюанс. Посмотрите рисунок.




Обратите внимание на положение стопы опорной ноги, обозначенное цифрой один. При таком положении стопы опорной ноги, футболист, как бы, тянется к мячу и последний гарантированно полетит выше перекладины.

А теперь обратите внимание на положение стопы опорной ноги, обозначенное цифрой два. Здесь стопа выдвинута чуть вперед. Удар, при таком расположении стопы и мяча, будет, как бы, слегка вдавливать мяч в газон, и мяч, в результате, будет иметь низкую траекторию полета, это раз, и возможно, при сильном выставлении вперед стопы опорной ноги, мяч, с большой вероятностью, будет лететь к воротам скачущим, с дробящей низкой траекторией.

Совсем забыл сказать главное, касающееся, силы удара. Бьющая нога, при ударе, не должна быть напряжена. Она должна напоминать хлыст. Импульс энергии, которую футболист вкладывает в удар, должен быть переданным мячу в момент его касание, но никак не раньше. Иначе, удар закрепощенной ногой всегда получается слабее.

А теперь подытожим сказанное.

1. Опорная нога всегда должна быть рядом с мячом и не далее десяти сантиметров от мяча.
2. Голень опорной ноги, как и вся опорная нога должна составлять с газоном прямой угол.
3. При ударе, стопа бьющей ноги должна составлять с остальной частью этой же ноги прямую линию.
4. Линия, соединяющая продольный центр стопы опорной ноги и центр мяча всего должна быть, при ударе, перпендикулярна вектору полета мяча.
5. Стопа опорной ноги всегда должна смотреть в ту точку, куда бьет футболист.
6. Линия разбега и вектор удара должны составлять прямую линию или ломаную линию, близкую к прямой.
7. Бьющая нога должна быть подобна хлысту, плети, напрягаясь только в момент касания с мячом, передавая последнему весь энергетический импульс, вырабатываемый футболистом.

Я бы еще мог рассказать вам, почему опорная нога, располагающаяся под углом к газону, это ошибка. Но, здесь мне бы пришлось прибегнуть к математике и геометрии, показывая, как уменьшается сила удара и как уменьшается его точность. Делать этого я не буду, так как пишу не научный трактат, а советы молодым футболистам, который мечтают иметь сильный и точный удар.

А теперь самое-самое-самое последнее. Я здесь показал, что правильно исполняемый классический удар это не только точность, но и сила. А вот насчет того, что классика это самый коварный удар в футболе, я не сказал ни одного слова. Скажу сейчас.

Я уже много раз говорил, что когда футболист бьет классикой по встречному мячу, т.е., бьет с контрового наката, то удар удваивается в своей силе, а за счет сильной деформации мяча, последний начинает непредсказуемые отклонения в полете. При таком ударе, главное - попасть в рамку, и вероятностью поражения ворот, при таком ударе повышается в разы.

Вот теперь все, ребята.

Комментариев нет:

Отправить комментарий