понедельник, 14 августа 2023 г.

Образ жизни футбольного тренера

 



            Образ жизни футбольного тренера



Эта тема не для футболистов. Она - для тренеров. Но, если футболист, по окончании своей карьеры в качестве игрока, планирует переквалифицироваться в футбольные тренеры, то ему стоит послушать этот ролик или почитать статью.

Некто Константин попросил меня раскрыть эту тему. Я так понял, что он является тренером и не знает, как правильно организовать свой день, свою работу, как правильно поставить цели для себя.

Я, безусловно, помогу. Во всяком случае, я выскажу свой взгляд на эту тему, а как мои мысли зайдут к вам в сознание - понятия не имею.

В любом случае, хочу донести до вас очень простую и очень важную мысль. Если у вас есть проблемы, и вы находите источник их разрешения в интернете или среди людей, то я только рад за вас.

Но, если проблема не разрешается, то это не означает, что нужно впадать в депрессию и посыпать голову пеплом. Нужно просто включить собственные ресурсы - свой аналитический аппарат, которым вооружен каждый человек.

Да, он у вас может быть не развит, но это не означает, что его нельзя изменить к лучшему. Учитесь задавать сами себе вопросы. Запомните.

Если нет вопросов, то нет и ответов. Двадцать лет назад мой аналитический аппарат, мое логическое мышление оставляло желать лучшего. Но, огромное желание изменить футбол к лучшему заставляли меня задавать себе вопросы и искать ответы на них.

Именно благодаря тому, что я не щадил свои мозги, бомбардируя их вопросами, сумел вычислить критерий прогресса в футболе, который оказался многоуровневым, сумел дать определение понятию "идеальная футбольная команда", сумел вывести фундаментальные постулаты в футболе.

Всем этим футбольная, так называемая наука не располагает. Во всяком случае, за последние двадцать лет я назадавался вопросов сильным мира сего от футбола (я имею в виду известных и суперизвестных тренеров и футболистов) и не получил ни одного вразумительного ответа.

Некоторые деятели даже убегали от меня, бросая собственный кабинет. Ребята! Напрягайте свои мозги.

Как сказано в известном произведении: "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Сегодня Александр Иванович поможет, а завтра Александра Ивановича не будет в этом мире. Что вы будете делать?

Неужели доверитесь существующим тенденциям, причем бездумно, по принципу: "если так делают все, то так буду делать и я"? Если выберете такой путь, то ваш профессиональный взлет окажется под вопросом.

 Подумайте над этим.

Образ жизни тренера - простая тема, прозрачная, как вода в горном ручье. Но, от нее многие отмахиваются, как от назойливой мухи. Был такой старый советский фильм "Следствие ведут знатоки", в которых описывались будни сыщиков.

В фильме была тематическая песня, в который были такие слова "служба дни и ночи". Понятно, что это преувеличение. У сыщиков были есть и будут не только выходные, но и отпуски.

А теперь несколько неожиданное для некоторых замечание. Работа сыщиков, по своей напряженности, это ничто по сравнению с работой футбольного тренера. Нет, нет, не тех футбольных тренеров, которых вы знаете или которыми сами являетесь. Я имею в виду идеального футбольного тренера.

Я хочу поставить для футбольных тренеров маяк, который уже возводил в одном из роликов и уверен, что не в одном. Возведу еще раз. Хочу нарисовать вам ориентир для вашей деятельности, Вашу личную полярную звезду, если хотите, на которую нужно держать курс в своем самосовершенствовании.

Футбольный тренер должен быть всесторонне образован, иначе о неформальном лидерстве в команде он может даже не мечтать. Что для этого нужно? Много читать. Очень много читать, в том числе за счет собственного сна.

Я уже не раз говорил об обязательности для тренера фундаментальных базовых, я подчеркиваю - не глубоких, а базовых знаний в области скульптуры, архитектуры, поэзии и прозы, симфонической музыки, джаза, поп- и рэп музыки, классической музыки в целом, истории, в том числе истории войн, кулинарии и многого другого. Если вы, дорогие мои тренеры или кандидаты в тренеры, будете пахать в этом направлении, то от вас даже магнитом не оттащишь ребят.

Бесконечные разговоры, которые у меня вызывает микс возмущения и сочувствия, о том, что бесполезно создавать команду, так как игроков все равно растащат более крутые клубы не стоят и выеденного яйца.

Так и хочется спросить: а ты, парень задавал себя вопрос, что я должен сделать, чтобы ребята от меня не уходили? Задавал или нет? 

Думаю, что нет. А если и задавал, то не видя с наскока решения, забывал об этой теме. В очередной раз повторю: нет вопросов - нет ответов. Я уже не раз говорил в своих роликах, статьях и книгах о том, что в погоне за леденцами, можно проскочить мимо торта.

Но, если ты, дорогой мой тренер, не находишь в себе потенциала, создать торт, то тогда забудь обо всем, что я говорю. Современный футбол находится на таком нижайшем уровне, что создать торт не так уже и сложно.

Значительно сложнее, до создания торта убедить своих игроков, что ты вместе с ними создаешь не грушу для битья, не чиахуахуа, не шпица, способных только лаять, а алабая, бульмастифа, способных порвать все и всех, кто оказался на пути. Это альфа и омега работы тренера, это вершина тренерского мастерства.

У идеального футбольного тренера, в отличие от перезагруженного сыщика, всесторонне воспетого в разных фильмах и книгах, вообще нет выходных дней и тем более отпусков. Давайте я обозначу идеального футбольного тренера аббревиатурой - ИФТ для того, чтобы не перегружать клавиатуру большим количеством буковок. Это я для тех, кто будет читать статью.

О каких выходных и отпусках может идти речь, если у тренера в голове просто океан вопросов, проблем, задач, планов, изучений и т.д.? Да, тренер может найти парочку дней, чтобы водрузить свое тело на белоснежный песок какого-нибудь курорта. 

Но, даже будучи обласканным солнцем, волнами и звуками морского прибоя, он не перестанет думать о своих делах, о команде, об Иванове, который проявляет в играх психологическую нестабильность, о Сидорове, который, после пяти лет обучения, неожиданно стал провлять симптомы заячей сущности, о том, что обещанное оборудование для учебного аналитического кабинета до сих пор не поставлено, о том, что его вызовут на ковер сразу после отпуска, так как на него накатали телегу "доброжелатели", о том, что Бондаренко и Нодия бесконечно конфликтуют друг с другом, будучи оба прекрасными футболистами.

Список того, о чем думает и пытается найти решение, нет смысла озвучивать, так как у ИФТ он бесконечен по сути. ИФТ не просто является на тренировку, а тщательно к ней готовится.

Ведь на каждой тренировке нужно удивлять ребят чем-то интересным и полезным не только в области футбола, но и в жизни в целом. Я уже не раз приводил пример, как попадая в дикую природу и не имея связи с цивилизацией, можно выжить, благодаря свитеру и женской серьге, как благодаря двадцати сантиметрам туалетной бумаги и обыкновенной ложки можно добыть огонь, как благодаря стрелке, снятой с наручных часов и размещенной на маленьком листочке в луже воды, можно гарантированно определить север и, соответственно, юг, как бегло изучив рельеф местности, можно понять, где находится вода.

Тренер, ребята, это не начальник отдела кадров клуба, которым является большинство тренеров. Он - родной отец для своих воспитанников. ИФТ не может не понимать, что некоторые из воспитанников уйдут из футбола из-за травмы.

И для того, чтобы психологическая травма от невостребованности в футболе не была очень большой, тренер обязан готовить ребят к жизни вне футбола, давать такие знания, которые окажутся спасательным кругом в их дальнейшей жизни. Нужно знакомить ребят с основами бизнеса, маркетинга, экономики.

Суперважна в футболе аналитическая работа, которой в командах занимаются крайне мало или вообще не занимаются. Мало того, что тренеру нужно нарезать на фрагменты каждый матч, сыгранный командой и тщательно его анализировать, как самому, так и с командой. 

Ему еще нужно делать нарезки других матчей, как материала для изучения и проведения аналитической работы в команде. Человек видит и мыслит образами. Он не изучает каждый миллиметр предмета, который он видит.

Аналогично и в футболе. Когда на вооружении футболиста будет несколько тысяч игровых ситуаций, тщательно проанализированных, игроку не нужно будет долго соображать, когда в реальной игре он столкнется с одной из ситуаций, подобных ранее разобранных под руководством тренера.

Самое интересное, что правильное решение будет знать не только он, но и его партнеры, которые правильно себя предложат и разыграют создавшуюся ситуацию на поле, как по нотам. Такие футболисты становятся профессорами в области понимания игры.

У ИФТ нет и не может быть в принципе свободного времени.

Да, это плохо, но такова его судьба, такова его жизнь. Кто-то получает внеземное удовольствие от того, что в его марочном альбоме появилась желанная марка, за которой но гонялся двадцать лет и за которую расплатился деньгами от проданной квартиры. 

Другие получают удовольствие на максимуме от спиртного напитка, на приобретение которого потратили несколько месяцев накопления денег.

А кто-то получает внеземное удовольствие, испытывает состояние эйфории, когда его труд, его мысли, его наработки привели к завоеванию чемпионских медалей.

Человек, который работает с восьми до 16-30, затем оббегает нужные магазины, а по выходным проводит время на днях рождения, свадьбах, посещая родственников, отдыхая на рыбалке, на месяц забывая обо всем на свете, будучи на том или ином курорте, не может в принципе получить то удовольствие, тот кайф, если хотите, ту эйфорию, о которой я говорю.

У меня был хороший знакомый, который пять лет к ряду выходил на доказательство одной из теорем теории относительности второго уровня. Теоремы первого уровня были доказаны, за что авторы доказательств получили свои кандидатские и докторские диссертации.

Теоремы второго уровня оставались девственными в плане их доказательств, так как они, по своей сути, были на порядок сложнее теорем первого уровня. За пять лет ежедневной каторги в поиске доказательства одной из теорем, мой знакомый потерял всех друзей, свою подругу.

С ним осталась только его мать, которая за ним ухаживала, решая бытовые проблемы. Знакомый, просидев всю ночь за книгами, падал на них головой под утро и просыпался на этих книгах, после чего сразу продолжал работу.

К концу пятого года каторжной работы, он вышел на доказательство теоремы. Он понял, как ее нужно доказывать, а через месяц доказал! Когда он поставил точку в своей работе, то испытал чувство, которое не сравнимо ни с чем.

Он мне говорил приблизительно так: "Саша! Это не сравнимо ни с любовью к женщине и обладания ею, ни с выигрышем в лотерею, ни с пусть мизерной, но властью, ни с чем другим, что я испытал в жизни. Это космос. 

Это чувство передать невозможно. И моя пятилетняя каторга, потеря друзей, подруги, уход от жизни обычного человека это лишь малая толика того, что я был бы готов заплатить за это ощущение.

Каждый человек имеет священное право выбора между каторжной изнурительной работой и жизнью обыкновенного обывателя, между ослепительным следом, оставленным после своей жизни и тире между датами, которое оставляют после свое жизни среднестатистические обыватели. Нет плохих людей и хороших людей. 

Есть люди, которые избирают тот или иной жизненный путь. И всех их любит Всевышний, господь Бог.

Я же своим повествованием лишь заявляю о том, что великий кайф это великий труд, а обычный труд это обычное чувство. Каждый человек делает свой выбор.

ИФТ это пример во всем, я подчеркиваю, во всем для футболистов, для своих воспитанников и не только их. Тренер не имеет права, публично, курить или появляться с признаками опьянения.

Ни один из вопросов воспитанников не должен оставаться без ответа. Принцип справедливости должен доминировать в команде. Никаких любимчиков не должно быть в команде.

Да, тренер - такой же человек, как и мы все, но свои симпатии и антипатии он не должен проявлять публично, чтобы не загаживать внутрикомандную атмосферу.

В основе должны играть те, кто заслужил место в ней. А заслуга определяется с помощью бальной системы, которая распространяется не только на тренировочный процесс, но и на игры и на дисциплину в целом.

Образ жизни ИФТ это аскеза в плане цивилизационных возможностей, это ограничение себя только для одного - полноценного исполнения своих обязанностей тренера. 

Я понимаю, что не сказал и десяти процентов того, что хотели услышать от меня. Но, ролик не безразмерный по своей величине. Пришло время заканчивать. Пора и честь знать, как говорится. Я и так затянул ролик и статью, извините.

Более глубоко и информативно я говорю на эту тему с учениками. А ютуб-канал, увы, диктует свои законы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий