воскресенье, 27 августа 2023 г.

Память в футболе



                           Память в футболе



Речь сегодня пойдет не о том, где, кто и когда забивал голы, завоевывал кубки, начинал или завершал карьеру. Оставим это истории и тем, кто ею интересуется.

Сегодня я буду говорить об игровой памяти и даже не о ней. Игровая память это память различных игровых ситуаций, различных расположений игроков твоей команды и соперников.  Я буду говорить об импульсной мышечной памяти воздействия на мяч.

То, о чем я буду говорить, является краеугольным камнем, фундаментом футбола будущего. Я бы сказал, фундаментом не современного дрыгоножства, а настоящего футбола.

Понятие "мышечная память" вообще отсутствует в современном футболе. Я имею в виду футбольную науку, а не повседневное применение этого понятия футбольными тренерами и специалистами. Есть память исполнения пакета движений, соответствующих исполнению того или иного технического элемента.

Я уже не помню, как она называется. Т.е, речь идет о памяти движений и их последовательности, но никто не упоминает о памяти амплитуд импульсов посылаемых в различные мышечные группы и отдельные мышцы. То, чем оперирует современная так называемая футбольная наука это кинестетическая память, которая, почему-то в футболе, меняет свое название.

 Кинестетическая память - это способность запоминания моторных навыков и движений тела. Это память о том, как выполняются различные движения и действия, которые мы повторяем множество раз. Кинестетическая память, также известная как мышечная память, позволяет нам выполнять сложные движения и действия без необходимости сознательно думать об этом. 

Мы не задумываемся над тем, как берем ложку или вилку. И если задать вам вопрос, насчет четкой последовательности ваших действий по взятию ложки или вилки, то уверен, что большинство из вас точно не назовут последовательность действий ваших пальцев. Эта память основывается на связи между мозгом и мышцами, и может быть важной для повышения производительности в спорте, танцах, музыке и других деятельностях, связанных с движением.

Знаете, какой памяти нет в футболе? Памяти попадания мячом в определенную точку поля или определенную точку вратарской рамки. Нет памяти доставки мяча в определенную точку с определенной силой так, чтобы в этой точке скорость полета мяча была равна нулю или близкой к ней.

Если говорить проще, и чтобы запомнить легче, можно говорить об отсутствии памяти больших амплитуд нервных импульсов. А без такой памяти футбол высокого уровня невозможен.

Почему больших амплитуд? Потому, что когда мы занимаемся визуализацией, когда мысленно воспроизводим какой-либо технический элемент, то имеем дело с импульсами малых амплитуд, посылаемых мозгом в мышечные волокна.

Какой толк от того, что футболист умеет делать диагонали, если исполняя их, погрешность попадания составляет пять-семь метров? Какой толк от хорошо поставленных по силе ударов футболиста, если погрешность попадания в определенную точку вратарской рамки составляет три метра?

Какой толк от умения футболиста делать проникающие или разрезающие передачи, если адресат даже в шпагате не может достать до посланного ему мяча? Какой толк от передачи на ход, если адресат этой передачи провожает взглядом полет мяча, так как физически его догнать не может?

Я сейчас говорю о кастинговом искусстве - умении попадать мячом в определенную точку поля или вратарской рамки. Без памяти амплитуд нервных импульсов, посылаемых мозгом в мышечные волокна, такое искусство невозможно.

Знаете, почему этот вид мышечной памяти игнорируется футбольной наукой и практикой? Потому, что признание ее вынудит тренеров заниматься не очковтирательством, демонстрацией бурной деятельности на тренировке, а реальной тренировкой, настоящей тренировкой, где мышечная память больших амплитуд нервных импульсов будет в фокусе внимания и в большом почете.

Ведь нужно будет не прыгать через барьерчики, а заставлять футболистов делать по сто ближних, сто средних, сто дальних диагоналей, сто ударов каждым из видов ударного искусства, причем обеими ногами. Не в квадратиках дурачиться, а производить многие десятки передач и ударов головой, отшлифовывая точность.

Когда вы занимаетесь этим видом мышечной памяти, то у вас неизбежно развивается гармонизация мышечной и зрительной памяти. Т.е., если вы увидели футболиста, неважно на каком расстоянии от себя, то уже на уровне подсознания, знаете, с какой силой послать мяч, чтобы он приземлился в необходимой точке.

Если вы видите на какое расстояние нужно послать мяч партнеру и зафиксировав скорость его перемещения с помощью поднятия головы, вы уже неосознанно для себя будете знать и вектор паса партнеру и величину этого вектора. Т.е., будете знать, как направление паса, так и силу, с которой нужно будет послать мяч.

Когда этим всем займется современный футбол, тогда и наступят долгожданные времена, когда футбол, из, хоть и популярного, но ремесла, будет превращаться в величайшее искусство.

Футболист это матрица мышечной памяти! Не знаете, что такое матрица мышечной памяти? На этом канале я уже не один десяток раз об этом говорил.

А1 - удар классический. А2 - удар шведой. В1 - обнуление скорости падающего сверху мяча, В2 - прием мяча на грудь, С3 - подкат обеими ногами, Д4 - удар головой в противоход и т.д. Современный же футболист это легкоатлет с футбольным уклоном. Для того, чтобы поддерживать матрицу мышечной памяти, необходимо постоянно повторять соответствующие умения.

И если это делать, то никакого времени не хватит на резиночки, челночные рывочки, барьерчики с лестничками, двухстороночки, которые нужны команде, как мертвому припарки. Рывки нужно делать во время шлифовки футбольных кат или дорожек, подобно боевым искусствам, где пакетом исполняется определенная последовательность технических элементов.

Игру в одно касание, удары, открывания, подстраховки, накаты, прострелы, замыкания, подкаты, блокировки обводок, обводки нужно шлифовать в процессе исполнения тематических игровых упражнений, а не на высосанных из пальцах упражнениях, где используются нейтральные игроки. Горе от ума - по-другому отреагировать на нейтральных игроков я не могу.

Впрочем, это не моя забота. Моя бы воля - мгновенно отбирал бы лицензии и все необходимые для тренерской деятельности корочки, если бы фиксировал факт тренировки без мяча. Это, как минимум. А как максимум, проводил бы инспекционные вылазки на тренировки различных клубов и проверял, чего больше, а чего меньше на тренировке - футбола или легкой атлетики.

Но, я забегаю вперед. Все это невозможно и глупо, так как, прежде всего, нужно дать тренерам определенные знания, которых у них не было, нет и еще долго не будет, увы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий