воскресенье, 10 марта 2024 г.

Тест на соответствие высокому званию "футбольный тренер"

 


                Тест на соответствие высокому                                 званию "футбольный тренер"


Приношу свои извинения за склероз, но, увы, не помню, кто и когда мне написал о своем главном вопросе, который звучит приблизительно так: "Какую книгу мне прочитать, чтобы сделать свои тренерские знания по-настоящему глубокими?". Да, уже стал вспоминать.

Я ответил ему, что, для начала, желательно познакомиться с книгой Дена Бланка "IQ в футболе". А затем порекомендовал ему свой тренерский двухмесячный курс.

Находясь под впечатлением заданного мне вопроса, решил записать ролик, где хочу дать парочку советов и выложить некоторые мысли по этому поводу. А заодно ответить на несколько вопросов, которые помогут понять, своим ли ты занимаешься делом, получив тренерскую корочку, или нет.

Первое, что хочу сказать. Обращаюсь, прежде всего, к думающим тренерам, а не к тем, кто формально проводит тренировки, кто видит в них способ понаслаждаться своей властью над футболистами, кто, в первую очередь, думает о том, чтобы всячески угодить хозяину клуба, и только во вторую очередь, как улучшить игру своей команды.

Также, я не обращаюсь к тем, кто бездумно копирует тренировки элитных клубов, страхуясь их авторитетом, если хозяин придерется к качеству тренировок. Мыслей так много, что я даже не знаю, с чего начать.

Начну, пожалуй, с уровней профессионализма, описывая которые ты, мой дорогой тренер, сможешь лучше понять, где твое место в мировой тренерской иерархии. 

Уровней тренерского профессионализма бесконечное множество, так как, чему глубже погружаешься в эту тему, тем больше видишь разнообразия в понимании подобной работы. Не знаю, сколько получится у меня уровней тренерского мастерства, но излишне детализировать не хочу.

Начну с самых низов. Ты находишься на дне тренерской профессиональной иерархии, если согласен с любым из перечисленных утверждений. А именно:

1. структура современной типовой тренировки не имеет серьезных изъянов;

2. в современном футболе уже ничего нового придумать нельзя;

3. уровень тренера определяется имеющейся у него категорийной корочкой;

4. тренер для футболиста это начальник, решения которого не обсуждаются и не подвергуются сомнению;

5. крик на футболиста или даже оскорбления его, якобы по заслугам, считаешь нормой;

6. уровень игрового потенциала команды зависит от арифметической суммы талантов игроков, выраженных уровнем этих талантов;

7. не видишь необходимости в индивидуальных тренировках твоих воспитанников и даже считаешь их вредными;

8. не задаешь себе вопросы следующего характера:

8.1. Какие недостатки я вижу в своей работе?

8.2. Могу ли я улучшить отношения с игроками или с отдельным футболистом?

8.3. Можно ли изменить к лучшему то, что общепризнанно?

8.4. Если тренировка не идеальна, то как ее изменить к лучшему?

Таких вопросов можно набросать и больше, но озвученного достаточно, чтобы понять, о каких вопросах идет речь.

Ты находишься на уровне серой безликой массы, составляющей большинство действующих тренеров, если:

1. считаешь, что в структуре современной типовой тренировки есть серьезные изъяны, но не знаешь, как изменить структуру к лучшему и довольствуешься тем, что существующая структура общепризнана, и нет смысла сушить голову;

2. понимаешь, что новое в футболе придумать можно, но не хочешь даже думать об этом, так как боишься предстать белой вороной и еще, не дай Бог,  лишиться работы из-за того, что новшество может негативно повлиять на турнирные показатели команды. Считаешь фразу "инициатива наказуема" актуальной;

3. Считаешь, что, в первую очередь, нужно всеми имеющимися способами повысить свою тренерскую категорию и только во вторую - обратить внимание на турнирные показатели своей команды;

4. Тренер для футболиста не только начальник, но и авторитет, ко мнению которого футболисты должны прислушиваться и при необходимости обращаться за помощью;

5. Считаешь, что нужно не только кричать на футболиста, а иногда и награждать его многоэтажными матами, но и пытаться, по возможности проводить с воспитанниками индивидуальные беседы;

6. Считаешь, что уровень игрового потенциала команды зависит не только от талантов игроков, но и от уровня их сыгранности;

7. Считаешь, что индивидуальные тренировки нужны, но даже не представляешь, как их организовать и как коррелировать их с официальными тренировками, а поэтому не намерен заполучать добровольно геморрой на свою голову.

8. Задаю себе вопросы, озвученные для тренеров самого низкого уровня, но не имею большого желания отвечать на них, за редкими исключениями, когда, все же, нахожу ответы на них.

Ты находишься на высоком уровне тренерского профессионализма, если:

1. видишь в типовой современной тренировке серьезные изъяны и пытаешься, исходя из своего понимания футбола, изменить ее.

2. считаешь, что в современном футболе можно придумать много нового, и пытаешься осуществить некоторые изменения, но не уверен до конца в их эффективности;

3. уровень тренера определяется, прежде всего, пониманием сути тренерской работы, в основе которой лежит не администрирование, а первичность обучения футболистов по всему спектру исполнительского мастерства.

4. тренер для футболиста это отец родной, который никогда незаслуженно не накажет и всегда поддержит при необходимости.

5. Считаешь, что кричать на футболиста и унижать его нельзя, но есть моменты, когда себя сдержать невозможно, так как все мы люди и все мы - человеки.

6. Считаешь, что уровень игрового потенциала команды зависит не только от талантов игроков и от уровня их сыгранности, но и от их мастерства, являющегося следствием тренерского обучения;

7. Считаешь, что индивидуальные тренировки не просто нужны, а безальтернативны, что мастерство футболиста невозможно без них. Делаешь конкретные шаги по внедрению индивидуальных тренировок в тело тренировочного процесса команды в целом;

8. Не просто задаю себе вопросы, но и всячески пытаюсь найти на них ответы.

Ты находишься на наивысшем уровне тренерского профессионализма, если:

1. считаешь современную типовую тренировку не просто отстоем, а издевательством над футболом;

2. считаешь, что современный футбол это решето, где из каждой дыры торчит незамечаемая новизна. Если новизну ассоциировать с белым цветом, то современный футбол это белоснежная пустыня;

3. уровень тренера определяется, прежде всего, пониманием сути тренерской работы, в основе которой лежит не администрирование, а первичность обучения футболистов по всему спектру исполнительского мастерства. Кроме этого уровень определяется: как умением кристаллизовывать внутрикомандную атмосферу, внутрикомандный дух до уровня духовного монолита, так и умением формировать мотивацию к самосовершенствованию у каждого игрока команды;

4. Тренер для футболиста это неформальный лидер не только в футболе, но и во всех аспектах жизни, та родственная душа, которая никогда не оставит тебя один на один с возникшей проблемой.

5. Считаешь, что кричать на футболиста, а тем более оскорблять и унижать, невозможно ни при каких обстоятельствах! 

6. Считаешь, что уровень игрового потенциала команды зависит не только от талантов игроков и от уровня их сыгранности, но и от их мастерства, являющегося следствием тренерского обучения. Также, уровень игрового потенциала команды напрямую зависит от уровня кристаллизации внутрикомандного духа, который тренер стремится довести до уровня духовного монолита;

7. Считаешь, что индивидуальные тренировки не просто нужны, а безальтернативны, что мастерство футболиста невозможно без них. Делаешь конкретные шаги по внедрению индивидуальных тренировок в тело тренировочного процесса команды в целом. Также считаешь, что индивидуальные тренировки - благодатная почва для выведения отдельного футболиста на необходимый морально-нравственный уровень;

8. Не просто задаю себе вопросы, но и нахожу ответы на них в виде конкретных решений по модернизации тренировочного процесса и по изменению технологии создания команды, выраженную, также, в конкретных решениях.

Я максимально честно озвучил тренерское понимание каждого из восьми пунктов на всех озвученных уровнях тренерского профессионализма. Не знаю, насколько я прав, но я так думаю.

Четыре уровня, которые я выделил это, разумеется, не окончательная градация тренерского профессионализма. Но, не думаю, что есть смысл очень глубоко копать. Что касается восьми ориентиров, то это случайная цифра.

Можно было оценивать тренера не по восьми, а по восемнадцати пунктам. Все это детали. Главным я считаю то, как меняется взгляд на тот или иной вопрос, на ту или иную тему, в зависимости от уровня профессионализма тренера.

Эта информация ничего не добавляет и ничего не убавляет. Просто, у каждого тренера есть возможность оценить себя, пусть по субъективной оценке автора канала, но оценке со стороны.

И еще. Я обещал высказать некоторые мысли на рассматриваемую тему. Но, ограничуть лишь одной. Если ты, дорогой мой тренер, считаешь, что информация, которую ты получаешь при приобретении определенной категории, направлена на повышение эффективности твоей тренерской работы, то ты попал в ловушку.

Если ты так думаешь, то твой профессиональный рост закрыт густым туманом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий