вторник, 31 октября 2017 г.

Великий английский тренер




Брайан Говард Клаф

        (памяти великого футбольного тренера посвящается)



Часто слышу со всех сторон о величии того или иного тренера. Восхищение работой Моуриньо, Гвардиолой, Симеоне, Йоахима Лева и других вполне естественны. Ведь каждый из них имеет в своем активе те или иные награды и призы. Здесь не поспоришь.

Но, я хочу остановиться на тренерском величии. Какого тренера можно назвать великим? Вы задумывались над этим?

Понятие "выдающийся тренер" понятно практически каждому специалисту и болельщику. Выдающийся тренер это тот тренер, дела которого выдаются, выделяются на фоне деятельности других тренеров.

К таким тренерам можно смело отнести работу Симоняна, Лобановского и тех тренеров, фамилии которых озвучены вначале этой статьи. Можно ли назвать хотя бы одного из них великим?

В чем заключается тренерское величие? У каждого человека, имеющего отношение к футболу, свое понимание этого тренерского "статуса". Выскажу и я свое понимание этого наивысшего тренерского звания из всех, которые существуют в футбольном мире.

Иногда, глядя на Моуриньо, мне казалось, что передо мной сидит на тренерской скамейке сама амбициозность и самовозвеличивание, заключенные в этом человеке. Одни недолюбливают этого тренера, другие им восхищаются.

Я не намерен анализировать его деятельность и выносить какой-либо вердикт по поводу его работы или работы, скажем Гвардиолы. Мне это неинтересно. Я о другом.

Некоторые называют Моуриньо великим тренером. Да, этот тренер не раз возглавлял тот или иной ТОП-клуб Европы, когда его команда брала самые престижные европейские кубки. Как говорится, респект. Но, слово "великий" всегда мне резало уши. И я не понимал, почему.

Всегда, когда кто-то говорил о величии Моуриньо, мне в голову приходила мысль о том, что я снял бы перед этим тренером шляпу, и не только шляпу, а поклонился бы ему в ноги, если бы он взял, скажем украинскую "Волынь" и сделал бы ее обладателем Лиги чемпионов.

Вот это для меня был бы показатель того, что такой тренер заслуживает большего звания, нежели выдающийся тренер. Сегодня я, наконец-то, по рекомендации своего ученика, посмотрел фильм о жизни и деятельности английского футбольного тренера Брайана Клафа.

А когда посмотрел, то понял, почему мне резали уши слова о величии Моуриньо. Жозе Моуриньо, Хосеп Гвардиола и иже с ними имеют все: деньги славу, авторитет. Почему бы им не доказать всему миру и не показать всему миру их истинное величие? Почему бы им не взять команду второй лиги любого национального чемпионата, вывести ее в премьер-лигу, а там завоевать заветные золотые медали?

Если бы кто-то из нынешних ТОП-тренеров мира сделал подобное, то я бы без сомнений назвал их великими тренерами. Теперь я явстенно понимаю, в чем суть величия футбольного тренера.

Суть величия футбольного тренера заключается не в возглавлении элитной команды, завоевавшей очередной кубок. Она заключается в амплитуде поднятия любой команды из нижней точки в высшую. И чем больше эта амплитуда, тем больше величия заслуживает такой тренер.

Сейчас для меня это аксиома. Брайан Клаф возглавил "Ноттингем Форест", когда эта команда была во втором дивизионе английского чемпионата. Он вывел эту команду в премьер-лигу и дважды подряд завоевывал Кубок Чемпионов!!! 

Такая амплитуда рейтингового подъема команды недоступна для подавляющего большинства настоящих и бывших тренеров.

Но, это еще не все. Я уже писал об этом в прошлой статье, но повторение здесь будет вполне уместным. Брайан, еще до "Ноттингем Форест", взял под свое крыло середняка, я подчеркиваю - середняка второго дивизиона английского чемпионата "Дерби Каунти", вывел его в премьер-лигу и в первый же сезон (!!!) завоевал золотые медали чемпиона.

За свою футбольную карьеру Брайан Клаф дважды сделал невозможное для подавляющего большинства футбольных тренеров мира. Он за два сезона поднимался на несколько десятков ступеней в турнирных показателях команды. Это граничит с фантастикой.

Согласен со своим учеником в том, что современный футбол несправедливо забыл об этом тренере. В Мидлсборо Брайану Клафу поставили памятник. Я бы ему поставил золотой памятник.

Нет, нет, я далек от того, чтобы делать из него кумира, чтобы превращать его в икону. Но, признать величие этого тренера я обязан. Признаю его величие даже зная, что он предал своего лучшего друга - Питера Тейлора, но впоследствии, на коленях вымолил у него прощение и вернул между ними прежние дружеские отношения.

Фильм о нем посмотрел с большим удовольствием. Этот тренер был не только далек от финансовых махинаций, но и от разного рода договорняков. Брайан служил верой и правдой футболу. И плевать на то, что он любил заглядывать в рюмку и иногда проявлял чрезмерную амбициозность.

Ему можно простить такие шалости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий