суббота, 21 марта 2020 г.

Футбольный Наставник - кто он?



Футбольный Наставник - высшее 
проявление тренерского искусства




Подписчик канала "you krasafchik" попросил меня рассказать поподробнее о высшем проявлении тренерского искусства. Другими словами, он попросил меня рассказать о футбольном Наставнике.

Сразу скажу, что много здесь растекаться мыслию по древу здесь не буду. Дело в том, что если вы наберете в поисковой строке моего канала ютуба два слова - футбольный наставник, то поисковый робот вам выдаст два ролика на эту тему - "футбольный Наставник" и "футбольный Наставник - 2".

Там информации предостаточно. Здесь же озвучу главную мысль - то, что отличает футбольного тренера от футбольного Наставника.

Когда мы говорим о футбольном Наставнике, то подразумеваем главного тренера команды. Давайте сразу договоримся, что о помощниках главного тренера, которые заполняют таблицы выполнения упражнений, которые расставляют фишки для очередного упражнения, для тех, кто фиксирует время пробега или исполнения того или иного упражнения, для тех, кто выполняет мелкие поручения главного тренера в процессе тренировки, мы говорить не будем.

Итак, по идее, главный тренер команды и Наставник команды это одно и то же. Но, это формально. А по сути, если оглянуться вокруг, то мы Наставников не увидим, а увидим мы помощников главного тренера и самого главного тренера, который отличается от своих помощников тем, что имеет административное превосходство над ними и обладает правом окончательного решения, касательно тренировочного процесса.

Наставник это тот футбольный специалист, который создает команду. В виду важности только что сказанного, повторю вторую часть этой фразы. "Который создает команду". Не помешает и третий раз повторить эту часть высказывания - "который создает команду". 

Что делает главный тренер? Создает команду? В подавляющем большинстве случаев, никакой главный тренер никакой команды не создает. 

Главный тренер это кто угодно, только не создатель команды. Это администратор команды, это начальник отдела кадров команды, это методист команды, ну и, разумеется, главный начальник команды. Но, никак не Наставник.

Создавать команду это не менять Иванова на Петрова, это не пихать Сидорову и угрожать ему изгнанием из команды. Это не тренировать команду строго по плану и методикам. Это совсем другое.

Создавать команду это каторжная ежедневная работа по убеждению воспитанников в том, что если они уйдут из команды туда, куда их переманили, то разменяют торт на леденцы. А для того, чтобы подобную работу проводить, нужно знать, что к совершеннолетию команда гарантированно превратится в торт, а не в леденцы.

Буквально сегодня, когда пишу эту статью, мой знакомый тренер сообщил мне, что началась охота за его воспитанниками со стороны лучшей команды страны. Поговорили с родителями одного из воспитанников, которого хотели забрать в академию номер один в той стране, но ребенок категорически отказался и написал тренеру, что лучше его команды нет, и он никогда не уйдет из команды.

Вот это, ребята, и есть проявление настоящей работы настоящего футбольного Наставника. Возможно, мой знакомый тренер - не идеальный Наставник.

Возможно, и, скорее всего, у него есть какие-то недочеты в работе (ведь идеальных людей не бывает), но то, что его работа, как Наставника, уже сейчас видна невооруженным глазом говорит о перспективах этого футбольного специалиста.

Визитная карточка тренера это не хвастовство по поводу того, что один из его воспитанников играет в ТОП-клубе, а гордость за созданную команду.

Футбольный тренер всю свою энергию направляет на тренировочный процесс и лишь малую толику на внутрикомандный климат. Наставник же держит в главном фокусе своего внимания работу по созданию из своих воспитанников духовного монолита, и только потом уже думает о тренировочном процессе.

Футбольный Наставник максимально развивает в отдельно взятом воспитаннике все лучшее, что у него есть и делает все возможное, чтобы нейтрализовать все его негативы. Закрытая дверь воспитаннику в основной состав для Наставника это крайняя мера, когда все возможное и невозможное сделано, но результата так и не появилось.

Обычный среднестатистический футбольный тренер, как правило, не заморачивается над индивидуальной работой с отстающим от других футболистом. Он просто его меняет на того, игровые кондиции которого его устраивают.

Я знаю много случаев, когда ребят списывают с футбольного корабля без объяснения причин. Это тренерское малодушие и цинизм, которые буйным цветом процветают сейчас у нас на постсоветском пространстве. 

Кто бы что ни говорил, какие бы басни не рассказывали по поводу того, что, мол, звезды рождаются раз в сто лет и что тренер не виноват в низких игровых кондициях команды, из-за невозможности отобрать хороших игроков, но причина кроется в тренерском образовании и тренерском обучении.

Более того, до тех пор, пока корочки будут выдавать тем, кто платит, а не тем, кто их достоин, футбол так и останется у нас на задворках в Европе и в мире. Очень грустная тема.

Знаю, какой вопрос вы хотите задать. Сколько еще ждать, когда тренерские корочки будут выдавать достойным им, а не просто платежеспособным?

Я могу ответить на этот вопрос. Ответ вряд ли добавит оптимизма, но зато будет правдивым.

Такие времена наступят тогда, когда первые команды, созданные на принципах новой футбольной идеологии, завоюют все самые престижные кубки. Затем пройдет время и часть из них, будучи уже в зрелом возрасте, начнут потихоньку занимать чиновничьи кресла на руководящем уровне.

Тогда и появятся в лицензионных комиссиях и прочих структурах, отвечающих за образование тренеров, достойные спецы, которые не на словах, а на деле будут переживать за футбольное будущее своей страны.

Только тогда платежеспособность кандидата в тренеры не будет ровным счетом ничего значить. Тогда  на передний план выдвинутся человеческие качества кандидата в тренеры, его знания, его желание и умение работать с детьми.

А знания уже будут совсем другими. Никто уже не будет рассказывать о тестах Купера, которые нужны футболу так, как мертвому припарки, никто не будет говорить о микроциклах, забывая напрочь о техническом арсенале футболиста, а будут смотреть на тренировочный процесс сугубо дифференцированно, исходя из конкретных задач каждого из футболистов, никому не будут забивать голову скоростно-силовой подготовкой, понимая, что она нарабатывается в процессе шлифовки техники.

Тот, кто не принимает последнюю сентенцию, вряд ли может рассчитывать на серьезные тренерские успехи.

Далеко не все кандидаты на получение корочки будут приниматься на обучение. Игра в премьер-лиге или тренерство в какой-либо команде не будет иметь никакого значения. Принципы отбора будут очень строгими, чтобы не сказать строжайшими.

Малограмотные кандидаты, не умеющие связать два слова и прочитавшие за свою жизнь две книжки даже допускаться к вступительным экзаменам не будут. И самое главное.

Стать тренером сможет любой. Даже тот, кто никогда не играл в футбол профессионально. Главное, чтобы он любил футбол, был готов интеллектуально и прошел все вступительные тесты.

Деньги при вступлении будут значимы в последнюю очередь. Более того, если кандидат имеет блестящие показатели, но не имеет денег, то ему будут предоставлена возможность погасить оплату за обучение с помощью беспроцентного кредита.

Только тогда появятся тренеры, которые поднимут футбол своих стран до поднебесья. Только тогда болельщики будут ходить с горящими глазами, а не плеваться и чертыхаться.

Это все будет, но когда - известно только Всевышнему!








Комментариев нет:

Отправить комментарий