воскресенье, 1 марта 2020 г.

Как понимать игру нападающему?




Как понимать игру нападающему?




Ко мне обратился за помощью некто Никита - Подписчик канала. Он обратился ко мне приватно. И так как Никит на канале много, то считаю, что я не озвучиваю частную информацию. Вот цитата из обращения Никиты:

"Понимая, что я сейчас на самой низкой ступени футбола, я хочу подниматься выше . Один из аспектов - понимание игры. У меня нет четкого понимания или алгоритма по которому я открываюсь в определенной точке .
Я не знаю как находиться в нужном месте в нужное время. Будучи нападающим , мне без этого никак. Я выхожу на поле и понимаю , что не знаю как прессинговать, чтобы отобрать мяч . Как уводить защитника. Получая мяч , я ничего не могу продумать наперёд . И я теряюсь в мыслях. У меня нет четкого алгоритма, как принимать решения" - парень поднял огромный пласт проблем и задач. Тема очень сложная, но попробую, по-возможности, прояснить ситуацию не только для автора обращения ко мне, но и для всех, кого живо интересует поднятая тема.

Почему нападающим играть сложнее, нежели другим игрокам? Потому, что амплуа нападающего это игра в той части поля, где концентрация игроков соперника максимальна. Я имею в виду в фазе атаки. Согласны?

А что такое максимальная концентрация игроков соперника? Что нужно уметь делать, играя на участке поля с большой плотностью игроков соперника? Вот здесь как раз и нужен технический арсенал на самом высоком уровне.

Нужно уметь безукоризненно принимать мяч с помощью уступающего движения, иначе о приеме жестких передач говорить не приходится. Нужно уметь уходить от соперника с помощью главного обманного движения. Нужно уметь исполнять одинарный и двойной переступы, проброс мяча мимо одного плеча соперника и оббегание мимо другого, уметь обходить на ложном замахе, уметь играть под себя, играть с поднятой головой, быстро принимать решения, обладать безукоризненным ударом с обеих ног классикой, внутренней частью стопы и шведой.

Если центральному защитнику достаточно уметь бить классикой, то нападающим нужно владеть всеми тремя видами ударов. Но, обо всех умениях нападающего я говорить не буду, так как тема совсем другая.

Давайте проанализируем цитату автора письма по частям. А потом, возможно, кое-что добавлю от себя. "Понимая, что я сейчас на самой низкой ступени футбола, я хочу подниматься выше" - желание это уже половина успеха. Главное, чтобы каторжная работа по самосовершенствованию не уничтожила это желание.

"У меня нет четкого понимания или алгоритма по которому я открываюсь в определенной точке " - такого понимания, дорогой мой, нет ни у кого. Кто-то уповает на интуицию, кто-то на свое понимание игры, кто-то - на предварительные договоренности с партнерами. Вспоминаю откровения одной современной суперзвезды.

К сожалению, забыл, кто это говорил. Но, суть такая. Я, мол, на тренировках бегу по флангу и делаю навес в определенную точку штрафной. Вначале ничего не получалось. Но, со временем, после нескольких десятков навесов, стала приходить точность, и наконец, пришло то время, когда я даже не глядя в сторону штрафной, делал навесы точно в определенную точку поля.

Динамический стереотип это то понятие, которым оперирует современная футбольная наука. Какая наука - такое и понятие. Можно прекрасно владеть динамическим стереотипом подачи мяча в штрафную. И что? Что это дает? Отвечаю - ничего.

Для того, чтобы не просто делать навес, а делать его точно, нужно развить мышечную память навеса в штрафную в определенную ее точку. Понимаете меня? А мышечная память, оказывается футбольной науке не нужна. Но, не будем о грустном.

Открываться в определенной точке поля нужно, во-первых, по предварительной договоренности на тренировках. Во-вторых, открываться там, куда подача мяча с фланга последует с максимально большой вероятностью. И даже это будет ошибкой.

Допустим, что твой партнер прорвался по флангу, а тебе нужно занять правильное место в штрафной для удара головой. Куда ты побежишь? Куда сделаешь рывок?

Если откроешься в самой правильной точке, то окажется, что подача была исполнена совсем в другую точку. Как понять, куда будет сделана передача?

Во-первых, по договоренности. А во-вторых, ты должен понимать, кто контролирует мяч. Если мяч контролируется партнером, у которого понимание игры близко к твоему, то выбирай правильное место.

Если видишь, что партнер очень ограничен в понимании игры, то быстро мысленно загляни в его мозги. Если у него проблемы с навесом, то, скорее всего, на дальнюю штангу он навес делать не будет, а лишь в центральную часть или даже ближе к точке исполнения навеса.

Если у парня проблемы с навесом, то нет никакой гарантии, что твой рывок в штрафную принесет пользу. Возможно, в такой ситуации, лучше остаться на дуге и ждать выноса мяча из штрафной, с целью подбора и удара по воротам.

Оптимальный вариант - предлагать себя  на том участке, где концентрация игроков соперника минимальна или участок совсем пуст. Это я дал пару советов при фланговом прорыве одного из партнеров. А что, если партнер находится ближе к центру и фланговым прорывом совсем не пахнет? Где искать свое место?

Нужно искать ту точку, которая будет стартовой для рывка на прием разрезающей передачи. Если ничего подобного нет, то лучше чуть сместиться назад в свободную зону для получения мяча.

Тогда можно будет либо самому ударить со средней дистанции, либо найти обостряющее решение и передать мяч другому партнеру. "Я не знаю как находиться в нужном месте в нужное время" - эта фраза обычное журналистское словоблудие.

Что такое нужное место? Допустим, что ты знаешь это нужное место. А знает ли это место тот, у кого мяч? Что такое нужно время? Откуда тебе известно, будет ли партнер сразу делать передачу в нужное место или еще несколько секунд будет возить защитника? 

Запомни! Когда ты без мяча, всегда ориентируйся на игровой потенциал того, кто с мячом и тех, кому может быть сделана передача. В силу их понимания игры, ты уже можешь, хотя бы приблизительно, но просчитать их возможные действия.

"Будучи нападающим, мне без этого никак" - он имеет в виду умение попасть в нужную точку в нужное время. Я уже частично объяснил, как нужно мыслить, когда ты без мяча. От себя добавлю.

Нападающий это не тот, кто "отдал - закрылся", как в известной шутке-правде. Тебе нужно думать не только о том, кому отдать мяч при получении его. Ты должен уметь, как нападающий, брать игру на себя.

Твоя задача, как нападающего это не пинать мячик влево или вправо, а забивать, забивать и еще тысячу раз забивать. Если ты находишься в полосе - 20-30 метров от ворот соперника, то, помимо наблюдения за партнерами и соперником, ты должен в тысячу глаз смотреть за вратарем.

Ты должен уметь наказывать вратаря за малейшую оплошность, за малейшую расслабуху. Помни, что если ты играешь в профессиональной команде, то атакующее пространство это вся половина поля соперника. Т.е., это то пространство из любой точки которого ты обязан уметь ударить по воротам.

Представь, что ты случайно или не случайно перехватываешь мяч в 35 метрах от ворот, а вратарь соперника в этот момент, зная, что началась атака его команды, засмотрелся на блондинку из пятого сектора и при этом находится на точке пенальти. Если ты его не накажешь ударом издалека, то ты никакой не нападающий, а бегающая вешалка для футболки под номером девять или десять.

Надеюсь, что не обиделся. Если ты играешь в профессиональной лиге самого низкого уровня, то атакующее пространство для тебя это половина поля соперника, минус пятнадцати метровая полоса от центра поля и минус две десяти метровых полосы от боковых линий.

У нас занимаются любой хренью, лишь бы не ударами. Запомни. Снова скажу тебе не очень приятную вещь. Если у тебя, как у нападающего, не поставлены все три вида удара, то ты - кто угодно, но не нападающий.

В 20-35 метровой полосе ты самостоятельно должен искать свободные зоны для получения мяча, косясь на вратаря. Это те расстояния до ворот соперника, когда бить в рамку - абсолютно корректная вещь. Не забывай, что ты играешь не один.

Если у тебя грамотный тренер, то после любого удара партнеры обязаны делать рывки на добивание. Десять таких ударов могут быть полезнее сотни слепых навесов. Не забывай, что вратарь это такой же человек, как и ты, и каждый такой удар это психологическая травма для него. Ведь для отражения удара он должен переходить в режим форсажа - максимальной своей концентрации и усилий.

"Я выхожу на поле и понимаю , что не знаю как прессинговать, чтобы отобрать мяч" - вот здесь, дружище Никита, ты меня рассмешил до коликов. В современном футболе НИКТО или практически никто не знает, как прессинговать защитников! Может быть, эта правда тебя чуть успокоит?

Для того, чтобы прессинговать конкретного защитника, у того не должно быть никаких продолжений! Если ты атакуешь соперника, а справа и слева от него его партнеры, никем не перекрытые, то кому нужны твои старания? Это, как мертвому припарки.

Когда ты говоришь, что не знаешь, как прессинговать, то это не твоя беда, а тренерская забота. Это он обязан научить вас коллективному отбору мяча. 

Этому искусству я посвящал отдельный ролик, смысл которого прост: при тотальном прессинге, все партнеры соперника с мячом должны быть перекрыты на расстоянии короткого и среднего паса. Все! Ничего мудреного!

Ты спросишь про дальний пас? Не смеши меня. Вероятность исполнения дальней передачи точно, да еще с безошибочным приемом мяча в современном футболе это почти сказка.

"Как уводить защитника." - не нужно думать, как его уводить. Просто, когда ты видишь, что партнер с мячом набегает на ворота соперника недалеко от тебя по продольной оси футбольного поля (см. рисунок), то делай рывок на фланг, уводя за собой защитника, который тебя опекает. 




Из рисунка видно, то ты под номером 1 и уводишь за собой желтого защитника, а партнер под номером два спокойно вбегает в освободившуюся зону. Думаешь, что желтый игрок не побежит за тобой?

Еще как побежит! Ведь он опекает тебя, и ты рядом, а твой партнер далеко и неизвестно, что он будет делать, а за тобой он обязан присматривать. Поэтому и побежит за тобой.

В футболе бывают исключения, но они только подтверждают правило. А теперь заключительная микроцитата: "Получая мяч , я ничего не могу продумать наперёд . И я теряюсь в мыслях. У меня нет четкого алгоритма, как принимать решения" - отвлекитесь, ребята, на мою просьбу и посмотрите на эту последнюю микроцитату, хотя бы два раза. А теперь скажите, где в этой фразе грубейшая ошибка? 

Поздравляю тех, кто нашел эту ошибку. А тем, кто не догадался, объясню. Нельзя писать: "Получая мяч, я ничего не могу придумать". Нужно писать так: "Получая мяч, я ничего не придумал". Понимаете меня? Решение должно приниматься до приема мяча!

Мотай на ус, Никита! Я об этом говорил на канале уже не менее тысячи раз. Возможно это мое очередное повторение, западет кому-то в память намертво.

Для того, чтобы принимать решение до приема мяча, пока он к тебе летит или катится, нужно поднимать голову и оценивать ситуацию на поле. У тебя, Никита, нет четкого алгоритма? Значит ты плохо изучаешь материалы моего канала.

Я уже выкладывал алгоритм оценивания игровой ситуации и принятия решения. Во-первых, смотри где партнеры, а затем - где соперники. На полученной фотке смотри, какой из партнеров свободен от опеки. Тому и передавай мяч. Это самый простой механизм принятия решения.

Но, он не всегда правильный. В любом случае, мяч останется в ногах твоей команды. Постепенно ты научишься выбирать между надежным пасом и пасом с разумным риском, который сильно обостряет ситуацию на поле в пользу твоей команды.

Потом ты научишься брать игру на себя, когда увидишь, что партнеры перекрыты. И этот факт не будут вводить тебя в панику. Будешь удерживать мяч или идти в обводку. 

Бери видео любого матча и анализируй его сам. Неплохо иметь программу камтазия студио, где ты можешь кинуть свое видео матча на редакционную дорожку, а просматривая игру, некоторые участки замедлять, чтобы четче понять, что происходит на поле. Некоторые моменты игры можешь вырезать и показывать эти вырезки своим партнерам по команде, с целью узнать их мнение.

Вот так и будешь развиваться. Считай, что тебе повезло, если откликнется тренер и будет высказывать свое мнение по поводу демонстрации тобой на смартфоне или планшете твоей вырезки. 

Под лежачий камень вода не течет! Не причитай, Никита, а действуй! Удачи тебе и всем, кто хочет разобраться в игре и понимать ее лучше!




Комментариев нет:

Отправить комментарий