воскресенье, 6 декабря 2020 г.

Детский удар

 


                            Детский удар



"Человек с двумя поцелуями" - Подписчик канала попросил меня рассказать о специфике овладения ударным искусством малышей. С удовольствием выполняю это просьбу. С удовольствием потому, что считаю ударное искусство доминантным в футбольной технике.

Честно признаюсь в том, что не видел смысла обучать детей удару до 13 лет. Мыслеформа, которая звучит "травмоопасно" выветривала из головы даже мысль о постановке удара детишкам, младше 13 лет.

Но, как оно часто бывает, помощь пришла оттуда, откуда не ждал. Дело в том, что удары головой, как и сама игра головой были всегда также недоступны для малых детишек из-за очевидных причин: мол, мяч тяжелый и выбьет все мозги из детской головы.

В плане игры головой решение я нашел быстро. Это облегченный мяч. Такую задачку решить легко. И если у нас есть облегченный мяч, то есть возможность научить малышей играть головой на уровне азов.

Но, идея облегченного мяча, почему-то,  не достучалась в моем мозгу до технологии постановки ударов малых детишек. Как бы там ни было, а решение найдено - облегченный мяч.

Имея такой можно уже не бояться, что малыши повредят связки, сухожилия, голеностопы в целом. Как ставить удар малышам? 

В этой всей работе главное - четко ясно понимать природу того или иного удара и знать до деталей технику удара. А вот само обучение любого технического элемента, как и удара в частности, семиступенчатое. 

1. Показать и рассказать о необходимости данного технического элемента и его эффективности.

2. Показать без мяча, как производится технический элемент, в частности, удар. Как должна располагаться опорная нога в момент удара, как должен располагаться корпус, как - бьющая нога и как она должна двигаться после касания мяча.

3. Показать технику удара медленно, но уже с мячом.

4. Показать удар (например классический) в темпе реальной игры.

5. Показать исполнение технического элемента с противодействием.

6. Показать технический элемент в формате фрагментарного моделирования игры.

7. Многократное повторение успешных попыток исполнения данного технического элемента для выведения уровня мышечной памяти исполнения его на уровень автоматизма.

С первым пунктом справится любой тренер, хотя есть сомнения, что все тренеры полноценно справятся. Ведь уже с первых предложений нужно показать воспитанникам, что удар это краеугольный камень футбольной техники, что это альфа и омега футбольной техники, что без поставленного удара победы, чаще всего, случайны.

Почему случайны? Потому, что удару в футболе, как правило, противостоит только один вратарь, а другим действиям - целая команда, и не ясно, получится задуманное или нет.

Самое сложное в обучении малышей это второй пункт. Как правило, у тренеров не хватает терпения, и они долго не останавливаются на этом пункте.

Мол, показал и показал, а вы, ребятки, если способны, то научитесь бить, а если нет, то и стараться нет смысла. В результате, когда обучение доходит до третьего этапа, реально, в медленном темпе, могут правильно ударить единицы.

И не факт, что эти малыши, у которых все получилось, обучились удару у тренера, а не с помощью своей врожденной интуиции. Да, это факт, что большое количество тренеров, и даже не побоюсь слова "большинство" не знают техники того или иного удара.

Почему я пришел к такому выводу? Потому, что в инете я не нашел ни одного видеоролика, где показывали бы технику классического удара. Ни одного!

А если так, то почему я должен думать, что все тренеры знают технику классического удара? Я знаю тренера, который создал свою школу, вывел на конкурентный уровень игроков созданной команды, но техники классического удара он не знал и не знает.

Более того, он утверждал, что опорная нога при классическом ударе должна находится на расстоянии сорока сантиметров от мяча. Он говорил о создании какого-то плеча, за счет постановки опорной ноги подальше от мяча, что придает силу удару, но это все чепуха, так как противоречит элементарной физике.

Кстати, уже совсем скоро я буду выкладывать ролик о классическом ударе. У меня уже есть два ролика, но этот поставит жирную точку в обосновании его техники и его эффективности. 

Подводя грустные итоги сказанного, должен констатировать две серьезные проблемы: неумение некоторых тренеров обучать удару и не только ему и незнание правильной техники удара. Есть еще и третья проблема.

Это непонимание некоторых тренеров важности ударного искусства и их искреннее убеждение, что удары травмоопасны даже для взрослых футболистов. Теперь вы понимаете, почему мировой футбол, особенно постсоветский безударен?

 Итак, вернусь к теме. Детишкам можно и нужно объяснить назначение ударов в футболе. Затем, не спеша, показать им все движения тела и конечностей, обеспечивающих правильный удар по мячу.

А затем пробовать, пробовать, пробовать. Дело в том, что обучение малышей футбольной технике это огромная заснеженная степь, где нужно проложить лыжню.

Увы, лыжни нет, чтобы можно было легко по ней идти. Приходится прокладывать лыжню. Сложность еще в том, что мало кто понимает суть персонификации, дифференциации тренировочного процесса.

А если этого нет, то лишь несколько футболистов из всей команды будут на удовлетворительно исполнять нужный элемент. Расписывать детально методику постановки удара малышам не хочу.

Каждый тренер имеет свою голову на плечах. И если он знает технику удара, то найдет способ обучить ребенка этому техническому элементу. Главное - последовательность и неспешность.

А самое главное - работать по последнему. Не знаете, о чем говорю? Есть такой метод в легкой атлетике - фиксировать результат группы спортсменов по тому, кто пришел из этой группы последний.

Аналогично и в плане обучения ударам. Тренер должен успокоиться только тогда, когда самый неспособный малыш будет исполнять удар на удовлетворительно. 

А если самый неспособный так и не дотянет до уровня удовлетворительно, то у тренера будет совесть чиста в том плане, что он сделал все возможное для успешного обучения всех без исключения своих воспитанников. 

Пошаговость, постепенность в обучении касается, прежде всего, малышей. Ни в коем случае не нужно спешить с обучением. Никаких упражнений на точность не должно быть.

А причина проста. Ничто не должно огорчать деток. Грубо говоря, с трех метров нужно попадать в двухметровый створ. С силой удара также нельзя ни в коем случае спешить.

Необходимо обеспечить в своих упражнениях замедленный темп исполнения ударов. И если ноги ставятся правильно, если замах делается амплитудный, если носок бьющей ноги тянется в направлении удара.

Другими словами, если динамический стереотип удара правильный, то только после этого можно постепенно, пошагово увеличивать темп исполнения удара. Еще раз повторю то, что поле обучения техническому арсеналу футболиста это непаханое поле, и не нужно шарахаться от того факта, что возможно ты, именно ты нарушаешь девственность этого поля.

Я сейчас работаю с парнем, который претендует на место в сборной России и которого никто никогда не обучал классическому удару. И это приходится делать мне.

Что уже говорить о тех футболистах, для которых уровень кандидата в сборную страны - несбыточная мечта? Вы понимаете теперь, в каком загоне у нас футбол? 

Мы только обезьянничать можем, копируя забугорные тренировки. Мы не напрягаем мозги не потому, что не можем напрягать или не потому, что у нас нет мозгов.

Мы это не делаем потому, что подсознательно оцениваем свой профессионализм на уровне плинтуса. Так удобно жить. Не нужно себе сушить мозги, молясь на европейских спецов, и всегда есть оправдание своих косяков, указывая на Европу.

Конкретику в обучении деток ударам буду давать тогда, когда буду видеть, что движение в этом направлении есть, как и есть непонимание какой-то детали. Если же меня будут просить выложить на блюдечке с голубой каемочкой всю методику постановки удара, то не рассчитывайте на мою помощь.

Помогают идущему. А ноги переставлять я точно никому не буду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий