понедельник, 21 августа 2017 г.

Знания футбольного тренера


Дата: 2013-07-23



Что должен знать футбольный тренер?






Ко мне обратился "вконтакте" некто Николай с предложением открыть тему, где бы можно было обсудить все необходимые грани тренерской эрудиции, тренерского образования. Так, мол, можно согласовать общий взгляд на эту проблему.

Странно как-то это получается. Парень обратился, а ответ ему написать нельзя потому, что он ограничил доступ к своей страничке. Если так, то зачем обращаться?

Люди такие интересные. Обращаются с предложениями, а реакция их мало волнует. Возможно, и волнует, но обратной связи с этим человеком у меня уже нет. 

Получается, что парень сделал предложение, а как ты его реализуешь и реализуешь ли вообще, похоже, его не очень волнует. Как это все гармонирует друг с другом: темные очки, темные стекла автомобилей, темные стекла офисов, трехметровые заборы, ограничение доступа... и т.д.

Когда я увидел, что мой ответ ему не проходит, у меня тут же пропал всякий интерес общаться с этим человеком. Возможно, Николай - очень хороший человек, но у меня нет желания общаться с тем, кто позволяет себе писать коммент, зная, что ответ на него к нему не придет.

Для меня это за осью абсцисс, как говаривал Задорнов. Ну да Бог с ним, с этим реформатором, мечтающим о реформах, но ограничивающим общение с кем-либо.

Как бы там ни было, а тема, поднятая им, интересна. Я об этом уже писал неоднократно.


С одной стороны все банально и понятно, а с другой стороны, подавляющее количество практикующих тренеров имеют знания на уровне любительского понимания футбола. Здесь нет ни малейшего преувеличения. Это правда.

Когда я слышу, как тренеры между собой перебрасываются профессиональными терминами, такими, как "скоростно-силовая подготовка", "тест Купера" и др., у меня это не вызывает никаких ощущений, кроме сожаления. Все эти понятия, в той или иной мере отжили свой век.

Например, тест Купера. Вы знаете, что это за тест? Кеннет Купер придумал этот тест для... американской армии!

Другими словами, речь идет о физической подготовке воинов. Причем тут футбол, люди дорогие?! Причем? Или футбол это война?

Можете не сомневаться в том, что бОльшая часть современных футбольных спецов так и считают. Ну что же, тогда есть смысл говорить о доминанте "физики". Обратите внимание, практически никто из тренеров не называет футбол искусством. 

Это и понятно. В их лексиконе нет такого слова, увы... Вернусь к тесту Купера. Нужно, видите ли, пробежать 12 минут. Точнее, набежать определенный километраж за это время. А почему не за 11 минут? Почему не за 750 секунд?

На каких скрижалях вычитал это Купер? Или Вы хотите сказать, что эту временнУю цифру он вывел математически? Смешно.

Что за идолопоклонство? Раз все применяют, значит и я буду. Не хочу быть белой вороной. А то, что это космическая глупость, меня абсолютно не волнует.

Даже если все окажутся дураками, то я буду среди большинства, и мне комфортно в такой компании. Я ведь не один такой!

Дурь заключается в том, что футбольные спецы на полном серьезе говорят о физической подготовке футболиста, как о профессиональном понятии. Это однозначно говорит о том, что люди не понимают, что такое футбол!

В футболе не нужно заниматься физической подготовкой. В футболе нужно заниматься технической подготовкой, отшлифовывать стандарты, заниматься статикой и тактической и стратегической грамотностью, а также углублять знания амплуального маневрирования.

Если все вышесказанное делать, то "физика" придет сама собой. Это элементарно, господа! И если уж делать реверанс в сторону "физики", то необходимо заниматься развитием голеностопных суставов и тянуть все мышцы, особенно бедренные и паховые.

Ответьте на простой вопрос, только откровенно: у нас много футболистов садится в шпагат? Хотя бы в продольный?

Если нет удовлетворительного ответа на этот вопрос, то с господами, уповающими на физическую подготовку и проповедующими ее, как основу футбола, больше говорить не о чем. Или садиться в шпагат это не царское дело?

Когда-то, в беседе со мной, легенда украинского футбола, Олег Блохин сказал: "мне достаточно было на поле одной ноги". Если двуногость в футболе не нужна, садиться в шпагат также не нужно, то что нужно?

Однако, я увлекся. Тема этой статьи - формат знаний футбольного тренера. Как правильно подойти к этому вопросу? Очень просто - вначале необходимо определить главную, ключевую функцию футбольного тренера в футболе.

А тогда уже необходимый объем знаний с необходимой их сегментацией вырисуется сам собой. Итак, какая главная функция футбольного тренера в футболе? 

На этот вопрос нужно получить точный ответ, иначе можно всю жизнь проработать тренером, и так и не понять, что же нужно было делать, чтобы стать выдающимся в своей области. Я выскажу свое мнение, а Вы, уважаемый Читатель, можете соглашаться с ним или нет - Ваше священное право.

Главная функция футбольного тренера в футболе:
- создавать футбольную команду;

А не:
- перепродавать игроков;
- утверждаться в команде за счет автократических методов;
- делить команду на любимчиков и опальных;
- искать оправданий своим промахам и дилетантству;
- делать все возможное и невозможное, чтобы продлить свой контракт или даже улучшить его условия подписания в ущерб тренировочному процессу;
- раздувать щеки, показывая всем, что ухватил футбольного Бога за бороду;
- копировать тренировочный процесс других продвинутых тренеров, считая, что это и есть профессиональный рост;
- искусственно обогащать свой футбольный лексикон заумными терминами и понятиями, демонстрируя на словах свою профессиональность.
- - -
Если главная задача, главная функция футбольного тренера - создавать команду, то что это может означать? А это может означать следующее: создавать то, не знаю что, очень и очень сложно - невозможно!

Вывод? Нужно знать и понимать, что такое "футбольная команда". Ни в одном футбольном учебнике мира Вы не найдете определение понятия "футбольная команда".

Раньше я искренне поражался этому и удивлялся. Теперь - нет. Более того, я прекрасно понимаю, что подобного определения нет и быть не может. Почему? Не буду объяснять.

У меня на этот счет написано уже многие десятки статей и заметок. Захотите - разберетесь самостоятельно в этом вопросе. А для нетерпеливых и неусидчивых скажу: понятие "футбольная команда" лежит вне плоскости материального. И этим все сказано.

Комментировать не буду. У меня на сайте все по этому поводу настолько разжевано, что в очередной раз жевать не намерен. Что же мы имеем?

А имеем мы то, что подавляющее большинство тренеров не знают, что они создают, если создают. Дело в том, что большинство из футбольных тренеров никакой команды не создают и не собираются создавать.

Они только выполняют условия контракта и всего лишь. И лишь меньшинство понимают, что главная функция тренера - создавать команду. Увы, из этого меньшинства, подавляющее большинство не знают, что собой представляет футбольная команда, как эталон для создания аналогичной команды, для приближения к этому эталону.

Остается понять, что такое "футбольная команда", и уже можно закатывать рукава. Правильно? Конечно же, правильно. Я не однажды, на страницах сайта озвучивал свой вариант понятия "футбольная команда", как инструмент для дальнейшей работы.

Или можете сконструировать собственное понятие "футбольная команда" и работать по своему эскизу или прислушайтесь ко мнению Вашего покорного слуги, что я настоятельно рекомендую сделать. Представьте, что Вы стоите перед мольбертом, и Вам надлежит нарисовать портрет человека, которого Вы никогда не видели и даже не слышали описания его внешности.

Что Вы нарисуете? Разве что, то, что нарисовал Остап Бендер на палубе круизного теплохода. Подведу неутешительный итог.

Для того, чтобы понимать, какими знаниями должен обладать футбольный тренер, необходимо иметь готовый портрет идеальной футбольной команды. Ну, например.

Если тренер нарисовал себе такую модель идеальной футбольной команды, где главные козыри ее игроков - грубость и физическая сила, то в таком варианте, очень пригодится тест Купера, тренажерные залы для занятий бодибилдингом и т.д.. 
К великому сожалению, тренеры даже не пытаются сформулировать сами для себя свой эксклюзивный эталон футбольной команды. А если его нет, то и непонятно, что нужно знать, чтобы его создать.

Я доходчиво объяснил? Конечно же, я могу выложить целый перечень тех знаний, которые архивостребованы в тренерском ремесле, но это будет моя модель команды и мой инструментарий ее создания.

Далеко не каждому он подойдет. Так-что, думайте, господа хорошие, думайте. Делать шаги в этом направлении Вам или нет - решайте сами.
А я всем желаю удачи. 

Теперь, наконец-то, и я уже понял, что выкладывать свой список дисциплин и наук бессмысленно.  Хотите пример?

Один студент киевского универа физкультуры, когда я читал лекцию на четвертом курсе, на вопрос: "что такое футбольная команда?" не задумываясь ответил: "это когда двое и больше игроков играют вместе". Вам все ясно?

Если футбольный тренер будет руководствоваться таким определением команды, то для ее создания необходимо... уметь считать до одиннадцати! Все! Больше никаких знаний не требуется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий