воскресенье, 24 февраля 2019 г.

Мои "старания"....



Почему я так стараюсь?






Подписчик Кирилл Турчанинов прокомментировал мой очередной ролик следующим образом: "Спасибо за то, что вы так стараетесь". Прочитав этот комментарий, я понял, что пора сказать несколько слов о себе, своих планах и задачах.

Справедливости ради, нужно сказать, что я уже неоднократно говорил об этом. Но, по мере того, как увеличивается количество Подписчиков на канале и на блоге, многие не находят этих статей в сотнях моих материалов. Поэтому, не лишним будет повторить то, ради чего работаю.

В 2001 году, когда я понял, что на успехах моей любимой команды киевское "Динамо" можно ставить большой жирный крест и не увидел никого, кто смог бы меня переубедить, закатал рукава и стал разрабатывать концепцию проекта создания Мастер-команды. Почему я принял такое решение?

Последней каплей стал ответ Лобановского интервьюеру по поводу очередного позорного поражения моей любимой команды, где на недоумение и возмущение журналиста, Валерий Васильевич ответил очень коротко: "мяч-то круглый". 

Посмотрев на Лобановского, его усталый вид и некоторое, как мне показалось, безразличие, я понял, что на моих мечтах, как болельщика, можно ставить жирный крест. Да простят меня болельщики киевского "Динамо", но я до сих пор не верю в грядущий триумф этой команды. Не верю потому, что триумф в существующем формате мирового футбола может быть только тогда, когда у команды есть денежки для закупки самых талантливы и очень дорогих футболистов.

Такие деньги есть? Увы, нет. Поэтому и ничего хорошего и не жду. Хочу ли я увидеть такой триумф? Хочу. Но, он возможен без денег только тогда, когда футбольные спецы поменяют свой взгляд на футбол. Радикально, кардинально поменяют. Иначе,  все разговоры о триумфе - пустой звон.

Украинский футбольный бомонд, ведущие футбольные спецы и футбольные журналисты называют Лобановского великим, называют "Мэтром" и пр. Имеют право. Я считаю Лобановского выдающимся тренером, так как он действительно, в середине 70-х и в середине 80-х явно выделялся на фоне остальных тренеров.

Когда, после второго матча с Баварией на Суперкубок, ревущий от восторга стадион поздравлял стоя динамовцев в последние минуты матча, где немцы так и не забили ни одного гола, я сказал сам себе, что свою миссию на Земле Лобановский уже выполнил. Я был искренний в своей оценке, так как никто из СССР и впоследствии постсоветского пространства таких успехов в качестве тренера не добился.

В Украине этому тренеру поставили памятник, назвали его именем стадион, посвящают его памяти турниры. Все это он заслужил. Но, меня беспокоит другое.

Лобановского подняли на такой уровень, так его обожествили, что любую критику в его адрес воспринимают в штыки, очень враждебно и агрессивно. Формула проста. Вначале, абсолютно заслуженно, оценивают деятельность тренера. А потом происходят очень интересные вещи.

Чем меньше успехов мы наблюдаем в национальном (в частности, украинском) футболе, тем выше поднимают в оценке того тренера, который чего-то добился. Сейчас в Украине усомниться в величии Валерия Васильевича означает проявление тупости, дремучести и враждебности по отношению к украинскому футболу.

Как вы думаете, ребята, можно ли назвать великим тренера, который пять раз подряд становился чемпионом мира, затем, в следующем году стал  серебряным призером, а в последующие семь лет подряд становился чемпионом мира? Можно или нет? Думаю, что можно и нужно. Таким был Анатолий Тарасов - главный тренер сборной СССР по хоккею с шайбой.

Второй и последний громкий триумф Лобановского Валерия Васильевича это завоевание Кубка Кубков в 1986 году. Вопрос. Почему на протяжении 16 последующих лет после этого взлета Лобановский так и не завоевал ни одного элитного кубка?

Ведь в 2002 году, в последнем в его жизни году, Валерий Васильевич еще сидел на тренерской скамье, вплоть до трагического приступа. Некоторые, да что там некоторые - почти все считают, что отсутствие громких побед в турнирах после 1986 года это отсутствие талантливой молодежи, с которой можно штурмовать высоты футбольного мастерства. 

Мол, не родились и не появились те, кто мог бы сравниться с Веремеевым, Блохиным, Заваровым, Балем и другими легендарными футболистами. Так ли это? Возможно, так, а возможно и нет.

Я не сторонник подобных взглядов. Глубоко убежден в том, что если у молодого футболиста средние, я подчеркиваю, минимум средние способности, то с таким людским материалом можно штурмовать ЛЮБЫЕ футбольные высоты.

Вот почему я считаю Лобановского выдающимся тренером, но не великим.  Не намерен торговать своими взглядами, в угоду общепризнанности. К тому же, несмотря на трескотню по поводу учеников Лобановского, ни один из футболистов, игравших под его началом так и не осмелился объявить себя его учеником. 

Во всяком случае, ни один из золотого состава киевского "Динамо", с кем разговаривал, так и не сумел расшифровать суть фразы Лобановского: "Я не создаю команду звезд. Я создаю команду-звезду". Это противоречие, заложенное в только что озвученной фразе, оказалось непосильной задачей для его потенциальных учеников. 

Я понял суть этой фразы, но понял ее по-своему. Никто уже и никогда не узнает, что вкладывал в эту фразу выдающийся украинский тренер. Эту тайну он унес с собой в могилу. Но, не это для меня важно. Для меня важно то, что я увидел в этой фразе. Смысл ее для меня бездонен.

Завсегдатай застолий с участием Лобановского, как-то мне озвучил любимый тост Валерия Васильевича. О нем известно очень узкому кругу людей, и я считаю, что его должны знать любители футбола, особенно почитатели таланта Лобановского. Я его уже озвучивал. Но, в этой статье, в этом ролике он очень кстати.

Вот его любимый тост: "Жизнь любого человека начинается с дороги и заканчивается дорогой. Так выпьем же за дорогу!". Не знаю, что ощутили вы, услышав эти слова, но меня они зацепили. Меня всегда поражала бездонность его высказываний. Он был, безусловно, талантливым человеком.

И последнее, касающееся личности Лобановского. Очень хочется задать вопрос фанатам этого тренера. Какой ценой Валерий Васильевич добился того, чего он добился? Если я отвечу правдиво на этот вопрос, то точно наживу себе непримиримых врагов.

Лучше буду смотреть не назад, а вперед, в будущее. Почему я вообще затронул тему Лобановского? Потому, что триумфы были связаны именно с его фамилией. А когда я увидел, что он опустил руки (во всяком случае, мне так показалось), то именно тогда родилась мысль о том, чтобы закатывать рукава и самому реализовывать то, о чем мечтаю.

Да, это была дикая и дерзкая мысль, которой я, почему-то не испугался.

В 2001 году мне еще не было пятидесяти лет, и теоретически я мог получить футбольное образование, а затем взяться за создание футбольной команды в качестве тренера. Но, я пошел по другому пути, будучи фантастически наивным человеком.

Я искренне думал, что мои маленькие открытия в футболе (впрочем, кто знает - может быть и не маленькие) заинтересуют действующих тренеров и последние, будучи преданными футболу и любящие его, возьмут на вооружение то, до чего я дошел в своих размышлениях и экспериментах. Как же я был наивен!

Оказалось, что всех, с кем я разговаривал, а это были несколько десятков футболистов и тренеров с самыми громкими фамилиями (Мне даже стыдно их озвучивать!), интересовало только одно - что они будут иметь лично от моих новшеств. Какой же я был дурачок. Наивно думал о любви к футболу, к своей стране и т.д.

Оказалось, что любовь к своей пятой точке и к своему карману намного сильнее той любви, о которой упомянул. Моему упорству и упрямству не было предела. В общем сложности я потратил 15 лет на переговоры и уговоры сильных мира сего от футбола. В результате - пшик. Ничего я не добился ровным счетом.

Мои планы рухнули. Остался один-единственный путь: доводить свои мысли и идеи до большой аудитории через интернет, чем сейчас и занимаюсь. Если я сам не сумел, в качестве футбольного тренера доказать состоятельность своих идей, то мне осталось только убеждать аудиторию слушающих и читающих людей, которые любят футбол, в правоте своих идей, выводов, постулатов.

Ребята! Моя аудитория это, в подавляющем большинстве, молодые люди, которые только начинают свой жизненный путь. Я же большую часть своей жизни уже прожил, и мне впору задуматься, как отчитываться там наверху о прожитых годах. 

Вот почему, дорогой Кирилл, я так стараюсь. Хочу успеть сделать как можно больше, собрать как можно больше единомышленников, которые примут мою эстафету и будут реформировать футбол для блага болельщиков и всех, кому дорог этот вид человеческой деятельности.

Есть ли у меня ученики? Думаю, что некоторых моих Подписчиков интересует этот вопрос. Сейчас, со всей ответственностью и правдивостью, могу сказать, что есть. Есть много единомышленников, но ученик есть только один.

Хотелось бы иметь несколько таких учеников. Но, дареному коню, как говорят, в зубы не смотрят. Если Бог мне подарил одного ученика, то мне грех жаловаться по этому поводу. 

С этим учеником у меня плотный контакт и практически ежедневное общение. Да, ему очень сложно, так как он далеко не богат и постоянно решает непростые финансовые вопросы существования своей школы. Да, ему не хватает денег для проведения хорошей полноформатной рекламы, не хватает денег для закупки необходимого оборудования для ведения полноценного тренировочного процесса.

Но, ни отсутствие денег, ни наличие множества проблем, связанных с этим ни его, ни меня не пугают. Главное в том, что он идет по той малозаметной тропинке, о которой некоторые тренеры даже не подозревают, а если и знают, то им не хватает силы воли, духа и целеустремленности для того, чтобы сменить общепризнанный автобан, по которому движутся все, на малоприметную тропинку, тропинку, ведущую к футбольному Олимпу, в чем у меня нет ни малейших сомнений.

Вы хотите знать, каких результатов добился мой ученик? Он только в самом начале пути, и я прошу Господа, чтобы дал ему сил и терпения, чтобы не соблазниться и сойти с этой тропинки, перейдя на автобан, ведущий в никуда... Знаю, что моя категоричность в этом плане многих раздражает и возмущает. 

Мол, кто ты такой, чтобы заявлять о тупиковости пути мирового футбола? А я и не навязываю никому своих мыслей, но и от своих взглядов никогда не откажусь, так как они выстраданы многолетним трудом в поисках футбольной истины, в организации экспериментов, каждый из которых заканчивался более, чем положительно.

Когда вы узнаете о результатах деятельности моего Ученика? Думаю, что через пять лет о нем и о его подопечных будут говорить все на постсоветском пространстве. Главное, чтобы на его пути не оказались препятствия непреодолимой силы, т.е. форс-мажоры. Очень на это надеюсь.

Опытные бизнесмены говорят о том, что нельзя все яйца класть в одну корзину. У меня пока только один вариант материализации концепции проекта создания Мастер-команды. Хочу верить, что появится их несколько. Впрочем, все в руках Господних.

Я не верю и никогда не верил в жизнеспособность трансфертного футбола. Как шоу-представление, он всегда будет жить и процветать,  но говорить о нем, как об искусстве, уверен, не приходится. 

Да, в современном футболе очень много талантов. Они были, есть и будут. Но, о мастерстве, как о наивысшей форме этого понятия, говорить в рамках современного футбола это все равно, что говорить о работе маляра, как представителя элитной живописи. 

Все знают о чемпионатах мира по каратэ. Но, есть еще и люди за заборами Шао-Линя. Эти уровни не сопоставимы. Меня мало интересуют существующие кубки, пусть даже самого высокого уровня. Мне интересует Шао-Линь в формате футбола.

Мои мечты схожи с произведением Томмазо Кампанеллы "Город Солнца". Автор этого произведения - классический утопист. Но, я уверен, что мои идеи это не утопия, а нереализованная реальность. Еще не реализованная.

Футбольный мир уже давно забеременел идеями, подобными моим. Вот только когда на свет появится желанное для сотен миллионов болельщиков дитя, неизвестно никому. Разве что, Господу Богу.

А я как работал, как писал статьи, выкладывал ролики на ютубе, как отвечал на письма, так и буду это делать, получая множественные благодарности, что не может быть не приятно, но, в то же время, надеясь на появление учеников, которым с радостью передам все свои знания и весь свой опыт. А у меня, поверьте, есть что передать современникам и потомкам. Безмерно рад тому, что один Ученик у меня уже есть!

Напоследок хочу дать совет тем, кто мечтает стать футбольными тренерами. Ребята, вы должны иметь для правильного восприятия любой информации критический ум и совесть. Этих двух фильтров вполне достаточно, чтобы вас никто не оболванивал пустопорожним околонаучным мусором. Никогда и никому не верьте на слово.

Вот теперь все. Извините за длинное послание.





















Комментариев нет:

Отправить комментарий