четверг, 13 декабря 2018 г.

IQ в футболе (глава 83-85)




Своевременный рывок






"Продолжим тему прессинга. Сценарий следующий. вы снова нападающий.
Центральный защитник соперника с середины своей половины поля отдает пас на крайнего защитника, а вы будете его прессинговать. вы бежите за мячом, используя 85 % своей скорости. Крайний защитник обрабатывает мяч, и как только он собирается отдать передачу, вы включаете максимальную скорость, чтобы попытаться предотвратить или прервать эту передачу. За мгновение до того, как вы добегаете до него, защитник расстается с мячом. Рывок был напрасным.
вам нужно выбирать время, когда стоит тратить энергию. Не всякий раз нужно бросаться в прессинг. Я понимаю это. А вам нужно понять, что если вы почти успели к мячу, не выкладываясь на максимум, то наверняка успели бы на полной скорости.
В таких ситуациях включать полную скорость нужно не когда соперник уже получил мяч, а когда мяч только идет к нему!" - прочитав эту цитату, поймал себя на мысли о том, что игроки талантливы по-разному. Для одних в подобной ситуации, рывок на полной скорости очевиден и естественен, а для других это не совсем понятно.

Для тех, кому это непонятно, нужно объяснять. И они после этого начнут действовать с бОльшим коэффициентом полезного действия. Мысли невольно возвращают меня к первому уровню моего селекционного фильтра. А первый и самый главный уровень отбора кандидатов в футболисты это тестирование ребят на IQ. 

Если бы отбор проходил по этому показателю, то проблем с рывком, о котором пишет автор книги, у футболистов не было бы - все все прекрасно бы понимали. А реальной жизни все по-другому. Не все футболисты интуитивно делают все правильно на футбольном поле. Некоторым нужно объяснять.

Что касается приведенной цитаты из 83-й главы, то с автором я согласен абсолютно.

"Успеете ли вы отобрать мяч? Иногда. Не всегда. Я вижу это следующим образом: когда мяч приходит защитнику в ноги, у него есть несколько вариантов продолжения, начиная от самого лучшего и заканчивая вторым, третьим сортом и так далее. Если мои действия лишили его самого лучшего варианта продолжения, значит, я кое-чего добился. Если удалось лишить его двух лучших вариантов, я добился еще большего. Конечно, лучшим результатом будет заставить его потерять мяч, поэтому запомните то, что я скажу дальше.
Под давлением получать мяч гораздо сложнее, чем отдавать передачу после того, как мяч уже обработан. По возможности вашей целью должно быть вступление в единоборство с оппонентом и оказание на него давления с тем, чтобы помешать выполнить чистое первое касаНИе. Проверьте его технические способности. Проверьте, сможет ли он действовать под давлением. Пусть сосредоточится на приеме мяча, а не на том, куда лучше его отдать. Когда на вас несется товарный поезд, думать о контроле над мячом весьма затруднительно. Если защитник не справится с давлением, очень часто вы сможете воспользоваться его далеко не идеальным первым касанием" - все верно. Неситесь на соперника товарным поездом. И поверьте, это обязательно даст результат.

Глупо и безрассудно приближаться к сопернику в полноги, трусцой, а тем более шагом. Уж лучше просто стоять на месте или сместиться к той точке, где вы будете максимально эффективно исполнять свои функции. И тем более, глупо и безрассудно атаковать соперника не на полной скорости, когда он еще не успел обработать мяч.

"Как только поняли, что мяч может представлять сложность для приема, тут же переключайтесь на максимальную скорость и ищите возможность воспользоваться неудачным первым касанием защитника" - все верно. Здесь добавлю то, что даже если мяч удобен для приема, все равно делайте полноценный рывок в сторону принимающего мяч соперника. Почему? Да потому, что сам факт появления товарного поезда психологически действует на соперника и увеличивает вероятность его ошибки при приеме или при передаче.

"Кстати, если его первое касание оказалось неудачным, не спускайте защитника с крючка. Это не то время, чтобы быть терпеливым и думать об обороне, — это время забыть обо всем и броситься на мяч. Если защитнику не удалось укротить мяч первым касанием, не стоит давать ему второй шанс" - никогда не останавливайтесь на полпути, при отборе мяча. Вы можете сбросить обороты только тогда, когда отобрали мяч или тогда, когда шансы отобрать мяч равны нулю.


Когда идет один, идут все!


"В предыдущей главе мы обсуждали роль игрока, который прессингует соперника с мячом. А теперь представим, что вы — один из его партнеров.
С точки зрения игрока, ничто так не огорчает, как ситуация, когда вы прессингуете соперника, не жалея сил, и вынуждаете его отдать передачу партнеру, а тот оказывается абсолютно без опеки. Это просто невыносимо!
Помните, я говорил, что нужно быть бескорыстным, когда идете в прессинг? Так вот, гораздо легче быть бескорыстным, когда вы рассчитываете на своих товарищей, за вашей спиной занимающих такие позиции, которые позволяют извлечь пользу из вашей работы. Когда вы не можете рассчитывать на них, прессинг не доставляет удовольствия. Если честно, это отвратительно!" - это действительно, ужасно.
Голова нужна футболисту не только для того, чтобы подставлять ее под мяч. Она нужна, прежде всего, для того, чтобы думать! Командный дух, командное единение проявляется именно в таких ситуациях, когда каждый игрок команды действует бескорыстно, не думая о том, приведет ли к успеху его действие или нет.
"Если видите, что ваш партнер изо всех сил прессингует соперника с мячом, вам нужно не менее усердно стараться извлечь выгоду из ошибки соперника. В таких ситуациях помните: когда идет один, идут все!
Когда ваш партнер пошел в прессинг, присоединяйтесь! Накрывайте соперника, который может получить пас. Не будьте простым зрителем, не оставляйте им свободных зон. Не стойте на месте, восторгаясь упорством партнера по команде. Предвосхищайте следующий пас и накрывайте его! Если вам не хватит всего одного несчастного шага, у соперника появится возможность уйти от прессинга, а весь труд вашего партнера пойдет насмарку. И это его огорчит" - я уже об этом говорил. Прессинг это командный, а не индивидуальный технический элемент.

Поощрите партнера

Это очень важная тема. И поэтому рассматриваемую главу процитирую почти полностью.
"В университете у меня был товарищ по команде, который изумительно водился с мячом. Я не шучу, парень был действительно великолепен. Мне очень нравилось наблюдать за его игрой. С мячом он творил такое, чего никто не мог повторить. Проблема была в том, что он очень редко им делился. Мы даже шутили по этому поводу: на игру нужно брать два мяча — один для этого парня и второй — для всех остальных. Каким бы он ни был талантливым, быть его партнером по команде оказывалось порой весьма огорчительно.
В одном из матчей он пытался и так и этак обвести сразу нескольких игроков соперника в центре поля. Пока он был занят этим, я, не жалея сил, делал забегания то вперед, то назад, чтобы открыться под его пас. Каждый раз, когда я оказывался в хорошей позиции и просил мяч, он бросал на меня взгляд и продолжал испытывать удачу своим сольным проходом. Три раза я находил позицию, куда он легко мог бы отдать передачу и спасти ситуацию. Три раза он решал не отдавать мне мяч. Три раза!
Когда у него, наконец, отобрали мяч, я был в пяти метрах прямо позади него. Поскольку это был не первый подобный эпизод в этой игре, я уже был сыт по горло. Поэтому, как только из этой толпы передо мной появился соперник с мячом, я безразлично сделал шаг в сторону, как матадор, уклоняющийся от быка, и указал на ворота.
На лице моего партнера появилось выражение ужаса и недоверия. Он не мог поверить, что я просто отошел в сторону и пропустил соперника. Я ответил взглядом, который говорил: «Извини, я сделал все, что мог. Это твоя проблема, а не моя». И он бросился догонять мяч.
Я изо всех сил старался помочь моему товарищу решить его проблему. Но он не стал вознаграждать мой труд, и я хотел показать ему, что мне это не нравится. довольно своевольный поступок? Еще какой! Почему я так поступил? Потому что я человек, а люди хотят получать награду за усилия. Так уж мы устроены.
На первом курсе университета в одной из игр я оказался с мячом в середине поля, а один из моих партнеров сделал рывок по дуге на 40 метров, чтобы открыться под мою передачу. Я проигнорировал его забег и отдал мяч кому-то другому. Тренер тогда сказал, что если я хочу, чтобы партнер и дальше помогал мне, то лучше поощрить его, поделившись мячом. Это был очень дельный совет. Ваши партнеры — тоже люди и действуют соответственно. Они скорее повторят то действие, за которое их поощрили, чем то, за которое не снискали награды, особенно если оно требует значительных усилий. Понятно, что больше всего футболисты любят играть с мячом. Когда партнер прилагает усилия, чтобы помочь вам, покажите, что цените это, и отдайте ему мяч. Именно такое поощрение ему нужно, чтобы продолжать в том же духе. С другой стороны, если вы постоянно будете оставлять его ни с чем, он прекратит помогать вам" - не упирайтесь взглядом в мяч, когда он в ваших ногах. Играйте с поднятой головой. Наблюдайте за перемещениями ваших партнеров. Если вам помогают решить исход эпизода своим открыванием на свободном участке поля - поощряйте партнера передачей. 

Но. Вы должны понимать, что футбол это не раздача пряников, а изнурительный труд. И если партнер с мячом не отдал вам пас, несмотря на то, что вы сделали рывок и открылись под передачу, не обижайтесь на него, так как он, возможно, нашел лучшее продолжение атаки.

Если же вы видите, что вас проигнорировали, а пас был отдан не с повышением обострения игровой ситуации, а наоборот, то только в этом случае вы можете указать на это партнеру. Футболисты - не кисейные барышни, которые обижаются на любую мелочь. Вы должны понимать, что своим рывком вы увеличиваете веер вариантов для партнера с мячом. И обижаться на отсутствие паса не стоит.

В таком варианте лучше после игры подойти к партнеру, не отдавшему передачу и спросить, почему он выбрал менее выгодный вариант для продолжения атаки. Пусть он выскажется. 

Если же его аргументы будут неубедительны или, не дай Бог, он просто не захотел вам отдавать мяч потому, что не испытывает к вам симпатий, то подобные вещи должны пресекаться в команде без участия тренера. Стучать тренеру на подобные вещи не нужно. Нужно в своем коллективе разобрать эту ситуацию и мокнуть носом нерадивого партнера.

Симпатии и антипатии не должны править бал в футбольной команде. Если это есть, то ничего хорошего от такой команды ожидать не приходится. Подумайте об этом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий