вторник, 12 сентября 2017 г.

Об ударах, физике в футболе и о многом другом





Дата: 2014-01-12

Об ударах и обо всем понемногу




Статья была названа по-другому и посвящалась исключительно ударному искусству. Но, когда она начала писаться и когда написание подошло к концу, я понял, что ее нужно переименовывать. Давайте начнем.

Один из Читателей сайта напророчил в этой статье то, что буду писать о доминантности удара в техническом арсенале футболиста. Да, писал, пишу и буду писать об этом. В очередной раз скажу: цель игры в футбол – забить голов в ворота соперника больше, нежели он забьет в ваши. 

Это написано в международных правилах. У этой незатейливой фразы есть глубина, она многогранна. Одна из граней – никчемность оборонительной доктрины в футболе. 

Даже самая Божественная идеальная оборона не прибавляет ничего к поражающему потенциалу команды. Обороняться – значит не иметь мяча. А для того, чтобы забить мяч в ворота соперника, его нужно, как минимум, иметь. Но, не будем об обороне. Вернусь к теме.

Если цель игры в футболе – забивать, то, казалось бы, любому, самому тугому с закостенелым серым веществом, должно быть понятно, что ударное искусство должно быть вне конкуренции в тренировочном процессе. Вопрос. Можно ли забить в футболе, не владея ударом?

«Можно!» - уверенно отвечает современный футбол. Можно! Такие голы болельщики, и не только они, называют «дураками». Это срезки защитников, рикошеты после, в том числе, никудышных ударов, неожиданные отскоки, делающие ворота беззащитными и пр.

Есть другая категория голов – так называемые «подарки». Грубые ошибки в передачах защитников, отскоки мяча от вратаря после простых ударов.

Уместно упомянуть и о третьей категории голов – об «удачных» голах. Это когда мяч забивается, как правило, головой после исполнения фланговых штрафных или угловых ударов. Ведь плотность игроков в штрафной площадке при исполнении этих ударов настолько велика, что пропорционально велика и вероятность толчка, захвата, оттеснения со стороны игроков обороны.

Насколько велик процент «дураков», «подарков» и «удачных» голов? Да, чуть не забыл о довольно внушительном сегменте голов. Это «шальные» голы. 

Т.е., игрок производит удар в сторону ворот, как правило, со средней дистанции. Он, как правило, не делает акцент на точность (невозможно делать акцент на то, чего нет).

Бьющий пытается вложить максимум силы в удар, чтобы сделать его максимально опасным. Что касается точности, то это мне напоминает артобстрел, когда цель обстрела – не точечное поражение, а накрытие целой территории, где и находится поражаемая цель.

«Ну, подумаешь, не попал в ворота. Не попал сейчас, то с третьего или четвертого удара попаду» - так думает большинство бьющих. У меня в этом нет сомнений.

О прицельных ударах можно говорить только, как об исключениях. Да, эти исключения есть, но они настолько редки, что подтверждают свой статус исключительности…

Прицельные удары производятся, как правило, со штрафных (не все). Снайперские удары производятся также и с игры. Но, они, увы, составляют абсолютное меньшинство.

Почему в современном футболе дела с ударным искусством обстоят так плохо? Попытаюсь объяснить.

Сейчас в современной футбольной науке правят бал те, кто считает физическую подготовку – ключевой в функционале футболиста. Мысль проста: если ты не можешь бежать, не можешь вовремя вернуться в оборону, то какой толк с того, что ты умеешь?

С одной стороны, все правильно. Здесь не поспоришь. Но, как известно, дьявол кроется в мелочах. Футбол – не исключение. Физика – один из столпов футбола. Но, умники от футбольной науки не уточняют, КАК набирать эту самую физику.

Вот здесь, как говаривал Горбачев, собака и порылась…))). Когда мы садимся за удобные функциональные тренажеры в суперсовременном тренажерном зале, то на 100% изолированы от футбола. Поднимем ли с помощью таких тренажеров физику футболисту?

Конечно, поднимем! Нет проблем. Вот только маленький вопросик: а когда футболом будем заниматься? Ведь в сутках, и без тренажерных залов, времени катастрофически не хватает.

Но, существующее клише подготовки футболистов гласит: физический функционал любой ценой, и только потом все остальное. Создается впечатление, что в футболе готовят хорошо бегающих и физически подготовленных атлетов для перемещения по полю с мячом и борьбы за него.

Разве не так? Так! Так, черт возьми, так…. Скажите на милость, зачем мне нужен спринтостайер, который беспомощен, когда перед ним пустые ворота или вратарь или один защитник, которому он противостоит с партнером по команде?

Зачем мне нужны футболисты, которые, как минимум, половину своего матчевого набега совершают из-за собственных ошибок или ошибок их партнеров? В футболе существует дилемма: 

1. для чего мне нужен удар, если я не могу доставить мяч к ударной точке?
2. для чего мне нужна физика, если я могу доставить мяч к ударной точке, но бить по воротам не умею?


Практически весь футбольный мир придерживается первого направления. Т.е., главное дотолкаться к штрафной соперника, а там, с Божьей помощью, как-нибудь, загоним мячик в ворота соперника.

Исходя из озвученной логики, современный футбол делает все, чтобы научить игроков доставлять мяч к ударным зонам и даже дальше, вплоть до вратарской площадки соперника. Правда, при таком подходе, не хватает время на освоение ударного искусства, но и на этом спасибо, как говорится.

Если бы футбольные умельцы-тренеры реализовали бы такой подход, с которым я в корне не согласен, то пел бы им деферамбы ежедневно. А почему нет? 

Ведь тренеры научили бы футболистов принимать мяч, передавать его, быстро мыслить на футбольном поле, освоить азы амплуального маневрирования. У футболистов был бы один только недостаток – неумение бить по воротам. 

Но, что же мы имеем не на словах, а на деле? Предлагаю Читателю мысленно разделить футбольное поле на семь поперечных равношироких полос шириной 15 метров. Центральная полоса это полоса, которая накрывает на семь с половиной метров обе половины поля. 

Примыкающие к центральной полосе еще две полосы приближают нас к тем и другим воротам на расстояние до 30 метров. Самые важные полосы для индицирования мастерства футболистов это 4-7 полосы. В них, как раз, и проявляется все то, чему научили футболиста за всю его футбольную карьеру.

Вы знаете, без боли и слез смотреть на игру в этих зонах очень трудно. Особенно это касается постсоветского футбола. А теперь конкретнее.

В центральных трех полосах, игроки премьер-лиги в глазах болельщиков выглядят настоящими гениями футбола, виртуозами мяча, настоящими мастерами. Вы задумывались, почему?

Все просто. В центральной части поля концентрация игроков команд минимальная. Т.е., есть время почесать тыковку, чтобы сделать точную передачу и подумать, кому отдать мяч. Также, есть время обработать мяч не только в одно касание, но и в два, и в три.

Ну и что, что плохо отдал мяч? Все равно партнер его обработает, пусть в лишнее касание или даже в два, но, все равно обработает!

А что же мы имеем, когда мяч перемещается в зону четвертой или пятой полосы, где ленточка штрафной площадки совсем рядом? Вот здесь и проявляется футболист во всей его красе.
Дело в том, что на подступах к штрафной площади, концентрация игроков довольная большая. К тому же, активность игроков защиты увеличивается в разы.

В таких условиях, необходимо обрабатывать мяч в разы быстрее, думать – в разы быстрее, принимать решения еще до того, как принял мяч. Вот здесь и проявляется во всей своей красе вся никчемность технической подготовки футболистов.

Не верите? Вы возмущены моей вопиющей несправедливостью? Возможно, я клевещу на настоящих мастеров футбольного мяча? Тогда предлагаю эксперимент.

Мне его проводить бессмысленно, так как я на миллион процентов уверен в правильности своих взглядов в этом вопросе. Своим же оппонентам предлагаю следующее.

Подсчитайте процент ошибок любого футболиста, который амплуально играет, на протяжении обоих таймов в трех зонах соперника, начиная с центра. Отдельно – для половины центральной полосы и соседней с ней, и отдельно – для двух полос, примыкающих к воротам соперника.

Эта статистика красноречиво скажет обо всем. 
Знаю, как мои «доброжелатели» затопают ногами. Понятно, мол, что футболист ошибается больше в непосредственной близости от ворот соперника. Ведь там концентрация игроков обороны больше. Логично.

А что, если я приведу контрдовод? Вы никогда не задумывались над тем, что человек в усложненных условиях мобилизуется настолько, что этой мобилизации внимания, реакции бывает не только достаточно, но и предостаточно?

Но, все это работает только тогда, когда не на словах, а на деле, у футболиста есть техника, а не убогая ее демонстрация, выраженная в перебрасывании мячика в центре поля. Из десяти атак, проводимых через центральную зону, как правило, девять, а иногда и все десять заканчиваются пшиком.

Это не случайно. Из ничего ничто не рождается. Так что же мы имеем? Ударами мы не занимаемся потому, что не хватает на это время, мол, нужно научиться доводить мяч до ударных зон, как минимум, а на деле не умеем в усложненных ситуациях (4-5 полосы) быстро мыслить, принимать и передавать мяч без ошибок.

Говорить о факте того или иного умения можно только тогда, когда его демонстрирует большинство футболистов в команде. Согласны?

Теоретически это 51%. Но, это равносильно тому, что что-либо умеет каждый второй в команде. Разве это умение большинства? Здесь, более убедительным было бы число 70%. Тем более, что 0,7 это мастерский (мое мнение) коэффициент.


Если мои оппоненты с такой логикой согласны, то давайте протестируем то или иное умение футболистов в формате одной команды. Не важно, что: прием, передачу или индивидуальную обводку. 

Об ударах, как Вы заметили, уважаемый Читатель, я вообще молчу, убрал это умение за скобки. Я убрал ударное искусство за скобки не только исходя из своих логических конструкций. Я убрал это умение, так как не раз слышал от футбольных тренеров следующее: «ударным искусством заниматься крайне нежелательно – рвутся связки и повреждаются хрящи».

Что касается моей реакции на только что озвученное мнение тренеров, то оно не может не вызывать у меня молодецкое ржание. Но, это мнение, насколько я понял, общепризнанное, а, следовательно, я обязан с ним считаться.

Так что, протестируем? Только не забывайте о коэффициенте 0,7. Другими словами, нужно, чтобы из каждых десяти футболистов, семь показали результат – 70% от максимально возможной величины теста. Так умеют ли что-то современные футболисты или нет? Тесты все покажут. Уверен, что на этот позор не пойдет ни одна команда мира.

Открою рядовому болельщику страшную тайну: ничем, что касается индивидуальной техники футболиста в командах премьер-лиг, НИКТО не занимается. Подтверждение этому Вы видите на футбольных полях. Если не видите, то мне остается только сожалеть.

А что же удары? Более красноречивого ответа, который озвучен Криштиану Роналду всему миру, трудно найти: «двадцать-двадцать пять ударов в неделю» - ответ одного из лучших нападающих мира на вопрос журналиста, сколько раз вы бьете по воротам на тренировках.

Здесь нечего комментировать. Могу отреагировать следующим образом. Во второй половине 20-столетия лучшим пианистом в мире считался Рихтер. Этот пианист ежедневно (!) играл только одни гаммы по четыре часа. Не говоря уже об этюдах и концертной программе.

Цирковые по четыре-шесть часов ежедневно, без выходных, отрабатывают свое искусство на манеже. Гениальный и действительно великий изобретатель и ученый Томас Алва Эдисон, на протяжении многих лет, спал по четыре часа в день, посвящая остальное время суток своей работе.

Изобретения, наука были смыслом его жизни. Когда читаешь книги некоторых «великих» футболистов, где они пишут, что футбол – смысл их жизни, невольно начинает тошнить от неприкрытого лицемерия и цинизма.

Встречаешься с такими в приватном порядке, а они смотрят на тебя, как на врага. Им на фиг не нужно ничего новое в футболе. Им нужны ордена, памятники, слава, личное величие в футболе.

Убогие, наслаждайтесь мимолетной славой! Через двадцать лет о вас никто не вспомнит. Почему я так враждебен к подобным особам? Потому, что они, именно они, эти «великие» тормозят развитие футбола, делают все возможное, чтобы никто не нарушил статус КВО.

Освещенные софитами, припудренные визажистами, они, раздувая щеки, вещают о неизменном развитии национального футбола. Когда же с ними встречаешься приватно и задаешь неудобные вопросы, то в раздражении, они выскакивают из собственных кабинетов.

Еще они рассказывают о «временных трудностях» на пути к прогрессу. Только эти временные трудности, почему-то не заканчиваются. Полвека назад светочем украинского футбола был Зеленцов, затем Лобановский с Базилевичем, затем нас «осчастливил» Блохин, который в этом году опустил «Динамо» в таблице национального чемпионата на рекордно низкую глубину.

О Блохине вообще ничего говорить не хочется – слишком много чести. О Лужном или Таране говорить будем?

Кто остановил уверенную поступь этих «временных»  трудностей? Никто и не остановит, пока футбол будет таким, какой он есть. Вернусь к теме.

Можно перечислять многие десятки и даже сотни профессий, где требуется ежедневный кропотливый труд. Только «гениальным» футболистам достаточно 25 раз в неделю пнуть мяч, и уже можно говорить о величии такого «бомбардира».

Фанаты Роналдо писают кипятком, наслаждаясь забитыми им голами. Имеют право. А сколько этот футболист не забил, причем с более выгодных и удобных точек, нежели те, когда ворота были поражены? Кто-то считал?

Я не буду подробно останавливаться на контрольных точках для овладения ударным искусством, не буду обосновывать те или иные углы атаки производимых ударов, не буду также останавливаться на списке обязательного владения разными видами ударов. Это никого не интересует.

Ведь бережное отношение к связкам и хрящам намного важнее, как считают современные футбольные спецы. Иметь инструмент для реализации главной цели в футболе – «ударное искусство» вредно и опасно – также считают они. Считаете, и ладушки – ваше дело.

Никогда не забуду, как отреагировал один из ведущих футбольных журналистов Украины на мой вопрос: «назовите мне, хотя бы пять человек в футбольном мире, кто бы владел ударом шведой». Человек элементарно растерялся, а затем быстро назвал одну фамилию и тут же заткнулся…

Всего одна фамилия в футбольном мире! Сказать, что это кошмар – значит, ничего не сказать. Мои оппоненты еще раздувают щеки, пытаясь что-то доказать. У вас, господа, совесть есть?

В каждой команде, максимум, два бьющих футболиста. Двуногих футболистов, днем с огнем не найдешь. Или в футболе техника вторична? Хотя, о чем я спрашиваю. 

Слепцы, хоть ничего не видят, зато великолепно слышат и ориентируются по звукам. В футболе некоторые деятели, чтобы не сказать многие, похоже, слепо-глухие, но не немые! Так воркуют, так поют – заслушаешься!

Последнее, что хочу сказать в этой неожиданно раздутой статье, это то, насколько востребована «физика» в футболе. Дурдом здесь отдыхает.

Закапывание пяти золотых для того, чтобы выросло денежное дерево для покупки сотни курток для папы Карло – намного более адекватное действие, нежели то, чем занимаются в современном футболе. 
Давайте немного займемся визуализацией многократно виденного. 

Вы видите, как одна команда идет в атаку. Две трети игроков сделали рывок или, как минимум, перемещение на скорости на метров 30 и… потеряли мяч. Что дальше?

А дальше 70% этих двух третей срочно возвращаются в оборону для ликвидации контратаки соперника. Иногда возвращаются все 100% атакующих.

Что дальше? Дальше снова организовывается атака. Снова пять-семь передач и снова потеря мяча. Вот так два тайма: бежим в атаку, через двадцать секунд возвращаемся, бежим-возвращаемся, бежим-возвращаемся.

И для того, чтобы команда не устала к финальному свистку, необходимо иметь соответствующие кондиции. Физические кондиции! Понимаете, для чего нужно иметь супердыхалку, суперсердце и т.д.?

«Физика» нужна для того, чтобы бегать бесконечно, наматывая игровой километраж на 200-300% от необходимого! Мы ведь бегаем практически половину километража, если не больше, чтобы только исправлять собственные ошибки.

Об организации собственной атаки, об организации оптимальных оборонительных действий я и говорить не буду. Это отдельная тема. О чем мы вообще здесь будем говорить, если нередко, на уровне премьер-лиги, трое соперников атакуют бегущего с мячом? О чем?

Так и хочется сказать «титанам тренерского искусства»: а не пробовали обучить футболистов технике, чтобы меньше ошибались и меньше бегали? Нет? Попробуйте!

 Невольно вспоминаешь Стрельцова, игрока московского «Торпедо» – футбольного диспетчера от Бога с высочайшей культурой паса. О его передачах пяткой ходили легенды. Его игру я видел своими глазами.

Мне говорят, что, мол, тогда скорости были другие. Да, были другие. А что сейчас мешает попасть в рамку, а не в стенку со штрафного? Скорость ведь нулевая!!!

А что мешает пробить с игры, когда в радиусе десяти метров нет ни одного соперника? Что мешает «обойти один в один»?

Скорость? Очень большая скорость современного футбола? Так и хочется сказать носителям подобных мыслей: «а вы, ребята, играйте помедленнее – может быть, толк будет».

Я раньше удивлялся тому, как бесцеремонно втаптывали в грязь достижения Пеле – мол, скорость тогда была маленькой, футбол был, типа, дистрофичным. Теперь я понимаю, для чего это делается – чтобы оправдать собственную бездарность и никчемность.

Мало кто обратил внимание на гениальный и сверхкороткий ответ Пеле на вопрос: что главное в футболе? «Удар» - был его ответ.

Именно этот ответ для меня ценнее без малого 1300 голов, которые он забил за свою карьеру. Ладно, буду заканчивать, иначе никогда не закончу эту статью.


Комментариев нет:

Отправить комментарий