Дата: 2009-09-03
«Самурай»
Случившееся видели сотни тысяч, а возможно, и миллионы болельщиков. Очередное игровое единоборство закончилось для одного из футболистов (назовем его, скажем, Звездохватов) тем, что, в процессе борьбы за мяч, ему разбили нос.
Точнее, не разбили нос, а зацепили по носу, в результате чего пошла кровь. Звездохватов – общепризнанная футбольная «звезда». Что было дальше? Не исключаю того, что многие догадались, о ком идет речь.
Но, для меня важно прокомментировать этот конкретный случай, а не, упаси Боже, обвинять, осуждать главного героя случившегося. Поэтому, чтобы ослабить догадки, скажу, что умалчивается мною не только страна, где это произошло, но и век.
Для меня важно, чтобы Вы, уважаемый Читатель, сконцентрировались не на конкретной персоне, а на анализе рассматриваемого эпизода. Итак, у Звездохватова, после столкновения с соперником, из носа пошла кровь. Народный любимец разворачивается и уходит с поля в раздевалку.
Уходит, даже не посмотрев в сторону главного тренера своей команды. Вы знаете, кто такой «самурай»? Уверен, что знаете. Самурай это не совсем воин. Воин на японском языке это «буси». Слово же «самурай» происходит от глагола «сабурау» - служить вышестоящему лицу.
Самурай это, прежде всего, символ. Символ мужества, бесстрашия, высочайшей нравственности, жертвенности, преданности, ответственности за взятые обязательства, готовности к любым испытаниям, ради достижения поставленной цели.
Все то, что только что перечислил, это не красивые слова, а те реальные качества, которыми обладал настоящий самурай. Какое отношение качества самурая имеют к футболу? На первый взгляд, никакого.
Но, это только на первый взгляд. Говоря о селекционной работе, о создании селекционного фильтра, Ваш покорный слуга упоминал о необходимости отделения «волков» от «зайцев» - отбора ребят с высокими бойцовскими качествами.
Футболист с качествами настоящего самурая это тот идеал, к которому нужно стремиться. Это тот сегмент селекционной работы, который относится к разряду обязательных.
Если у кандидата в футболисты есть прекрасная координация, физическая сила, смекалка, большие таланты в исполнении технических приемов, но нет бойцовских качеств, то этот кандидат – «пустышка». Для игры в команде он не только бесперспективен, но даже вреден.
Ответьте на вопрос. Зачем тратить годы, отдавать часть своей души человеку, который, в любой момент, возможно, в самом ответственном матче, подведет команду? Человек не виноват в том, что трусости в нем больше, чем храбрости.
Такой человек может с успехом заниматься селекцией цветов, моделированием одежды, товароведением, но не футболом. Там, где есть противостояние, ему места нет. Напомню, что слово «самурай» происходит от глагола «сабурау» - служить вышестоящему лицу.
Как Вы считаете, подчиняться воле главного тренера, беспрекословно выполнять его указания и «служить вышестоящему лицу» это одно и то же или нет? Не знаю, как Вы, уважаемый Читатель, а я считаю, что идеальный футболист это и есть, прежде всего, самурай.
Мужество, бесстрашие, благородство, преданность и т.д. это те качества, которые самурайство выработало за века. А разве не нужны эти качества футболисту?
Вне всяких сомнений, почти все нужны. Служить вышестоящему лицу…
Преданность и абсолютное послушание – визитная карточка настоящего самурая. Разве не нужны эти качества футболисту во взаимоотношениях с тренером?
Об этом современный футбольный мир может только помечтать. За многие тысячелетия, человечество так и не научилось из трусов делать храбрецов.
А вывод очевиден. Отбор «волков» - главное ключевое стратегическое, если хотите, направление в селекционной работе.
Указание или приказ вышестоящего лица, для самурая, - то, что должно быть выполнено при любом стечении обстоятельств! Единственная уважительная причина невыполнения – смерть.
Если бы наши футболисты были самураями, то, никогда и ни при каких обстоятельствах, не ушли бы с футбольного поля без указания тренера.
Если бы футболисту-самураю сломали на футбольном поле ногу, то он продолжил бы поединок, прыгая на уцелевшей ноге.
Если бы сломали и другую ногу, то передвигался бы на руках, пытаясь играть головой. Если бы сломали и обе руки, то пытался бы передвигаться по полю, хватаясь за траву зубами, но футбольного поля не покинул бы НИКОГДА!
А что Звездохватов? Он повел себя так, будто он – Бог, царь и Пророк. У таких, как он «звездная болезнь» начисто отбивает память (справедливости ради, скажем, что не всегда) о необходимости подчинения тренеру.
Послематчевая пресс-конференция была жалким зрелищем. Тренер Звездохватова, на естественный вопрос журналиста о том, почему его подопечный покинул футбольное поле без разрешения, пошел красными пятнами и… оправдал Звездохватова, акцентируя внимание на то, что последнему нужна была медицинская помощь.
Тренер, в своих оправданиях, был жалок. «Самурай» Звездохватов решил, что его «звездный статус» позволяет не только в упор не видеть, но и не знать о существовании «вышестоящего лица», т.е. тренера. Моя бы воля, и… это был бы последний матч в карьере Зведохватова, в составе родной ему команды.
Звездохватовы – пятая колонна в команде. Делать ставку на таких, в ответственных матчах – серьезная и непростительная ошибка. Надеяться на Звездохватовых нельзя даже тогда, когда они являются обладателями золотого мяча, бутсы, трусов и майки.
Идеальный вариант для команды – продажа «венценосного гения» другому клубу. О том, что Звездохватов, в рассматриваемом случае, просто наплевал на свою команду, говорить не буду.
Это понятно каждому. Кстати, давно заметил, что «звезда», будучи приглашенной играть за сборную, не всегда, но достаточно часто, «участвует» в игре, но не бьется за победу. Престиж страны уступает место минимизации рисков получения травмы.
Взаимоотношения «звезд» с тренерами, особенно на постсоветском пространстве, специфическая и не очень веселая тема, которой коснусь в будущем. Обойти вниманием такую тему очень сложно.
И последнее. Футбольный самурай – воспитанник школы, где внедрена система подготовки футболистов нового типа. Современной СОПП (системе отбора, подготовки и поддержания кондиций футболистов) такая задача не по зубам.