суббота, 4 января 2025 г.

 


     Тайна взлетов и падений футбольных клубов



Команда берет кубки занимает ведущие места в разных рейтингах на протяжении пяти-семи лет. Затем эта команда уходит в тень на несколько лет. Иногда даже на десятилетие.

Затем снова взлет на восемь-десять лет и снова падение, которое может длиться не годы, а даже десятилетия. В чем причина таких качель успеха? 

Поправьте меня, если я неправ. У команды есть своя школа подготовки. Есть? Да, есть.

У команды есть своя философия, свой взгляд на футбол, своя футбольная идеология. Есть? У большинства ведущих команд есть. 

У клуба есть методисты и прочие спецы, которые зорко следят за тренировочным процессом, за используемыми тренерами методиками. Верно? Думаю, да.

А теперь два убийственных на мой взгляд вопроса. Первый. Почему, имея все только что перечисленное,  команды пополняют ряды главной команды за счет легионеров, которые имеют в голове Бог его знает что, и подготовлены Бог его знает как? Почему?

Пополнение команды за счет легионеров однозначно говорит о том, что в клубной системе подготовки футболистов есть проблемы, недочеты и недоработки, иначе не платили бы бешеные деньги за заморских талантов, а брали бы в основу своих воспитанников из собственной школы подготовки. А если так, то руководство команды не может не реагировать на такие вещи и должно делать все возможное, чтобы исправить положение дел в школе подготовки футболистов.

Второй вопрос. Почему в подавляющем большинстве футбольных клубов положение дел в школах подготовки не меняется, несмотря на явные недостатки, а главная команда, по-прежнему, пополняется за счет легионеров? Вы можете ответить мне на эти два простых вопроса?

Я попробую вставить своих пять копеек, а вы, ребята, можете сверить свои взгляды в этих вопросах с моими. Отвечая на первый вопрос, отвечу так.

Свои доморощенные футбольные тренеры, работающие в школе подготовки, понятия не имеют, как готовить футболистов и на какой уровень их выводить. Например, они знать не знают, что такое "морально-нравственный аспект подготовки" и каким боком к нему подступиться.

Они даже не представляют, что футболист - это матрица мышечной памяти. А если так, то техническая база футболиста для них - снежная девственная пустыня.

Не существует общепризнанных стандартов в СОПП - системе отбора, подготовки и поддержания кондиций футболистов. Поэтому, эти школы - вещь номинальная, существующая как предмет требований со стороны национальных федераций, которые, в свою очередь, выполняют циркуляры международных федераций. 

Что остается делать футбольным клубам? Правильно - ориентироваться на агентов, способных за определенное вознаграждение усилить состав команды за счет приобретения какого-либо талантливого футболиста.

На второй вопрос я бы ответил так. Если бы знали, как изменить положение дел в собственных школах подготовки к лучшему, то уже давно бы все изменили, так как только дураки будут платить там, где делать этого не обязательно.

Современный футбол еще не дорос до понимания того, что в школах подготовки футболистов нужно обучать. Вы представляете себе, обучать!

Для того, чтобы клубную школу подготовки футболистов превратить в курицу, которая будет нести золотые яйца, нужно самая малость - знать, как и чему обучать воспитанников. А раз этого нет, то эти два вопроса "как обучать?" и "чему обучать?" остаются камнем преткновения в футбольном мире.

Со школами подготовки разобрались? Думаю, да. Вот и получается, что успехи команды, ее перспективы, целиком и полностью зависят от тех легионеров, которые подпитывают команду, усиливая ее игровые кондиции.

Что же получается? А получается то, что успехи команды зависят от финансовых возможностей клуба, так как приобретение того или иного футболиста это борьба не на жизнь, а на смерть с другими футбольными клубами.

Но, и это еще не все. Успехи команды зависят не только от потенциала легионера. Они зависят еще и от того, какого возраста легионер, так как если ему 35 лет, то толку от него - как с козла молока - разве что один сезон или максимум два.

Если же легионеру двадцать лет, и у него хорошие игровые данные, то команда может рассчитывать на большее. Мало иметь хорошие данные по приобретенным легионерам.

Нужно еще иметь удовлетворительные отношения тренера с игроками, что бывает далеко не всегда. Представьте, что тренер обошелся команде за сто единиц, а игрок, который с ним в непрмиримых контрах - за пятьдесят.

Вопрос. Кого выгонять будем из команды? У вас есть ответ? А изменится ли ваш ответ, если вы узнаете, что футболист прав, а тренер - нет? Что вы будете делать?

Вот мы и подошли к теме, которую я озвучил в названии ролика и статьи. Тайна взлетов и падений проста и прозрачна. На самом деле, все это зависит не от мастерства тренеров, которые меняются и не гарантируют правильную футбольную философию клуба, где они работают.

Также это не зависит от собственной школы подготовки, на которую мало кто обращает внимание, а ориентируется на легионеров со стоимостью соответствующей финансовым возможностям клуба. На легионеров также нельзя положиться, так как они, словно мотыльки перелетают со цветочка на цветочек, меняя клубы.

Тогда кто обеспечивает высокий уровень команды? Кто делает взглет команды долгоиграющим? Кто? Вы будете удивлены, но это возраст.

Вспомните Барсу в период расцвета игры Месси, Хави и Иньесты. Вспомнили? Тогда им не было равных. Затем они состарились. Ничего вечного на Земле нет.

Что тогда произошло с Барсой? Она стала меньше выигрывать. Все просто. Посмотрите на взглеты и падения любой команды, и вы найдете закономерность между успешным периодом выступлений команды и возрастным периодом ключевых игроков команды.

Эта корреляция неоспорима и очевидна. И еще один момент. Представьте, что команда имеет глубокую и правильную футбольную философию. 

Ее носителем, безусловно, является главный тренер. Проходит, допустим, двадцать лет. Тренер все тот же и успехи все те же. Тогда можно смело делать вывод, что существующая в клубе футбольная философия верна и прогрессивна.

А теперь представьте, что тренер умер или перешел в другую команду. Вопрос. Кто будет носителем футбольной философии клуба? Кто будет пропагандировать ее и внедрять в сознание игроков команды? Кто? 

Помощники тренера? А если они не в курсе? А теперь очень грустный вывод. Носителем футбольной философии клуба, создателем футбольного мировоззрения игроков может быть только главный тренер и никто кроме главного тренера.

А если тренеров хозяева клуба меняют, как перчатки, то говорить о командном стиле, который является следствием уникальной футбольной философии, не приходится. Что в сухом остатке?

А в сухом остатке возрастной диапазон максимально эффективной игры ядра команды, костяка команды, если хотите, который имеет команда. Игроки этого костяка или ядра стареют, и как следствие - уходят в прошлое успехи команды.

Если команде повезет, и костяк команды будет успешно обновлен новыми талантливыми и техничными игроками, то период успешных выступлений клуба будет продолжен. Но, так бывает редко и далеко не у каждого клуба.

Так что, забудьте про сказки о гениальных тренерах, о непревзойденной школе подготовки и о патриотизме легионеров. Все это пыль, туфта. 

Только, ради всего святого, не приводите мне примеры конкретных легионеров-патриотов или тренеров-патриотов. Эти все примеры - исключения из правил.

А правила, увы, суровы. Подавляющее большинство футболистов и тренеров напоминают мне мотыльков, которые летят на те цветы, где больше нектара. Цветы, где нектар уже выбран, им неинтересен, даже если цветок будет Божественной красоты.

Для того, чтобы расчистить авгиевы конюшни современного футбола нужно начинать с революционной реформы в школах тренеров. Если этого не будет - никакого прогресса в современном футболе не будет, увы.


среда, 1 января 2025 г.

 


        Идеализм в работе футбольного тренера 



Не могу начать писать эту статью, так как испытываю волнение, которого у меня никогда не было. На моем ютуб-канале выложено мною более 1200 роликов, но обстоятельно эту тему я никогда не поднимал.

Упоминал, конечно, но не раскрывал. Пришло время поговорить о том, о чем современный футбол не говорит.

Если быть еще точнее, то сегодня мы будем говорить о том, о чем в футболе не говорили со дня рождения футбола.  Ошибаются те, кто думают, что футбол появился в 19 столетии.

Заблуждаются и те, кто думает, что футбол пришел к нам из средних веков. Я думаю, что это не так.

Никому не навязываю своего мнения, но считаю, что футбол пришел к нам с тех времен, когда появились мечи. После битвы, на поле боя победители находили отрубленные ими головы и с эмоциональностью дикаря, повергшего мамонта, пинали эти головы, наслаждаясь победой и находясь в эйфории победителя.

В последствии, у воинов появилось желание попинать что-то наподобие головы, но уже в мирное время. Эволюцию мяча описывать не буду хотя бы потому, что не знаю ее. 

Этим нужно заниматься  не один месяц, а возможно и не один год. Возможно, кому-то из футбольной среды это будет интересно, и этот человек станет полноценным футбольным историком.

Кстати, это было бы очень полезно и интересно, но не уверен, что национальные федерации будут выделять деньги на подобные исторические исследования. Вернусь к теме.

Итак, по моему субъективному мнению, футбол существует не одну тысячу лет. Был бы рад ошибиться, но думаю, что тема, которую я подниму в этом ролике и статье нигде и никогда не раскрывалась.

Эта тема - главное направление деятельности футбольного тренера. Нет, не так. Нижайший уровень футбольного тренера - это его головная боль по поводу физических кондиций воспитанников, при почти полном игнорировании техники и духовных сегментов.

Это тот уровень, который процветает в наши дни. Более высокий уровень тренерского искусства это контроль не только физики, но и техники.

Дай Бог, чтобы на этот уровень современный футбол перешел лет через сто. Высший же уровень тренерского искусства это развитие, или точнее, очищение внутрикомандной атмосферы до состояния  абсолютно прозрачного кристалла и укрепление внутрикомандных связей до состояния алмаза, на фоне высочайших показателей физики и техники футболистов.

Такую команду я называю духовным монолитом. Более высокого игрового потенциала команды не существует в природе.

Да, все тренеры прекрасно знают о значимости физики, но занимаются ею спустя рукава. Например. Техника бега футболиста это белое пятно в образовании и практике подавляющего большинства тренеров.

Это подавляющее большинство понятия не имеет, как бегать футболисту так, чтобы экономить до двадцати процентов своей энергии при беге, и при этом увеличивать скорость своего бега на приблизительно столько же процентов.

Если я спрошу у любого тренера, что такое "футбольная акробатика", то он только плечами пожмет. Я сейчас специально загуглил два слова "футбольная акробатика" и мой комп чуть не задымился.

Такого понятия в интернете нет. Поисковик не нашел эти два слова, стоящих вместе. Вы понимаете, что это значит? Это значит, что при заплетании ног сзади, при подсечках, футболисты, как получали травмы с большой вероятностью, так и будут получать.

С физикой, хоть и на гнилую троечку, но разобрались. С техникой катастрофа. 99,999% футболистов не владеют азбукой футбола в полном объеме. Т.е., не владеют базисом.

Обоснование займет много места в ролике, поэтому ограничусь констатацией того, что несколько индивидуальных занятий с футболистом национальной сборной ни к чему хорошему не привели.  При постановке классического удара, из-за того, что у него ударная нога, как била по мячу кочергой, исполняя удары полуподъемом, так и осталась бить кочергой по причине паталогических изменений в мозгах, я так ничего и не добился.

Его сознание отказывалось принимать информацию о том, что кроме ударов полуподъемом есть еще и другие удары. Если этого факта вам недостаточно, то забейте в поисковике моего блога два слова "футбольная техника" и программа вам выдаст не менее десятка статей на эту тему, а возможно и сотню.

Что же касается духовной составляющей тренерской работы, то эта тема, можно сказать, запрещена в современном футболе. В одном из своих роликов я уже упоминал о разговоре с тренером молодежной сборной, который порекомендовал мне при обращении к президенту федерации не употреблять слово "духовность".

Ничего удивительного в этом нет, так как этого слова нет в лексиконе подавляющего большинства футбольных тренеров. Итак, я не имею права пройти стороной мимо этой темы, несмотря на то, что она будет актуальной, дай Бог, через двести лет.

Уже сейчас нужно сеять зерна подобной работы, чтобы после нас, когда-то они проростут молодыми побегами. Начну с неожиданного. Посмотрите, пожалуйста, на рисунок.


Вам структура графита ничего не напоминает? Посмотрите, насколько прочны связи между атомами углерода в горизонтальной плоскости и насколько слабы связи между слоями.

Что у нас происходит в футбольной команде? Игроки АБВ дружат между собой. Это аналогично одному из слоев графита. Игроки Д,Ф,Т и Ж также дружат между собой.

Но, между этими группами практически никакой связи нет, кроме игровых связей во время игры. Есть в команде группы только из двух игроков, которые приятельствуют. Остальные их мало волнуют.

Крепость внутригрупповых связей в команде и слабость межгрупповых связей, не знаю, как вам, а мне очень напоминает структуру графита. Как известно графит настолько прочен, что его может сломать даже ребенок.

А теперь посмотрите на структуру связей атомов углерода в алмазе. Как видите, крепость межатомных связей у этого кристалла одинаково сильна во всех направлениях и во всех векторах межатомных связей.

О прочности алмаза говорить не буду, так как это известно любому школьнику. Вы поняли, какие задачи должны стоять перед тренером?

Среднестатистич. современная команда это графит третьего сорта. Поэтому, вначале тренер должен выявить слои-группы, а затем уже заниматься укреплением взаимодействия между этими группами.

Как заниматься? Формула "разделяй и властвуй" в нашем варианте имеет положительную окраску. Нужно на тренировках разделять группы и с помощью игровых упражнений, нарабатывать такие связи, чтобы в игре чаще контактировали те, кто входит в разные группы.

Никакой тренер никогда не разобьет спонтанно образовавшиеся группы симпатиков. У него нет такой задачи. У него другая задача - постепенно, пошагово укреплять внутрикомандные связи, подготавливая команду к кристаллизации.

А это возможно только тогда, когда межгрупповые связи будут уже хоть как-то, но соизмеримы по своей силе с внутригрупповыми связями. Вы понимаете, что это значит?

Это значит, что современный тренер, который захочет записать свое имя золотыми буквами в мировой футбольной истории, должен быть, в обязательном порядке психологом, а еще лучше психотерапевтом. Дают подобные знания молодым тренерам при получении корочек?

Дают или нет? Ответ вам известен. Не хочу расписывать до мельчайших деталей подобную тренерскую работу. Ведь тогда придется говорить и о базовых знаниях нейролингвистического программирования и о многом другом. Скажу только одну ключевую мысль.

Эта мысль является отмычкой к двери, которая ведет к тому уровню тренерского профессионализма, когда крисстализация командного духа является реальностью.

Вот эта мысль. Игроку А несимпатичен игрок Б. Разумеется, что эти игроки находятся в разных группах. Задача тренера, проводить тренировки так, чтобы успехи на тренировках и в игре игрока А напрямую зависели от его взаимопонимания и сыгранности с игроком Б.

Другими словами, игрок А вне тренировок и игр, вне территории клуба может даже в сторону игрока Б не смотреть. Но, в игре и на тренировке игрок Б должен быть желанным игроком для игрока А и наоборот.

Такой работой даже не пахнет в современном футболе. Во-первых, образование и эрудиция современных тренеров оставляет желать лучшего для подобной работы. Во-вторых, трансфертная гниль переходов игроков, их аренд, продаж и покупок, не позволяет создать устойчивый коллектив с необходимым уровнем внутрикомандной атмосферы.

В который раз замечаю, что трансфертная сущность футбола это враг футбольного прогресса. Купи-продай - это та форма существования тренеров и футболистов, когда о самосовершенствовании говорить не приходится.

Буду заканчивать, так как тема бездонна. Да, чуть не забыл. В комментариях предпоследнего ролика объявился какой-то крутой тренер, который тренировал в Дании, России и Голландии, если не ошибаюсь.

Он назвал мой канал юмористическим и даже подумал, что у меня проблемы с головой. Затем он предложил задавать ему вопросы.

Я ему задал вопрос и порекомендовал не отвечать, так как молчание это золото. Такое мое провокационное поведение должно было вызвать бурю негодования. Он, как мне кажется, должен был бы не только ответить на мой вопрос, но и аргументировать свой ответ, а затем потребовать от меня ответа на мой же вопрос.

Затем, получив от меня ответ, он должен был, как профессионал, повозить меня фейсом об тейбл и публично высмеять, озвучив свои контраргументы. Но, до сих пор гробовая тишина. 

Допустим, что я не увидел его ответа. Тогда бы он, что было бы с его стороны логично, написал бы мне письмо или под последним роликом высказал бы свое негодование по поводу моего молчания.

Но, ничего этого нет. Более того, похвастав своим тренерством в трех странах и приобретенной, скорее всего, корочкой PRO, и предложив задавать ему вопросы один из завсегдатаев канал отозвался на его предложение.

Он задал простой вопрос: "Чего вы добились, тренируя команды в трех странах?". Вопрос я озвучил не дословно, но смысл передаю точно. Наш звездный тренер и ему не ответил на этот вопрос.

Пользуясь случаем, напоминаю орденоносному тренеру о том, что жду от него ответа на мой вопрос: "Что является критерием прогресса в футболе?". И заодно хотел бы знать о своих проблемах с головой.

Я начинаю беспокоиться. А вдруг у меня кукуха поехала. Волнуюсь. Жду не дождусь вердикта по поводу своей головы. Спасибо доброму человеку, что предупредил. Этот спец скажет мне о моих проблемах в черепной коробке, и, возможно, я успею вылечиться.

Ведь кто его знает, не хочется преждевременно впадать в маразм.