Он меня услышал
У меня есть ученик-футболист, которого я обучаю исполнительскому искусству полевого игрока. На одном из занятий речь зашла о пяти вопросах, которые должны быть в голове у любого игрока, независимо от его амплуа, когда он перемещается по полю с мячом.
Первым, в порядке приоритета, был вопрос о том, где находится вратарь соперника. Я объяснял своему ученику, почему этот вопрос имеет наивысший уровень приоритетности.
Мол, постоянно сканируя действия вратаря соперника, особенно, когда находишься с мячом на половине поля соперника, ты можешь поймать такой момент, когда вратарь, по тем или иным причинам, отвлекся, потерял концентрацию, задумался, зацепившись взглядом за какой-нибудь предмет.
Ведь такое бывает с людьми. Вратарь - не робот, и может на несколько секунд выпасть из игры, потеряв концентрацию внимания.
И если мяч у тебя в ногах, а вратарь отвлекся, то ты можешь одним ударом решить исход игрового момента в пользу своей команды, и не только момента, но, иногда, и игры в целом. Затем я стал рассказывать о других вопросах, которые обязан игрок с мячом задавать себе, прежде, чем он примет окончательное решение.
На все мои объяснения, убеждения и доводы ученик ответил просто: "я не могу за долю секунды задать себе все пять вопросов. У меня голова взорвется. Я просто не могу этого сделать".
Реакция ученика для меня была ожидаемой, и я ему сказал, что со временем, он научится держать в голове все пять вопросов одновременно, и за доли секунды выбрать самый правильный вариант решения в конкретной игровой ситуации. Но, для того, чтобы это реализовать, нужно сделать первый шаг.
На следующей тренировке - сказал я своему воспитаннику - во время двухсторонки, когда у тебя будет мяч в ногах или когда он уже будет лететь к тебе, задавай себе один-единственный вопрос. Никаких мыслей в голове не должно быть. Только один вопрос - где вратарь?
Как только ты ответишь сам себе на этот вопрос, то ударишь или, в ситуации, когда вратарь бдит, задашь себе другие вопросы. Но, прежде всего, задавай себе только этот один-единственный вопрос.
Прошло несколько дней. Мы встретились с учеником, в формате онлайн, на очередном занятии. Он выслал мне видео, где он исполнял определенные технические элементы, с учетом тех замечаний, которые я ему сделал.
А потом, неожиданно для меня, рассказал, что с ним случилось на тренировке. Оказывается, что он, как я и просил его, получив или получая мяч, задавал себе один и тот же вопрос: "где вратарь?".
В один момент, когда мяч уже летел к нему, он, перед приемом, поднял голову, чтобы бросить взгляд на вратаря соперника. В этот момент девушка у стойки ворот протягивала бутылку с водой вратарю, видимо, по просьбе последнего.
Вратарь сделал первый шаг в сторону девушки, и мой ученик времени уже не терял. Он мгновенно ударил по воротам. Душераздирающие крики защитников, пытающихся вернуть к игре вратаря были запоздалыми.
Даже если бы вратарь мгновенно отреагировал, повернулся в сторону кричащих, ему все равно потребовалось бы несколько сотен миллисекунд для того, чтобы осознать возникшую опасность. Короче, мяч спокойно влетел в сетку ворот с расстояния около сорока метров.
Автор этого гола стал героем двухсторонки. Приятно, когда тебя не только слушают, но и слышат. Другому своему ученику я объяснил, что его командная обязанность - пробивать угловые удары это хорошо. Но, плохо то, что после таких угловых, его команда 5-7 секунд остается в меньшинстве.
Почему в меньшинстве? Понятно, почему; ведь игрок, пробивающий угловой, считает своей главной задачей - послать мяч в сторону штрафной соперника, а вернуться полноценно в игру - это уже второстепенная задача.
Вот и получается, что после подачи углового, исполнитель неспешно, почти трусцой возвращается в игру. Отсюда и берутся семь секунд меньшинства для атакующей команды.
В нескольких играх, после моего указания, он пробивал угловые, но все время забывал о том, что возвращаться в игру нужно рывком. Обязательно к углу штрафной, а в идеале - к вершине дуги штрафной соперника.
После очередной игры, я получил от него видео, где он, все же, не забыл и исполнил мою просьбу, мою рекомендацию. Это выглядело очень круто.
Когда видишь подобную картинку, то понимаешь, что игрок, делающий рывок из сектора углового флажка в сторону дуги штрафной соперника это, прежде всего, командный игрок, не забывающий о своей главной функции - исполнении амплуальных обязанностей. Как бы там ни было, но после этой игры, к нему подошел агент и предложил просмотр в более высокой лиге лиге одной европейской страны, которую указывать не буду.
Возможно, приглашение на просмотр и рывок из сектора углового флажка это чистой воды совпадение. Возможно. Но, кто знает, может быть, этот рывок оказался для моего ученика судьбоносным.
Хочу сделать короткий вывод, который адресую всем начинающим и не только футболистам. Играя на команду, вы играете, прежде всего, на себя самого.