суббота, 27 ноября 2021 г.

Одноногость - 2

 



                        Одноногость - 2



"Jogan Kroiff" - Подписчик канала высказался под роликом "Слабая нога" о его содержании. Также он выложил те мысли по этому поводу, которые для него близки. Я не мог пройти мимо этого откровения Подписчика, так как мой оппонент кое-что невольно неосознанно передернул, а где-то, как мне кажется, искренне заблуждается. Вот этот комментарий:

"Месси, как вы говорите одноногий калека - полуфабрикат. Хочу напомнить, что мальчик рос слабеньким и маленьким по росту. Футболом начал заниматься очень рано с 6 лет. В 13 лет попал в академию "Барселоны". Сейчас ему 34 года и он ярко выраженный левша играющий в основном на правом фланге атаки. Вопрос к вам? - Неужели вы дядя Саша, сомневаетесь в том, что за 28 лет футбольных тренировок у Месси не было тренера который бы постарался бы развить ему его слабую ногу?. Мое мнение, сомневаюсь. Ну тогда очень легко объяснить его одноногость. Он играет как ему удобно, как в свое время играя в детстве, в футбол подсказала ему сама природа. Футбольная физиология ведет его по этому пути одноногости. В одном ролике Арьен Робен (еще один калека) сказал по этому поводы - лучше иметь одну волшебную (100%) ногу, чем две хорошие (по 50%). Диего Марадонна - кричит всем нам, люди одумайтесь. Гаринча, еще один "калека". Как вы выразились 99% на сегодня футболистов в мире одноногие калеки. Задайтесь вопросом. Почему??? Сегодняшняя методика в тренировочном процессе с детства учит именно двуногости, но к счастью во время игры все забывается и к футболистам возвращаются их природные, физиологические ощущения игры. Тренировки не в состоянии переключить их ощущение игры по принципу одинаковости, здесь включаются рефлексные сенсоры, а их отключить неподвластно никому. Если бы было наоборот, то все футболисты были еще больше похожими друг на друга. Во время игры с мячем в футболе, центр тяжести смещается к опорной ноге, соответственно футболист похож на самокатчика, а двуногость относится к велосипеду, где центр тяжести посередине. Все люди на земле во время ходьбы, бега, езды на велосипеде походи друг на друга и чтобы среди них появился креатив, кому то нужно просто захромать для этого. Развивая обе ноги на тренировках одинаково, мы и так сделали наш футбол пресно - скучным, без изюминки, от того, что мало футболистов со своим стилем. Будущее футбола не за универсализмом (50 на 50), а за ярко выраженным отклонением от нормы (100%). Дани Алвешь (еще один калека) - считаю его лучшим атакующим правофланговым футболистом в истории футбола. Ну так вот, если в детстве тренеры для развития его правого или левого полушария мозга соответственно для универсализма ставили его на левый фланг (экспериментировали), думаю они делали хуже ему, что бы там не говорили. Во всем... Как говорил Брюсс Ли - "я боюсь бойца который владеет одним ударом в совершенстве, а не тех кто знает тысячу". Хочу закончить свою мысль пословицей. "За двумя ногами погонишься ни одной ничего не достигнешь" Спасибо вам дядя Саша, за то, что вы есть. Всем удачи в поисках истины жизни. Как говорят философы - ВСЕ СМОТРЯТ, НО НИ ВСЕ ВИДЯТ, Желаю всем постараться увидеть то, что всем нам поможет найти правильный путь к решению многих проблем связанных с воспитанием и обучением наших детей... Спасибо..." - замечательный комментарий.

Если честно, то я в легкой растерянности. Комментарий замечателен тем, что, в формате оппонирования мне, это, пожалуй, единственный комментарий, который удивляет своей корректностью за всю историю существования канала. Обычно со мной не церемонятся - безаппеляционно вешают ярлыки, без малейшего намерения обосновать свою позицию.

Сразу скажу, что я категорически не согласен с автором комментария, но, уважая его взгляды и считаясь с ними, не сочту за труд обосновать свою позицию. Уверен, что моим Подписчикам и гостям канала будет интересно познакомиться с двумя, практически противоположными взглядами на одну и ту же тему.

Итак, начнем. Начнем с комментирования цитат, на которые я разбил весь этот комментарий Подписчика.

Первая цитата: "Месси, как вы говорите одноногий калека - полуфабрикат." - не согласен. Да, он явно выраженный левоногий футболист. Но, я многократно видел, как он кладет мячи в ворота правой ногой. Да, его правая нога не может сравниться с левой. Это факт.

Но, то, что Лионель использует в официальных играх, где большая ответственность, правую ногу для завершения атаки говорит о том, что правой ногой он владеет, как минимум, на удовлетворительно.

Да, Месси - не идеальный футболист, но намного круче по своему уровню так называемого полуфабриката. А если бы ему еще толкового тренера дать, который бы ему объяснил, что является наивысшим кайфом в этой жизни, то уверен, его потенциал способен был бы вывести Месси на уровень, близкий к уровню футбольного Мастера.

"Сейчас ему 34 года и он ярко выраженный левша играющий в основном на правом фланге атаки." - очень яркое замечание. Действительно, Лионель, будучи левоногим, играет на правом фланге. У меня в Украине Ярмоленко также играет на правом фланге, будучи паталогически левоногим футболистом.

А знаете, почему левоногих ставят на правый фланг? Казалось бы, глупость космического масштаба. Ан-нет! Это, оказывается последний писк современного футбола. Давайте подсчитаем плюсы игры левоногого на левом фланге и на правом фланге.

Плюсы на левом фланге:

1. Индивидуальная обводка комфортнее.

2. Точность верховых передач рабочей ногой в штрафную.

3. При входе в штрафную под углом обводящий удар шведой рабочей ногой.

4. Движение по флангу с мячом с помощью рабочей ноги.

5. Низовые прострелы эффективнее рабочей ногой.

Сколько у нас плюсов? Пять.

А теперь давайте подсчитаем плюсы левоногого на правом фланге.

1. Смещение в центр с последующим обводящим ударом внутренней частью стопы в дальний угол рабочей ногой.

Что еще? А больше ничего! Если назовете - буду признателен. Оказывается, что один единственный плюс, как оказалось весомее пяти плюсов.

Не знаю, как вам, ребята, а для меня это попахивает неадекватностью.

Третья цитата: "Неужели вы дядя Саша, сомневаетесь в том, что за 28 лет футбольных тренировок у Месси не было тренера который бы постарался бы развить ему его слабую ногу?." - совсем не сомневаюсь. Не было такого и не могло быть! Не только у нас, на постсоветском пространстве, но и в Европе не любят заниматься техникой, уповая лишь на таланты того или иного игрока.

Четвертая цитата: "Он играет как ему удобно, как в свое время играя в детстве, в футбол подсказала ему сама природа. Футбольная физиология ведет его по этому пути одноногости." - не совсем корректно. Физиология его ведет по пути приоритетности рабочей ноги. А это разные вещи.

Если говорить о приоритетности, то в таком варианте учитывается возможность игры нерабочей ногой, но с учетом приоритетности рабочей.

О драматической сути одноногости, я всегда приводил привожу и всегда буду приводить один и тот же пример, который ядерной вспышкой освещает эту тему. Блохин и, если не ошибаюсь, Буряк вдвоем вышли на одного вратаря. Единственный защитник остался за спиной у Буряка, который был с мячом и который ворвался в штрафную со стороны правого фланга и уже приблизился к углу вратарской площадки.

Вратарь, разумеется вышел на Буряка, чтобы сократить угол атаки, в надежде, что Леонид сам пробьет по воротам. Но, полузащитник киевлян отдал пас Блохину, который расположился у другого угла вратарской площадки.

К ужасу обладателя золотого мяча круглый пошел не параллельно линии ворот и линии вратарской площадки, а чуть назад под небольшим углом. Другими словами, мяч прилетел к Блохину чуть-чуть за его спину. Буквально на десять-двадцать сантиметров.

Олегу пришлось развернуться к линии полета мяча и принять его нерабочей правой ногой. Весь прикол в том, что перед Блохиным были пустые ворота. Для тех, кто не знает размеров футбольных ворот, напомню, что размеры рамки - восемь ярдов в длину и восемь футов в высоту.

В привычных единицах измерения, длина ворот - семь метров тридцать два сантиметра, а высота ворот два метра сорок четыре сантиметра. В такую рамку легко прогнать восемь коров. А о том, чтобы загнать в нее мяч даже нерабочей ногой и речи нет.

Что сделал левоногий нападающий киевского "Динамо", заслуженный мастер спорта, обладатель золотого мяча? Он ведь спокойно мог мяч, посланный Буряком, не принимать, а просто переправить его в одно касание правой ногой в пустые ворота. Он же остановил мяч правой ногой. Затем стал менять опорную ногу с левой на правую, чтобы можно было ударить своей любимой рабочей ногой в пустые ворота.

Опорную ногу он поменял и даже успел замахнуться, чтобы ударить, но в момент начальной фазы полета мяча, подлетевший защитник в падении вынес мяч на угловой. Пусть не обижается на меня легенда украинского футбола, времен 70-х годов прошлого столетия, но его игровой портрет, нарисованный только что мною, где он выглядит совсем не легендарно, на самом деле является ярчайшим примером обучающегося свойства, дающий понять, что двуногость, хотя бы на начальном уровне должна быть у каждого футболиста.

И если этого нет, то впору говорить об инвалидности. С этим убеждением я и закончу свой путь на Земле, и вряд ли изменю свой взгляд на эту вещь. А теперь представьте, что ваша любимая родная национальная сборная вышла в финал чемпионата мира, что уже явилось суперсенсацией в футбольном мире.

И на последней минуте левоногая суперзвезда вашей команды сделала бы то, что я только что описал, при ничейном счете. В результате, по пенальти ваша команда проиграла.

Мне интересно, что бы сказали болельщики по этому поводу. Думаю, что всем понятно, какие бы многоэтажные слова услышал бы этот левоногий вундеркинд, а заодно те, кто оправдывал бы этого футболиста, похоронившего надежду на кубок мира.

Пятая цитата: "В одном ролике Арьен Робен (еще один калека) сказал по этому поводы - лучше иметь одну волшебную (100%) ногу, чем две хорошие (по 50%)." - во-первых, пример с Блохиным, о котором я рассказал только что, камня на камне не оставляет от высказывания Робена. Во-вторых, а где эти волшебные ноги?

Почему эти волшебные ноги не приводят к волшебным результатам? Почему до сих пор в футбольном мире существуют нулевые ничьи? Только не говорите мне о суперпрофессиональной защите, а то меня начнет тошнить. Я могу подобрать, без больших проблем, сотню забитых мячей, когда ни полевые игроки, ни сам вратарь ничего не могли сделать в плане защиты своих ворот. Они были просто-напросто беспомощны.

А теперь скромный вывод. Слушайте очень внимательно. Если ты - правоногий футболист, находишься с мячом на правом фланге и делаешь адресную низовую передачу в центр штрафной площадки, где находится твой партнер, а защитники соперника пару метров за его спиной, то передачу ты должен делать филигранную.

Или, другими словами, суперточную. Знаете, почему? Следите внимательно за моей мыслью. Потому, что если партнер левоногий, то передачу ему нужно делать перед ним, но не в ноги и тем более не за спину.

Если же партнер в штрафной - правоногий, то передачу ему нельзя делать перед ним, а только в ноги или чуть за спину. Точнее, перед правоногим можно послать мяч, но тогда удара не будет, а будет только рикошетное перенаправление мяча в рамку, что также эффективно. У обоих игроков, которых я упомянул в примере, нерабочие ноги нужны только для опоры и для бега. Аналогично можно сказать о левом фланге.

Правоногому с левого фланга нужно посылать мяч перед ним, а левоногому в ноги или чуть за спину, а также перед ним для перенаправления мяча в рамку.

Робен никогда не был Гуру в техническом аспекте. Он был большим трудягой, что всегда у меня вызывало уважение. Но если рядом поставить Рональдиньо, то Арьен просто исчезнет в тени бразильца. Это мое мнение, и, как говорится, о вкусах и понимании игры не спорят.

Если уже говорить о выборе, предложенном Робеном - т.е. две хорошие или одна волшебная, то я бы предложил другой вариант. Положите на одну чашу весов волшебную ногу и вторую в виде опорного костыля, а на другую чашу весов - рабочую ногу и 70%-ую вторую ногу от уровня рабочей ноги.

Мой выбор однозначен - это содержание второй чаши. Но, если кого-то привлекает наличие волшебной ноги, то ради Бога делайте такой выбор. Ведь любой выбор это ваше священное право.

Шестая цитата: "Диего Марадона - кричит всем нам, люди одумайтесь." - ну и рассмешил ты меня, уважаемый автор комментария. Кому кричит Диего? Это глас вопиющего в пустыне. Ведь 99 процентов игроков - одноногие и ты с этим соглашаешься. Тогда кому вопиет этот аргентинец?

Седьмая цитата: "Сегодняшняя методика в тренировочном процессе с детства учит именно двуногости, но к счастью во время игры все забывается и к футболистам возвращаются их природные, физиологические ощущения игры." - методика может быть и учит именно двуногости. Но, практика говорит об обратном.

Если мне кто-то скажет, что тренировочный процесс предусматривает тестирование на двуногость, то я не поверю и скажу сразу, что это ложь. Если я не прав, то, без всяких проблем, принесу свои самые искренние извинения.

Восьмая цитата: "Во время игры с мячом в футболе, центр тяжести смещается к опорной ноге, соответственно футболист похож на самокатчика, а двуногость относится к велосипеду, где центр тяжести посередине." - не согласен. Какой бы ни был футболист - правоногий или левоногий, но бежит с мячом он двумя ногами. А если так, то центр тяжести во время бега находится посередине и никуда не смещается.

Девятая цитата: "Развивая обе ноги на тренировках одинаково, мы и так сделали наш футбол пресно - скучным, без изюминки, от того, что мало футболистов со своим стилем. Будущее футбола не за универсализмом (50 на 50), а за ярко выраженным отклонением от нормы (100%). " - ну нельзя же желаемое выдавать за действительное! Нельзя! У нас никто и нигде не развивает обе ноги! Никто и нигде! Зачем заявлять то, чего нет?

А если и найдется такой тренер или даже несколько таких тренеров, то это будет исключением, которое только подтвердит правило. Неужели это непонятно?

Десятая цитата: "Ну так вот, если в детстве тренеры для развития его правого или левого полушария мозга соответственно для универсализма ставили его на левый фланг (экспериментировали), думаю они делали хуже ему, что бы там не говорили." - как говорил мой физик в школе "мал малость ошибку дал - вместо ура караул кричал".

Правое полушарие отвечает за образы и интуицию, а левое полушарие - отвечает за анализ и логику. Причем тут правоногость и левоногость в сочетании с флангами поля?

Одиннадцатая цитата: "Как говорил Брюсс Ли - "я боюсь бойца который владеет одним ударом в совершенстве, а не тех кто знает тысячу" - абсолютно согласен. Есть такая поговорка. Специалист узкого профиля это тот, кто знает все ни о чем, а спец широкого профиля не знает ничего обо всем.

Лучше владеть в совершенстве главным обманным движением, нежели, через пень колоду, исполнять одинарные или двойные переступы и другие финты. Подобное можно сказать о любом финте.

Мои любимые финты в молодости это:

1. Когда атаковал ворота соперника, находясь к ним лицом, то часто убирал мяч под себя, показывая всем своим видом, в частности поднятой головой, что собираюсь делать передачу в центр штрафной, а сам резко убирал мяч под себя и избавлялся от опекуна.

2. Второй мой любимейший финт это тогда, когда я находился спиной к воротам. Приняв передачу, находясь спиной к воротам соперника и зная, что защитник мне дышит в затылок, я делал амплитудный переступ правой ногой влево, с переносом центра тяжести на манипулирующую правую ногу, оставляя мяч у того места, где была правая нога, а затем этой же правой ногой я проталкивал мяч вправо и следовал за мячом.

Этим переступом я якорил защитника слева от себя, а сам уходил вправо, получая пространство для удара.

Получалось, что я делал своеобразный широкий шаг. Ведь для того, чтобы протолкнуть мяч вправо от себя я это делал правой ногой, которая находилась за левой ногой после амплитудного переступа и которую нужно было распрямить так, чтобы она не только дотянулась до мяча, но и протолкнула его вправо.

Таким образом я легко получал свободное пространство перед воротами соперника и возможность нанести удар левой ногой с разворота. Для меня не было никакой разницы, какой ногой бить.

Если я понимал, что могу получить свободное пространство слева от себя, и там будет возможность ударить по воротам, то я делал амплитудный переступ уже левой ногой вправо, перенося центр тяжести на манипулирующую ногу и оставляя мяч там, где была левая нога, а затем этой же левой ногой проталкивал мяч влево от себя и уже бил по воротам правой ногой.

Эти два финта я делал на очень высоком уровне, извините за нескромность, практически не зная сбоев, за редчайшими исключениями. Мне не нужны были в арсенале десятки других финтов. Это не говорит о том, что я не пользовался другими финтами. Пользовался, но значительно реже, нежели теми, которые только что описал. Так что с Брюссом Ли я абсолютно согласен.

Последняя цитата: ""За двумя ногами погонишься ни одной ничего не достигнешь" Спасибо вам дядя Саша, за то, что вы есть." - насчет погони за двумя ногами я уже высказался. И тебе, дорогой мой автор комментария, спасибо за то, что думаешь, анализируешь и делаешь выводы. И отдельное спасибо за корректность дискуссии.

В завершение хочу сказать о названии ролика и статьи. "Одноногость - 2" - вынужденное название, так как об одноногости я уже высказывался. Но, я не беспокоюсь о том, что повторюсь. Описывая тему, которой уже касался, я никогда не смотрю на то, о чем я уже говорил в первой статье.

Практика показывает, что в каждом высказывании есть свои изюминки и свои оригинальные мысли. Повторное высказывание, не сомневаюсь в этом, только лишь обогащает понимание рассматриваемой темы.








среда, 24 ноября 2021 г.

Голова или ноги?

 


                           Голова или ноги?




Андрей Филатов - Подписчик канала, попросил меня ответить на его вопрос. Вот этот вопрос: "Добрый вечер Александр, как вы понимаете фразу: В футбол играют головой, ноги это всего лишь инструмент, благодарен за ваш ответ". 

С удовольствием отвечу на этот вопрос. Давайте проанализируем очень простую ситуацию в футболе. Иванов решил передать мяч Сидорову и уже сделал замах для передачи.

Как реагирует на это Сидоров? Он видит, что Иванов решил сделать ему передачу, так как последний развернулся в его сторону и уже сделал замах для исполнения паса.

О чем думает Сидоров в этот момент. Футболисты думают по-разному. Вот и давайте сейчас рассмотрим несколько вариантов размышлений тех, кому адресуется передача.

1. Сидоров, видя, что ему сейчас будет сделана передача, рассуждает так: "Сейчас будет мне передача. Моя задача - безошибочно принять мяч, а там посмотрю, что с ним делать". Только не думайте, ребята, что Сидоров вот так думает, ожидая передачу. Эти его мысли подсознательны. Но, именно эти мысли и руководят Сидоровым, в частности, его ногами.

2. "Мне сейчас будет сделана передача. Нужно поднять быстро голову и посмотреть, кто и где находится, чтобы сразу, после обработки мяча, сделать передачу третьему или же вернуть Иванову или продвигаться с мячом самостоятельно".

3."Мне сейчас будет сделана передача. Мне нужно сфотографировать ситуацию на поле, подняв голову, а затем решить кому сделать передачу и делать ли ее. Одновременно мне нужно решить - обнулять ли скорость полета мяча или принять мяч с уходом в сторону. А если так, то в какую сторону?".

4. "Мне сейчас будет сделана передача. Мне нужно поднять голову, сфоткать ситуацию на поле и принять решение, что делать дальше. В том числе посмотреть, смогу ли я со своей точки произвести удар по воротам или же удерживать мяч, чтобы появились открытые партнеры, Которые сейчас разобраны".

Четырех вариантов вам достаточно, ребята, чтобы вы поняли, что вначале работает голова, и только потом ноги, которые получают нужную команду от головы?

Вариантов размышлений у Сидорова - ровно один миллион, а может быть и больше. Все зависит от уровня понимания игры Сидоровым. Вот почему так важно индивидуально анализировать массу игровых фрагментов с помощью нарезки видео существующими программами видеоредакторов.

Хотите еще один фрагмент проанализируем? Иванов рвется по правому флангу. Перед ним левый защитник соперника, которого он элегантно и эффективно оставляет за своей спиной.

Ему осталось сделать проброс мяча на  несколько метров вперед, а дальше уже думать:

- или идти в штрафную самостоятельно

- или делать адресную верховую передачу партнеру 

- или сбрасывать мяч диагонально назад в центральную полосу для подключения еще одного своего партнера.

- или исполнять обводящий удар шведой по воротам (если у него рабочая нога - правая) 

- или делать опорной правую ногу и исполнить обводящий удар внутренней частью стопы уже левой ногой, если она - рабочая или умелая.

- или сделать низовую прострельную передачу для замыкания ее Сидоровым.

- или сбрасывать мяч диагонально назад для исполнения диагонального контрудара партнером.

О чем думает Сидоров, который синхронно с Ивановым набегает в штрафную по центру? Вот его варианты размышлений:

1. Сейчас Иванов сделает мне навесную передачу. Нужно выбрать оптимальную точку для удара головой.

2. Иванов  сейчас сделает низовой прострел, и мне нужно не опоздать на замыкание.

3. Иванов сделает обводящий удар шведой, так как он недалеко от угла штрафной и вполне может положить мяч в дальний угол. Но, если дуга его удара не будет достаточно крутой, то вратарь может дотянуться до линии полета мяча и отбросит мяч в центр, где мне и нужно находиться.

4. Иванов сделает сейчас диагональный контровой накат на Петрова, который расположился в нескольких метрах от дуги штрафной, после чего последует удар Петрова, и мне нужно сделать рывок на добивание на всякий случай.

5. У Сидорова в голове сразу два первых варианта.

6. У Сидорова в голове сразу три первых варианта.

7. У Сидорова в голове первый и третий вариант.

8. У Сидорова в голове все три первых варианта.

9. Иванов мне сделает передачу, и если я почувствую, что удар будет не эффективным, то сброшу мяч головой назад Петрову, чтобы тот слету сделал удар по воротам.

И т.д. и т.п. И только после того, как в голове Сидорова пройдет анализ ситуации и мяч будет направлен к нему, будет принято решение, какой частью тела сыграть, чтобы дальнейшие события были максимально эффективными для команды.

Всеми частями тела, всеми мышечными группами тела футболиста руководил, руководит и всегда будет руководить мозг. Даже у самых убогих футболистов, уровня подворотни, всегда первичен мозг.

Если Иванов играет на первенство улицы в одной из команд и видит, что мяч находится на правом фланге атаки, а он - на левом, то он примет решение. Какое? Разумеется, бежать туда, где мяч, чтобы, в случае, удачного отскока завладеть им и пнуть мяч в сторону ворот соперника, где шансов забить гол будет больше.

Именно так мыслят футболисты примитивного уровня. Но, и здесь ноги ничего не решают. Решает мозг, а ноги лишь исполняют указания мозга.

Вот почему, мой дорогой Андрей, говорят, что в футболе играют головой. Ты уже понял, что речь идет не о буквальном использовании головы, как бьющего предмета по мячу, а о том, что вначале все решает мозг, а ноги или корпус, или шея, или руки исполняют приказ мозга.

Вот и все премудрости.



суббота, 20 ноября 2021 г.

Футбольное мышление

 


                       Футбольное мышление



Подписчик канала "Коні як хобі і частина життя" попросил меня высказаться по поводу футбольного мышления, начиная с детского возраста. Это не просьба о расшифровке футбольного мышления, что в принципе невозможно, так как  футбол - игра Бога, т.е. игра, сотканная, как полотно из нитей, многочисленными бесконечностями. 

Например, мяч имеет бесконечное число точек соприкосновения, несмотря на то, что площадь поверхности мяча ограничена. Число вариантов различных игровых схем и случайных ситуаций также равно бесконечности.

Я уже не говорю о том, что игра подчинена с двух сторон мышлению футболистов. А это мышление рождается в мозгу, где количество нейронных связей приближается к бесконечности.

Если игра в шахматы представляет собой пакет различных вариантов игры, исчисляемый квадрильонами, несмотря всего на 64 клетки, имеющихся на шахматной доске, то о футболе, где количество таких клеток равно бесконечности, говорить о каком-то уровне сложности игры как-то даже неприлично.

Об этом может говорить либо ограниченный интеллектом человек, либо просто сумасшедший. Игра в футбол, по своей сложности не имеет дна. Она бесконечно сложна и глубока.

А если так, то и мышление футболиста, чтобы быть под стать игре, должно быть бесконечно глубоким. Вы следите за логикой моего рассуждения? Я все верно говорю?

А если я говорю верно, то футбольное мышление раскрыть невозможно. Можно только говорить о некоторых нюансах. Давайте попробуем вместе? Давайте.

Шестилетний мальчишка или пятилетний или семилетний пришел в футбольную школу. Когда он ознакомился с правилами игры, то понял, что главная цель игроков команды - забить, заколотить, закатить, завести мяч в ворота соперника.

В так называемом монофутболе все ясно и прозрачно - при игре один в один, задача футболиста послать мяч в ворота соперника. Когда же идет игра, скажем пять на пять, то у ребенка в голове начинает искрить, вплоть до короткого замыкания.

Почему? Вы это хотите спросить? Он начинает думать о том, что мяч в ворота соперника можно заколотить или закатить лично, а можно с помощью партнеров. Но. У него возникает соблазн. Как вы думаете, какой?

Ведь когда забивает он, то его хвалят, его поздравляют с голом, ему аплодируют, а когда забивают партнеры, то хвалят их, а не его. Вывод напрашивается сам собой.

Если хочешь выделяться, если хочешь быть в центре внимания родителей, болельщиков тренеров, в том числе из чужих команд, то должен быть автором гола. И если тренер, с малых лет своих воспитанников, не объяснит им, что главный приоритет в футболе это забитый мяч в ворота соперника, а не авторство этого гола.

Если тренер объяснил доходчиво и расшифровал детям всю порочность игры не на команду, а на себя любимого, то у ребенка рождается и формируется в голове принцип приоритетности. Т.е., ребенок начинает оценивать все свои действия в плане приоритетности.

Другими словами, если футболист находится перед пустыми воротами с мячом, а партнеры в стороне, причем разобранные соперниками, то нет смысла искать хорошую передачу, так как нахождения перед пустыми воротами соперника имеет наивысший приоритет, и необходимо самому завершать атаку.

Второй пример. Мяч у Иванова. Партнер справа прикрыт соперником, а партнер слева открыт и ждет передачу. Перед Ивановым защитник, который не дает свободно пройти к воротам, а также прицельно ударить.

Иванов начинает быстро соображать, в каком из вариантов более высокий приоритет: в варианте, когда мяч отдается свободному партнеру или необходимость идти в обводку с непонятными последствиями. С большой вероятностью Иванов примет решение отдавать мяч партнеру.

Ребята! Я понимаю, что сейчас говорю банальные очевидные вещи. Но, обращаюсь сейчас к детским тренерам, вы должны понимать, какие первые шаги делает ребенок в плане футбольного мышления.

И если вы осознаете правильность таких шагов, то должны скрупулезно, с большим терпением донести эти азы футбольного мышления до ребенка. И чем раньше вы это сделаете, тем быстрее будет расти мальчишка или девчонка в интеллектуальном плане и, как следствие, в понимании игры.

Футбольное поле это пространство, где футболисты представляют собой судей, адвокатов и прокуроров одновременно, постоянно кладя на свои индивидуальные весы приоритетов то или иное потенциальное решение. Для тех, кто не понял, объясню на примере.

Идет быстрая контратака команды "Звезда" или назовите ее как-то по-другому - как вам больше нравится. Мяч у Иванова, который движется по центру и только что пересек центральную линию поля. Слева от него Петров, а справа Сидоров. Иванову противостоит Козлов, рядом с Петровым  находится соперник Вишняков, а недалеко от Сидорова расположился Копейкин.

Иванов видит, что Сидоров начинает делать рывок по правому флангу, предлагая себя для разрезающей передачи, слева Петров, который не производит никаких действий, а расположился у левой бровки и не пытается оторваться от опекуна.

Перед Ивановым находится Козлов. Иванов мысленно и с огромной скоростью  вытаскивает многочашные весы приоритетов и кладет на каждую чашу отдельно взятый вариант:

1. Я иду в обводку, и в случае успеха резко обостряю игровую ситуацию в пользу своей команды.

2. Отдаю мяч налево Петрову, который малоактивен, но может сделать рывок к мячу, если исполнить передачу на ход.

3. Учитывая, что Сидоров уже сделал рывок и этим озвучил свои намерения, есть резон сделать разрезающую передачу именно ему.

4. За счет легкого переступа, сместиться влево или вправо и нанести удар по воротам соперника с дальней дистанции.

5. Принять решение, подключиться к передней линии атаки, отдав мяч  назад.

6. Притормозить атаку на полсекунды, дождавшись подключения к атаке Васюнина, с которым хорошее взаимопонимание и с которым можно сыграть в стенку, что значительно эффективнее индивидуальной обводки.

7. Показать жестом Сидорову, чтобы он, получив мяч и чуть пройдя вперед и напоровшись на одного из защитников, вернул мне мяч назад контровым накатом для того, чтобы я выстрелил в рамку соперника.

 У весов Иванова, как вы заметили, оказалось семь чаш. Какая чаша перевесила - неизвестно. Об этом нужно спросить у Иванова.

Теперь два слова о Сидорове. Мяч у Иванова, который только что пересек центральную линию поля и движется по центру. Сидоров мысленно и с огромной скоростью достает свои весы и кладет на каждую из чаш рассматриваемые им варианты своих решений:

1. Я уйду к самой бровке, ожидая паса на ход по флангу.

2. Сделаю диагональный рывок за спину защитника, в расчете на то, что этот рывок заметит Иванов и сделает мне разрезающую передачу.

3. Смещусь ближе к центру и к Иванову, в расчете на то, что Иванов захочет сыграть со мной в стенку и прорваться индивидуально.

Как видите, ребята, Сидоров не стал себя напрягать другими вариантами и вытащил весы с тремя чашами. Как вы уже знаете, перевесила вторая чаша. А что с Петровым?

 А у Петрова понадобились к весам следующие чаши:

1. Что-то мне стремно предлагать себя для передачи. Лучше я останусь рядом с соперником.

2. Сделать рывок, чтобы предложить себя на левом фланге.

Итак, весы Петрова оказались с двумя чашами.

А теперь, к примеру, давайте посмотрим, какие весы у Козлова, который противостоит Иванову:

1. Выброситься с целью выбить мяч из-под ног или завладеть мячом.

2. Держать дистанцию, чтобы предотвратить индивидуальную обводку себя.

3. Держать дистанцию и одновременно делать провокационные выпады, с целью спровоцировать Иванова на индивидуальную обводку.

Как видите, у центрального защитника соперника весы оказались с тремя чашами. Надеюсь, вам все понятно?

По полю мобильно перемещаются двадцать два футболиста с весами, которыми они пользуются практически до десятка раз в минуту. Футбол это процесс взвешивания шансов на 22 весах.

Как футболист характеризует своих партнеров? Давайте попробуем описать процесс оценки партнера:

1. Он двуног - хорошо, тогда не нужно париться по поводу специфики передачи.

2. Он правоног, и плохо владеет левой ногой. Тогда есть смысл отдавать ему под правую ногу, если есть такая возможность, а если нет, то этот адресат передачи аннулируется.

3. Он левоног, а дальнейшее, как в пункте 2.

4. Он не любит передач ему, а если так, то у этого адресата минимальный приоритет.

5. Он любит брать игру на себя и не прячется за спинами соперника. У такого адресата наивысший приоритет.

6. Он быстр, а если так, то возможно рассмотрение варианта с передачей на ход или в разрез защитникам соперника.

7. Он медленный, а если так, то, при необходимости, возможна только передача в ноги.

8. Он удароспособен, а если так, то есть смысл ему передавать мяч, когда он в свободной зоне или выходит в нее.

9. Он смекалист, а если так, то с ним возможно сыграть в стенку или надеяться на обратный пас в качестве контрового наката для пушечного удара.

10. Он любит делать передачи назад, так как немного труслив в том, чтобы брать ответственность на себя в плане развития атаки и ее обострения.

11. Он техничен, обожает себя и далеко не всегда играет на команду, а если так, то рассчитывать на него, как на игрока, который сыграет в одно касание для мгновенного паса третьему не приходится.

12. Он не умеет принимать мяч с помощью уступающего движения. Поэтому жесткую передачу ему делать нельзя категорически - мяч отлетит и моя команда потеряет круглого.

13. Он очень хорошо играет головой и имеет высокий прыжок, а если так, то верховая адресная передача ему имеет очень высокий приоритет.

14. У него прекрасно поставлен удар с контрового наката, а если так, то после флангового прорыва буду искать диагональную передачу назад для осуществления диагонального контрового наката этому партнеру.

15. Этот парень прекрасен в отборе и перехватах мяча, но в принятии решения, когда у него мяч, он всегда паникует и, как следствие, либо теряет мяч, либо делает ошибку при передаче.

Ребята, я привел лишь 15 пунктов возможных вариантов мышления футболиста на футбольном поле. Можно было бы привести и 150 вариантов, но смысла в этом не вижу, так как приведенные варианты ярко говорят о том, что им нет числа.

И чем талантливее футболист, чем лучше он понимает игру, тем больше вариантов продолжения игры он просматривает за доли секунды, причем подсознательно. Я не упомянул о технологии скоростной контратаки, которая сопровождается целым пакетом различных размышлений.

Также я не упомянул о мыслях футболистов, когда концентрация их на одном из участков поля превышает норму. Целый пакет мыслей связан с выбором  того или иного финта для индивидуальной обводки, с принятием решения о том или ином подкате, с решением бороться или отказаться от борьбы на втором этаже. И т.д.

Мышление футболиста не ограничивается футбольным полем во время игры. Есть еще тренировки, есть еще индивидуальные тренировки, есть еще быт, есть еще провокации с не футбольной стороны.

Есть еще такое понятие, как ключевая цель в карьере футболиста и мысли, связанные с этим. Есть размышления, связанные с взаимоотношениями с тренером, партнерами и работниками клуба. И многое, многое, многое другое.

Бесконечное, при всем моем желании, я не смогу вместить в этот ролик и статью. А поэтому буду заканчивать. Этой статьей и роликом я попытался показать всю абсурдность и бесполезность в попытках расшифровать мышление футболиста.

Я всегда говорил, говорю и буду говорить о том, что когда мы имеем дело с бесконечностями в том или ином виде, необходимо ориентироваться на принципы. Это принципы ведения игры в формате своего амплуа.

Это принципы работы на тренировке, как со стороны тренера, так и со стороны футболистов. Везде, какой бы сегмент жизнедеятельности футболиста и тренера мы не взяли, необходимо ориентироваться на принципиальную базу.

Приводить пример, как сознательно уйти от рассмотрения множества различных вариантов в пользу приверженности всего нескольких принципов, я не буду, так как статья и ролик уже получились достаточно емкими. Кстати, только что родилась мысль выложить ролик и написать статью о принципах в футболе.

Прекрасная мысль, обязательно реализую эту мысль.


среда, 17 ноября 2021 г.

Недосягаемая банальность

 


                    Недосягаемая банальность



То ли гость, то ли Подписчик канала "Al Sp" оставил комментарий под роликом "Наилучший вингбэк". Вот его комментарий: "Мудрецы говорят что банальность сродни глупости или кризис творческий? вам бы в прошлый век с таким то заскорузлым контентом" - исходя из написанного получается, что ваш покорный слуга глуп, так как вещает банальности.

Я уже давно перестал обращать внимания на подобные комменты. Но, здесь меня зацепило слово "банальность". Что такое банальность? У этого слова очень много синонимов - пошлость, заурядность, простота, тривиальность, обыкновенность, стереотипность и т.д. Я бы еще добавил слово "очевидность".

И тут я сам себе задаю вопрос: может быть я действительно зауряден, прост, обыкновенен и очевиден? Может быть, то, о чем я говорю, давным давно переварено современным футболом?

Давайте разберемся. Думаю, что мои рассуждения будут более интересны тренерам, но, и футболистам, не сомневаюсь в этом, это также будет полезно.

Селекционный фильтр. Вы знаете, как сейчас отбирают мальчишек: прыжок с места в длину, бег на 15 или 30 метров. Иногда еще смотрят на рост. Вот и весь отбор у современного, особенно постсоветского футбола.

На большее ума у тех, кто имеет не заскорузлый контент, не хватает. Вашим покорным слугой предложен семиуровневый селекционный фильтр, где то, чем занимаются нынешние селекционеры-тренеры стоит на почетном последнем месте. Причем физику я бы тестировал по-другому, где на первом месте была бы скоординированность.

В порядке приоритета, на первом месте стоит выявление уровня интеллекта мальчишки или с помощью теста на IQ или другим способом. На втором месте - выявление в мальчишке уровня бойцовского духа (соотношения волка и зайца)

На третьем месте... хотя, какая разница, что находится на третьем месте? Факт состоит в том, что до такого понимания уровня отбора детей современному футболу - как до соседней галактики.

Теперь два слова об очередной "банальности". Когда у человека в активе одна-две прочитанных книги за всю жизнь плюс несколько месяцев обучения непонятно чему на тренерских курсах, то такой тренер - не тренер, а жалкая и грустная карикатура на него.

Я сейчас говорю не о всех тренерах, а о большинстве, увы.

Третья "банальность". Сверхбыстрое межтаймовое восстановление. Очень хотелось бы, чтобы автор комментария спросил бы о нем, о таком восстановлении у десятка тренеров. Мне очень интересно было бы узнать, что скажут об этой банальности тренеры.

Этот термин был введен в тренировочный процесс мною и проверен на играх одной из московских команд. Интересно, что же это за банальность, о содержании которой никто ничего не слышал, кроме единиц?

Статические тренировки, эффективность которых доказана специалистами НБА документально! Почему же они не применяются в футбольной практике? Ах да, это же банальность.

Доминанта технической подготовки в тренировочном процессе. Тоже банальность? Почему тогда мы видим сплошь и рядом на тренировках клубов премьер-лиг Европы 80 процентов легкой атлетики и только двадцать процентов футбола?

Причем, из двадцати футбольных процентов практически ничего нет из того, что развивает футболиста, как матрицу мышечной памяти.

Ударное искусство - как сегмент технической подготовки, оно является доминантой в доминанте. Практически тотальная импотентность современного футбола в плане удара и паса шведой.

Духовное воспитание. Пусть футбольные тренеры, для начала, узнают такую банальность как понятие "духовность", и только потом уже можно будет поговорить о духовном воспитании, его востребованности, как главного инструмента в формировании команды, как духовного монолита.

Отсутствие в футбольной науке расшифровки ключевого понятия в футболе "футбольная команда" это тоже банальность? Знаете, ребята, я бы мог не реагировать на подобные попытки судить тех, кто думает иначе и любит футбол иначе.

Как вы заметили - никакой конкретики. Только "заскорузлый контент" и безаппеляционный посыл вашего покорного слуги в прошлый век. Ребята, запомните.

Если вы хотите создать в этом мире что-то новое - готовьтесь к тому, что будете в дерьме по уши. Вы будете выскочкой, сумасшедшим, дилетантом и т.д. Вас будут поносить на все лады, но ничего конкретного говорить не будут.

Это все я испытал в полной мере. Еще раз хочу повторить, что новое не идет по ковровой дорожке, а через дебри и разные препятствия. Старое никогда не отдавало, не отдает и не отдаст свои позиции без смертельной схватки.

Вот почему меня тихо ненавидят те, чей психологический комфорт я нарушаю своими новшествами, реформами и своей новой футбольной идеологией. Знаете, почему я назвал эту статью и ролик "Недосягаемая банальность"? Потому, что у моих оппонентов не хватает, то ли ума, то ли знаний, чтобы постичь простые вещи.

Называя все то, что я предлагаю, банальностью, они сами себя позорят. Непостижимое или непонятное для них они называют очевидным. Здесь уже впору говорить об адекватности.

Еще раз повторю, что эта статья и ролик - не попытка оправдаться перед очередным знатоком, а желание предупредить тех, кто хочет стать на путь реформаторства, не понимая, насколько это психологически трудное занятие.


воскресенье, 14 ноября 2021 г.

Режь, сортируй, анализируй!



                Режь, сортируй анализируй!



Ребята, вы думаете, что я обращаюсь к тренерам? А вот и нет! Я обращаюсь ко всем без исключения футболистам. Я настоятельно рекомендую вам заняться той работой, которую вряд ли вам посоветуют тренеры, к великому сожалению.

Этой работе нет цены. Она бесценна для понимания игры любым футболистом. Эта работа сделает вас настоящим спецом в понимании игры футболистов вашего амплуа.

Не исключаю того, что вы начнете понимать игру круче и даже намного круче, чем ваш тренер. В любом случае, такая работа - только один жирный плюс и ничего другого.

 Что же я вам хочу посоветовать такого, что вам не посоветует тренер? Я был бы бесконечно рад, если бы тренер дал вам подобный совет, но это очень маловероятно.

А теперь перейду к конкретике. Прежде всего, вам нужно научиться работать с компьютерной программой, которая редактирует видеодорожку. Это такая программа, как Камтазия, Мовави и многие другие. Выбирайте на свой вкус.

Я например, с удовольствием работаю с Камтазией. Возможно вам понравится другая программа. Суть предлагаемой мною работы проста: вы берете видео игры, которое вас интересует. Просматриваете это видео и вырезаете те моменты, которые касаются непосредственно игры футболистов вашего амплуа.

Вырезав те моменты, которые вас заинтересовали, вы их просматриваете несколько раз, пытаясь найти причины действий футболистов. Возможно, вы одобрите действия, которые вы видите на видео, но, возможно, обнаружите и другие варианты, которые были проигнорированы игроками на видео.

Просматривая видеофрагмент, задавайте себе самые разнообразные вопросы. Вам нужно подобрать для себя такой пакет вопросов, ответы  на которые данный футбольный эпизод, как бы, просвечивали рентгеном.

Давайте сейчас набросаем те вопросы, ответы на которые были бы вам интересны и познавательны:

 1. Какие были другие варианты продолжения игры?

2. Расположите в порядке приоритета все возможные варианты, которые возможны для успешного продолжения игры.

3. Правильно ли расположены игроки обеих команд или в правильном ли направлении они перемещаются?

4. Возможен ли удар по воротам?

5. Возможно ли вывести партнера в свободную зону для удара?

6. Возможно ли вывести партнера в свободную зону для обострения игры?

7. Правильно ли действовал защитник, которого атаковал соперник с мячом?

8. Возможна ли диагональ в этой ситуации, как более эффективное продолжение игры, нежели короткий или средний пас.

9. Правильно ли расположились игроки при стандарте?

10. Правильно ли расположились игроки обеих команд при подаче углового?

11. Нужно ли оценивать в этом эпизоде игру вратаря?

12. Правилен ли пас назад?

Каждый эпизод имеет свою тематику. В зависимости от нее применяется тот или иной пакет вопросов, которые нужно продумать. Какие темы могут быть у фрагментов?

1. Оценка индивидуальной игры в фазе атаки.

2. Оценка индивидуальной игры в фазе обороны.

3. Оценка действий игроков одной команды в фазе атаки.

4. Оценка действий игроков одной команды в фазе обороны.

5.Оценка действий вратаря.

6. Анализ игровой ситуации на фланге в фазе атаки.

7. Анализ игровой ситуации на фланге в фазе обороны.

8. Анализ действий двух сторон при розыгрыше углового удара.

9. Анализ действий двух сторон при розыгрыше штрафного удара.

10. Анализ игровой ситуации в центральной полосе поля в фазе атаки.

11. Анализ игровой ситуации в центральной полосе поля в фазе обороны.

Уверен на 99, 99% что подобной работой никто из футболистов не занимался, не занимается и вряд ли будут это делать, увы. Но, если вы, ребята, хотите быть Гуру в понимании игры, хотите заиметь безоговорочный авторитет в команде и среди журналистов и болельщиков, то займитесь подобной работой.

В этой работе нет минусов, а есть только плюсы. Подумайте над тем, что для вас более ценное: трата времени на аналитическое самообучение или трата времени на зависание в соц. сетях, танчиках или других стрелялках. 

Не жалейте себя любимого. Заставляйте себя думать о возможных вопросах, на которые нужно получать ответы. Напрягайте себя. Вопросы, которые я  набросал - это экспромт.

Вы не глупее меня и можете составить ваши вопросы, которые будут иметь не меньшую значимость. Аналогично и с тематикой фрагментов, которые вы будете нарезать. 

Просто, каждый раз, задавайте себе вопрос: какой тематике соответствует этот видеофрагмент? Постепенно для вас прояснится картинка в востребованности той или иной тематики.

Допустим, что вы хромаете в понимании игры команд в середине поля. Тогда вы невольно будете нарезать фрагменты игр именно в этой зоне футбольного поля.

Идите ребята своими ногами. Вам никто ноги переставлять не будет. И еще. Хотите, чтобы вас посещало озарение? Тогда идите! Помните, что помогают только идущему, а не говорящему о ходьбе.

Вселенная очень зорко следит за каждым из нас и прекрасно знает, кто идет, кто уже делает первый шаг, а кто только лишь говорит о том, что нужно идти, но не намерен это делать.

Есть еще один вариант повышения уровня понимания вами игры. Зафиксируйте в игре, которую вы смотрите, несколько моментов. Опишите для себя эти фрагменты так словесно, чтобы другим было понятно, о каком эпизоде идет речь.

Не стесняйтесь и спрашивайте, что думает тот или иной человек, к которому вы обратились, о том или ином эпизоде, описанном вами. Таким образом, вы будете иметь целый веер оценок по тому или иному эпизоду.

Так вы сможете принять наилучшее решение в анализе, имея под руками множество разных позиций. Эта работа будет углублять ваше понимание игры.

В очередной раз повторю то, что уже тысячу раз повторял: ни на кого и ни на что не надейтесь! Это бесполезно, а иногда и глупо. Рассчитывайте только на себя.

Никакой дядя не сделает вас суперзвездой. Вы и только вы сами можете сделать это. Вы и только вы являетесь хозяином своей судьбы. Вы и только вы несете ответственность за ваши действия. Никогда не перекладывайте ответственность на родителей, учителей в школе, тренеров и т.д.

За все, что с вами происходит отвечаете только вы, ребята! Желаю вам усидчивости, упорства, упрямства, если хотите, в решение той или иной задачи, целеустремленности, работоспособности и, обязательно, веры в себя, веры в свои силы, в свой потенциал, данный Богом.

вторник, 9 ноября 2021 г.

Когда техника рвет физику, как тузик тряпку...

 


      Когда техника рвет физику, как тузик тряпку



Жил-был один тренер, который открыл свою частную футбольную школу. И пришли к нему разные ребята. Такую роскошь, как отбор мальчишек, он себе позволить не мог. Кто пришел, тех и стал наш тренер тренировать.

Куда своих чад приводят родители? Правильно - в академии и раскрученные футбольные клубы. В рядовые футбольные школы приводят, как говорится, по остаточному принципу.

В школу к этому тренеру пришли худые и толстые, низкие и высокие, ленивые и трудолюбивые, хитрые и прямые откровенные. И стал наш тренер их тренировать. Постепенно, после разгромных проигрышей в десять мячей, ребята стали играть увереннее, и поражения уже были не разгромными.

А еще через какое-то время появились победы. Но, вот беда. Тестирование показывало, что прыжки с места, скорость у воспитанников имеют катастрофически  низкие показатели. Ребята исполняли тесты на уровне 2008 и даже 2009 года, будучи рожденными в 2007 году.

В общем, физика команды оставляла желать лучшего. Это мягко сказано. Кроме всего прочего, у команды очень короткая скамейка, и иногда на турнирах этой команде приходилось играть матчи без замены. И это при такой то физике! Представляете себе?

Тренер это команды не стал плыть по течению общепризнанности, а поплыл против течения, ведомый здравым смыслом, логикой, твердым убеждением в своей правоте. Его тренировки кардинально отличались и отличаются от тренировок других команд. 

И вот наступило время Ч. Команда поехала в Астану на общенациональный турнир частных футбольных школ. Посмотрите несколько секунд на фрагмент их выступления на турнире.

Как вы понимаете, тренером этой команды является Данияр - мой ученик. Его команда "ОЛЖА-Спорт" теперь имеет другое название "Арыстан". В турнире участвовало девять команд.

Все без исключения команды были на голову сильнее физически и быстрее, нежели команда Данияра. А в результате - триумф моего ученика. 

Так что важнее в футболе, господа хорошие? Физика, как думает подавляющее большинство  тренеров, или все же, техника? Решайте сами. Я горжусь тем, что у меня есть такой ученик, который не изменяет своим взглядам и принципам, несмотря на то, что отстаивая их выглядит белой вороной.

Удачи тебе, Данияр в твоей нелегкой работе по пропаганде новой футбольной идеологии! Удачи тебе в создании команды мечты! А я всегда рядом. И если понадобится совет, то помогу, как смогу. 

суббота, 6 ноября 2021 г.

Отпуск футболиста - 2

 


                       Отпуск футболиста - 2




Подписчик "Камара С" попросил меня высказаться на эту тему. Я уже не раз высказывался на эту тему, но не полноформатно. Думаю, что пришло время, поставить точку в этом вопросе и не возвращаться больше к ней.

Начну, как всегда, с понятий. Что такое "отпуск"? Отпуск от слова "отпускать".

Получается, что футболиста кто-то держит в каком-то формате, а потом, по причине усталости футболиста или по причине межсезонья или по этим двум причинам одновременно освобождает футболиста от официальных тренировок и сборов, а также от официальных и товарищеских игр.

Синоним слова "отпуск" это "освобождение". Итак, футболиста освобождают...

Да, его действительно освобождают от всего, что я перечислил. Но, что это означает? Означает ли это, что футболист может забить на футбол, проводить время круглосуточно с друзьями, семьей, нарушать спортивный режим, зависать в кабаках, ночных заведениях или круглосуточно торчать в соц.сетях, периодически развлекаясь танчиками и прочей компьютерной ерундой? 

Реалии современной жизни, современного футбола говорят нам о том, что в большинстве случаев, это так и есть. Исключения, разумеется, есть, но они лишь подтверждают правило, увы.

Почему так происходит? Почему большинство футболистов забивают на футбол во время отпуска? Это все результат работы тренеров. Это результат воспитания футболистов. Это результат проявления тренерского профессионализма в реальной жизни.

Скажите мне пожалуйста, как можно освободить человека от любимого дела? Как? Вы знаете способы? Если человек любит свое дело, то освободить его можно только физически ликвидировав его, или, в лучшем случае, шантажируя его здоровьем близких и родных. Других вариантов нет.

Почему же у нас большинство футболистов забывают про футбол во время отпуска? Возникает естественный и убийственный вопрос: любят ли эти футболисты футбол? Да? Неужели?

Почему же они, во время отпуска не тренируются индивидуально? Почему они не договариваются друг с другом, ассистируя друг друга на индивидуальных тренировках? Почему?

Я уже приводил пример с Майей Плесецкой, который здесь будет очень кстати. Она, будучи звездой мирового балета, и не будучи уже десять лет подряд в отпуске, уехала к морю отдыхать. Знаете, как она отдыхала?

Для тех, кто не знает, повторю. Ее ежедневный распорядок дня на берегу моря, в течение всего отпуска был один и тот же. Подъем в шесть утра. Затем душ, завтрак и разминка, которая у нее длилась на протяжении шести часов!

Шести, ребята, шести - вы не ослышались. Шесть часов мировая звезда разминалась, и только потом превращалась в обычную отдыхающую на берегу моря. Вы можете мне привести пример отдыха футболиста, который, на протяжении шести часов разминался бы, и только потом превращался в обычного отдыхающего? 

Вы много знаете футболистов, которые, во время отпуска, встают с постели в шесть часов утра? Вам все ясно или еще не все? Эта женщина не на словах, а на деле любила всем сердцем балет, свое исполнительское искусство. Вот почему она в свои 70 лет еще выступала на сцене! Вы можете себе это представить?

Вы знаете, что такое поддержание кондиций в балете? Что такое репетиции артистов балета? Если бы футболистам предложить потренироваться в таком режиме, то они бы застрелились, ознакомившись с такими нагрузками.

Я не говорю о том, что футболисты - за редкими исключениями, паталогические лентяи. Но, пусть футболисты не думают, что у них самая сложная и самая энергоемкая работа.

Если футболиста посещают такие мысли, как: "Ну, слава Богу, закончились тренировки и игры. Теперь я могу оторваться на полную и по-настоящему отдохнуть". Если футболист так думает, то он - если и любит футбол, то как-то по-особому, как-то непостижимо, лично для меня.

Что касается моего мнения по этому поводу, то я могу однозначно сказать, что любви к футболу в таких мыслях очень мало. Нельзя, невозможно, освободить человека, чем бы он ни занимался, от любимого дела. Это просто невозможно!

Не зря говорят, что если ты не хочешь ходить на работу, то займись любимым делом. Никто и никогда не считал любимое занятие постылым трудом. Человек, занимающийся любимым делом, не устает. Во всяком случае,  усталости он не ощущает!

Чтобы я ни говорил, о чем бы ни высказывался, везде одна и та же причина - ужасающе низкий уровень подготовки футбольных тренеров. Их образование это оскорбление футбола. Мало того, что преподаватели в футбольных тренерских школах и курсах очень плохо понимают природу футбола, так они еще и не дают никакой информации в плане технологии создания команды.

Повторяю в очередной раз. Футбольная команда это духовный монолит. Что современные футбольные тренеры знают о духовности? Каким образом они занимаются духовным воспитанием? 

Может быть, забрасывание ящика водки в раздевалку своим воспитанникам и закрывание этой раздевалки на замок со словами: "Пока ящик не выпьете - раздевалку не открою" это духовное воспитание? Или многоэтажный мат в адрес отдельного футболиста или всей команды это духовное воспитание? Может быть, рукоприкладство со стороны тренера, что, увы, бывает не раз в футбольной практике, это тоже духовное воспитание?

У меня нет претензий к футбольным тренерам. У меня есть претензии к футбольным национальным федерациям и тем, кто, якобы, обучает будущих тренеров необходимым знаниям. Все это обучение - собирание бабла и вручение корочек. Больше ничего футбольных начальников не интересует.

Грустно, ребята? Лично мне очень грустно. Но. Вы когда-нибудь видели, чтобы отдельная травинка разрывала в клочья асфальт? Нет, не видели? И я не видел. А видели ли вы, когда через асфальт прорываются сразу несколько травинок, образуя в асфальте трещину? Видели? И я видел.

Каждый из вас, и я в том числе, это отдельная травинка, которая ничего не может сделать с асфальтом равнодушия, приспособленчества и корыстолюбия. Но, если мы все не будем мириться с существующим положением дел в наших национальных футболах, то трещины будут  неизбежными. Нужно только не быть равнодушным.

Мы все негодуем по поводу бардака в футболе, поносим наше футбольное начальство, но сами палец об палец не ударяем. Каждый из нас думает, что какой-то дядя за нас что-то сделает. Ничего подобного.

Футбольные чиновники без боя своих позиций не сдадут. Помните об этом, когда вы ругаете местное футбольное начальство, а сами рассчитываете на манну небесную. Извините, я отвлекся от темы.

Вы уже поняли, что без футбола отпуск невозможен, если футболист любит футбол и думает о своей футбольной карьере. Здесь будет уместно напомнить еще об одном примере, который я уже не раз приводил.

Святослав Рихтер - пианист мирового уровня, непревзойденный исполнитель своего времени. Он как-то сказал следующее: "Если я не поиграю на пианино один день, то буду восстанавливаться неделю, если не поиграю неделю, то буду восстанавливаться месяц, если не поиграю месяц, то думаю, что вообще не восстановлюсь".

А ведь природа исполнительского искусства игры на фортепиано и игры футболиста практически одна и та же. В основе обоих искусств лежит матрица мышечной памяти. Эта память, в том и другом случаях, сдувается, как детский надувной шарик, если ее не поддерживать.

Я пишу настолько просто, что мне кажется, информация здесь доступна для человека с любыми способностями. Или я ошибаюсь?

Весь вопрос не в понимании, а в желании сражаться со своим главным врагом - собственной Ленью. Повторяю в миллионный раз: величайшая победа это победа на самим собой.

Нам осталось только выяснить, что же делать во время отпуска. Здесь все просто. Как говорится, было бы желание. Во-первых, нужно понимать, что отказ от индивидуальных тренировок во время отпуска это преступление перед самим собой.

Нужно найти площадку перед стеной и ежедневно работать со стеной. Это во-первых. Во-вторых, нужно иметь ассистента, чтобы тот исполнял роль мишени, для шлифовки точности диагоналей. Разумеется игрокам нападающих линий нужно не забывать о пяти главных видах удара - ВЧС - внутренней частью стопы, удар шведой, удар подъемом в динамике, под разными углами атаки по отношению к плоскости ворот, классический удар и удар щекой.

Это пять главных ударов. Очень рекомендую игрокам нападающих линий, играющих в центральной полосе поля, овладеть ударом с контрового наката - самом опасном и мощнейшем ударом в футболе.

Игрокам фланговых амплуа настоятельно рекомендую выводить уровень вбрасывания из-за боковой до 25-30 метров. Разумеется, во время отпуска, нельзя забывать об общем тонусе своего тела и ежедневно пробегать, минимум пять километров. Для игроков премьер-лиг и первых лиг семерка в этом плане обязательна.

Игрокам средней линии нужно заниматься тщательно приемом мяча, видением поля, развитием скорости принятия решения еще до приема мяча, культурой паса и точностью диагоналей. Игрокам обороны нужно заниматься видением поля и умением исполнять первый контратакующий пас на любую дистанцию, уметь держать дистанцию при попытке обыгрыша соперником, работать над подкатами, высотой прыжка, игре головой и многом другом - все не перечислить.

Делайте хотя бы половину того (в плане времени тренировок), что делала Майя Плесецкая во время своего отпуска, и претензий к вам со стороны тренеров не будет. Не опускайтесь до уровня нарушения спортивного режима. Помните, что нарушая спортивный режим вы плюете в собственный колодец.

Хотите курить, как многие? Хотите пить спиртное, как многие? Хотите тратить свое здоровье с девицами сомнительного поведения? Если для вас это так необходимо, то дотерпите до окончания вашей карьеры, а там уже можете хоть на голове ходить, если вам это так необходимо. 

Если футбольный тренер занимается со своими воспитанниками духовным воспитанием, морально-нравственным воспитанием, то подобных вопросов у его футболистов возникать не будет. А так как этого нет, то имеем то, что имеем.

Закончив написание этой статьи, я вдруг обнаружил в комментариях, что я уже такой ролик выпускал. Ну что же, понимаю, что эти два ролика и статьи будут иметь что-то общее, но не думаю, что в своей большей части. Ведь углубляясь в любую тему, я каждый раз импровизирую, озвучиваю те мысли, которые меня посещают именно в данный момент.

Вот почему я уверен в том, что обе статьи и оба ролика не будут близнецами.