суббота, 20 ноября 2021 г.

Футбольное мышление

 


                       Футбольное мышление



Подписчик канала "Коні як хобі і частина життя" попросил меня высказаться по поводу футбольного мышления, начиная с детского возраста. Это не просьба о расшифровке футбольного мышления, что в принципе невозможно, так как  футбол - игра Бога, т.е. игра, сотканная, как полотно из нитей, многочисленными бесконечностями. 

Например, мяч имеет бесконечное число точек соприкосновения, несмотря на то, что площадь поверхности мяча ограничена. Число вариантов различных игровых схем и случайных ситуаций также равно бесконечности.

Я уже не говорю о том, что игра подчинена с двух сторон мышлению футболистов. А это мышление рождается в мозгу, где количество нейронных связей приближается к бесконечности.

Если игра в шахматы представляет собой пакет различных вариантов игры, исчисляемый квадрильонами, несмотря всего на 64 клетки, имеющихся на шахматной доске, то о футболе, где количество таких клеток равно бесконечности, говорить о каком-то уровне сложности игры как-то даже неприлично.

Об этом может говорить либо ограниченный интеллектом человек, либо просто сумасшедший. Игра в футбол, по своей сложности не имеет дна. Она бесконечно сложна и глубока.

А если так, то и мышление футболиста, чтобы быть под стать игре, должно быть бесконечно глубоким. Вы следите за логикой моего рассуждения? Я все верно говорю?

А если я говорю верно, то футбольное мышление раскрыть невозможно. Можно только говорить о некоторых нюансах. Давайте попробуем вместе? Давайте.

Шестилетний мальчишка или пятилетний или семилетний пришел в футбольную школу. Когда он ознакомился с правилами игры, то понял, что главная цель игроков команды - забить, заколотить, закатить, завести мяч в ворота соперника.

В так называемом монофутболе все ясно и прозрачно - при игре один в один, задача футболиста послать мяч в ворота соперника. Когда же идет игра, скажем пять на пять, то у ребенка в голове начинает искрить, вплоть до короткого замыкания.

Почему? Вы это хотите спросить? Он начинает думать о том, что мяч в ворота соперника можно заколотить или закатить лично, а можно с помощью партнеров. Но. У него возникает соблазн. Как вы думаете, какой?

Ведь когда забивает он, то его хвалят, его поздравляют с голом, ему аплодируют, а когда забивают партнеры, то хвалят их, а не его. Вывод напрашивается сам собой.

Если хочешь выделяться, если хочешь быть в центре внимания родителей, болельщиков тренеров, в том числе из чужих команд, то должен быть автором гола. И если тренер, с малых лет своих воспитанников, не объяснит им, что главный приоритет в футболе это забитый мяч в ворота соперника, а не авторство этого гола.

Если тренер объяснил доходчиво и расшифровал детям всю порочность игры не на команду, а на себя любимого, то у ребенка рождается и формируется в голове принцип приоритетности. Т.е., ребенок начинает оценивать все свои действия в плане приоритетности.

Другими словами, если футболист находится перед пустыми воротами с мячом, а партнеры в стороне, причем разобранные соперниками, то нет смысла искать хорошую передачу, так как нахождения перед пустыми воротами соперника имеет наивысший приоритет, и необходимо самому завершать атаку.

Второй пример. Мяч у Иванова. Партнер справа прикрыт соперником, а партнер слева открыт и ждет передачу. Перед Ивановым защитник, который не дает свободно пройти к воротам, а также прицельно ударить.

Иванов начинает быстро соображать, в каком из вариантов более высокий приоритет: в варианте, когда мяч отдается свободному партнеру или необходимость идти в обводку с непонятными последствиями. С большой вероятностью Иванов примет решение отдавать мяч партнеру.

Ребята! Я понимаю, что сейчас говорю банальные очевидные вещи. Но, обращаюсь сейчас к детским тренерам, вы должны понимать, какие первые шаги делает ребенок в плане футбольного мышления.

И если вы осознаете правильность таких шагов, то должны скрупулезно, с большим терпением донести эти азы футбольного мышления до ребенка. И чем раньше вы это сделаете, тем быстрее будет расти мальчишка или девчонка в интеллектуальном плане и, как следствие, в понимании игры.

Футбольное поле это пространство, где футболисты представляют собой судей, адвокатов и прокуроров одновременно, постоянно кладя на свои индивидуальные весы приоритетов то или иное потенциальное решение. Для тех, кто не понял, объясню на примере.

Идет быстрая контратака команды "Звезда" или назовите ее как-то по-другому - как вам больше нравится. Мяч у Иванова, который движется по центру и только что пересек центральную линию поля. Слева от него Петров, а справа Сидоров. Иванову противостоит Козлов, рядом с Петровым  находится соперник Вишняков, а недалеко от Сидорова расположился Копейкин.

Иванов видит, что Сидоров начинает делать рывок по правому флангу, предлагая себя для разрезающей передачи, слева Петров, который не производит никаких действий, а расположился у левой бровки и не пытается оторваться от опекуна.

Перед Ивановым находится Козлов. Иванов мысленно и с огромной скоростью  вытаскивает многочашные весы приоритетов и кладет на каждую чашу отдельно взятый вариант:

1. Я иду в обводку, и в случае успеха резко обостряю игровую ситуацию в пользу своей команды.

2. Отдаю мяч налево Петрову, который малоактивен, но может сделать рывок к мячу, если исполнить передачу на ход.

3. Учитывая, что Сидоров уже сделал рывок и этим озвучил свои намерения, есть резон сделать разрезающую передачу именно ему.

4. За счет легкого переступа, сместиться влево или вправо и нанести удар по воротам соперника с дальней дистанции.

5. Принять решение, подключиться к передней линии атаки, отдав мяч  назад.

6. Притормозить атаку на полсекунды, дождавшись подключения к атаке Васюнина, с которым хорошее взаимопонимание и с которым можно сыграть в стенку, что значительно эффективнее индивидуальной обводки.

7. Показать жестом Сидорову, чтобы он, получив мяч и чуть пройдя вперед и напоровшись на одного из защитников, вернул мне мяч назад контровым накатом для того, чтобы я выстрелил в рамку соперника.

 У весов Иванова, как вы заметили, оказалось семь чаш. Какая чаша перевесила - неизвестно. Об этом нужно спросить у Иванова.

Теперь два слова о Сидорове. Мяч у Иванова, который только что пересек центральную линию поля и движется по центру. Сидоров мысленно и с огромной скоростью достает свои весы и кладет на каждую из чаш рассматриваемые им варианты своих решений:

1. Я уйду к самой бровке, ожидая паса на ход по флангу.

2. Сделаю диагональный рывок за спину защитника, в расчете на то, что этот рывок заметит Иванов и сделает мне разрезающую передачу.

3. Смещусь ближе к центру и к Иванову, в расчете на то, что Иванов захочет сыграть со мной в стенку и прорваться индивидуально.

Как видите, ребята, Сидоров не стал себя напрягать другими вариантами и вытащил весы с тремя чашами. Как вы уже знаете, перевесила вторая чаша. А что с Петровым?

 А у Петрова понадобились к весам следующие чаши:

1. Что-то мне стремно предлагать себя для передачи. Лучше я останусь рядом с соперником.

2. Сделать рывок, чтобы предложить себя на левом фланге.

Итак, весы Петрова оказались с двумя чашами.

А теперь, к примеру, давайте посмотрим, какие весы у Козлова, который противостоит Иванову:

1. Выброситься с целью выбить мяч из-под ног или завладеть мячом.

2. Держать дистанцию, чтобы предотвратить индивидуальную обводку себя.

3. Держать дистанцию и одновременно делать провокационные выпады, с целью спровоцировать Иванова на индивидуальную обводку.

Как видите, у центрального защитника соперника весы оказались с тремя чашами. Надеюсь, вам все понятно?

По полю мобильно перемещаются двадцать два футболиста с весами, которыми они пользуются практически до десятка раз в минуту. Футбол это процесс взвешивания шансов на 22 весах.

Как футболист характеризует своих партнеров? Давайте попробуем описать процесс оценки партнера:

1. Он двуног - хорошо, тогда не нужно париться по поводу специфики передачи.

2. Он правоног, и плохо владеет левой ногой. Тогда есть смысл отдавать ему под правую ногу, если есть такая возможность, а если нет, то этот адресат передачи аннулируется.

3. Он левоног, а дальнейшее, как в пункте 2.

4. Он не любит передач ему, а если так, то у этого адресата минимальный приоритет.

5. Он любит брать игру на себя и не прячется за спинами соперника. У такого адресата наивысший приоритет.

6. Он быстр, а если так, то возможно рассмотрение варианта с передачей на ход или в разрез защитникам соперника.

7. Он медленный, а если так, то, при необходимости, возможна только передача в ноги.

8. Он удароспособен, а если так, то есть смысл ему передавать мяч, когда он в свободной зоне или выходит в нее.

9. Он смекалист, а если так, то с ним возможно сыграть в стенку или надеяться на обратный пас в качестве контрового наката для пушечного удара.

10. Он любит делать передачи назад, так как немного труслив в том, чтобы брать ответственность на себя в плане развития атаки и ее обострения.

11. Он техничен, обожает себя и далеко не всегда играет на команду, а если так, то рассчитывать на него, как на игрока, который сыграет в одно касание для мгновенного паса третьему не приходится.

12. Он не умеет принимать мяч с помощью уступающего движения. Поэтому жесткую передачу ему делать нельзя категорически - мяч отлетит и моя команда потеряет круглого.

13. Он очень хорошо играет головой и имеет высокий прыжок, а если так, то верховая адресная передача ему имеет очень высокий приоритет.

14. У него прекрасно поставлен удар с контрового наката, а если так, то после флангового прорыва буду искать диагональную передачу назад для осуществления диагонального контрового наката этому партнеру.

15. Этот парень прекрасен в отборе и перехватах мяча, но в принятии решения, когда у него мяч, он всегда паникует и, как следствие, либо теряет мяч, либо делает ошибку при передаче.

Ребята, я привел лишь 15 пунктов возможных вариантов мышления футболиста на футбольном поле. Можно было бы привести и 150 вариантов, но смысла в этом не вижу, так как приведенные варианты ярко говорят о том, что им нет числа.

И чем талантливее футболист, чем лучше он понимает игру, тем больше вариантов продолжения игры он просматривает за доли секунды, причем подсознательно. Я не упомянул о технологии скоростной контратаки, которая сопровождается целым пакетом различных размышлений.

Также я не упомянул о мыслях футболистов, когда концентрация их на одном из участков поля превышает норму. Целый пакет мыслей связан с выбором  того или иного финта для индивидуальной обводки, с принятием решения о том или ином подкате, с решением бороться или отказаться от борьбы на втором этаже. И т.д.

Мышление футболиста не ограничивается футбольным полем во время игры. Есть еще тренировки, есть еще индивидуальные тренировки, есть еще быт, есть еще провокации с не футбольной стороны.

Есть еще такое понятие, как ключевая цель в карьере футболиста и мысли, связанные с этим. Есть размышления, связанные с взаимоотношениями с тренером, партнерами и работниками клуба. И многое, многое, многое другое.

Бесконечное, при всем моем желании, я не смогу вместить в этот ролик и статью. А поэтому буду заканчивать. Этой статьей и роликом я попытался показать всю абсурдность и бесполезность в попытках расшифровать мышление футболиста.

Я всегда говорил, говорю и буду говорить о том, что когда мы имеем дело с бесконечностями в том или ином виде, необходимо ориентироваться на принципы. Это принципы ведения игры в формате своего амплуа.

Это принципы работы на тренировке, как со стороны тренера, так и со стороны футболистов. Везде, какой бы сегмент жизнедеятельности футболиста и тренера мы не взяли, необходимо ориентироваться на принципиальную базу.

Приводить пример, как сознательно уйти от рассмотрения множества различных вариантов в пользу приверженности всего нескольких принципов, я не буду, так как статья и ролик уже получились достаточно емкими. Кстати, только что родилась мысль выложить ролик и написать статью о принципах в футболе.

Прекрасная мысль, обязательно реализую эту мысль.


Комментариев нет:

Отправить комментарий